Введение
1 Жилищная политика как составная часть социальной политики
2 Формы и методы реализации жилищной политики в странах с рыночной экономикой
3 Приоритеты, проблемы и перспективы жилищной политики в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
ВВЕДЕНИЕ
Жилищная политика является составной частью социально-экономической политики страны, которая включает совокупность взаимоувязанных целей, программ, инструментов и механизмов государственной деятельности. Данная совокупность содействует улучшению жилищных условий граждан, а также развитию предпринимательства в жилищной сфере. Состояние жилищного сектора отражает экономическую ситуацию в стране и средние условия на жилье могут служить критерием оценки уровня жизни в государстве.
Рынок жилья (жилой недвижимости) представляет собой совокупность экономических отношений, которые складываются в сфере обмена по поводу реализации и купли жилья. Рынок жилья имеет следующие особенности: техническая сложность рынка жилья и тесная связь его с рынком земли. Жилье нельзя производить и продавать, так как мы имеем дело, по существу, уже с рынком капитала, частью инфраструктуры. В настоящее время рынок жилой недвижимости в Беларуси занимает значительный объем на рынке недвижимости.
Одним из важнейших направлений социально-экономических преобразований в стране является реформирование и развитие жилищной сферы, создающей необходимые условия для проживания и жизнедеятельности человека. Стратегической задачей функционирования данной отрасли является создание условий для устойчивого и эффективного экономического оборота жилищного фонда, в рамках которого удовлетворяются жилищные потребности граждан, поддерживаются и развиваются стандарты качества строительства и содержания жилья, воспроизводятся положительные импульсы для развития других секторов. Вышесказанное обусловило актуальность темы курсовой работы.
Целью курсовой работы является изучение жилищной политики и ее проблем в экономики Республики Беларусь.
Для достижения поставленной цели, необходимо решение следующих задач:
- изучить жилищную политику как составную часть социальной политики;
- рассмотреть формы и методы реализации жилищной политики в странах с рыночной экономикой;
- исследовать приоритеты, проблемы и перспективы жилищной политики в Республике Беларусь.
Объект исследования – жилищная политика.
Предмет исследования – реализация жилищной политики в Республике Беларусь.
При выполнении работы использованы табличные методы анализа и аналитические методы и приемы.
1 ЖИЛИЩНАЯ ПОЛИТИКА КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Основой функционирования любого государства является регулирование социальной сферы как одной из основополагающих предпосылок существования общества в целом. Деятельность государства в отношении регулирования социальной сферы осуществляется посредством разработки социальной политики.
Весь комплекс социальных процессов и взаимоотношений определяется именно установленной государством социальной политикой. Ее также можно рассматривать в качестве воплощения всех потребностей, существующих интересов и условий жизни каждого отдельно взятого члена общества.
Социальная политика – это явление весьма обширное и многоликое. Если целью социальной политики считать достижение социальной эффективности, то в широком смысле социальная политика может рассматриваться как способ удовлетворения социальных потребностей, а в узком – сведена к разрешению противоречий в социальной сфере, инструменту, смягчающему негативные последствия индивидуального и социального неравенства [1, c. 67].
Главным инструментом реализации парадигмы приоритетного решения социальных проблем во всем мире является социальная политика. Социальная политика представляет собой совокупность принципов, норм и методов, используемых государством по регулированию социально-экономических условий жизни общества и отношений между его социальными группами.
Жилье является одной из первостепенных потребностей населения. В условиях рыночной экономики объем строительства жилья определяется спросом на него, зависящим от финансовых возможностей семей и от стоимости приобретения, содержания и обслуживания жилья.
Из-за сложности и универсальности понятия «жилищная политика», существует много определений этого термина. Вот некоторые из них:
1. Жилищную политику в целом следует понимать как общность целей и методов действий по их реализации, которые формируют органы власти и управления, отражающие наиболее популярные направления развития жилищного сектора [2, с. 141].
2. Жилищная политика касается функционирования государства, направленных на обеспечение граждан качественным жильем посредством прямого и косвенного участия. Это проявляется по-разному, например, в строительстве или субсидировании приобретения жилья, путем создания эффективных механизмов, способствующих самостоятельному решению жилищной проблемы гражданами страны [8, с. 313].
3. Жилищная политика государства относится к законодательной, исполнительной и практической деятельности государства по решению ряда вопросов, связанных с обеспечением граждан жильем и качественными коммунальными услугами.
2 ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ В СТРАНАХ С РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ
На пути достижения целей реформирования жилищной сферы большое значение имеет изучение опыта развитых стран, где традиционно функционирование жилищной сферы формируется рыночными механизмами.
В странах с рыночной экономикой государство использует, прежде всего, те инструменты, которые направлены на создание нормальных условий функционирования рынка жилья - снятие ограничений, сдерживающих спрос на жилье, обеспечение предложения жилья, совершенствование управления жилищной сферой.
Важнейшим элементом государственной политики в этой области является наличие нормативно-правовой базы, обеспечивающей законодательное закрепление права собственности в жилищной сфере. Большая часть городских территорий в развитых странах находится в частной собственности. В США доля частного владения составляет 60% городских территорий. В Европе, в частности в скандинавских странах (Швеция, Дания и др.) этот показатель еще выше. Этот фактор позволяет широко применять механизмы финансирования жилищной сферы за счет ипотечных кредитов, а также обеспечивает активное участие населения в формировании жилой среды [3, c. 55].
Государство руководит реализацией программ по регистрации земель и жилых домов. Каждый, кто имеет права в недвижимости обязан публично их засвидетельствовать, чтобы иметь возможность защитить. В США система публичных записей ведется местной администрацией во всех штатах в соответствии с Законом о регистрации. В большинстве стран Западной Европы регистрация отношений собственности осуществляется в юридическом кадастре или поземельном регистре, порядок ведения которого определен госу дарственным законом, а обязанность его содержания возложена на местные органы самоуправления. Надежная система регистрации имущественных прав обеспечивает владение и свободный обмен жильем.
Во всех развитых странах действуют достаточно отлаженные системы правового зонирования и градорегулирования. Эти системы всех государств придерживаются ряда основных принципов и отличаются только распределением компетенции и полномочий в зависимости от государственного устройства — в странах с глубокой децентрализацией и развитой системой местного самоуправления (США, Голландия) местные органы обладают наибольшей компетенцией и независимостью в принятии документов и решений. Наличие зональных регламентов избавляет всех участников жилищного рынка от мелочной опеки властей, защищая при этом общественные интересы в условиях частной собственности на земельные участки и дома. Для всех стран, членов ЕЭС, характерно соблюдение следующих принципов:
‒ обеспечение прав граждан на информацию и на их влияние на планирование территорий застройки (вплоть до наложения «вето» в Голландии);
‒ наличие скоординированной правовой базы и градостроительных программ на всех уровнях территориально-административного устройства государств.
3 ПРИОРИТЕТЫ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
В жилищной политике запланированы серьезные изменения. Правительство подготовило проект постановления по отдельным вопросам жилищного законодательства. Фактически этот документ формулирует новый подход к формированию коммерческого жилищного фонда, или так называемого арендного жилья. Основное требование главы государства остается неизменным: при формировании фонда арендного жилья необходимо максимально учитывать интересы граждан.
В Беларуси жилищное строительство уже не один год входит в число главных приоритетов. Совсем недавно они объявили, что будут использовать новую форму ‒ строительство и расширение арендного жилья. Это также потребовало разработки соответствующего нормативного акта для внедрения новых процессов в правовое поле.
Также пересматриваются основания для регистрации жилья, нуждающегося в благоустройстве, с целью определения реальных потребностей людей и устранения необоснованных претензий.
Кроме того, предусмотрен целый комплекс мер по защите тех граждан, которые по тем или иным причинам не смогут или не захотят приватизировать квартиру. Если семья или конкретный гражданин имеет право на социальное жилье, то квартира может быть передана в социальное жилье по заявлению и не будет платить арендную плату.
Результаты исследования общественного мнения указывают на актуальность жилищных вопросов. Так, по данным республиканского опроса, проведенного Информационно-аналитическим центром при Администрации Президента Республики Беларусь в IV квартале 2019 года, жилищный вопрос занимал седьмую позицию среди проблем, волнующих граждан (после роста цен, алкоголизма и наркомании, медицинской помощи, занятости и др.). На его значимость указал каждый четвертый респондент (24%).
В нашей стране жилищное строительство развивается в соответствии с концепцией развития народного хозяйства, которая предусматривает сокращение доли бюджетного финансирования и расширение использования внебюджетных источников, в том числе собственных средств граждан.
Рынок жилой недвижимости Беларуси имеет относительно небольшой период развития и динамично развивается. При этом развивается он по своим законам и по-своему реагирует на процессы, протекающие в обществе и экономике. Он более инертен, чем другие товарные рынки, реагируя на изменения во внешней среде с некоторым отставанием. Но это является естественным процессом, поскольку объекты недвижимости – дорогостоящий товар, требующий значительных затрат времени при покупке или продаже
[12, с. 262].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основой функционирования любого государства является регулирование социальной сферы как одной из основополагающих предпосылок существования общества в целом. Деятельность государства в отношении регулирования социальной сферы осуществляется посредством разработки социальной политики.
Жилье является одной из первостепенных потребностей населения. В условиях рыночной экономики объем строительства жилья определяется спросом на него, зависящим от финансовых возможностей семей и от стоимости приобретения, содержания и обслуживания жилья.
Изучая зарубежный опыт жилищной политики был сделан вывод, что стабильное формирование жилищно-коммунального хозяйства (ЖКУ) определяется формированием успешной и стабильной технической инфраструктуры населенных пунктов с помощью создания, и оказания услуг жизнеобеспечения населению и предоставления деятельности производств, предложения иных видов коммунальных услуг, объединенных с регулированием жилищным фондом, его содержанием и ремонтом.
Нормативно-правовая поддержка развития и функционирования системы ЖКХ должна соответствовать происходящим изменениям в социально-экономическом развитии страны и учитывать необходимость сохранения окружающей среды для будущих поколений.
Важнейшими условиями реализации целей и задач устойчивого развития жилищного сектора должно стать систематическое снижение стоимости жилищных услуг (снижение всех видов потерь и затрат в системе, меры по ресурсо- и энергосбережению и т.д.), рациональное потребление ресурсов и стимулирование этих процессов в процессе перехода к безотходному функционированию и ликвидации перекрестного субсидирования.
В настоящее время жилищная политика Республики Беларусь решает задачи предоставления доступности жилья учитывает последующее формирование системы продолжительного кредитования жилищного строительства и формирование рынка арендного жилья.
Улучшение системы нормативного правового регулирования жилищного строительства должно осуществляться в два этапа: ключевыми вопросами которого считается формирование нормативной правовой, организационной и экономической базы с поэтапным переходом к функционированию на всей территории Республики Беларусь рынков жилья и жилищных услуг и их скоординированного становления.
На первом этапе учитывается, с учетом настоящего положения, развитие полной нормативной базу, стабилизирующей продвижение жилищной сферы, модернизация экономических отношений рыночного типа.
На втором этапе преобразование жилищной сферы преследует цель увеличения производительности строительного комплекса и жилищно – коммунального хозяйства, систематически переход на режим безубыточного функционирования посредством уменьшения бюджетного дотирования.
1. Бондарь, Н. Н. Социальная политика в Республике Беларусь: пособие/Н. Бондарь, А.И. Терляженко. - Минск: БГЭУ, 2015.
2. Букиашвили, О.В. Жилищная политика как элемент государственной политики. Анализ отечественного и зарубежного опыта/Букиашвили О.В.//Экономика строительства и госэкономика. - 2017. - № 3 - С. 141 – 146
3. Васильева, Н. В. Зарубежный опыт государственного регулирования жилищной сферы: экономико-правовые аспекты / Н. В. Васильева // Законодательство и экономика. - № 7. - 2018. - С. 53 - 59.
4. Вечканов, Е.С. Макроэкономика: учебник для студентов. И управление /Г.С. Вечканов. - СПб.: Питер, 2014. - 428 с.
5. Вулфович, Р. М., Щербаков М. Д. Социально ориентированная жилищная политика в городах Европы и России/Вулфович Р. М.//Управленческий консалтинг. - 2017. - № 2 - С. 41 – 45.
6. Вяжевич, Л. Ф. Ипотечное кредитование воспроизводства жилищного фонда в мировой практике и возможности применения в Республике Беларусь // Банковский вестник. – 2019. - № 6. – С. 66-70.
7. Вяжевич, Л.Ф. Перспективы развития строительной отрасли в Республике Беларусь / Л.Ф. Вяжевич // Стратегия развития экономики Беларуси: вызовы, инструменты реализации и перспективы: сб. науч. ст. В 4 ч. / Нац. акад. наук Беларуси, Ин-т экон. НАН Беларуси; редкол.: В.И. Бельский [и др.]. – Минск: Ин-т систем. исслед. в АПК НАН Беларуси, 2017. – Ч. 2. – С. 158–162.
8. Гладкова, М. В. Развитие жилищной сферы в перспективе реформ Текст. / М. В. Гладкова // Проблемы и перспективы экономического и управленческого потенциала России в XXI веке: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. - Пенза, 2017. - С. 313-317.
9. Денисов, Р. Жилищная политика в современной ситуации /Р. Денисов, Т. Коновалова // Экономист. 2016. - № 6. - С. 49 - 54.
10. Долгов, В.Ю. Зарубежный опыт государственной поддержки в рамках жилищной политики/Долгов В.Ю.// Весник кузбасского государственного технического университета. - 2016. - С. 111 – 115.
11. Должанский, В. Ю. Зарубежный опыт господдержки в рамках жилищной политики/Должный В. Ю.//Весник Кузбасского государственного технического университета. - 2017. - С. 113 – 118.
12. Жилинская, А. В. Доступность жилья в Республике Беларусь: реалии и перспективы / А. В. Жилинская, А. В. Шабунио; науч. рук. Л. С. Климченя // Современный механизм функционирования торгового бизнеса и туристической индустрии: реальность и перспективы : материалы II Международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых, г. Минск, 1-2 марта 2018 г. / [редкол.: Г.А. Короленок (пред.) и др.] ; М-во образования Респ. Беларусь, Белорус. гос. экон. ун-т. - Минск : БГЭУ, 2018. - С. 262-263.
13. Крамкова, Т.В. Жилищное строительство и жилищная политика Швейцария/Крамкова Т. Б//Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. - 2017. - № 3 (41) - С. 69 – 73.
14. Кузнецов, М.Г., Шашко, Т. Д. Перспективы развития жилищного строительства в Беларуси//Белорусский экономический журнал. - 2016. - № 1 - C. 72-83.
15. Лимонов, Л. Э. Рынок недвижимости и развитие городов: российский и международный опыт / Л. Э. Лимонов // Вестник СПбГУ. Сер. 5. Экономика. Вып. 2. Июнь. СПб.- 2014. - С. 35 - 36.
16. Макроэкономика, исследования, 2-е изд. /T.С Алексеенко [и др.], по ред. Л.П. Зенкова - Минск: ИВК Минфина, 2018. - 380 c.
17. Макроэкономика: социально ориентированный подход: учебник для студентов экон. cпециальности /Е.А. Лутохина [и др.]; Е.А. Лутохина. - Минск: ИВК Минфина, 2015. – 442 с.
18. Мирский, В.П. Особенности разработки и реализации государственной политики в жилищной сфере / В.П. Мирский // Гуманитарные и социальные науки. - 2015. - №6. - С. 59 - 73.
19. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by.
20. Ноздрина, Н. Н. Новое европейское жилье и городская политика//Ноздрина Н.Н.//Хроника научной жизни. - 2017. - № 4 - с. 161 – 163.
21. Постановление Совета Министров Республики Беларусь 21 апреля 2016 г. N 325 О государственной программе «Строительство жилья» на 2016 - 2020 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mas.by/ru/koncec_zhilischn_politiki/.
22. Устюшенко, Н.А. Рынок недвижимости Республики Беларусь: история и современность, тенденции // Рынок недвижимости как составляющая конкурентоспособности экономики: сб. науч. статей / Белорусский государственный университет. – Минск, 2016. – С. 4–23.