Актуальность исследования. В последнее время библиотеки расширили спектр своей деятельности по целому ряду направлений. Большое внимание уделяется творческим подходам, сочетающим традиционные и виртуальные методы коммуникации. Интернет широко распространен, поэтому библиотекам необходимо иметь широкое присутствие в глобальной сети через веб-сайты, блоги и социальные сообщества. Их важность была отмечена многими библиотечными специалистами на конференциях и на страницах профессиональной прессы.
Дети, подростки и взрослые, несомненно, проводят много времени в Интернете. Но чтобы привлечь их в библиотеку, работники библиотеки должны не отказываться от продвижения книг, мероприятий и других библиотечных акций в социальных сетях, а, наоборот, усилить их. Сокрытие проблемы не способствует ее решению. Чем чаще человек видит информацию о библиотечных мероприятиях в Интернете, чем интереснее и актуальнее, тем больше вероятность того, что он станет пользователем библиотеки или хотя бы подписчиком блога или социальной сети. Необходимым условием для этого является наполнение веб-сайта, блога и страниц библиотеки в социальных сетях увлекательным контентом, включая научные статьи, ссылки на другие ресурсы, викторины, конкурсы, видео и фотографии. Все это является мощным инструментом для привлечения пользователей в библиотеку, улучшения ее имиджа и поощрения чтения.
Культура – это уникальное явление. В настоящее время наиболее актуальное действо – это вовлечение различных аудиторий в процесс её освоения. Культура, как известно, имеет способности в преодолении тех или иных нравственно–духовных и моральных проблем общества. Исследования ученых подтверждают тот факт, что культурная среда в наибольшей степени выражает интенсивность жизненного цикла человека, а также дает представление об осмыслении людьми конкретной исторической эпохи, своей роли в социуме, причастности к важнейшим историческим событиям. Культура относится к наиболее социально значимым отраслям, ответственным за качественное развитие человеческого потенциала, и к категории общественных благ. На протяжении нескольких десятилетий одной из ключевых проблем экономики культуры является исследование вопросов достаточности государственной поддержки культуры с точки зрения различных аргументов, опирающихся на модели финансирования культуры в различных странах, на активное использование финансового инструментария государственного регулирования сферы культуры и оптимальное сочетание государственных и рыночных регуляторов.
[…]
Глава 1 Теоретико-методологические основания формирования имиджа библиотек средствами PR
1.1 Обзор литературы по исследуемой проблеме
Интерес к проблеме имиджа растет из–за его важности для профессионального и личного успеха человека, его роли в построении успешных коммуникаций и его важности для процессов самореализации. В то же время феномен имиджа не совсем понятен, и представления о нем часто ограничиваются интерпретацией прагматических или технологических аспектов. Психологические механизмы процесса изображения не совсем понятны и требуют научных исследований. В связи с этим важно понять генезис сущности изображения и его содержание.
Перед появлением самого понятия «имидж» Н. Макиавелли в своей работе «Государь» показал важность обладания «маскировкой», маской для государственного человека. А. Г. Лебон считал, что благодаря эффекту личного обаяния можно добиться успеха на политической арене [1, с. 16].
Теоретические и сущностные аспекты имиджа рассматриваются в работах
Л. Брауна, А. Ю. Панасюка, Е. А. Петровой, И. Нефедовой, Е. Власовой,
Е. А. Орловой и других.
Известный исследователь имиджп А. Ю. Панасюк под имиджем понимает образ человека, возникающий у других людей [25, с. 9].
Еще один исследователь понятия «имидж» Е. А. Петрова отмечает, что, будучи феноменом индивидуального, группового или массового сознания, образ функционирует как образ–представление, в котором внешние и внутренние характеристики объекта, его социальные роли и функции взаимодействуют в области семантической культуры с другими. Категории сознания, включения включаются в сложные отношения в психике [2].
И. Нефедова и Е. Власова дают следующее определение имиджа – «это проявление внутренних ощущений и собственных представлений о себе с учетом стереотипов восприятия окружающих их людей». Имидж должен скрывать недостатки и подчеркивать достоинство. Он может принять форму, основанную на эмоциональных ролях, которые люди играют в жизни. И оно будет меняться в зависимости от социальной или эмоциональной роли, которую человек играет или собирается играть в данный момент [23, с. 41].
[…]
Глава 2 Формирование имиджа библиотек средствами pr на примере ГУК «Лидская районная библиотека имени Янки Купалы»
2.1 Общая характеристика деятельности ГУК «Лидская районная библиотека имени Янки Купалы»
ГУК «Лидская районная библиотека имени Янки Купалы» – современная библиотека, расположенная в городе Лида.
Библиотечная система предлагает своим пользователям бесплатные и платные услуги:
Бесплатные:
– получение доступа к информационным ресурсам библиотек ГУК;
– пользование услугами читального зала, абонемента (выдача книг и журналов для временного пользования на дом);
– выполнение библиографических справок (о наличии документов в фондах библиотек);
– получение консультации в поиске источников информации;
– пользование Публичным центром правовой информации (ПЦПИ) при библиотеках;
– организация досуга населения (участие в литературно-любительских объединениях при библиотеках ГУК; участие в культурных мероприятиях, которые проводятся библиотеками).
Платные:
1. Библиографическое и информационное обслуживание: подготовка рефератов; составление библиографических списков к курсовым, дипломным и другим научным работам;
2. Обслуживание документами: Выдача дублетного экземпляра издания и периодических изданий из фонда читального зала на дом; Выдача на дом изданий, приобретённых за внебюджетные средства (коммерческий абонемент); Выдача аудиовизуальных материалов из фондов библиотеки на дом; Продление (свыше установленного правилами библиотеки) срока пользования изданиями на абонементе; Предварительный заказ литературы по телефону; Оформление и выдача читательского билета.
[…]
Заключение
Изучая основные механизмы формирования имиджа в социокультурном учреждении, можно отметить, что существует три основных механизма формирования и подтверждения имиджа культурно–досугового учреждения (внутреннего и внешнего). Применение данных механизмов предполагает прохождение нескольких этапов: начало целенаправленной работы по формированию имиджа культурно–досугового учреждения; активное формирование имиджа культурно–досуговых учреждений; поддержка, корректировка и обновление сформированного имиджа культурно–досугового учреждения.
Основными PR-технологиями, применияемыми для создания имиджа организации, являются PR (связи с общественностью) можно перевести как «связи с людьми» или «социальные отношения». PR кампания предполагает осуществление совокупности мероприятий по передаче информации с целью привлечения внимания. Применяемые для формирования имиджа PR-технологии включают в себя такие направления как общественное мнение, правительственные связи, финансовые отношения и т. д. Отдельно можно выделить использование образовательных PR–технологий, главной целью которых является создание позитивного имиджа учреждения образования.
В ходе исследования были предложены рекомендации, способствующие формированию имиджа, ГУК «Лидская районная библиотека имени Янки Купалы».
1) Расширить использование сайта, размещать на сайте актуальную информацию по деятельности Центра, а также анонсы предстоящих мероприятий.
2) Создать на сайте рубрику, где будут собираться публикации в СМИ о деятельности учреждения.
3) Большое внимание уделить «раскрутке» учреждения в социальных сетях. В частности, обратить внимание на динамично развивающуюся сеть «Инстаграм».
Для создания и размещения рекламы в социальной сети Instagram обратимся к компании «Grizzly», предоставляющей услуги по SEO–продвижению в городе Минск. Специалисты данной компании помогут учреждению создать подходящую именно для центра творчества рекламу и разместить ее на выбранной платформе. В Данном случае специалисты будут создавать видеорекламу, рекламу–карусель и прямую рекламу услуг учреждения. Общая стоимость создания данных видов рекламы составит около 0,9 рублей.
Помимо данных мероприятий также было предложено уделить пристальное внимание анализу рынка, что поможет выявить преимущества и недостатки анализируемого учреждения культуры, внедрить дополнительные мероприятия по совершенствованию имиджа и повысить конкурентоспособность учреждения.
[…]
1. Алешина, И. В. Паблик Рилейшнз для менеджеров / Алешина. – М. : ИКФ «ЭКМОС», 2021. – 430 с.
2. Аванесова, Г. А. Культурно–досуговая деятельность: теория и практика организации: учебное пособие / Г. А. Аванесова. – М. : Аспект Пресс, 2016. – 236 с.
3. Антонова, Н. Б. Теория и методология государственного управления: курс лекций / Н. Б. Антонова, Л. М. Захарова, Л. С. Вечер. – Минск : Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2014. – 191 с.
4. Апраксина, М. А. Имидж воспитателя дошкольного учреждения как педагогическая проблема: автореф. дис. канд. пед. наук / М. А. Апраксина. – М., 2020. – 24 с.
5. Асанова, И. М. Организация культурно–досуговой деятельности : учебник / И.М. Асанова, С.О. Дерябина. – М. : Издательский центр «Академия», 2021. – 192 с.
6. Быстрова, О. А. Продвижение культурного продукта в системе маркетинга социально–культурной сферы / О. А. Быстрова // Аналитика культурологии. – 2023. – № 27. – С. 164–168.
7. Василькова, М. В. Особенности управления персоналом в организациях культуры / М. В. Василькова // Концепт. – 2017. – Т. 24. – С. 37–39.
8. Гудков, Д. Б. Теория и практика межкультурной коммуникации / Д. Б. Гудков. – М. : Гнозис, 2013. – 288 с.
9. Даниленко, Л. В. Все об имидже: от подходов до рекомендаций / Л. В. Даниленко [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.imagemirror.ru/vsyo–ob–imidzhe–ot–podxodov–do–rekomendacij.html.
10. Добросклонская, Т. Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ / Т. Г. Доброслонская – М. : Флинта: Наука, 2018. – 264 с.
11. Дымникова, А. И. Философия и технология маркетинга в культуре / А. И. Дымникова // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2018. – № 11. – С. 28–39.
12. Замерченко, Н. И. Брэндинг в образовании / Н. И. Замерченко // Ярославский педагогический вестник, 2012. – № 2(2). – С. 79–81.
13. Зотова, О. И. Рекламные технологии как системообразующая основа маркетинга продвижения / О. И. Зотова // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. – 2010. – №1–2. – С. 252–259.
14. Ильяшенко, Т. А. Корпоративная культура как основа управления персоналом образовательного учреждения / Т. А. Ильяшенко // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. – 2013. – № 12. – С. 43–47.
15. Калашникова, А. В. Маркетинг театрального спектакля / А. В. Калашникова // Социально–культурный менеджмент: теория и практика: сборник статей / Белорусский государственный университет культуры и искусств. – Минск, 2014. – С. 40–44.
16. Канащук, Т. Н. Маркетинг в сфере театрального искусства / Т. Н. Канащук // Омский научный вестник. – 2013. – №2. – (116). – С. 22–26.
17. Карякин, В. Ф. Направления и методы управления в сфере культуры / В. Ф. Карякин // Аналитика культурологии. – 2010. – № 17. – С. 191–197.
18. Кащенко, Е. Г., Разумова М. С. Инструменты управления социальным маркетингом на рынке театрально зрелищных услуг // Вестник ОГУ. – 2010. –№8 (114). – С. 46–49.
19. Козлова, Н. С. Социальная сеть «Инстаграм» как социально–психологическое явление / Н. С. Козлова // Молодой ученый. – 2014. – №16. – С. 387-390.
20. Михайлова, А. В. Правила использования изображений в социальных сетях / А. В. Михайлова // Справ. рук. учреждения культуры. – 2015. – № 3. – С. 73-80
21. Лысикова, О. В. Имиджелогия и паблик рилейшнз в социокультурной сфере / О. В. Лысикова, Н.П. Лысикова. – М. : ФЛИНТА, 2014. – 168 с.
22. Панасюк, А. Ю. Имидж. Энциклопедический словарь / А. Ю. Панасюк. – М. : Рипол Классик, 2021. – 768 с.
23. Синяева, И. М. Паблик рилейшнз человека в коммерческой деятельности: человека учебник для вузов / И. М. Синяева. – М. : ЮНИТИ–ДАНА, 2021. – человека 414 с.
24. Хромова, Е. Г. Библиотечная блогосфера как средство профессионального общения и обмена опытом / Е. Г. Хромова // Справ. рук. учреждения культуры. – 2013. – № 2. – С. 66-74.
25. Шрайберг, Я. Л. Библиотеки и Интернет: единство и борьба противоположностей и загадочные перспективы в изменяющейся социокультурной и информационной среде. Ежегодный доклад Конференции «Крым». Год 2014 / Я. Л. Шрайберг // Науч. и техн. б-ки. – 2014. – № 10. – С. 5-51.