Формирование у младших школьников представлений и понятий в процессе изучения мира животных во 2-м классе
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование у младших школьников представлений и понятий в процессе изучения мира животных во 2-м классе»
по дисциплине: «Методика преподавания предмета Человек и мир»
2021
45.00 BYN
Формирование у младших школьников представлений и понятий в процессе изучения мира животных во 2-м классе
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика преподавания предмета Человек и мир
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Иллюстрации.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Иллюстрации.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика диагностики на констатирующем этапе.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Сводная таблица результатов диагностики представлений о мире животных у учащихся младшего школьного возраста (констатирующий этап).
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Методика диагностики на контрольном этапе.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Сводная таблица результатов диагностики представлений о мире животных у учащихся младшего школьного возраста (контрольный этап).
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Тема урока «Звери».
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПОНЯТИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МИРА ЖИВОТНЫХ
1.1 Сущность категорий «понятие» и «представление»
1.2 Основные методы и приемы работы по формированию представлений и понятий о мире животных во 2 классе
1.3 Особенности изучения раздела «Живая природа и человек» (мир животных) в формировании представлений и понятий о взаимосвязях в природе
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПОНЯТИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МИРА ЖИВОТНЫХ ВО 2 КЛАССЕ
2.1 Анализ программного материала по формированию представлений и понятий в процессе изучения мира животных во втором классе
2.2 Диагностика уровня владения представлениями и понятиями по разделу «Живая природа и человек» (мир животных) во 2 классе
2.3 Методика формирования представлений и понятий в разделе «Живая природа и человек» (мир животных) во 2 классе
2.4 Методические рекомендации по повышению уровня формирования представлений и понятий в разделе «Живая природа и человек» (мир животных) во 2 классе
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Первое базовое представление о мире, включая живые организмы, приобретается в период детства. Для всестроннего развития личности младшего школьника важно понимать разнообразие животного мира: жизненные формы, строение, размер и условия жизни всех живых существ. Животные и растения окружают ребенка с самого периода рождения. Благодаря своим органам чувств и сознанию, они являются важной предпосылкой для накопления новых знаний, формирования обобщающих понятий и различных систем знаний у детей в период бучения в начальных классах.
Проблема формирования представлений о разнообразии живых существ и их влияния на развитие ребенка у детей младшего школьного возраста изучена не достаточно хорошо в психолого-педагогической и научной литературе. Большая часть этих работ посвящена особенностям формирования представлений о разнообразии животного мира у детей младшего школьного возраста.
Исследования по формированию знаний о разнообразии животного мира проводились рядом исследователей С.Н. Николаевой, А.М. Федотовой, Е.Ф. Терентьевой, Е.И. Золотовой, А.М. Гавриловой, А.Ф. Говорковой. Их целью было изучить особенности знаний о животных у детей младшего школьного возраста, сформированных в результате обучения, исследовать характер и объем специфических и обобщенных знаний о птицах, рыбах, млекопитающих (животных), насекомых, домашних и диких животных, хищных и нехищных животных; сформированность навыков детей группировать животных как по заявленным признакам, так и по независимым специфическим признакам (в заданиях на свободную группировку). Результаты исследований показывают, что знания младших школьников о разнообразии животного мира включают как конкретные, так и обобщенные представления, но они неравнозначны. Они более точны в отношении внешнего вида, места обитания и средств передвижения, и не совсем ясны в отношении добычи пищи и защиты от врагов, а также адаптации к сезонным изменениям. Конечно, формирование представлений о диких животных у детей младшего школьного возраста имеет свои особенности.
По причине этого в данной работе остановимся на теме исследования «Формирование у младших школьников представлений и понятий в процессе изучения мира животных во 2-м классе».
Объект исследования: представления и понятия о животном мире у младших школьников во втором классе.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПОНЯТИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МИРА ЖИВОТНЫХ
1.1 Сущность категорий «понятие» и «представление»
Процесс восприятия предметов или явлений природы, который касается познания учеников младших классов, происходит через формирование ощущений, основанных на деятельности органов чувств ребенка. Мозг отражает определенные характеристики, внешние аспекты предметов или явлений, которые действуют непосредственно на органы чувств. «Восприятие возникает из впечатлений, в которых зрачок уже отражает набор характеристик объекта, конструирует зрительный образ. Восприятие отражает объект в целом, учитывая взаимосвязь его свойств. Объект, который выделяется в процессе восприятия, вызывает наибольшее возбуждение в коре головного мозга, в больших полушариях, в то время как другие области одновременно угнетаются; поэтому другие объекты, окружающие выделенный объект, воспринимаются как фоновые, нечеткие» [11, с. 43].
«Объект или явление можно извлечь, вспомнить. Затем формируется восприятие. Представления определяются в науке как сенсорные и зрительные образы предметов и явлений действительности, которые хранятся в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов и явлений на органы чувств. Они появляются не сразу и не в законченном виде, а формируются, постепенно развиваются и изменяются в результате новой, целенаправленной перцептивной деятельности. В детском сознании восприятие принимает форму зрительных образов и имеет конкретный характер, но эти образы могут отражать нерелевантные признаки, поскольку часть органов чувств опущена. Они могут формироваться не только при непосредственном наблюдении, но и в воображении ребенка, при работе с учебником и наглядными пособиями» [12, с. 215].
В педагогике представление–это «форма научного знания, отражающая объективно значимые вещи и явления и закрепленная в конкретных терминах или обозначениях. В отличие от сенсорных образов (ощущений и восприятий), понятие не является чем-то непосредственным, воспринимаемым во всем многообразии его качественных свойств. Из этой множественности понятие извлекает то, что является существенным, и таким образом приобретает значение универсальности, что является его главной отличительной чертой» [4, с. 156].
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПОНЯТИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МИРА ЖИВОТНЫХ ВО 2 КЛАССЕ
2.1 Анализ программного материала по формированию представлений и понятий в процессе изучения мира животных во втором классе
Рассмотрим учебную программу по учебному предмету «Человек и мир» для IІ класса для 2 класса по формированию представлений и понятий вы процессе изучения животного мира.
«Содержание учебного предмета комплексно представлено тремя взаимосвязанными образовательными компонентами: «Природа и человек» (ведущий компонент), «Человек и его здоровье», «Человек и общество».
Учебная программа «Человек и мир» подает содержание материала в учебном пособии «Человек и мир» четырьмя комплексно взаимосвязанными основными разделами: «Неживая природа и человек», «Живая природа и человек», «Человек и его здоровье», «Человек и общество», которые изучаются учениками на протяжении всего учебного года. Данное учебное пособие дает возможность обобщить, систематизировать и расширить уже имеющиеся у детей представления о многообразии природы, взаимодействии природы и человека, живой и неживой природе» [9].
В разделе «Животные и человек» изучаются основные группы животных (насекомые, рыбы, звери, птицы, земноводные, пресмыкающиеся). Дети узнают об их внешнем виде, многообразии, приспособлении к условиям обитания; даются некоторые сведения о размножении, заботе животных о детенышах, защите от врагов. В обобщенном виде содержание материала на уроке подразумевает следующие сведения:
– об особенностях внешнего строения и приспособления групп животных к среде обитания (тема урока «Лягушки и жабы», «Значение диких и домашних животных для человека»);
– об образе жизни и питании (тема урока «Земноводные», «Насекомые», «Млекопитающие»);
– о многообразии объектов определенных групп (урок на тему «Птицы», «Змеи и ящерицы»);
– о пользе объектов в природе и для человека, заботе об их сохранности (урок на тему «Звери», «Рыбы»);
– занимательные факты об объектах живой природы (урок на тему «Значение диких и домашних животных для человека»).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Период обучения ребенка в начальной школе является значимым в процессе экологического образования и воспитания учащихся младшего школьного возраста. Именно в это период начинают и к концу младшего школьного возраста заканчиваются формироваться значимые представления и понятия. Такие сформированные представления и понятия отражают в себе сформированный уровень у ребенка знаний об окружающем мире, его объектах и явлениях. Под понятием в педагогике понимают некоторую сформированную форму мысли, которая отражает самые важные характерные черты, связи и взаимоотношения между предметами и явлениями. С помощью таких понятий представлений младшие школьники проникают в сущность изучаемых объектов и явлений.
К основным методам и приемам по формированию представлений и понятий о мире животных во 2 классе относятся: дидактические игры, задания в музеях, в школе, в саду, на улицах города или поселка и другие; учебные задания и экспериментальный контроль различных гипотез; туристические задания, экскурсии, встречи и учебные консультации, конференции и т.д.
Основой задачей педагога во время обучения на уроках по предмету «Человек и мир» является формирование у учащихся младшего школьного возраста представлений и понятий о взаимосвязях в животном мире. Модернизация современного образования предусматривает повышение качества обучения младших школьников, в том числе по такой его важнейшей составляющей, как экологическая воспитанность, целью которой является: вооружить человека знаниями об особенностях взаимодействия общества и природы, развить в нем способность понимать и оценивать конкретные действия и ситуации. В сознании человека должна происходить постоянная оценка возможных последствий, как непосредственных, так и будущих из позиции не только благосостояния человека, но и гармонизации отношений, в системе «общество-природа». Формирование знаний о многообразии животного мира в период обучения в начальной школе может осуществляться в различных формах.
Во второй главе работы были проанализированы методические аспекты процесса формирования у младших школьников представлений и понятий в процессе изучения животного мира во 2 классе. Большинство учащихся младшего школьного возраста имеют высокий уровень развития знаний о животном мире: в контрольной группе таких учащихся оказалось 60%, а в экспериментальной группе – 50%. Учащиеся правильно классифицировали животных на диких и домашних; правильно составляли пары «взрослое животное – детеныш»; правильно обобщали ряд животных; правильно конкретизировали ряд животных; легко определяли «лишнее» животное в ряду предложенных. Так, у 40% учащихся младшего школьного возраста контрольной группы и 30% учащихся экспериментальной группы выявлен средний уровень представлений о животных. Учащийся выполнял предложенные задания с незначительными ошибками, с использованием стимулирующей помощи педагога.
1. Абибок, Л. О. Использование электронных образовательных ресурсов на уроках «Человек и мир» на 1 ступени общего среднего образования : опыт работы / Л. О. Абибок // ИКТ в начальных классах. – М. : Академия последипл. образования, 2015. – С. 1– 8.
2. Аржановская,Н.В. Вода в жизни растений, животных и человека / Н. В. Аржановская// Начальная школа. – 2005. – № 4. – С.54-56.
3. Барышева, Ю.А. «Наблюдение как метод познания окружающего мира младшими школьниками» / Ю. А. Барышева // Начальная школа – 2007.– №2. – С .45-47
4. Блохина, С.Н. «Экскурсия в природу детей младшего школьного возраста». Благовещенск, 2011 г. и по курсу «Окружающий мир» : 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2004. – 214 с.
5. Дмитриев, И. Формирование познавательного интереса у младших школьников / И. Дмитриев. – Новгород НГПУ, 2013. – 328 с.
6. Ермолич, С. Я. Формирование экологической культуры младших школьников [Электронный ресурс] / С. Я. Ермолич. – Режим доступа: http://elib.bspu.by/bitstream/doc/1461/1/экология12.pdf).
7. Завитаев, П. А. Наблюдения и опыты по естествознанию в начальной школе / П. А. Завитаев. – М. :Владос, 2005. – 102 с.
8. Карпенко, А.В. Соотношение наглядности и моделирования в обучении/ А.В.Карпенко //Начальная школа. – 2010. – №4. – С.23-27.
9. Концепция учебного предмета «Человек и мир» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: adu.by/wpcontent/uploads/2014/umodos/kup/Koncept_Chel_i_ mir.doc.
10. Михайловская, Л.В. Методика обучения предмету «Человек и мир» детей с нарушенным слухом: учеб.-метод. Пособие / Л.В. Михайловская. – Минск: БГПУ, 2004. – 126 с.
11. Нехлюдова, М.В. Научные основы преподавания курса Окружающий мир. Учебное пособие для дистанционного обучения / М.В. Нехлюдова. – М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. – 64 с
12. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей. / С. Н. Николаева. – М. : Академия, 2002. – 336 с.
13. Панова, П.В. Формирование естественно–научных понятий у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи / П.В. Панова // Начальная школа. – 2006. – № 7. – С. 77.
14. Петросова, Р. Л. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе :учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Р. Л. Петросова, В. П. Голов, В. И. Сивоглазов. – М. : Академия, 2000. – 176 с.
15. Рудянская, Е.А. Изучение природы на экскурсии: от дошкольника к младшему школьнику / Е.А. Рудянская// Начальная школа.– 2013.– №8. – С. 38-51
16. Трофимова, Г.В. Человек и мир: учеб.пособие для 2-го кл. учреждений общего сред. Образования с рус.яз. обучения / Г.В. Трофимова, С.А. Трофимов. – Минск:Адукацыя i выхаванне, 2017. – 144 с.
17. Учебная программа для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания Человек и мир. IІ класс. – Минск: Нац. ин-т образования, 2021
18. Учебные программы учебного предмета «Человек и мир». 1–4 класс. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://adu.by/ru/homepage/obrazovatelnyj-protsess-2018-2019-uchebnyj-god/201-uchebnye-predmety-i-ivklassy.html.
19. Федотова, А. М. Формирование представлений о многообразии животного мира у детей старшего дошкольного возраста / А. М. Федотова // Воспитание общественной направленности личности ребенка дошкольного возраста: Межвузовскиймисцеллосборник научных трудов. – Пермь : ПГПИ, 1990. – С. 75–87.
20. Цветкова, И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты / И.В. Цветкова. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 75 с.
21. Человек и мир. :учеб.пособия для 1-4 классов учреждений общего среднего образования с русским языком обучения [Электронный ресурс]. – Минск : НИО, 2018. – Режим доступа: https://www.aversev.by/rus/skachat/chelovek-imir.
22. Чемоданова, Г. И. Формирование у младшего школьника природоведческих представлений и понятий / Г.И. Чемоданова, Т. Маркель // Вестник Новороссийского государственного университета. – 2016. – С. 238–243.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Иллюстрации.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Иллюстрации.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика диагностики на констатирующем этапе.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Сводная таблица результатов диагностики представлений о мире животных у учащихся младшего школьного возраста (констатирующий этап).
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Методика диагностики на контрольном этапе.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Сводная таблица результатов диагностики представлений о мире животных у учащихся младшего школьного возраста (контрольный этап).
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Тема урока «Звери».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты