Социальная защита от безработицы: практика зарубежных стран и Республики Беларусь
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Социальная защита от безработицы: практика зарубежных стран и Республики Беларусь»
по дисциплине: «Макроэкономика»
2022
45.00 BYN
Социальная защита от безработицы: практика зарубежных стран и Республики Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Макроэкономика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 36.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Организационно-экономические инструменты социальной защиты от безработицы.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ОТ БЕЗРАБОТИЦЫ
1.1 Виды и причины безработицы, ее социально-экономические последствия, методы измерения
1.2 Социальная защита от безработицы как элемент системы социальной защиты населения: методологические аспекты
1.3 Механизмы социальной защиты от безработицы в зарубежных странах
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Характеристика основных элементов системы социальной защиты населения в Республике Беларусь
2.2 Анализ безработицы в Республике Беларусь
2.3 Анализ состояния социальной защиты от безработицы в Республике Беларусь
ГЛАВА 3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ОТ БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ВВЕДЕНИЕ
Для Республики Беларусь вопросы социальной политики, политики социального обеспечения и защиты, являются как никогда важными. Согласно Конституции Республики Беларусь, наша страна является социальным государством, а это значит, что государство имеет высокие социальные расходы на социальные нужды.
Основной задачей экономической системы является создание качественных условий жизни и устойчивого труда населения, искоренение бедности и социального неравенства. Однако устойчивое социально-экономическое развитие невозможно без эффективной социальной политики, которая может быть реализована на различных уровнях экономической деятельности. Эффективная социальная политика создает условия для повышения качества человеческого потенциала, открывает новые перспективы экономического развития и является ключевым фактором экономического роста.
В настоящее время страны с переходной экономикой проводят прозрачную государственную социальную политику. Система социальной политики, существовавшая в советское время, предусматривала строгое централизованное распределение социальных выплат и осуществление социального обеспечения на основе бюджетных ресурсов. Однако многие гарантии доступны только ограниченной группе людей. Социально-экономические и политические изменения в XX веке сопровождались возникновением таких социальных явлений, как безработица, массовая бедность. В этой связи социальная политика нуждается в реформировании в соответствии с принципами социально ориентированной рыночной экономики. Таким образом, основной целью государственной социальной политики является создание системы мер по улучшению условий жизни и труда всех групп населения, предупреждению и ликвидации социального неравенства, повышению образовательного и культурного уровня граждан.
Хотя социальная политика является одной из важнейших составляющих общества, необходимо определить, какие социальные стратегии, методы и механизмы могут быть использованы обществом для быстрого осуществления рыночных преобразований, какую роль в этих процессах играет государство и степень стабильности общества. Является ли это необходимой основой для успешного экономического развития? Как страны осуществляют социальную политику? В частности, эти вопросы определяют актуальность курсовой работы по данной теме.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ОТ БЕЗРАБОТИЦЫ
1.1 Виды и причины безработицы, ее социально-экономические последствия, методы измерения
Безработица – это социально-экономическое явление, указывающее на то, что определённая часть населения трудоспособного возраста не находит применения своим умственным и физическим способностям по независящим от них причинам.
Безработица, может быть, следующих видов:
Фрикционная безработица.
«Если человеку предоставляется свобода выбора рода деятельности и места работы, в каждый данный момент некоторые работники оказываются в положении «между работами». Одни добровольно меняют место работы. Другие ищут новую работу из-за увольнения. Третьи временно теряют сезонную работу (например, в строительной промышленности из-за плохой погоды). И есть категория работников, особенно молодых людей, которые впервые ищут работу. Когда все эти люди найдут работу или возвратятся на старую после временного увольнения, другие «искатели» работы и временно уволенные работники заменяют их в «общем фонде безработных». Поэтому, хотя конкретные люди, оставшиеся без работы по тем или иным причинам, сменяют друг друга из месяца в месяц, данный тип безработицы остаётся» [2, c.298].
Экономисты используют термин фрикционная безработица (она связана с поисками или ожиданием работы) в отношении работников, которые ищут или ждут получения работы в ближайшем будущем. Определение «фрикционная» точно отражает суть явления: рынок труда функционирует неповоротливо, со скрипом, не приводя в соответствие количество рабочих и рабочих мест.
«Фрикционная безработица считается неизбежной и в какой-то мере желательной. Потому что многие рабочие, добровольно оказавшиеся «между работами», переходят с низкооплачиваемой, малопродуктивной работы на более высокооплачиваемую и более продуктивную работу. Это означает более высокие доходы для рабочих и более рациональное распределение трудовых ресурсов, а, следовательно, и больший реальный объём национального продукта» [8, c.298].
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Характеристика основных элементов системы социальной защиты населения в Республике Беларусь
«Работу государственной службы занятости населения возглавляет и организует Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь. Для реализации государственной политики в области содействия занятости населения на местах в структуре соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов создаются комитеты по труду, занятости и социальной защите областных, Минского городского исполнительных комитетов, управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите городских, районных исполнительных комитетов» [9, c.82].
Функции служб занятости аналогичны функциям, определенным в документе МОТ. К ним относятся: сбор и анализ данных о состоянии рынка труда; ведение учета вакансий и граждан, поступающих на работу; регистрация по безработице; активное проведение мер социальной защиты на рынке труда и предоставлять различные виды субсидий безработным гражданам и другим лицам. Таким образом, создание органа социальной защиты по безработице в Беларуси по сути совпадает с международной практикой.
«Основные права безработных в области социальной защиты закреплены в ряде конвенций и рекомендаций МОТ (Конвенция о пособиях лицам, являющимися безработными по независящим от них обстоятельствам, соответствующая ей Рекомендация о страховании на случай безработицы и о различных видах оказания помощи безработным № 44 от 1934 года и др.)» [9, c.83].
Страховое пособие по безработице выплачивается застрахованному лицу, способному к систематической работе по определенной профессии и ищущему подходящую работу, в случае потери заработка в связи с безработицей или в связи с частичной безработицей при условии уплаты страховых взносов в период трудовой деятельности. Обеспечение потребностей лиц, не охваченных обязательным социальным страхованием, производится системой социального вспомоществования.
ГЛАВА 3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ОТ БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Анализируя рынок труда, занятость и безработицу Республики Беларусь на данном этапе, можно увидеть, что рынок больше ориентирован на рабочие профессии. Спрос формируется производственными компаниями, строительной отраслью и сельским хозяйством. Как можно заметить из пункта 2.1 курсовой работы происходит увеличение безработных пожилых людей. Следует отметить, что лицо безработных в Беларуси явно мужское. Рынок труда остается напряженным: возраст трудоустройства составляет от 30 до 49 лет, а средний стаж работы составляет 1,4 месяца.
Если раньше в Беларуси не хватало квалифицированного персонала и у соискателя была возможность выбирать из нескольких должностей, то сейчас ситуация обратная. Сегодняшних вакансий (20% от общего числа вакансий) меньше, чем специалистов, которые хотят найти работу. Но для студентов без опыта работы или молодых специалистов это положительная тенденция, потому что в период кризиса компании сокращают расходы на персонал и обращают внимание на более дешевую рабочую силу.
К основным проблемам рынка труда и социальной защиты на современном этапе можно отнести следующие [13]:
1. Старение занятых в Беларуси. Отношение пенсионеров, состоящих на учете в органах по труду, занятости и социальной защите к численности занятых в экономике Республики Беларусь на 2019 год составило 0,5542, в 2020 году данный показатель составил 0,5625.
2. Характеристики трудовой миграции. Трудовая миграция частично решила проблему старения страны, поэтому миграция населения увеличилась до 18 494 человек в 2019 году и 7940 человек в 2020 году. Однако, если рассматривать структуру иммиграции, можно выделить следующие тенденции: большинство трудовых мигрантов – это граждане Украины, которые в основном заняты в аграрном секторе, строительной отрасли Китая, лесозаготовке в Латвии. Исходя из этого, можно сделать следующий вывод: из Беларуси уезжают высококвалифицированные специалисты (утечка мозгов), а на рабочие места в Беларуси занимают трудовые мигранты и молодые белорусские специалисты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальная защита представляет собой термин, в котором законодательно определено новое учреждение для страны по обязательному страхованию на случай старости, смерти, инвалидности и безработицы.
Занятость – это совокупность отношений, связанных с участием населения в трудовой деятельности; она указывает на степень его вовлеченности в трудовую деятельность, социальные потребности работников, а также степень удовлетворения личных потребностей и оплачиваемого труда и приносящих доход благ. Занятость как экономическая категория представляет собой отношения, которые направлены на обеспечение рабочими местами трудоспособного населения. Безработица представляет собой ситуацию, когда трудоспособное население не может найти источник заработка по не зависящих от них причинам. Безработица так же может быть фрикционная, структурная и циклическая, так же существует естественный уровень безработицы и скрытый уровень безработицы. МОТ представляет собой международную организацию труда, которая направлена на регулирование трудовых отношений. Социальное обеспечение – мощный инструмент, гарантирующий уровень прожиточного минимума, помогает устранить причины и последствия бедности и способствует плавному перераспределению доходов после выхода на пенсию.
Уровень безработицы с каждым годом в Республике Беларусь снижается, об этом свидетельствует анализ основных показателей безработицы. Наибольший уровень безработицы наблюдается среди лиц 20-24 лет, продолжительность поиска работы составляет от 1 до трех месяцев. Высокий уровень безработицы за последние десять был зарегистрирован в 2015 году среди мужчин, что связано с принятием декрета №3 «О предупреждении социального иждивенчества», который стал стимулом для длительно неработающих граждан активно искать рабочее место. Недостатком системы социальной защиты Республики Беларусь является выплата пособий по безработице всем категориям безработных.
Численность занятого населения в Беларуси постепенно растет, если проследить динамику с 2016 года, что может быть связано с появлением новых вакансий. Большая часть населения занята в частной форме собственности, что связано с тем, что государство не предоставляет новые вакантные места, из этого следует, что численность занятых в государственном секторе постепенно снижается. Так большая часть занятых приходится на промышленности и занимает 25% от общего количество занятых по отраслям экономики. Если говорить о рынке труда, то можно заметить увеличение вакансий в 2020 году по сравнению с 2019 годом на 19,5 тысяч.
1. Антанович, М. Практико-нормативные аспекты решения проблем занятости населения на рынке труда Республики Беларусь / Антанович, М. // В сборнике: Стратегическое управление персоналом в условиях цифровизации. Сборник статей по материалам международной студенческой научно-практической конференции. Под редакцией Т.М. Степанян. 2020. С. 7-11.
2. Бондарь, А.В. Макроэкономика: учеб. пособие / А.В. Бондарь. – Мн.: БГЭУ, 2019 – 415 с.
3. Доклад о социальной защите в мире 2020-22 годах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: wcms_817581.pdf.
4. Ишмуратова, В. Г. Национальные системы социальной защиты в развитых странах / В. Г. Ишмуратова // Вестник Башкирского университета. – 2019. – №. 3. – С. 941-945.
5. Кипинган, Н. С. Понятие и сущность социальной защиты населения в современном государстве // Вестник КемГУ. – 2020. – №1. – С. 142-147.
6. Кокшарова, Е. С., Ковбасюк Ю. Е. Проблемы социальной защиты населения // Молодой ученый. – 2017. – №11. – С. 225-227.
7. Левченко, Е.А., Социальная защита отдельных категорий граждан в странах ЕС: опыт Германии // Экономика труда. – 2016. – Том 3. – № 4. – С. 371-380.
8. Лепешев, Д. И. Анализ безработицы и занятости населения в Республике Беларусь и Гродненской области / Лепешев Д. И., Папуцевич Д. В. // В сборнике: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА. сборник научных статей 9-ой Международной научно-практической конференции. 2019. С. 297-303.
9. Манцурова, Н.В. Социальная защита безработных: практика Международной организации труда и Республики Беларусь / Наталья Манцурова // Беларуская думка. – 2015. – № 4. – С. 82-88.
10. Официальный сайт Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mintrud.gov.by/system/extensions/spaw/uploads/flash_files/GP-sotszaschita-2021-2025.pdf.
11. Остапишина, Л.О. Основы трудового права: конспект лекций / Л.О. Остапишина. – Витебск: ВГТУ, 2017. – 64 с.
12. Пособие по безработице в Республике Беларусь за 2016-2020 гг. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://myfin.by/wiki/term/posobie-po-bezrabotice.
13. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021-2025 гг. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://economy.gov.by/uploads/files/macro-prognoz/Ukaz-292--1.pdf.
14. Пунченко, П. А. Основные актуальные проблемы социальной защиты населения Республики Беларусь через призму занятости и динамики трудовых ресурсов / Пунченко, П. А., Ковалева Д. Э. // В сборнике: ГОСУДАРСТВО И ПРАВО: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ. Сборник статей III Международной научно-практической конференции. Под ред. Н. В. Пантелеевой. Могилев, 2020. С. 243-246.
15. Сборник «Труд и занятость» за 2016г в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Trud i zanyatost 2016.pdf.
16. Сборник «Труд и занятость» за 2020г в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/upload/iblock/c17/c1758aafc21ec069dafba92b27dea768.pdf.
17. Социальная защита [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ilo.org/moscow/areas-of-work/social-security/lang--ru/index.htm.
18. Социальная защита безработных. Практика Международной организации труда и Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://beldumka.belta.by/isfiles/000167_226019.pdf.
19. Социальная политика в зарубежных странах в условиях пандемии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ac.gov.ru/uploads/2-Publications/social/social.2020.3.pdf.
20. Трейтьякова, Е. В. Новые формы занятости населения: проблемы и меры стимулирования в Республике Беларусь / Трейтьякова, Е. В. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2020. № 2. С. 88-94.
21. Труд [Электронный ресурс] / Главная / Официальная статистика / Демографическая и социальная статистика / Труд – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/trud/.
22. Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, и уровень зарегистрированной безработицы по областям и г. Минску [Электронный ресурс] / Главная / Официальная статистика / Демографическая и социальная статистика / Труд / Годовые данные / Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, и уровень зарегистрированной безработицы по областям и г. Минску. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/trud/godovye-dannye/uroven-ofitsialno-zaregistrirovannoi-bezrabotitsy-po-oblastyam-i-g-minsku/.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 36.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Организационно-экономические инструменты социальной защиты от безработицы.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты