Защита прав потребителя в торговом обслуживании Курсовая работа (проект)
ГГУ им. Ф. Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Защита прав потребителя в торговом обслуживании»
по дисциплине: «Гражданское право»
2023
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
60.00 BYN
Защита прав потребителя в торговом обслуживании
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Гражданское право
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 45%
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
Поделиться
Введение
1 Общие положения о защите прав потребителя
1.1 Понятие и сущность потребительского права
1.2 Развитие законодательства о защите прав потребителя в Республике Беларусь
2 Права потребителя в торговле
2.1 Право потребителя на качество и безопасность товара
2.2 Права потребителя при дистанционном способе продажи товара
Заключение
Список использованных источников
Введение
В развитых странах признают приоритетность интересов потребителей по сравнению с другими субъектами рынка. В условиях насыщенности рынка товарами и услугами современный потребитель обладает всеми возможностями для того, чтобы поднять уровень своих требований к товарам, услугам и качеству обслуживания.
Разработка и реализация мер по удовлетворению потребностей своих граждан, защите их интересов выступают не только социально-экономической, однако и политической функцией государства.
Осуществляемая в данной сфере политика государства преследует две основные цели: первая – информировать потребителей об имеющихся товарах и услугах; вторая – защищать потребителя. Достижение указанных целей предоставляет возможность обеспечивать, с одной стороны, благосостояние потребителя, а с другой – эффективность экономики в целом.
Выступая посредником между изготовителями и потребителями, торговля призвана защищать интересы последних, предъявляя к изготовителям, продавцам требования в отношении объема производства, ассортимента, качества и безопасности товаров. упаковки, предоставления необходимой информации, обеспечивая одновременно должное их торговое обслуживание.
Последние годы в Республике Беларусь принято множество законодательных актов, регламентирующих процессы торгового обслуживания.
История правоотношений в области защиты прав потребителей в Республике Беларусь насчитывает более 20-ти лет и берет свое начало в 80-х годах минувшего века, а как самостоятельная отрасль законодательства возникла в начале 90-х годов. До этого регламентирование отношений по удовлетворению потребностей граждан осуществлялось в основном нормами гражданского законодательства, предназначенными для установления общих норм и призванными служить базой для специального законодательства.
Можно с уверенностью сказать, что права потребителей и соблюдение их гарантий выступает одной из первостепенных и важных задач, которые стоят перед государством. Более того, в ст. 2 Конституции Республики Беларусь предусмотрено, что человек, его права, свободы и гарантии их реализации выступают высшей ценностью и целью общества и государства [1]. Основное регулирование отношений между потребителем, продавцом, изготовителем и исполнителем осуществляется нормами гражданского законодательства. При этом гражданское законодательство предусматривает различные формы ответственности за нарушения, например, такие, как возмещение убытков, уплата неустойки.
В целом механизм защиты прав потребителей имеет строго регламентированный характер, при этом в защите прав потребителей принимают участие как сами потребители, так и общественные организации, и, конечно же, специально уполномоченные на то государственные органы.
[...]
1 Общие положения о защите прав потребителя
1.1 Понятие и сущность потребительского права
Основополагающими принципами, как гражданского законодательства, так и права в целом выступают гуманизм и приоритет прав человека и гражданина. Именно согласно этим принципам ст. 2 Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция) провозгласила «человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства» [1].
[...]
1 Общие положения о защите прав потребителя
1.1 Понятие и сущность потребительского права
Основополагающими принципами, как гражданского законодательства, так и права в целом выступают гуманизм и приоритет прав человека и гражданина. Именно согласно этим принципам ст. 2 Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция) провозгласила «человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства» [1].
В ст. 21 Конституции установлено: «Обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства. Государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции Республики Беларусь, законах и предусмотренные международными обязательствами» [1].
Тема защиты прав потребителей актуальна по многим причинам: во-первых, она касается всех без исключения, а во-вторых, никто не защищен от нарушений своих прав. Например, магазины отказывались обменивать явно бракованные товары, автосервисы задерживали ремонт автомобилей на две недели, строители нарушали сроки строительства жилых домов на год. Такие вещи стали привычкой людей и воспринимались как нечто само собой разумеющееся. Таким образом, тема защиты прав потребителей является одной из самых чувствительных в современном мире, а рынки и экономика в целом определяют развитие всех без исключения стран.
Политика, проводимая в этой области, преследует две основные цели: первая цель – информировать потребителя о доступных товарах и услугах, чтобы он мог внести свой вклад в эффективное функционирование рынка путем принятия соответствующих решений по своему выбору; и вторая цель – защитить потребителя, когда его положение слабого человека не позволяет ему играть роль двигателя социально-экономических интересов. Сочетание этих двух задач и их реализация, с одной стороны, могут обеспечить благосостояние потребителей и, с другой стороны, эффективное функционирование экономики в целом.
Поэтому при определении задачи защиты прав потребителей любая страна, особенно участвующая в рыночных изменениях, должна четко осознавать, что конкуренция не может функционировать свободно без баланса интересов производителей и потребителей и без доверия потребителей к производителям. Только правильное сочетание правил конкуренции и защиты прав потребителей может обеспечить надлежащее функционирование рынка.
Защита прав потребителей – это комплекс мер, реализуемых государством, направленных на регулирование общественных отношений между потребителями (физическими лицами, приобретающими товары или услуги для физических лиц, семей, семей и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью) и хозяйствующими субъектами-производителями, исполнителями, продавцами, в том числе: установление конкретных прав потребителей; формы возможных нарушений прав и механизмы их защиты; ответственность за нарушения прав потребителей [3, c. 223].
[...]
2 Права потребителя в торговле
2.1 Право потребителя на качество и безопасность товара
Потребитель работ и услуг имеет право на надлежащее качество работы, услуги, а также на безопасность работы, услуги. Это установлено ст. 5 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей».
[...]
2 Права потребителя в торговле
2.1 Право потребителя на качество и безопасность товара
Потребитель работ и услуг имеет право на надлежащее качество работы, услуги, а также на безопасность работы, услуги. Это установлено ст. 5 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей».
Рассмотрим данное право, а также ответственность исполнителя за его несоблюдение.
По общему правилу, работы и услуги должны быть безопасными для потребителя. В процессе использования результата выполненных работ и оказанных услуг потребитель должен быть уверен, что такие работы и услуги при обычных условиях их использования не представляют опасности для жизни, здоровья и имущества.
В законе установлено, что в случае если законодательство устанавливает обязательные требования к качеству работы, услуги, исполнитель обязан выполнить работку, оказать услуг, что соответствуют таким требованиям [2, ст. 11].
В этом случае, реализация товаров, работ и услуг объективно связана с выполнением тех безусловных требований, которые сформулированы в нормативно-правовых актах, обеспечивающих защиту прав потребителей. Анализируя требования белорусского законодательства к качеству товаров, работ и услуг, можно сделать вывод, что правовые положения, регламентирующие соответствие качества этих вещей и видов деятельности потребностям граждан нашей страны, являются наиболее существенным аспектом. На основании соответствия качественных показателей товаров, работ и услуг необходимому уровню жизнедеятельности потребителей выстраивается вся система защиты прав граждан в рамках торговли, выполнения работ и предоставления услуг для удовлетворения насущных интересов населения.
Понятие «качество» долгое время среди ученых являлось дискуссионным. Так, в частности, М. И. Брагинский качество охарактеризовал как совокупность свойств материального и правового объектов договора, которые обеспечивают возможность нормального использования предмета, работы, услуги согласно его обычному либо специальному назначению [21, с. 14].
Отдельные советские правоведы понятие «качество» и «соответствие качеству» отождествляли. Это были М. Б. Емельянова [22], Б. П. Мезрин [23, с. 55] и др.
Нередко понятие «качество также отождествляется с таким понятием как «потребительская стоимость». В. С. Белых отмечает, что данные понятия не совсем тождественны, они предполагают друг друга. Качество с точки зрения философии – основная категория диалектической логики, то есть это совокупность свойств, которые характеризуют конкретную работу, выполненную услугу [24, с. 11].
[...]
Заключение
По итогам исследования правого регулирования защиты прав потребителей в сфере торгового обслуживания в Республике Беларусь, нами получены следующие выводы:
[...]
Заключение
По итогам исследования правого регулирования защиты прав потребителей в сфере торгового обслуживания в Республике Беларусь, нами получены следующие выводы:
Под потребительскими правоотношениями следует понимать специфическую форму социального (частноправового) и властного (публично-правового) взаимодействия субъектов потребительского права в сфере потребительского рынка с целью реализации интересов и достижения результатов, предусмотренных заключёнными договорами, потребительским законодательством и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, а также технико-юридическими нормами.
Одной стороной потребительски правоотношений всегда является сам потребитель, представляющий собой физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее товар (работу, услугу) или использующее товар (результат работы, услугу) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Второй стороной потребительских правоотношений выступают изготовители, продавцы, исполнители, то есть индивидуальные предприниматели и организации (коммерческие и некоммерческие) вне зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности.
Объект потребительских правоотношений – это то, ради чего возникают правоотношения. В данном случае объектом выступают товары, работы, услуги.
Защита прав потребителей в сфере торгового обслуживания не выступает новым институтом законодательства. Прежде всего, это комплексное образование, которое содержит нормативно-правовые акты конституционного, гражданского, административного, уголовного законодательства. Главной особенностью системы норм, регламентирующих отношения в сфере защиты прав потребителей в сфере торгового обслуживания – это их в большей части императивный характер.
Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей» устанавливает обязанность исполнителя передавать потребителю результат выполненной работы, оказанной услуги в соответствующем качестве, а также они должны быть безопасными. При нарушении данной обязанности на исполнителя возлагается гражданско-правовая ответственность, которая выражается в совокупности альтернативных действий (прав) потребителя, имеющего права как вернуть ранее уплаченную им денежную сумму, потребовать возмещения убытков, понесенных им в результате некачественно выполненной, небезопасной работы, услуги, расторжения договора и др. В любом случае исполнитель обязан выполнять действия, что потребует потребитель.
Одним из прав потребителей является право на обмен товара надлежащего качества. потребитель вправе в течение четырнадцати дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом, в месте приобретения или иных местах, объявленных продавцом, возвратить товар надлежащего качества или обменять его на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом.
[...]
[...]
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 ноября 1996 г., 17 октября 2004 г. и 27 февраля 2022 г.). // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2023.
2. О защите прав потребителей: Закон Республики Беларусь, 9 января 2002 г., № 90-З: принят Палатой представителей 5 декабря 2001 года: одобрен Советом Республики 20 декабря 2001 года: в ред. Закона Республики Беларусь от 5 января 2022 г., № 148-З// Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2023.
3. Нициевская, Е.С. К вопросу о понятии «защиты прав потребителей» в Республике Беларусь / Е.С. Нициевская // Государство и право: теория и практика: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2011 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – С. 222-225.
4. Богдан, В.В. Становление дореволюционного российского законодательства о защите прав покупателей / В.В. Богдан // Genesis: исторические исследования. – 2014. – № 4. – С. 22-31.
5. Баранова, Л.Я. Личные потребности / Л.Я. Баранова. – М.: Экономика, 1984. – 200 с.
6. Шерстобитов, А.Е. Гражданско-правовая охрана прав потребителей: дис. … д-ра юрид. наук: 12.00.03; Гос. ун-т им. М. В. Ломоносова / А.Е. Шерстобитов. – М., 1992. – 330 л.
7. Романец, Ю.В. Система договоров в гражданском праве России / Ю.В. Романец. – М.: Юристъ, 2013. – 496 с.
8. Ушаков, Д.Н. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / Д.Н. Ушаков. – М.: ОГИЗ, 1938. – Т. 3. – 1040 с.
9. Мамалуй, О.О. Основы экономической теории: учебное пособие / О.О. Мамалуй. – Киев: Юринкорм Интер, 2006. – 264 с.
10. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент: экспресс-курс / Ф. Котлер. – СПб.: Питер, 2001. – 98 с.
11. Телипко, В.Е. Юридический путеводитель правоведа: науч.-практ. пособие / В.Е. Телипко [и др.]; под общ. ред. В.Е. Телипко. – Киев: Центр учебной литературы, 2010. – 349 с.
12. О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг: Закон Республики Беларусь, 16 июля 2008 г., № 405-З: принят Палатой представителей 27 июня 2008 г.: одобрен Советом Республики 28 июня 2008 г.: в ред. Закона Республики Беларусь от 8 декабря 2022 г., № 222-З // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2023.
13. Райлян, А.А. Гражданско- правовая защита прав потребителя: вопросы теории и судебной практики / А.А. Райлян // Арбитражный и гражданский процесс. – 2008. – № 10. – С. 22-24.
14. О практике применения судами законодательства при рассмотрении дел о защите прав потребителей: постановление Пленума Верховного Суда Респ. Беларусь, 24 июн. 2010 г., № 4: в ред. от 23 декабря 2021 года // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2023.
15. Сидоренко, О.В. Потребительское право: учеб-метод. Комплекс / О.В. Сидоренко; Минский ин-т управления. – Мн.: Изд-во МИУ, 2007 – 138 с.
16. Гражданский кодекс Республики Беларусь: 7 декабря 1998 г., № 218-З: принят Палатой представителей 28 октября 1998 года: одобрен Советом Республики 19 ноября 1998 года: в ред. Закона Республики Беларусь от 13 ноября 2023 г. № 312-З // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2023.
17. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, 6 января 2021 г., № 91-З: принят Палатой представителей 18 декабря 2020 г.: одобрен Советом Республики 18 декабря 2020 г., в ред. закона от 17 июля 2023 г. № 284-З // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2023.
18. Уголовный кодекс Республики Беларусь, 9 июля 1999 г., № 275-З: принят Палатой представителей 2 июня 1999 года: одобрен Советом Республики 24 июня 1999 года: в ред. от 9 марта 2023 г. № 256-З // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2023.
19. О некоторых вопросах защиты прав потребителей: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 14 января 2009 года, №26: в ред. от 30 декабря 2020 г. № 772 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2023.
20. Руководящие принципы ООН для защиты интересов потребителей: приняты Генеральной Ассамблеей ООН № 39/248 9 апреля 1985 года // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] /ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
21. Брагинский, М. И. Общее учение о хозяйственных договорах / М. И. Брагинский. – Минск: Наука и техника, 1994. – 290 с.
22. Емельянова, М. Б. Стандарты и качество продукции. Правовой аспект проблемы / М. Б. Емельянова. – М. : Изд-во стандартов, 1971. – 220 с.
23. Мезрин, Б. Н. Единство и дифференциация категории качества продукции / Б. Н. Мезрин // Гражданское право, эффективность и качество: межвуз. сб. науч. тр. – Свердловск, 1977. – Вып. 60. – С. 54-58.
24. Белых, В. С. Гражданско-правовое обеспечение качества продукции, работ и услуг: дис. … канд. юрид. наук / В. С. Белых. – Екатеринбург, 1994. – 290 л.
25. Маслова, А. В. Правовые аспекты деятельности по обеспечению качества и безопасности продукции: дис. … канд. юрид. наук / А. В. Маслова. – М., 2005. – 130 л.
26. Селянин, А. В. Защита прав потребителей : учебное пособие для вузов / А. В. Селянин. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2006. – 248 с.
27. Швалева, О. В. Правовое регулирование экспертизы качества товара / О.В. Швалева // Юрист. – 2006. – № 11. – С. 34-38.
28. Гридин, А. В. Гражданско-правовые способы обеспечения качества товаров, работ и услуг: автореф. дис. … канд. юрид. наук / А. В. Гридин. – Краснодар, 2006. – 28 л.
29. Романенко, Н. Г. Некоторые вопросы правовой регламентации основных прав потребителя в России / Н. Г. Романенко, Т. А. Скворцова, Р. А. Исматулаев // Наука и образование : хозяйство и экономика; Предпринимательство; Право и управление. – 2017. – № 4 (83). – С. 86-88.
30. Еналеева, И. Д. Защита прав потребителей: часто задаваемые вопросы, образцы документов / И. Д. Еналеева. – М., 2007. – 26 с.
31. Об утверждении Правил продажи товаров при осуществлении дистанционной торговли: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 15 января 2009 г., № 31 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2023.
32. Бобкова, О. Практика применения некоторых актуальных положений законодательства о защите прав потребителей: Судебная практика / О. Бобкова // Юрист. – 2010. – №12. – С. 61-62.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 45%
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты