Способы увеличения продаж в аптеке
ВГМУ (Витебский государственный ордена дружбы народов медицинский университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Способы увеличения продаж в аптеке»
по дисциплине: «Организация и экономика фармации»
2021
45.00 BYN
Способы увеличения продаж в аптеке
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Организация и экономика фармации
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические аспекты стимулирования продаж в аптеке
1.1 Виды товаров, реализуемых в аптеке
1.2 Основные инструменты и формы стимулирования продаж лекарственных средств
2 Маркетинг в современной деятельности аптечного предприятия
2.1 Особенности осуществления маркетинговой деятельности аптечного предприятия
1.2 Основные инструменты маркетинга стимулирования продаж лекарственных средств среди целевой аудитории
3 Влияние фармацевта и мерчендайзинга в аптеки на уровень продаж лекарственных средств
3.1 Общие правила, задачи и цели мерчандайзинга в аптеке
3.2 Особенности оформления пространства в торговом зале аптеки
3.3 Влияние работы фармацевта на объём продаж лекарственных средств в аптеке
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Реалии нашей жизни таковы, что для коммерческих аптек продажи – это основа функционирования, это то, от чего зависит успешность бизнеса. Одна из основных задач, которая стоит в настоящее время перед сотрудниками аптек – увеличение прибыльности за счет продаж.
Стремительное расширение аптечной сети заставило всех участников розничного сегмента торговой сети серьезно задуматься о том, как укрепить свои позиции на фармацевтическом рынке. Очевидно, что неконтролируемый рост аптек в конечном итоге будет оптимизирован с помощью саморегулирующихся рыночных механизмов. В то же время выживание наиболее приспособленных - тех, кто может предоставить потребителям лучшие услуги по самым доступным ценам. В связи с этим вопрос сохранения конкурентных преимуществ аптечных организаций стал одним из важнейших вопросов для их последующего благополучия.
Не так давно, фармацевтические предприятия и организации нашей страны воспринимались как торговые учреждения в последнюю очередь. Аптеки были, прежде всего, местом, где по символическим ценам распределялся дефицитный продукт. Это положение изменилось с внедрением рыночной экономики.
Во-первых, часть фармацевтических предприятий перешла в частную форму собственности, а предприятия, оставшиеся в государственной собственности, были переведены на самоокупаемость.
Во-вторых, бурный рост фармацевтического сектора привел к усилению конкуренции, как между производителями, так и между оптовыми и розничными посредниками на фармацевтическом рынке.
Либерализация цен, увеличение ассортимента реализуемых фармацевтическими предприятиями товаров и услуг, привели к необходимости приобретения новых знаний в области увеличения продаж в условиях конкуренции.
В настоящее время ведущей в управлении предприятием должна стать стратегия конкурентной рациональности, представляющая целенаправленные действия по поиску устойчивого преимущества перед конкурентами путем удовлетворения нужд потребителей.
Актуальность темы. В аптечном бизнесе, как и в других видах бизнеса, прибыль находится на первом месте. Все фармацевты борются за его увеличение. На самом деле прибыль является главным показателем целесообразности бизнеса, потому что аптеки могут сами решать, сколько денег останется после оплаты всех расходов. Единственным способом увеличения прибыли аптек является увеличение объема продаж, т.е. применение всех известных способов обеспечения большего объема продаж, включающих различные методы продвижения аптечной продукции, приемы мерчандайзинга, стимулирование сбыта лекарственных средств.
Целью курсовой работы является изучение основных способов увеличения продаж в аптеке
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть основные инструменты стимулирования продаж в аптеке;
- изучить особенности фармацевтического маркетинга
- изучить особенности воздействия фармацевта-консультанта и приёмов мерчандайзинга на объём продаж в аптечной организации.
Объектом курсовой работы является деятельность аптек, предметом – способы увеличения продаж в аптеке.
В ходе работы были использованы следующие теоретические методы исследования, такие как анализ, синтез, обобщение, конкретизация и другие.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников
1 Теоретические аспекты стимулирования продаж в аптеке
1.1 Виды товаров, реализуемых в аптеке
Для того, чтобы грамотно разместить товары на витринах с целью привлечения покупателей, необходимо знание продаваемых в аптеке товаров, а также конкретных видов, пользующихся у населения спросом.
Принято выделять следующие виды товаров:
1. Товары повседневного спроса или первой необходимости
В данную группу входят наиболее часто приобретаемые посетителями аптеки товары. На их приобретение уходит минимум затрат времени и сил. К данной категории относят основную массу ЛС и препараты медицинского назначения, лечебную минеральную воду, базовый детский ассортимент (соски, пустышки, памперсы), презервативы, гигиенические прокладки.
2. Товары периодического спроса
К товарам данной категории относятся препараты, приобретаемые не чаще одного раза в месяц или за сезон. К таким препаратам можно отнести противоаллергические препараты, приобретаемые чаще всего в весенний сезон, средства для похудения, средства гигиены полости рта и многие другие.
3. Товары предварительного выбора
Товары, которые приобретаются в жизни редко, требуют тщательного предварительного обдумывания перед покупкой, консультирования со стороны специалистов, а также сравнивания цен в разных аптеках, относятся к категории товаров предварительного выбора. К таким товарам относят:
- товары длительного пользования (весы, массажеры, молокоотсосы, электронные тонометры, глюкометры и так далее);
- БАДы;
- лечебную косметику;
- новые дорогостоящие препараты.
4. Специализированные товары
К данной категории входят товары и препараты, которые не встречаются в широкой продаже. К таким товарам относятся:
- онкологические препараты;
- специальные детское питание;
- диетическое и спортивное питание;
- товары и препараты для диабетиков.
Товары и препараты из данной категории продаются в специализированных аптеках или аптеках со специально организованными отделами (витринами). Они рассчитаны на определенных покупателей.
5. Товары импульсного спроса.
В данную группу входят товары, которые человек покупает под воздействием импульсов. Обычно это товары с невысокой ценой, поэтому их покупка не связана с большими финансовыми потерями. Данные товары рассчитаны на то, что решение об их покупке принимается очень быстро. У человека срабатывает принцип: «увидел – захотел – купил». Ну а для того, чтобы данный принцип сработал, такие товары чаще всего размещают в поле зрения человека – около касс [7].
2 Маркетинг в современной деятельности аптечного предприятия
2.1 Особенности осуществления маркетинговой деятельности аптечного предприятия
Маркетинг - это комплексная система организации производства и сбыта, ориентированная на возможно более полное удовлетворение быстро меняющихся и все более разнообразных потребностей конкретных групп покупателей посредством рынка и получение на этой основе устойчивой прибыли и конкурентных преимуществ.
Фармация – это наука об изыскании, изготовлении, хранении и отпуске лекарственных средств.
Сущность маркетинга в фармации (в фармацевтике) состоит в том, что главный в нём – пациент с его желанием вылечить заболевание или поддержать своё здоровье, а не производитель лекарственных препаратов или посредник.
По сравнению с обычным маркетингом, фармацевтический маркетинг имеет значительные особенности. Он сочетает в себе стандартные маркетинговые подходы, встречающиеся в любой отрасли, и очень специфические особенности, которых нет на других рынках. Основными из них являются [14, с.101]:
1. В случае фармацевтической помощи значительно усложняется классическая формула купли-продажи, которая становится более комплексной, так что в систему покупатель (пациент) - продавец (провизор) включается третье звено – врач, который в равной, а иногда и в большей степени является генератором спроса.
2. При анализе рынка необходимо учитывать не спрос, как в общем маркетинге, а сразу три параметра: нужду, потребность и спрос.
3. Неосведомленность конечного потребителя [20, с. 56].
4. Фармацевтические товары должны быть только высокого качества.
Характерными чертами фармацевтического маркетинга являются:
- социальная направленность и социальная значимость отрасли;
- особая важность информационной составляющей бизнес-процессов;
- негативный эмоциональный настрой потребителей по отношению к отраслевой продукции, лекарственным средствам.
Задачи маркетинга в фармации:
- анализ фармацевтического рынка, выявление особенностей фармацевтической продукции как товара, специфики спроса и
предложения;
- разработка методов стратегического планирования, обеспечивающего рентабельность производства лекарственных средств и их реализации с учетом рыночной структуры.
Фармацевтический рынок связан с производством социально значимых товаров. Медицина и фармацевтика являются экономическими секторами с чрезвычайно сильным внешним воздействием. Здоровье нации является важнейшей столицей государства, которая во многом определяет эффективность экономики. Вся структура фармацевтического бизнеса создается, регулируется и тщательно контролируется в интересах общественного благосостояния.
3 Влияние фармацевта и мерчендайзинга в аптеки на уровень продаж лекарственных средств
3.1 Общие правила, задачи и цели мерчандайзинга в аптеке
В аптеке мерчандайзинг ориентирован на повышение реализации безрецептурных препаратов при помощи привлечения дополнительного внимания покупателей к определенным категориям лекарственных средств.
Зная и умела, применяя ловкие правила мерчандайзинга, можно хорошо увеличить товарооборот аптеки и тем самым прибыль.
Правила мерчандайзинга, касающиеся товара:
- правило торгового запаса, которое заключается в формировании необходимого уровня запасов лекарственных средств, которые позволят обеспечивать постоянное наличия нужного количества ассортиментного ряда, необходимо проводить с учетом комплексного подхода;
- правило ротации в аптеке и сроки хранения – правило FIFO, которое подразумевает, что реализации должны подлежать препараты, которые были поставлены в аптеку первыми, то есть препараты не должны залеживаться;
- правило представления заключается в том, что все препараты, представленные на полках или плакатах, должны быть в реализации в максимально необходимом количестве, удовлетворяющем спрос;
- правило «лицом к покупателю»: препарат должен быть размещен фронтально на полке, чтобы быть максимально доступны с учетом угла зрения покупателя;
- правило определения места на полке – распределение препаратов на полках начинается с того, что для каждого конкретного препарата выделяется своем место согласно объемам реализации данного препарата [9, с.94];
- правило приоритетных мест активно применяется в особенности для препаратов, которые приносят самый большой уровень прибыли и имеют лучшие показатели по продажам.
Важно, чтобы самые продаваемая продукция была расположена на приоритетных местах. Чтобы понимать и определить данные места, следует проводить анализ показателей реализации продукции, и на основании анализа определять приоритетные положения в аптеке. Спрос следует определять в денежном эквиваленте, а не в количестве реализованной продукции.
Спрос должен определяться в денежном выражении, а не в количестве проданных упаковок.
1) правило размещения ценников гласит о том, что покупатель никогда не совершит покупку, не зная ничего о продукции, то есть не видя ценника.
Согласно закону Республики Беларусь о правилах оформления ценников необходимо оформлять ценники в одинаковом стиле. В ценниках должна быть указана информация с наименованием препарата, цена за единицу товара, информация о содержании ГМО, стране происхождения, а также должна быть проставлена подпись лица, которое уполномочено продавцом, обязательно дата оформления ценника. Также ценники должны быть одного размера, цвета и стиля оформления, вся информация в ценнике должна быть нанесена на русском или белорусском языке четким подчерком. Самым важным в оформлении ценника является наименование препарата, которое должно состоять из нескольких слов, включая название группы, подгруппы и вид товара.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Увеличению объема продаж в аптеке способствуют как основные приемы увеличения продаж, к которым относятся комплексного предложения лекарственных средств, до продажи сопутствующих товаров и предложения определенных высокомаржинальных позиций, так и основные методы стимулирования продаж, к которым относятся скидки, различные конкурсы, подарки. также увеличению объема продаж будет способствовать применение основных принципов эффективной продажи, к которым относятся знание продукта, предложение конкретных наименований, этичность при работе с клиентом, работа с возражениями и т.д.
Кроме того, увеличению продаж будет способствовать применение основных принципов эффективных продаж, которые включают понимание продуктов, предоставление конкретных названий, этику при сотрудничестве с клиентами и обработку возражений.
Использование маркетинговых методов для продвижения лекарственных средств стало особенно важным в обеспечении крупномасштабных продаж лекарственных средств
Лекарственные средства и лекарственные средства (за исключением тех, которые относятся к группе продажи по рецепту) приобретают все характеристики потребительских товаров на рынке и требуют использования соответствующих рекламных инструментов.
Каждое средство имеет свои преимущества и недостатки, а также особенности применения на фармацевтическом рынке. Принимая во внимание специфические обстоятельства лекарств как товара, необходимо дополнительно изучить инструменты современного продвижения лекарств; в связи с прямым воздействием его продукции на здоровье покупателей, эффектами плацебо и т.д. В этом случае используемые методы продвижения лекарств должны соответствовать концепции социально-этического маркетинга, чтобы производители и продавцы лекарств могли адаптироваться к потребностям потребителей и потребностям, и требованиям общества в целом, а не только для собственной выгоды.
Знание видов товаров в аптеке и их грамотное распределение по торговому залу также оказывает существенное влияние на увеличение продаж. Так, товары импульсного спроса, будут куплены с большей вероятностью при их размещении в поле зрения покупателя – на витрине около касс.
Значимость работы фармацевта для увеличения продаж в аптеке очень велика, ведь продажа начинается не с того момента, когда человек обращается за помощью к фармацевту, а раньше, с той самой минуты, когда он только входит в аптеку. Здесь очень важным являются образовательный уровень и коммуникабельность фармацевтического работника, грамотный индивидуальный подход к каждому клиенту. От того, насколько фармацевт умеет соответствует своим профессиональным качествам и умению работать с клиентами и зависит объем продаж в аптеке.
1. Богданова, Н.Б. Искусство продаж в аптеке // Экономический вестник фармации. – 2018. – №8. – С. 40-42.
2. Голубков, Е.П. Основы маркетинга: Учебник. – М.: Финпресс, 2016. – 656 с.
3. Дремова Н.Б., Соломка С.В., Дзюба В.Ф. Дополнительные услуги в фармацевтических организациях // Экономический вестник фармации. – 2017. – №4. – С. 40-50.
4. Крикова А.В., Мелехина Е.В. Мерчандайзинг в фармации. – М.: СГМА, 2019. – 75 с.
5. Лин А.А., Соколов Б.И., Орлов А.С. Фармацевтический рынок: реклама лекарственных препаратов // Проблемы современной экономики, 2015. – №1. – С. 311-315.
6. Максимкина, Е.А. Планирование сезонного ассортимента // Экономический вестник фармации. – 2016. – №12. – С. 45-47.
7. Мерчандайзинг в аптеке [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://leaderteam.ru/merchandizg/merchandajzing-v-apteke. – Дата доступа: 16.12.2021.
8. Оленьков, К.Д. Искусство продавать лекарства // Российские аптеки. – 2014. – №3. – С. 48-53.
9. Пашутин С. Маркетинг фарминдустрии / Сергей Пашутин. – Москва: Вершина, 2016. – 197 с.
10. Петрова, Е.Г. Стимулирование продаж в аптеке / Е.Г. Петрова // Фармацевтическое образование. – 2016. – № 11. – С. 64-68.
11. Прохорчук Е.Ю., Сазонова О.П. Мерчандайзинг как элемент продвижения товара // Экономический вестник фармации. – 2016. – №7. – С. 53-54.
12. Сафронов, В.Н. Как увеличить продажу безрецептурных препаратов в аптеке / В.Н. Сафронов // Казахстанский фармацевтический вестник. – 2021. – № 1/2 (601). – С. 37-42.
13. Тарасов Ю.В. Особенности современного фармацевтического продвижения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sovremennogo-farmatsevticheskogo-prodvizheniya.
14. Тельпуховская, Н.М. Горячие точки мерчандайзинга в аптеке / Н.М. Тельпуховская. – М.: Литтерра, 2016. – 156 с.
15. Усенко, В.А. Фармацевтический маркетинг // Провизор. – 2017. – №10. – С. 82-85.
16. Ханпира, Е.Л. Мерчандайзинг в аптеке: от теории к практике // Е.Л. Хапура // Фармацевтическое обозрение. – 2014. – №2. – С. 33-37.
17. Юданов Ю. Фармацевтический маркетинг: учебник для студентов, обучающихся по специальности 060108 (040500) – Фармация / А. Ю. Юданов [и др.]; Финансовая акад. при Правительстве РФ, Московская мед. акад. им. И. М. Сеченова. – Москва: Ремедиум, 2017. – 589 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты