Изучение и музеефикация памятников древней месопотамии Курсовая работа (проект)
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Изучение и музеефикация памятников древней месопотамии»
по дисциплине: «История древнего мира»
2016
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
60.00 BYN
Изучение и музеефикация памятников древней месопотамии
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: История древнего мира
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
Поделиться
Введение
Глава 1 История открытия памятников Древней Месопотамии
Глава 2 История изучения памятников Древней Месопотамии
Глава 3 Музеефикация памятников Древней Месопотамии
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Междуречьем – Месопотамией, древнегреческие географы называли равнинную область между Тигром и Евфратом, расположенную в их нижнем и среднем течении. С севера и востока Месопотамия граничила с окраинными горами Армянского и Иранского нагорий, на западе окаймлялась Сирийской степью и полупустынями Аравии, с юга её омывал Персидский залив.
Центр развития древнейшей цивилизации находился в южной части этой территории – в древней Вавилонии. Интересно, что Библия, содержащая богатейшие сведения о многих царствах, вначале повествует именно о Вавилоне, уделяя ему большое место как в историческом, так и в пророческом аспекте. СевернаяВавилония носила название Аккад, южная - Шумер. В северной Месопотамии, которая представляет собой холмистую степь, переходящую в горные районы, была расположена Ассирия.
Не позднее IV тыс. до н. э. на крайнем юге Месопотамии возникли первые шумерские поселения. Шумеры заняли всю территорию Месопотамии (на севере - от района, где находится современный Багдад, на юге - до Персидского залива). Но откуда шумеры пришли в Месопотамию, выяснить, пока не удаётся. Согласно традиции, бытовавшей среди самих шумеров, они прибыли с островов Персидского залива. Шумеры говорили на языке, родственные связи которого с другими языками ещё не установлены.
В северной части Месопотамии, начиная с первой половины III тыс. до н. э., обитали семиты. Они были скотоводческими племенами древней Передней Азии и Сирийской степи. Язык семитских племён, поселившихся в Месопотамии, назывался аккадским. В южной Месопотамии семиты говорили на вавилонском, а к северу, в средней части долины Тигра, - на ассирийском диалекте аккадского языка.
В течение нескольких веков семиты жили рядом с шумерами, но затем стали продвигаться на юг и к концу III тыс. до н. э. заняли всю южную Месопотамию. В результате этого аккадский язык постепенно вытеснил шумерский. К началу II тыс. до н. э. шумерский был уже мёртвым языком. Однако как язык религиозного культа и науки шумерский продолжал существовать и изучаться в школах до I в. н. э., после чего клинопись вместе с шумерским и аккадским языками была окончательно забыта. Вытеснение шумерского языка вовсе не означало физического уничтожения его носителей. Шумеры слились с вавилонянами, сохранив свою религию и культуру, которые у них с небольшими изменениями заимствовали вавилоняне.
Во второй половине II тыс. до н. э. из Северной Аравии в Сирийскую степь, в Северную Сирию и Северную Месопотамию хлынула мощная волна арамейских племён. В конце XIII в. до н. э. арамеи создали в Западной Сирии и юго-западной Месопотамии множество мелких княжеств. Но в VIII в. до н. э. арамейские государства были захвачены Ассирией. Ассирийская администрация проводила политику насильственного переселения покорённых народов из
ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ ПАМЯТНИКОВ ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ
Культура дописьменного периода вскрывается благодаря тщательному изучению вещественных памятников: орудий труда, жилищ, домашней утвари, произведений древнейших художников и т. д. Зачастую они говорят красноречивее, чем древнейшие надписи. Эти памятники относятся к эпохе неолита и отчасти энеолита и охватывают около четырех тысячелетий.
Памятники неолита и энеолита знакомят нас со стадией первобытного, доклассового общества на территории, которая позднее стала называться Ассирией. Историческое развитие Северной Месопотамии началось раньше, чем южной части страны, которая в неолитический период почти сплошь была покрыта болотами. Известный археолог Г. Чайльд утверждает, что именно Ассирия наряду с Египтом, Палестиной и Индией была колыбелью земледелия и скотоводства. Еще задолго до образования ассирийского государства предгорья Загрса, бассейн рек Большой и Малый Заб и берега р. Хабур, впадающей в Евфрат, были заселены многочисленными племенами.
Древнейшее поселение на территории будущей Ассирии было обнаружено в Иракском Курдистане. Оно относится к концу мезолита (среднекаменного века) и самому началу неолита (докерамического века) и датируется примерно VI тысячелетием до н.э. Создатели этой культуры уже перешли из пещер в каменные жилища (сохранились остатки полов и стен, сложенных из камней). Они срезали дикорастущие злаки серпами с кремневыми лезвиями и растирали зерна на ручных зернотерках. Приступили они также к одомашниванию коз и овец. Это означало, что первые шаги, знаменующие переход к земледелию и скотоводству, уже были сделаны.
Более высокую стадию развития мы находим в неолитическом поселении Калат-Джармо (около Керкука к востоку от Тигра), которое относится к первой половие V тысячелетия до н.э. Здесь уже наблюдается широкое развитие земледелия (основные культуры — ячмень и двузернянка).
Костей домашних животных (коз, овец, свиней) сохранилось гораздо больше, чем останков диких зверей. В городище Калат-Джармо найдены руины прямоугольных (в плане) домов из утрамбованной глины, а также водосборники, представлявшие собой ямы, обмазанные глиной, которую обжигали, разводя здесь костры. Отсюда было уже недалеко и до изобретения керамики.
Здесь же раскопаны первые памятники изобразительного искусства (женские глиняные статуэтки).
В середине V тысячелетия до н.э. были уже заселены не только предгорья, но и значительная часть равнины. На правом берегу Тигра, в районе Хассупа (у места впадения Большого Заба), возникло значительное поселение, обитатели которого разводили мелкий [2, с. 19] и крупный рогатый скот. Грубые глиняные сосуды для зерна и каменные мотыги свидетельствуют о развитии земледелия.
ГЛАВА 2 ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПАМЯТНИКОВ ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ
Впервые попытка изучения древней истории Месопотамии была сделана только в начале 19 века, когда многочисленные археологические находки и расшифрование небольшой части обнаруженных клинописных табличек, помогли ученым сделать самые ранние выводы. Появилась необходимость систематизировать большое количество информационных источников, которые изучались в рамках ассириологии, и несмотря на то, что позднее сфера изучения многократно расширилась, название дисциплины осталось прежним. Бесценные архаичные находки и переведенные свидетельства письменности позволили ученым поставить изучение месопотамской цивилизации на твердую доказательную базу. Но большое количество не поддающихся изучению артефактов и некоторые противоречивые сигналы, получаемые от диковинных находок, породили множество дискуссии в ученом сообществе.
Особенно жаркие споры велись из-за попыток отдельных ассириологов преподнести значение г. Вавилона как мощного древнего центра мировой культуры и символа ее развития. Изначально адекватная и по сути справедливая идея о мощном влиянии Вавилонского царства на азиатские государства, постепенно была доведена до полного абсурда. Так, некоторые ученые истолковывали многообразие религий, идеологий и мировоззрений древних народов мира в качестве естественных и запоздалых вариаций вавилонской культуры.
По их мнению первые устои нравственности, богобоязненности (в понятии ада), морали впервые появились в Вавилоне, откуда позже распространились по всему населению мира, с вполне объяснимыми дополнениями и видоизменениями. Особо страстно поклонников вавилонской цивилизации критиковали многие, и даже буржуазные, специалисты. Их идеи основывались на том, что многочисленные материальные памятники, обнаруженные при раскопках древних городов Индии, Китая, Египта и Сирии, служат свидетельством того, что разные народы разных государств независимо и самостоятельно совершенствовали свою культуру. Однако многие характерные сходства позволяют судить о сближении и постоянном взаимодействии древних цивилизаций, фрагменты культуры Вавилона бесспорно повлияли на развитие азиатских стран.
Тщательное исследование материальных памятников продвигало развитие ассириологии, излучался шумерский язык, издавались научные публикации с переводом клинобитных текстов и грамматические словари со справочниками. Это позволяли обывателям погрозиться в изучение искусства, науки, литературы и религии месопотамских народов.
Отдельное внимание уделялось социальному взаимодействию государственной власти и населения, с целью подтвердить догадки о
ГЛАВА 3 МУЗЕЕФИКАЦИЯ ПАМЯТНИКОВ ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ
Одним из наиболее оптимальных способов сохранения и включения наследия в социокультурную среду является музеефикация. Однозначного определения понятия «музеефикация» не существует. В широком смысле музеефикация (эквивалент в англ. языке «musealisation») предполагает помещение в музей или превращение в разновидность музея ключевого момента человеческой деятельности или природного объекта. По мнению Збинека Странского, в процессе извлечения предмета из среды бытования и помещения в физические границы музея статус предмета меняется: он становится материальным (или нематериальным) свидетельством жизни и деятельности человека, источником для изучения и экспонирования, приобретая тем самым специфическую культурную реальность [8].
Поскольку музеефикация тесно связана с охраной и использованием историко-культурного наследия, то ключевыми понятиями для нее являются «культурное наследие», «культурная ценность», «историко-культурное наследие», «историко-культурная ценность», «памятник». В связи с тем, что правовые отношения в сфере охраны, учета и использования историко-культурного наследия регламентируются международно-правовыми документами, включая конвенции и рекомендации ЮНЕСКО, Совета Европы, договора и межведомственные соглашения [11, с. 7], существует несколько вариантов определения объекта музеефикации.
Таким образом, культурной ценностью считается как само здание музея, так и содержащиеся в нем музейные коллекции.
Наряду с понятием «культурные ценности» в документах ЮНЕСКО используется понятие «культурное наследие». В Конвенции о мерах, направленных на запрещение передачи собственности на культурные ценности» 1970 г., культурное наследие рассматривается в качестве собирательного понятия, включающее в себя определенные категории ценностей [8, c. 43]. Согласно Конвенции «Об охране всемирного культурного и природного наследия» 1972 г. под культурным наследием понимаются: памятники: произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, элементы или структуры археологического характера, надписи, пещерные жилища; ансамбли: группы изолированных или объединенных строений, архитектура, имеющие единство или связь с пейзажем; достопримечательные места: дело рук человека или совместные творения человека и природы [8, c. 52].
Природные и культурные объекты, составляющие достояние всего человечества и заслуживающие специального отношения, охраны и внимания мирового сообщества, по представлению того государства, на чьей территории они расположены, могут быть внесены в Список всемирного наследия. Однако, как отмечено в тексте Конвенции, если какая-либо ценность культурного или
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Месопотамией («страной между реками») древнегреческие географы назвали обширную область в бассейнах Тигра и Евфрата, отличавшуюся исключительным плодородием и выгодным географическим положением на пересечении важнейших торговых путей. На этой территории жили многочисленные народы, говорившие на разных языках. Первые государства возникли в Южной части Месопотамии, где жили шумеры – народ загадочный по происхождению и языку. Древние шумерские города – Ур, Урук, Лагаш, Ниппур возникли в конце 4-го тыс. до н. э. В начале 2-го тыс. до н. э. крупнейшим городом Месопотамии становится Вавилон, а в восточной части Северной Месопотамии возникло государство Ассирия с центром в г. Ниневии. Культурные достижения шумеров были усвоены и развиты вавилонянами и ассирийцами.
Одним из самых выдающихся достижений древних шумеров было изобретение письменности – клинописи. Шумерская клинопись была заимствована многими народами Передней Азии. Богатая шумерская литература была представлена поэмами, лирикой, мифами, гимнами, эпическими сказаниями. Особый жанр представляли плачи – произведения о гибели шумерских городов в результате набегов соседних племен. Самым знаменитым памятником шумерской литературы является цикл эпических сказаний о герое Гильгамеше, царе Урука, который искал бессмертие для себя и других людей. В поэме содержится рассказ о всемирном потопе, повторенный затем в библейской книге Бытия. В литературе народов Месопотамии значительное место занимают произведения, в которых повествуется о жизни богов, сотворении мира, например, эпос «Когда вверху…», составленный во 2-м тысячелетии до н. э. и посвященный главному вавилонскому богу Мардуку. К VII в. до н. э. восходит самое знаменитое ассирийское произведение – «Повесть об Акихаре», мудром писце и советнике ассирийских царей. Текст ее был очень популярен на Востоке и даже в Европе (на Руси это произведение было известно под названием «Повести об Акире Премудром»).
Одним из самых крупных достижений вавилонской и ассирийской культуры было создание библиотек. Крупнейшую из них основал ассирийский царь Ашшурбанапал (VII в. до н. э.) в своем дворце в городе Ниневии. Это было первое в мире систематическое собрание книг, где глиняные книги были размещены в определенном порядке. Глина была основным материалом для письма в Древней Месопотамии. Даже человек и тот, согласно древнему шумерскому мифу, был сотворен из глины.
В Шумере сформировался определенный тип храмового зодчества, характеризующийся применением высоких искусственных платформ, на которых устанавливался центральный храм. Такие Храмовые башни – зиккураты – являлись непременной принадлежностью каждого города. Одним из самых древних являлся зиккурат бога луны Сина высотой 18 м, который был открыт
1. Авдиев, В.И. История древнего Востока / В.И. Авдиев. – М.: Наука, 1970. – 360 с.
2. Бартольд, В. История изучения Востока в Европе и России / В. Бартольд. – Л : Ленингр. ин-т изучения живых вост. яз., 1925. – VIII. – 318 с.
3. Бецольд, К Ассирия и Вавилония / К. Бецольд. – СПб.: Брокгауз-Ефрон, 1904. – 1150 с.
4. Бузескул, В.П. Открытия XIX и начала XX в. в области истории древнего мира. Т. 1 / В.П. Бузескул. – Пг.: Восток, 1923. – 222 с.
5. Гуляев, В.И. Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории / В.И. Гуляев. – М.: Алетейя, 2004. – 380 с.
6. История Древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина.— 3-е изд.— М.: Высш. шк., 2003. – 462 с.
7. Каменецкий, И.С., Музеефикация памятников / И.С. Каменецкий // Российская музейная энциклопедия: в 2 т. / Рос. Ин-т культурологии МК РФ и РАН; редкол.: В.Л. Янин (пред.) [и др.]. – М., 2001. – Т. 2. – С. 390 – 393
8. Ключевые понятия музеологии / сост. A. Desvallees, F. Mairesse; пер. А. В. Урядникова // The International Council of Museums [Electronic resource]. – Режим доступа: http://icom.museum/professional?standards /key?concepts?of?museology/. Дата доступа: 08.03.2016
9. Конвенции и рекомендации ЮНЕСКО по охране культурного наследия / Беларус. фонд культуры, науч.-техн. гос. предприятие «Белинформреставрация»; сост. В. В. Глинник // Тыдзень. – 2000. – №6. – 194 с.
10. Липин, Л.А. Глиняные книги / Л.А. Липин. – Л., 1955. – 273 с.
11. Мартыненко, И.Э. Правовой статус, охрана и восстановление историко-культурного наследия / И.Э. Мартыненко. – Гродно: ГрГУ, 2005. – 343 с.
12. Садаев, Д.Ч. История Древней Ассирии / Д.Ч. Садаев [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://annales.info/2riv/sadaev/ Дата доступа: 16.03.2016
13. Струве, В.В. Советское востоковедение и проблема общественного строя древнего Востока / В.В. Струве // Вестник Ленинградского государственного университета. – 1947. – № 11. – С. 21 – 27
14. Тураев, Б.А. Русская наука о Древнем Востоке до 1917 г. / Б.А. Тураев. – Л., 1927. – 410 с.
15. Тюменев, А.И. Государственное хозяйство древнего Шумера / А.И. Тюменев. – М.-Л., 1956. – 254 с.
16. Чайльд, Г. Древнейший Восток в свете новейших раскопок / Г. Чайльд. – М., 1956. – 527 с.
17. Шулепова, Э.А. Музеефикация памятников как механизм использования культурного наследия в регионе: дис. ... д-ра культурологии: 24.00.02, 24.00.03 / Э.А. Шулепова. – М., 1998. – 292 с./
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты