Введение
Глава 1 Проектирование индивидуального маршрута детей с особенностями психофизического развития в учреждении дошкольного образования как педагогическая проблема
1.1 Сущность инклюзивного образования
1.2 Виды нарушений. Индивидуальный подход в общении и воспитании к детям с особенностями психофизического развития
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по проектированию индивидуального маршрута детей с особенностями психофизического развития в учреждении дошкольного образования
2.1 Определение уровня развития у детей с ЗПР
2.2 Практическая работа с детьми с ЗПР
2.3 Анализ эффективности работы с детьми с ЗПР
Заключение
Список использованных источников
Приложение
ВведениеАктуальность выбора темы исследования обусловлена расширением сети учреждений, реализующих практику инклюзивного образования. Инклюзивные процессы привнесли существенные изменения в гуманитарную сферу, в том числе в сферу образования. Одной из форм проявления современных процессов в образовании является инклюзивное обучение обычных детей и детей с особенностями психофизического развития (ОПФР). Инклюзивное образование рассматривается как путь и как одно из возможных средств более успешной социализации и интеграции в обществе лиц с ограничениями возможностями здоровья. Это относительно новая форма обучения, построенная на гуманистических началах. Инклюзивное образование позволяет интегрировать детей с ОПФР в общество здоровых детей, сформировать у них необходимые социальные компетенции, которые помогут им более успешно адаптироваться в социуме. Расширение интеграционных процессов в образовании обуславливает изучение коррекционно-педагогического процесса в инклюзивных группах и составления индивидуального образовательного маршрута. Ребенок с особенностями психофизического развитии - это ребенок, у которого наряду с общими для всех детей образовательными потребностями, есть особые образовательные потребности, удовлетворить которые можно только в условиях специального обучения. Они нуждаются в комплексной реабилитации, сочетающей медицинскую, психолого-педагогическую и социальную помощь, причем помощь индивидуализированную. Именно преодолению этих затруднений и способствует внедрение индивидуального образовательного маршрута. Реализация включения особого ребенка в среду образовательного учреждения будет успешной при специализированном психолого-педагогическом сопровождении как всего инклюзивного процесса, так и его отдельных структурных компонентов, основанном на принципе индивидуального подхода. В этой связи актуальным представляется проектирование индивидуального образовательного маршрута детей с ОПФР в учреждении дошкольного образования.
Объект исследования: инклюзивное образование детей с ОПФР.
Предмет исследования: проектирование индивидуального образовательного маршрута детей с ОПФР в учреждении дошкольного образования.
Цель исследования: изучить особенности проектирования индивидуального образовательного маршрута детей с ОПФР в учреждении дошкольного образования.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность инклюзивного образования.
2. Описать виды нарушений, индивидуальный подход в общении и воспитании к детям с особенностями психофизического развития.
3. Разработать модель проектирования индивидуального маршрута детей с особенностями психофизического развития в учреждении дошкольного образования.
[...]
Глава 1 Проектирование индивидуального маршрута детей с особенностями психофизического развития в учреждении дошкольного образования как педагогическая проблема
1.1 Сущность инклюзивного образования
В настоящее время по закону любое образовательное учреждение должно создать условия для обучения детей с особенностями развития. В связи с этим в сфере образования используются два термина: «интеграция» и «инклюзия», а также такие понятия, как «инклюзивное образование», «инклюзивное пространство», «инклюзивная среда» и т.п. Оба термина применяются при работе с детьми, имеющими особенности развития. Но эти два понятия имеют существенные различия.
Как было выше сказано, интеграция заключается в том, что ребёнок должен адаптироваться к системе образования, тогда как инклюзия заключается в адаптации образовательной системы к потребностям ребёнка.
Инклюзивное образование – это «такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, в таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку» [8, с.9].
Близким, но не тождественным этому понятию является термин «интегрированное обучение и воспитание».
Интегрированное обучение и воспитание, согласно Кодексу об образовании в РБ это «организация специального образования, при которой обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития осуществляются одновременно с лицами, не относящимися к лицам с особенностями психофизического развития» [1].
Инклюзивное образование выросло из социальной модели инвалидности. Признается, что все дети разные, и что школу и систему образования нужно изменить для того, чтобы удовлетворить индивидуальные потребностей всех детей – с нарушениями и без.
Инклюзия – «глубокое погружение ребёнка в адаптированную образовательную среду и оказание ему поддерживающих услуг. Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института. Благодаря этому школа превращается в такое образовательное пространство, которое стимулирует и поддерживает не только учеников, но и собственных сотрудников. Сообщество, которое поддерживает и высоко ценит достижения каждого члена» [19, с.45].
[...]
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по проектированию индивидуального маршрута детей с особенностями психофизического развития в учреждении дошкольного образования
2.1 Определение уровня развития у детей с ЗПР
В исследовании приняли участие 7 детей с ОПФР (воспитанники с задержкой психического развития) в возрасте 5-7 лет.
Этапы эксперимента:
1.Констатирующий.
2.Формирующий.
3.Контрольный.
Методы экспериментального исследования: наблюдение, тестирование, количественные методы обработки, статистические методы обработки.
Наблюдение проводилось за детьми с задержкой психического развития в свободной игровой деятельности, в процессе образовательной деятельности. В процессе наблюдения были зафиксированы следующие показатели, характеризующие особенности общения воспитанников с ЗПР:
характер реакции на взаимодействие со сверстниками в группе (положительно, нейтральное или отрицательное);
показатели инициативности в общении (проявляет инициативу в общении, не проявляет, инициирует ли совместные игры со сверстниками или нет, умеет ли ребенок умеет сотрудничать);
особенности реализации партнерских отношений «ребенок среди сверстников»;
специфика реагирования на одобрение или порицание со стороны педагога (адекватная реакция, плачет, агрессивно реагирует);
особенности участия в коллективной деятельности со сверстниками (игровой, музыкальной, изобразительной, театральной).
Описание диагностических методик:
1. Методика «Рукавички» Г.А. Цукерман [4, с.24].
Цель методики: оценить показатель навыков сотрудничества со сверстниками, а именно, умения согласовывать действия с партнером, в ходе реализации изобразительной совместной деятельности.
Стимульный материал и оборудование: карточки с изображением рукавичек и карандаши разных цветов.
Процедура обследования: дети работают в парах, им предлагаются контуры пары рукавичек на бумаге, которые они должны раскрасить узором, но для этого детям надо договориться по поводу узора рукавичек, потому что каждая рукавичка должна иметь одинаковый узор. Если дети договариваются, о они раскрашивают каждый свою рукавичку.
[...]
ЗаключениеИнклюзивное образование позволяет включить детей с ОПФР в группу сверстников с нормальным уровнем развития, что обеспечит им более полноценные условия для развития. Однако отсутствие коммуникативных навыков у детей с ОПФР может обусловливать развитие неблагоприятных межличностных отношений в инклюзивной группе. Инклюзивное образование – это осознанное включение детей с особенностями в развитии в образовательный процесс по месту жительства. К достоинствам инклюзивного образования относятся: создание в общеобразовательном учреждении специальных условий обучения для детей с особыми образовательными потребностями; создание гибкой адаптивной образовательной среды, которая может соответствовать образовательным потребностям всех детей-учащихся данного образовательного учреждения; обучение в условиях общих групп УДО, с предоставлением ребенку необходимой психолого-педагогической поддержки профильными специалистами; подготовка ученического, педагогического и родительского коллективов к принятию детей с ОПФР и создание таких условий обучения, которые являлись бы комфортными для всех детей и детей с нарушениями слуха в частности и способствовали бы достижению максимального уровня развития, а также социальной реабилитации ребенка и его интеграции в общество; формирование в сообществе навыков толерантности, т.е. терпимости, милосердия, взаимоуважения. В основе практики инклюзивного обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного учащегося и, следовательно, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребенка.
Виды нарушений у детей с ОПФР: интеллектуальная недостаточность, нарушения слуха, зрения, тяжелые нарушения речи, нарушения опорно-двигательного аппарата, выраженные расстройства эмоционально-волевой сферы (ранний детский аутизм). Дети с ОПФР нуждаются в индивидуальном подходе в общении и воспитании. Для успешного осуществления индивидуального подхода следует учитывать: психофизические особенности развития каждого ребенка с ОПФР; состояние здоровья и наличие (отсутствие) определенных функций; положительные (отрицательные) стороны личности ребенка. Педагог также должен адекватно относиться к трудностям, неизбежным в коррекционной работе с каждым ребенком и тщательно продумывать стратегию помощи каждому ребенку. Реализация индивидуального подхода к детям с ОПФР направлена на формирование социальных умений. Основная работа должна быть направлена на формирование благоприятных взаимоотношений в коллективе, развитие коммуникативных навыков. Благоприятные взаимоотношения в коллективе являются фактором, оказывающим существенное влияние на процесс формирования социальных умений.
[...]
1. Кодекс Республики Беларусь об Образовании [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kodeksy-by.com/kodeks_ob_obrazovanii_rb/261.htm.
2. Алёхина, С.В. Инклюзивное образование и психологическая готовность учителя / С. В. Алёхина // Вестн. МГППУ. Сер. «Педагогика и психология». – 2012. – № 4. – С. 118–127.
3. Бобла, И.М. История становления и развития специального образования детей с особенностями психофизического развития в Беларуси : пособие / И.М. Бобла, И.Ю. Макавчик. – Минск: БГПУ, 2010. – 180 с.
4. Винникова, Е.А. Основы психолого-педагогической диагностики лиц с особенностями психофизического развития: учеб.-метод. пособие / Е. А. Винникова, И. Ю. Евдокимова, Е. В. Плакса. – Минск: БГПУ, 2013. – 160 с.
5. Власова, Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии [Эл. ресурс]. – Режим доступа: https://pedlib.ru/Books/6/0192/6_0192-1.shtml.
6. Выготский, Л.С. Основы дефектологии: учебник для вузов / Л.С. Выготский. – СПб.: Владос, 1995. – 112 с.
7. Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития (курс лекций) / С.Д. Забрамная. – М.: Медицина, 2017. – 128 с.
8. Змушко, А.М. Инклюзивное образование в системе образования Республики Беларусь / А.М. Змушко // Спецыяльная адукацыя. – 2014. – № 5. – С. 9–19.
9. Игнатова, В.Ю. Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / В.Ю. Игнатова // Молодой ученый. – 2022. – № 51. – С.182–184.
10. Калмыкова, Е.А. Психология лиц с умственной отсталостью: Учебно-методическое пособие / Е.А. Калмыкова. – Курск: Курск. гос. ун-т, 2007. – 121 с.
11. Кислякова, Ю.Н. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью: учеб.-метод. пособие для учителей-дефектологов / Ю.Н.Кислякова. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2010. – 80 с.
12. Кислякова, Ю.Н. Методика коррекционно-развивающей работы с детьми с особенностями психофизического развития в условиях интеграции: рабочая тетрадь / Ю.Н.Кислякова, О.В.Клезович. – Минск: БГПУ. – 2020. – 44 с.
13. Коломинский, Я.Л. Психическое развитие детей в норме и патологии / Я.Л. Коломинский, Е. А. Панько. – СПб. : Питер, 2004. – 520 с.
14. Сиротюк, А.С. Воспитание ребенка в инклюзивной среде / А.С. Сиротюк. – М.: Издательство «ТЦ Сфера», 2014. – 112 с.
15. Слепович, Е.С. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Практика специальной психологии / Е.С. Слепович. – Минск: НИО, 2012. – 415 с.
16. Слюсарева, Е.С. Комплексное сопровождение субъектов инклюзивного образовательного процесса: из опыта экспериментальной работы / Е.С. Слюсарева // Вестник Университета. – 2014. – №6. – С.292-297.
17. Слюсарева, Е.С. Психологическое сопровождение родителей в условиях инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья / Е.С. Слюсарева // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-1. – С. 179-183.
18. Специальная психология: учеб. пособие / Е. С.Слепович [и др.]; под ред. Е.С. Слепович, А.М. Полякова. – Минск: Выш.шк., 2012. – 512 с.
19. Хитрюк, В.В. Основы обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития : учеб.-метод. пособие / В.В.Хитрюк. – Барановичи: РИО БарГУ, 2011. – 195 с.
20. Шалагинова, К.С. Психолого-педагогическое сопровождение родителей при переходе к инклюзивному образованию / К.С. Шалагинова // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии. Материалы конференции. – М.: Московский государственный психолого-педагогический университет, 2011. – С.16-18.