Осознанность как значимая характеристика материнства Курсовая работа (проект)
БрГУ им. А. С. Пушкина (Брестский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Осознанность как значимая характеристика материнства»
по дисциплине: «Специальная педагогика и психология»
2023
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
60.00 BYN
Осознанность как значимая характеристика материнства
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Специальная педагогика и психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Опросник «Сознательное родительство» (Р.В. Овчарова).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводные таблицы по методикам.
В работе также имеются бланки ответов респондентов, выполненные в MS Word.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Опросник «Сознательное родительство» (Р.В. Овчарова).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводные таблицы по методикам.
В работе также имеются бланки ответов респондентов, выполненные в MS Word.
Поделиться
Введение
Глава 1 Теоретические аспекты изучения осознанности как значимой характеристики материнства
1.1 Понятие материнства в психологии
1.2 Понятие осознанности, ее взаимосвязь с понятием материнства
Глава 2 Эмпирическое исследование осознанности как значимой характеристики материнства…
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования материнской осознанности с помощью опросника «Осознанное родительство» Р.В. Овчаровой
2.3 Анализ результатов исследования материнской осознанности с помощью опросника детско-родительского эмоционального взаимодействия Е.И. Захаровой
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность темы исследования. В современном обществе материнство больше не является нормативным компонентом жизни, а женщины без детей больше не воспринимаются как неполноценные. Вместо этого это стало потенциальным жизненным сценарием, основанным на выборе. Женщина может захотеть стать матерью в актуальной ситуации, может отложить эту возможность на будущее или полностью отказаться от этой стороны своей жизни. Так или иначе принятие решение о возможности материнства должно быть осознанным.
Важной проблемой является низкий уровень осознанного отношения женщин к своему ребенку, к своей новой роли - матери. Объясняется это тем, что в настоящее время в обществе происходит трансформация ценностей. Ценности традиционного материнства, в основе которых лежит любовь к детям, постепенно утрачиваются. Создание семьи и материнство многими современными женщинами рассматриваются как помеха в реализации поставленных целей, а не как важнейшие жизненные ценности женщины. В результате пропаганды среди женщин идеологии феминизма - быть эмансипированной, независимой и современной - молодые матери все чаще делают свой выбор в пользу карьеры, не учитывая тот факт, что именно мать оказывает существенное влияние на детское развитие, на формирование психологического склада ребенка (З. Фрейд, Д. В. Винникотт, К. Роджерс, Дж. Боулби, А.С. Спиваковская, В. С. Мухина, Н. Н. Васягина и др.).
Материнство – это состояние, в котором человек переживает материнские роли. Оно имеет для женщин глубокое внутреннее значение, такое как качества и ценности матери, и выходит за рамки простого плодородия. Материнство как значимое событие в жизни женщины, требующее корректировки на физическом, биологическом, психологическом, культурном и социальном уровнях, является частью перехода к обретению материнской идентичности. Важно, чтобы женщины осознанно подходила к рождению ребенка, выполнению материнстве функций и принятию роли матери.
Осознанное материнство заключается не только в желании иметь ребенка, но еще и в осмыслении новых обязанностей, положительном отношении к новой роли, в позитивном видении материнства, осознании своих новых возможностей. Эти составляющие отражают уровень готовности женщины к материнству и могут служить основанием для прогноза последующего материнского поведения. Осознанное материнство выступает необходимым условием для благоприятного развития ребенка.
Феномен материнства изучали такие ученые, как: В.И. Брутман, С.Ю. Мещерякова, Л.А. Пьянкова, С.С. Савентышева, Ф. Хорват, Г.Г. Филиппова и др.
[...]
Глава 1. Теоретические основы изучения осознанности как значимой характеристики материнства
1.1 Понятие материнства в психологии
На сегодняшний день не существует общепринятого определения понятия «материнство». В словаре русского языка С.И. Ожегова «материнство» трактуется как «состояние женщины в период беременности, родов, кормления ребёнка; свойственное матери сознание родственной её связи с детьми» [1, с. 416].
В современной психологии существуют различные взгляды на понятие материнства (В.И. Брутман, А. Минегетти, Г.Г. Филиппова, Ф. Хорват и др.).
В.И. Брутман определяет материнство, как «процесс выстраивания смысловых границ между матерью и ребёнком. Основным новообразованием материнства является изменение смысловой сферы женщины, изменение структуры социальных ролей, которая определяет переживание материнства, как динамического процесса, реализующегося в системе материнско-детского взаимодействия» [2, с. 42].
Ф. Хорват определяет материнство как «личностные качества женщины, её биологические и психологические особенности, которые женщина имеет как бы в себе, как какую-то художественную способность, вроде врождённого таланта» [3, с. 219].
По мнению А. Минегетти, материнство – это «в действительности всего лишь исполнение женщиной заученной с детства роли. Материнство – это одна из социальных женских ролей. Даже если потребность быть матерью и заложена в женской природе, общественные ценности и нормы оказывают определяющее влияние на проявления материнского отношения. Материнское чувство включает в себя биологическое стремление к рождению детей, окрашенное или преобразованное интериоризованными социальными нормами» [4, с. 137].
У.Е. Хван рассматривает переход к материнству как физические, психологические, социальные и реляционные (отношения мать-ребенок/межличностные отношения) изменения, которые происходят с женщиной после беременности и рождения ребенка. К признакам перехода к материнству относятся: 1) адаптация к физическим изменениям после беременности и родов; 2) переживают различные психологические изменения; 3) изменение ее социального восприятия с женщины на чью-то мать; и 4) формирование и развитие отношений с новорожденным, корректировка приоритетов и переопределение отношений между семьей и другими людьми. Встреча с новорожденным рассматривается как предвестник перехода к материнству.
[...]
[...]
Глава 2 Эмпирическое исследование осознанности как значимой характеристики материнства
2.1 Организация и методы исследования
С целью изучения осознанности как значимой характеристики материнства было проведено эмпирическое исследование.
База исследования: в исследовании приняли участие 30 матерей в возрасте 28-35 лет (ранняя взрослости по периодизации Г. Крайг). Выборку составили 2 группы: 15 матерей с одним ребенком и 15 матерей с двумя детьми.
Методики исследования:
1. Опросник «Осознанное родительство» Р.В. Овчаровой.
Цель: выявить представления об идеальном родителе.
Шкалы: родительские позиции, родительские чувства, родительская ответственность, родительские установки и ожидания, семейные ценности, стиль семейного воспитания, родительское отношение.
Опросник содержит 51 вопрос. Необходимо выбрать один из вариантов ответов. При обработке данных сумма баллов подсчитывается отдельно по каждой шкале соответственно ключу.
2. Опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия Е.И. Захаровой.
Цель: выявить основные параметры эмоционального взаимодействия матери и ребенка дошкольного возраста. С помощью опросника можно вывить 11 параметров эмоционального взаимодействия матери и ребенка дошкольного возраста, объединенных в три блока:
1) блок чувствительности: способность воспринимать состояние ребенка; понимание причин состояния; способность к сопереживанию;
2) блок эмоционального принятия: чувства, возникающие у матери во взаимодействии с ребенком; безусловное принятие; отношение к себе как к родителю; преобладающий эмоциональный фон взаимодействия;
3) блок поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия: стремление к телесному контакту; оказание эмоциональной поддержки; ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия; умение воздействовать на состояние ребенка.
Степень согласия с предложенными утверждениями испытуемый должен выразить с помощью пятибалльной шкалы.
[...]
Заключение
Теоретический анализ литературы показал, что понимание материнства современными исследователями сводится к эмоциональной сфере личности матери, а также к принятию ею новой социальной роли. Материнство – это и этап в жизни женщины, и социальная роль, и часть личностной сферы женщины. Материнство как интегральное психологическое образование личности включает когнитивную, эмоциональную и поведенческую составляющие. Содержательными характеристиками материнства являются: родительские позиции, родительские чувства, родительская ответственность, родительские установки и ожидания, семейные ценности, родительское отношение, стиль семейного воспитания. В основе формирования материнства лежит психологическая готовность к ней, положительное отношение к материнству, личностная зрелость и субъектность матери.
Осознанность – это комплексная характеристика сознания, предполагающая постижение мыслей, чувств и переживаний в определенный момент времени, концентрацию внимания на себе и своем внутреннем мире, что позволяет получить осознанные знания о себе и своем опыте. Осознанность представляет собой условие организации саморегуляции личности, планирования и целеполагания, понимания своих переживаний, личностный ресурс для преодоления тревоги и стресса, адаптации к новым обстоятельствам. Осознанность рассматривается в качестве важнейшей характеристики эффективного материнства. Осознанное материнство – это как осознанная, регулируемая и контролируемая матерью деятельность, направленная на формирование отношения к себе как к матери. Осознанное материнство включает: критическую оценку представлений о материнстве, осознание важности выполнения материнских обязанностей, осознание материнских убеждений и установок, осознание своих эмоций и чувств в отношении себя как матери и в отношении ребенка, осознанный выбор своего стиля воспитания.
В результате эмпирического исследования было выявлено, что в структуре осознанного родительства у матерей одного ребенка более выражены совокупность убеждений о выполнении родительской роли, представлений о должном поведении ребенка, система чувств и преобладающий эмоциональный фон, касающийся родительской роли и своего ребенка. У матерей двоих детей особенно выражены представления о способах взаимодействия с ребенком, оценки складывающихся отношений с ним, формы поддержания контакта с ребенком, а также представления о своей родительской позиции, преобладающий эмоциональный фон и оценки образа ребенка, коммуникативные тактики.
[...]
1. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М.: ИТИ Технологии, 2006. – 696 с.
2. Брутман, В.И. Привязанность матери к ребенку в период беременности / В.И. Брутман, М.С. Радионова // Хрестоматия по перинатальной психологии. – М., 2005.– С. 38–47.
3. Хорват, Ф. Любовь, материнство, будущее / Ф. Хорват. – М.: Прогресс, 1982. – 521 с.
4. Филиппова, Г. Г. Психология материнства : учеб. пособие / Г. Г. Филиппова. – М. : Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. – 240 с.
5. Hwang, W.Y. Concept analysis of transition to motherhood: a methodological study // Korean J Women Health Nurs. – 2022. - № 28(1). – Р. 8–17.
6. Пьянкова, Л.А. Психологический контекст феномена материнства / Л.А. Пьянкова // Общество: социология, психология, педагогика. – 2017. - № 2. – С. 1-5.
7. Махмутова, Р.К. Материнство как психологический феномен / Р.К. Махмутова // Вестник Удмуртского университета. – 2007. – № 2. – С. 1-8.
8. Овчарова Р.В. Психология родительства / Р.В. Овчарова. - М.: Академия, 2005. – 362 с.
9. Савентышева, С.С. Материнское отношение как фактор психического развития ребенка раннего возраста / С.С. Савентышева // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2013. – Вып. 3. – С. 32-42.
10. Мещерякова, С. Ю. Психологическая готовность к материнству / С. Ю. Мещерякова // Вопросы психологии. – 2000. – № 5. – С. 18–27.
11. Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 319 с.
12. Ермихина, М. О. Формирование осознанного родительства на основе субъективно-психологических факторов: автореф. дис. ... канд. психол. наук / М.О. Ермихина. – Казань, 2004. – 25 с.
13. Федорова, Ю.А. Осознанное родительство как психолого-педагогический феномен / Ю.А. Федорова // Педагогический журнал Башкортостана. – 2017. – № 6. – С. 16-24.
14. Коняева, Н.А. Формирование материнского поведения в условиях социально-культурной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук / Н.А. Коняева. – Москва, 2005. – 27 с.
15. Захарова, Е. И. Отношения дочери с матерью как фактор освоения ею собственного материнства / Е. И. Захарова // Мир психологии. – 2018. – № 1(93). – С. 134-143.
16. Барановская, Т.И. Развитие базовых качеств матери и психическое развитие младенца в возрасте 3-4 и 7-8 месяцев (лонгитюдное исследование): дис. ... канд. психол. наук / Т.И. Барановская. – Иваново, 2003. - 24 с.
17. Мазурчук, Е.О. Актуализация субъектности матери в период восстановления родительских прав: автореф. дис. .. канд. психол. наук / Е.О. Мазурчук. – Москва, 2019. – 26 с.
18. Васягина, Н. Н. Мать как субъект социокультурного воспитательного пространства // Мир науки, культуры, образования. – 2009. – № 7-2 (19). – С. 286-289.
19. Нестерова, Е.А. Формирование эффективного родительства через развитие личностной зрелости родителей младших школьников: автореф. дис. .. канд. психол. наук / Е.А. Нестерова. – Курган, 2005. – 26 с.
20. Чибисова, М. Ю. Феномен материнства и его отражение в самосознании современной молодой женщины: автореф. дис. ... канд. психол. наук / М.Ю. Чибисова. – М., 2003. – 25 с.
21. Смирнова, Е. О. К проблеме воли и произвольности в культурно-исторической психологии / Е. О. Смирнова // Культур.-ист. психология. – 2015. – Т. 11, № 3. – С. 9–15.
22. Смирнова, Ю. Э. Теоретические подходы к изучению осознанности / Ю. Э. Смирнова // Психология профессиональной деятельности: проблемы, современное состояние и перспективы развития. – Москва: Московский государственный областной университет, 2022. – С. 125-130.
23. Наранхо, К. Гештальт-терапия: Отношение и Практика теоретического эмпиризма / Перев. с англ. А.А. Рунихина. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 304 с.
24. Гафарова, О.Н. Теоретический анализ научного исследования осознания / О.Н. Гафарова // Журнал «Школа Науки». –2019. –№2 (13). – С. 1-9.
25. Пуговкина, О.Д. Концепция mindfulness (осознанность): неспецифический фактор психологического благополучия / О.Д. Пуговкина // Современная зарубежная психология. - 2014. - № 2. - C. 18-29.
26. Прилепских, О.С. Феномен осознанности в современной психологической практике / О.С. Прилепских // Научный альманах. - 2015. - № 8. - С. 1546-1548.
27. Киричик, Е.С. Осознанность как значимая характеристика материнства / Е.С. Киричик // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rep.brsu.by/bitstream/handle/123456789/9106/99-101.pdf?sequence=1.
28. Смирнова, Е.Г. Психолого-педагогическое сопровождение формирования осознанного родительства в молодой семье: автореф. ... канд. псих. наук / Е.Г. Смирнова. – Курган, 2008. – 22 с.
29. Карабанова, О.А. В поисках оптимального стиля родительского воспитания / О.А. Карабанова // Национальный психологический журнал. - 2019. - № 3(35). - С. 71-79.
30. Крайлюк, А.И. Родительские установки: теоретические аспекты / А.И. Крайлюк // Вестник Костромского гос. университета. – 2015. – Т. 21. – С. 78–83.
31. Коняева, Н.А. Формирование материнского поведения в условиях социально-культурной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук / Н.А. Коняева. – Москва, 2005. – 27 с.
32. Устинова, Н. А. Аксиологический подход к формированию осознанного материнства / Н.А. Устинова // Педагогическое образование в России. – 2015. – № 2. – С. 1-5.
33. Устинова, Н. А. Внутриличностные детерминанты самосознания матери: дис. ... канд. психол. наук / Н.А. Устинова. –Екатеринбург, 2009. – 25 с.
34. Ходырева, Е.А. Социально-психологический феномен девиантного материнства / Е.А. Ходырева, Т.С. Микова // Психологические проблемы современной российской семьи. – М., 2006. – С. 156-164.
35. Васягина, Н.Н. Теоретико-методологические основания субъектного становления матери в социокультурном пространстве / Н.Н. Васягина // Мир науки культуры и образования. – 2010. – № 4. – С. 250-256.
36. Nguyen, N. Delayed motherhood in aspiring professional women: a biopsychosocial perspective: Dissertation Abstracts International Section / N. Nguyen // A: Humanities and Social Sciences. – 2016. - № 77. – Р. 122-139.
37. Talmon, A. Differentiation of the self and the body and adjustment to motherhood: a latent class analysis // J Affect Disord. – 2020. - № 276. – Р. 287–296.
38. Емельянова, К. А. Понятие психологической готовности к материнству / К. А. Емельянова // Актуальные вопросы и достижения современной науки. – Нур-Султан, Казахстан: Научно-издательский центр "Мир науки" (ИП Вострецов Александр Ильич), 2020. – С. 141-144.
39. Захарук, Н.С. Условия формирования психологической готовности к материнству у студенток / Н.С. Захарук // Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном образовании: материалы международной заочной научно-практической конференции. Ярославль − Минск. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2017. – С.147– 149.
40. Слепкова, В.И. Многодетное материнство: истоки мотивации / В.И. Слепкова // Актуальные проблемы психологии личности: Сборник научных статей. – Гродно, 2010. - С. 157-168.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Опросник «Сознательное родительство» (Р.В. Овчарова).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводные таблицы по методикам.
В работе также имеются бланки ответов респондентов, выполненные в MS Word.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Опросник «Сознательное родительство» (Р.В. Овчарова).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводные таблицы по методикам.
В работе также имеются бланки ответов респондентов, выполненные в MS Word.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты