Введение
1. Основные различия между кейнсианством и классической школой
1.1 Классическая школа
1.2 Кейнсианская модель
2. Современные направления кейнсианства и монетаризма
2.1 Современные направления кейнсианства
2.2 Современные направления монетаризма
3 Методы регулирования экономики на современном этапе
3.1 Неокейнсианские модели регулирования экономики
3.2 Современные монетаристские модели регулирования экономики
Заключение
Список использованных источников
Введение
Со времен зарождения экономики, одна из напряжнейших дискуссий ведется вокруг вопроса, существует ли в экономике тенденция о долгосрочном равновесии с полной занятостью.
Существует две практически противоположные научные позиции методов регулирования народного хозяйства: монетаризм (неоклассицизм) и кейнсианство. Вплоть до тридцатых годов XX века среди экономистов господствовало мнение, что с помощью механизма свободного ценообразования экономика автоматически стремится к равновесию, когда совокупный спрос равен совокупному предложению. Согласно этому мнению, никаких затяжных кризисов с высоким уровнем безработицы не может быть. Считалось, что безработица является по сути отражением слишком высокой заработной платы. В этих условиях свободный рынок, по мнению представителей классической школы, должен заставить цену рабочей силы снижаться до тех пор, пока на рынке труда не восстановится равновесие. Точно такой же механизм, считали они, действует и на всех других микрорынках, что гарантирует общее равновесие экономической системы в сочетании с полной занятостью. Предположение о том, что заработная плата может быстро измениться, чтобы обеспечить полную занятость на рынке труда,— это отличительная черта классической модели регулирования национального производства.
Кейнсианская модель общего экономического равновесия построена на принципах, отличных от постулатов классической школы. В кейнсианской модели отсутствует гибкость цен, так как, во-первых, в коротком периоде экономические субъекты подвержены денежным иллюзиям, кроме того в экономике в силу институциональных факторов (долгосрочные контракты, монополизация и т.д.) реальная гибкость цен отсутствует.
Особое значение имеет относительная жесткость номинальной зарплаты. Кейнс подчеркивал, что номинальная зарплата в коротком периоде фиксирована, так как определяется долгосрочными трудовыми контрактами, кроме того, если она и меняется, то только в одну сторону повышения в периоды экономического подъема. Снижению же ее в периоды экономического спада препятствуют профсоюзы, имеющие большое влияние в развитых странах. В силу этого рынок труда несовершенен и равновесие на нем устанавливается, как правило, в условиях неполной занятости.
Основная особенность кейнсианской модели заключается в том, что реальный и денежный сектор экономики оказываются взаимосвязанными. Важнейшим рынком в кейнсианской модели является рынок благ.
В связке «совокупный спрос совокупное предложение» ведущая роль принадлежит совокупному спросу. Кейнсианские модели построены на совершенно отличных от неоклассических постулатах:
• цены не являются гибкими, они предполагаются постоянными;
• ожидания субъектов статичны;
• факторы производства невзаимозаменяемы.
1. Основные различия между кейнсианством и классической школой
1.1 Классическая школа
В макроэкономике практически по каждому вопросу имеет место несколько точек зрения. При всем многообразии их можно сгруппировать в несколько основных концепций, среди которых наиболее значительными представляются классическая концепция, кейнсианство и монетаризм. Существуют принципиальные различия между представителями различных школ и направлений по вопросам интерпретации исходных посылок функционирования экономики, характера поведения экономических субъектов, особенностей и закономерностей функционирования отдельных рынков и характера взаимосвязи между ними, конечно, по вопросам экономической политики [11, с. 260-262].
Анализ отдельных проблем макроэкономического характера можно встретить в трудах практически всех выдающихся экономистов прошлого, таких как Ф. Кене, А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, Т. Мальтус, Л. Вальрас и другие. В наиболее законченном систематизированном виде данное направление представлено в трудах А. Маршала и др. экономистов «Кембриджской школы».
Основные постулаты классической школы:
1) Экономика по своей природе является экономической совершенной конкуренции, любые проявления несовершенной конкуренции рассматриваются как экзогенные факторы, не меняющие сути и характера экономической природы;
2) Цены в экономике, абсолютно гибкие (в коротком периоде). (Цены на блага и факторы достаточно сильно и оперативно реагирует на взаимные колебания);
3) Экономические субъекты действуют рационально исходя из максимизации своей выгоды;
4) Разделение экономике на два автономных сектора: денежный и реальный. При этом все рынки реального сектора являются равновесными. Деньги служат лишь счетной единицей и средством обращения;
5) Экономика является само регулируемой, что обеспечивается системой встроенных стабилизаторов (гибкие цены, гибкая ставка % и гибкая номинальная ставка заработной платы);
6) Ведущая роль в модели «совокупный спрос – совокупное предложение» отводится совокупному предложению;
7) Так как на рынке труда равновесие устанавливается при полной занятости, то совокупное предложение фиксируется на уровне естественного выкупа (национального дохода полной занятости);
8) Объем предложения определяется только наличными факторами производства, при этом факторы являются взаимозаменяемыми.
2. Современные направления кейнсианства и монетаризма
2.1 Современные направления кейнсианства
Современное кейнсианство не является чем-то единым. В нем выделяется течение ортодоксальных кейнсианцев, считающих себя главными хранителями концепции Дж. Кейнса. Этот вариант разрабатывался такими известными экономистами, как Э. Хансен, Дж. Хикс, С. Харрис, П. Самуэльсоном и др. Непосредственным воплощением кейнсианской ортодоксии явилась прежде всего инвестиционная теория цикла, составившая основу антициклического регулирования экономики, ориентирующая на гибкое использование доходов и расходов бюджета в связи с изменением конъюнктуры, налоговой системы, выплат по социальному страхованию и др. Ортодоксальное кейнсианство включилось также в решение проблемы экономической динамики. В дальнейшем кейнсианская ортодоксия пошла по пути интеграции с неоклассической теорией, в результате чего появился неоклассический синтез Пола Самуэльсона, сформировавшего модель смешанной экономики. Новая концепция базировалась на соединении кейнсианства с традиционными положениями неоклассицизма. Этот ортодоксальный вариант включил, с одной стороны, инструментарий кейнсианской теории с бюджетными, налоговыми, финансово-кредитными методами государственного регулирования экономики, а с другой — ориентировал на более строгий учет и широкое использование рыночных условий (конкуренция, динамика цен и др.). В неоклассическом синтезе ортодоксальное кейнсианство во многом теряло своё лицо, поскольку низводилось до частного случая неоклассической теории, которая в свою очередь рассматривалась в качестве общей основы функционирования экономической системы, включая оптимальное распределение ресурсов, рыночное саморегулирование, распределение доходов. Как утверждал П. Самуэльсон, «с одной стороны, надо проводить политику кредитно-денежной экспансии, способствующей развитию капитала вглубь и значительным масштабам капиталовложения; с другой стороны, тенденция к возникновению инфляционного разрыва в результате такого увеличения инвестиционных расходов должна быть нейтрализована при помощи жёсткой фискальной политики, предусматривающей достаточно высокие налоговые ставки (и достаточно низкие правительственные расходы). Это должно привести к такому сокращению доходов, оставшихся у населения (после уплаты налогов), чтобы заставить его сократить потребление и, таким образом, освободить средства для инвестиций не вызывая при этом инфляции».
Современное кейнсианство вряд ли можно назвать макроэкономической теорией эффективного спроса. Акценты смещены на другие области анализа, связанные в первую очередь с функционированием рынков-капиталов, товаров и труда. И здесь основное внимание уделяется анализу проблем, порождаемых активным воздействием финансовой сферы на ход реального производства.
3 Методы регулирования экономики на современном этапе
3.1 Неокейнсианские модели регулирования экономики
Распространению кейнсианства в США способствовали процессы концентрации и централизации капитала, усиления вмешательства государства в производство. Американские кейнсианцы восприняли основные положения теории Кейнса – его объяснение причин безработицы и выводы о решающей роли государственного регулирования экономики и выступили за систематическое вмешательство государства в процессы воспроизводства. Особенностью методологии неокейнсианства по сравнению с теорией Кейнса является преобладание количественного анализа и изучение экономики в развитии под влиянием НТП. Отсюда – изменение проблематики теорий государственного регулирования: от концепций занятости и разработки антикризисных программ экономисты перешли к разработке концепций экономического роста и путей обеспечения его устойчивости. Наиболее значительное влияние на экономическую практику в этом направлении оказали работы А. Хансена и Л. Харриса. Причины кризиса эти ученые объяснили не только снижением доли потребления в национальном доходе и убывающей производительностью капитала, но и действием так называемого акселератора (что было новым в политэкономии). "Числовой множитель, на который каждый доллар приращенного дохода увеличивает инвестиции, называется коэффициентом акселерации, или просто акселератором", - писал А. Хансен. С помощью этого коэффициента он пытался установить зависимость накопления от потребления, первого подразделения общественного производства от второго и выяснить при каких условиях накопление может осуществляться независимо от потребления. Таким образом, неокейнсианцы предложили более обширную программу государственного вмешательства в экономику.
В начале 40-х годов кейнсианские модели государственного регулирования экономики широко распространились во Франции. Французские ученые восприняли кейнсианство неоднозначно: одни разделяли взгляды Кейнса, другие критически отнеслись к идее государственного регулирования нормы ссудного процента, третьи предложили перейти к планированию экономики, чтобы обеспечить не только устойчивость темпов развития, но и изменение структуры экономики. То обстоятельство, что в послевоенный период французское государство владело более чем 40% национального богатства страны и высокой долей в ключевых отраслях экономки, предопределило Францию как родину капиталистического программирования и планирования, суть которого в сочетании текущего и длительного регулирования с экономическим прогнозами. Характер такого планирования – индикативный (от лат. Indicate – указывать, показывать, предлагать). Авторы концепции "индикативного планирования" является Ф. Перру. Необходимость
Заключение
В действительности линия, разделяющая современных кейнсианцев и монетаристов не столь четкая, но в крайних проявлениях кейнсианские и монетаристские взгляды существенно расходятся в вопросе о внутренней стабильности капиталистической экономики. У них есть и важные идеологические различия, касающиеся в частности роли государства. Кейнсианцы: нестабильность и государственное вмешательство. Они убеждены, что капитализм и в особенности система свободного рынка, страдает врожденными пороками. Наиболее важным для анализа является кейнсианское утверждение, что капитализм лишен механизма, обеспечивающего экономическую стабильность. Поэтому государство должно играть активную роль в стабилизации экономики .
Монетаристы: стабильность и свободная конкуренция. Идейные корни монетаризма уходят в экономическую теорию, согласно которой, обеспечиваемая рыночной конкуренцией гибкость цен и ставок заработной платы ведет к тому, что колебания совокупных расходов воздействуют на цены продукции и ресурсов, а не на уровень производства и занятости. Таким образом, рыночная система, если она не подвергается государственному вмешательству в функционирование экономики, обеспечивает значительную макроэкономическую стабильность .
Ни одну из этих двух концепций нельзя считать универсальной, ни одну из них нельзя брать в “чистом” виде, поскольку каждая упрощает реальные процессы, подчеркивает лишь отдельные стороны действительности. Вряд ли проблема имеющая определенное хождение, в том числе — в Беларуси, позиция, согласно которой рынок сам все отрегулирует без всякого вмешательства государства. Монетаристская теория может, по-видимому, служить базой для выработки баланса между спросом и предложением, но только в условиях “чистой” рыночной экономики. Реальный рынок в системе смешанной экономики (и тем более экономики переходного периода) весьма несовершенен по сравнению с его идеальной теоретической моделью, что объясняется прежде всего монополизированностью экономики. В этих условиях предпочтительным является регулирование экономики, во всяком случае на краткосрочных интервалах, с помощью кейнсианской теории. Особую актуальность это утверждение имеет именно в Беларуси, где зарождающийся рынок монополизирован в максимальной степени.
В заключении мы пришли к выводу, что в действительности линия, разделяющая современных кейнсианцев и монетаристов не столь четкая , но в крайних проявлениях кейнсианские и монетаристские взгляды существенно расходятся в вопросе о внутренней стабильности капиталистической экономики. У них есть и важные идеологические различия , касающиеся в частности роли государства. Кейнсианцы: нестабильность и государственное вмешательств. Они убеждены, что капитализм и в особенности система свободного рынка, страдает врожденными пороками. Наиболее важным для анализа является кейнсианское
1. Абель, Э. Макроэкономика / Э. Абель. – СПб.: 2010. – 768 с.
2. Андрианов, В. Д. Государство или рынок? Кейнсианство или монетаризм // Маркетинг = 2009. – № 1. – С. 3–17
3. Андрианов, В.Д. Эволюция основных концепций регулирования экономики от теории меркантилизма до теории саморегуляции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://library.fa.ru/files/Friedmen11.pdf. – Дата доступа: 18.03.16.
4. Бартенев, С.А. Экономическая теория. Элементарный курс / С.А. Бартенев. – М.: 2002. – 303 с.
5. Бункина, М.К. Макроэкономика / М.К. Бункина. – М.: 2000. — 512 с.
6. Гусейнов, Р.М. Экономическая история. История экономических учений / Р.М. Гусейнов. – М.: 2009. – 383 с.
7. Давыденко, Л.Н. Экономическая теория / Л.Н. Давыденко. – Минск: Выш. шк., 2007. – 352 с. 238-243
8. Дзарасов, С. Посткейнсианство и инновационная модель развития // Экономист – 2008. – № 4. – С. 67-77.
9. Ивашковский, С.Н.Макроэкономика / С.Н. Ивашковский. – М.: Дело, 2002. – 472 с. 36-70
10. Итуэлла, Дж. Экономическая теория / Дж. Итуэлла. – М.: 2004. – 944 с.
11. Лукашевича, В.В. Основы менеджмента / В.В.Лукашевича. – М.: 2012. – 271 с. 260-262
12. Моисеев, С. Неизвестный Фридмен: вклад великогомонетариста в развал Бреттон-Вудса // Вопросы экономики – 2005. – №3. – С.83-98.
13. Осадчая, И. Эволюция современной макроэкономической теории // Мировая экономика и международные отношения – 2008. – № 2. – С. 3–13.
14. Покидченко, М.Г.История экономических учений / М.Г. Покидченко. – М.: 2008. — 271 с.
15. Роджер, Л. Миллер Современные деньги и банковское дело / Роджер Л. Миллер. – М.: 2000. — XXIV, 856 с.
16. Румянцева, Е.Е. Мировая экономическая наука в лицах / Е.Е. Румянцева. – М.: 2010. – 456 с.
17. Шлиссер, Э. Экономическая теория и эксперимент: Иссаак Ньютон, Милтон Фридмен и Вернон Смит // Вопросы экономики – 2007. – № 3. – С. 55-70.