Аббревиация и усечение как способы словообразовательной компрессии в современном русском языке Курсовая работа (проект)
БрГУ им. А. С. Пушкина (Брестский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Аббревиация и усечение как способы словообразовательной компрессии в современном русском языке»
по дисциплине: «Русский язык»
2024
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
60.00 BYN
Аббревиация и усечение как способы словообразовательной компрессии в современном русском языке
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Русский язык
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 65%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Поделиться
Введение
Глава 1 Компрессия как одна из тенденций развития русского языка
1.1 Причины, сущность, уровни языковой системы, на которых проявляется компрессия
1.2 Словообразовательная компрессия в словообразовании. Способы деривации компрессивов
Глава 2 Аббревиация в современном русском языке
2.1 Аббревиация в кругу способов русского словообразования
2.2 Семантические группы аббревиатур
2.3 Структурные типы аббревиатур
2.4 Аббревиация и дезаббревиация
Глава 3 Усечение в современном русском языке
3.1 Семантические группы усечений
3.2 Мотивация усечений
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Язык – это не только система символов, символически опосредующая человеческий мир, но и важнейший инструмент человеческой деятельности. Язык не может быть полностью статичным, а меняется под влиянием различных лингвистических и экстралингвистических факторов. В качестве внешних причин часто называют изменения в словарном запасе языка, развитие науки и техники, расширение международных связей, специализацию профессиональной производственной деятельности, изменения в экономической и политической жизни. Это все экстралингвистические факторы [12, c. 9].
Слово – это единица языка, поэтому изменения в языке и форме слова должны происходить по внутренним причинам. К их числу относится закон асимметрии языкового знака, приводящий к уточнению или сужению значения слова и способствующий образованию сходных слов; закон языкового сходства облегчает образование новых слов на основе существующих закономерностей словообразования; закон лингвистической экономии – это закон образования сложных слов, сокращений и т. д. [29, c. 12].
В настоящее время исследователей интересуют активные процессы словообразования в современном русском языке. «Эта отрасль языкознания имеет миграционный характер, и в словарный запас быстро входят новые слова» [26, с. 8].
Словарный запас современного русского языка может пополняться несколькими способами. В первую очередь, в русском языке новые слова появляются за счет активных способов словообразования, новые слова образуются на основе слов, уже существующих в языке. Этот процесс называется словообразованием [24, с. 56].
В настоящее время в словообразовании, как разделе языкознания много исследований проводится по изучению такого явления, как компрессивное словообразование. К примеру, исследователь Е.А. Земская в своих работах говорит о том, что «компрессивное словообразование представляет собой ...разного рода сокращения имеющихся в языке номинативных единиц – слов и словосочетаний» [11, с. 87]. По мнению исследователя, «функция компрессии является одной из самых основных функций в словообразовании (кроме нее словообразование также выполняет такие функции, номинативная, экспрессивная, стилистическая и конструктивная)» [12, с. 10].
[...]
[...]
Глава 1 Компрессия как одна из тенденций развития русского языка
1.1 Компрессия как лингвистическая проблема
Современная жизнь характеризуется событийностью, значительным объемом, быстрой сменяемостью. Люди общаются в виртуальной реальности. СМИ передают новости в ускоренном режиме…
Все это требует сокращения объема информации, или ее сжатия. Такое явление, при котором информация, доносимая до адресата, сжимается и передается в сокращенном виде, называется языковой компрессией [12, c. 67]. Указанное явление проявляется на всех уровнях языка – в фонетике, в лексике, в синтаксисе, в построении текста [11, с. 89]. Главной причиной данного явления можно считать принцип языковой экономии, который всегда имеет место в любом языке. Например, в древнерусском языке было несколько форм прошедшего времени, но осталась только одна [26, c. 14].
Языковую экономию, как основополагающий принцип развития языка, стали отмечать еще древнегреческие ученые. Например, Аристотель в своих работах говорил о том, что «не следует объяснять окружающий мир пространными понятиями, а следует для этого использовать имена» [3, с. 180]. В дальнейшем исследованием понятия языковой экономии занимались многие исследователи, например, такие ученые, как И.М. Берман, П.-Э. Пасси, Г. Суит.
В российской лингвистике к данному аспекту развития языка обращались многие исследователи. Например, известный языковед А.М. Пешковский считал, что «языковая экономия наиболее ярко проявляется в диалоге» [21, с. 511]. Другой исследователь, В.Г. Адмони, высказывал мнение о том, что «языковая экономия находит свое отражение в грамматике языковой системы» [1, с. 105]. В то же время языковая экономия текста, как лингвистическая проблема, не нашла своего полного и детального отражения в лингвистической литературе.
Как считает А.В. Зеленин, «компрессия при таком рассмотрении может проявляться на всех уровнях языка и во всех сферах жизнедеятельности человека, во всех коммуникативных ситуациях. Отличие выражается только в том, что языковая компрессия может проявляться с болей или меньшей выраженностью. Степень интенсивности проявления языковой компрессии всегда зависит от коммуникативной ситуации» [10, с. 7]. Исследователь указывает, что «компрессия – это все языковые средства, с помощью которых проявляется принцип языковой экономии на всех уровнях языка и во всех коммуникативных ситуациях» [10, с. 7].
[...]
[...]
Глава 2 Аббревиация в современном русском языке
2.1 Аббревиация в кругу способов русского словообразования
Аббревиация как способ словообразования, получила в настоящее время большое распространение. Как мы знаем, данный способ словообразования является наиболее продуктивным при образовании имен существительных. Большому распространению аббревиации служат различные экстралингвистические и лингвистические факторы. К экстралингвистическим факторам можно отнести ускорение темпа жизни, исчезновение строгих норм в обыденной речи, виртуальный характер общения современных людей и многое другое. К лингвистическим факторам относится уже называемый ранее принцип языковой экономии. Причем, образование слов способом аббревиации как активный способ словообразования наблюдается во всех европейских языках.
Н.О. Светличная считает, «что созданию аббревиатур способствует быстрый темп развития современной науки и техники и связанное с ним стремление передать новое понятие, выраженное сложными словами и словосочетаниями, более компактно, широкое использование средств связи, требующих сокращения длинных словарных единиц» [25, с. 121].
Аббревиация как способ словообразования проникает во все сферы жизни. Аббревиатуры есть и в довольно устоявшихся сферах жизни общества (образование, медицина, наука и многие другие) и в новых сферах (компьютерные технологии, биотехнологии и многое другое).
По мнению ученых, аббревиатуры – это своего рода вторичные номинации. Они выполняют определенные функции в языке, к которым относятся идентификация и классификация. Чаще всего именно с помощью аббревиации образуются те слова, которые называют предметы или понятия актуальные на определенный момент времени. Также способ аббревиации может использоваться тогда, когда в ту или иную языковую среду попадает новый предмет, а слова для его называния еще нет. Тогда появляется аббревиатура. Она может быть образована от первоначальных букв иноязычного словосочетания или еще каким-либо образом.
Аббревиация, по мнению исследовательницы Е.С. Кубряковой, – это «процесс создания единиц вторичной номинации со статусом слова, который состоит в усечении любых линейных частей источника мотивации и который приводит в результате к появлению такого слова, которое в своей форме отражает какую-либо часть или части компонентов исходной единицы» [15, с. 71].
[...]
[...]
Глава 3 Усечение в современном русском языке
3.1 Семантические группы усечений
Такой способ словообразования, как усечение, наряду с аббревиацией достаточно активно используется в современной речи. Данное явление также можно объяснить действием как внеязыковых факторов, так и собственно языковых факторов. К собственно языковым факторам относится уже упомянутый принцип языковой экономии, влияние активности такого процесса в европейских языках. К факторам, имеющим внеязыковой происхождение, относятся, во-первых, все более усиливающиеся демократические тенденции в обществе, что не может не сказываться на состоянии языка в целом и на разговорной речи в частности. По мнению исследовательницы Л.В. Рацибурской, демократические тенденции в обществе ведут «...к укреплению позиций разговорной речи, к усилению разговорной составляющей вербальной коммуникации» [22, с. 31]. Кроме того, активное использование усечения как способа словообразования можно объяснить повышением эмоциональности и экспрессивности в общении .
Усечение – это способ словообразования, при котором «...в производное слово входит лишь какая-то часть производящего, причем производящее тождественно производному по семантике...» [12, с. 82]. Например: комп ← компьютер, Сбер ← Сбербанк, универ ← университет, чел ← человек и др. С помощью данного способа образуются только имена существительные.
Слова, созданные путем усечения, отличаются от производящих не только краткостью формы, но и экспрессивно-стилистическими коннотациями. Кроме того, данные единицы обладают богатым функционально-прагматическим потенциалом. Усечение существующих в языке номинативных единиц – естественная тенденция, активно действующая во многих европейских языках [33, с. 12].
Как отмечают исследователи, часть усечений, функционирующих в русском языке, представляет собой непосредственные заимствования. Так, Е. В. Маринова, рассматривая проблему разграничения слов исконного и иноязычного происхождения, указывает, что «отечественными» усечениями являются единицы, при образовании которых сокращенная производящая основа исходного слова оформляется финалью -а. Заимствованные усечения, по наблюдениям автора, как правило, оканчиваются на другие гласные и не склоняются [16, с. 397].
[...]
[...]
Заключение
Таким образом, языковая компрессия является довольно сложным явлением. Многие лингвисты уже давно занимались данной проблемой и занимаются в настоящее время. В современном языкознании языковая компрессия рассматривается как такой вид преобразования языкового материала, когда языковые конструкции сознательно сжимаются или свертываются. Количество языковых единиц в первоначальном высказывании уменьшается, но смысл информации, доносимой первоначальными языковыми единицами, остается тот же. Все процессы, происходящие в языке как явление языковой компрессии, возникают в результате того, что в языке действует закон языковой экономии. Все единицы языка, которые образованы в результате действия языковой компрессии, называются компрессивами или конденсатами.
Как известно, лексический состав языка представлен словами, которые образовались в более ранние исторические периоды развития языка, словами, которые образуются в настоящее время, и словами, имеющими иноязычное происхождение. Слова, которые образуются в настоящее время, могут возникать в результате компрессивных способов словообразования. Все лексические единицы, появившиеся в результате компрессионного словообразования, имеют такую же семантику, как и начальное слово. А вот форма данных лексических единиц становится более краткой, уменьшается, количество букв в лексической единице сокращается.
Компрессионное словообразование – живой, активный процесс в современном русском языке, представляющий собой реализацию закона языковой и речевой экономии. Универбы (компрессивы) возникают на основе потенциальных возможностей, заключенных в слове, реализуя механизм сворачивания компонентов смысла, ставших достаточно освоенными, стереотипными, до определенной информационно значимой лексемы, активизируя ранее существующие модели под влиянием определенных социальных факторов. Наиболее активно данный способ словообразования используется в разговорной речи и в жаргонной речи. Больше всего с помощью компрессии образуется имен существительных.
Аббревиация является активным способом словообразования в современном русском языке. Аббревиатуры проникли во все области человеческих знаний. Аббревиатуры представляют собой результат вторичной номинации, выполняя главным образом идентифицирующую и классифицирующую роль. Появление аббревиатур зачастую свидетельствует об актуальности обозначаемого ими явления в определенный временной интервал.
[...]
[...]
1. Адмони, В.Г. Основы теории грамматики / В.Г. Адмони. – М.-Л. : Наука, 1964. – 105 с.
2. Античные теории языка и стиля / под ред. О.М. Фрейденберг. – Л. : Наука, 1936. – 341 с.
3. Барт, М.В. Компрессивное словообразование в современном русском компьютерном жаргоне / М. В. Барт // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2009. – № 2 (4). – С. 55–60.
4. Воротникова, А.В. Компрессивное словообразование: проблема описания универбов русского языка / А.В. Воротникова // Культура народов Причерноморья. Симферополь : Межвузовский центр «Крым». – 2005. – T. 3, № 60. – С. 82-91.
5. Глотова И.П. К вопросу об универбации (О функционально-стилевом и общелитературном употреблении) // Вопросы стилистики. – Вып. 12. – Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 1997. – С. 3-17.
6. Дюндик, Б.П. Компрессия и некоторые вопросы перевода / Б.П. Дюндик // Бизнес-образование и эффективное развитие экономики. – Иркутск : ИГУ, 2007. – С.282-288.
7. Елистратов, В.С. Толковый словарь русского сленга / В.С. Елистратов. – М. : АСТ-ПРЕСС книга, 2005. – 672 с.
8. Журавлёв, А.Ф. Технические возможности русского языка в области предметной номинации / А.Ф. Журавлев // Способы номинации в современном русском языке. – М. : Просвещение, 1982. – С. 45-109.
9. Захарова, Л.А. Словарь молодежного сленга (на материале лексикона студентов Томского государственного университета) : учеб.-метод. Пособие / Л.А. Захарова, А.В. Шуваева. – Томск : Изд. дом Том. гос. ун-та, 2014. –126 с.
10. Зеленин, А.В. Дезаббревиация в русском языке / А.В. Зеленин // Вопросы языкознания. – 2005. – №1. – С. 78-97.
11. Земская, Е.А. Русская разговорная речь : Общие вопросы. Словообразование. Синтаксис / Е.А. Земская, М.В. Китайгородская, Е.Н. Ширяев. – М. : Наука, 1981. – 276 с.
12. Земская, Е.А. Активные процессы в русском словообразовании нашего времени / Е.А. Земская // Acta Neophilologica. – 2006. – № 8. – С. 9–21.
13. Криворот, В.В. Особенности аббревиации в русском, английском и французском языках / В.В. Криворот // Язык, речь, общение в контексте диалога языков и культур : Сборник научных трудов ; отв. ред. О.И. Уланович. – Минск: Изд. центр БГУ, 2012. – С. 42 – 50. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://elib.bsu.by/bitstream/ - Дата доступа: 31. 01. 2024.
14. Крушельницкая, К.Г. Проблемы взаимосвязи языка и мышления / К.Г. Крушельницкая // Общее языкознание, под ред. Б.А Серебренникова. – М. : Наука, 1970. – С. 371-416.
15. Кубрякова, Е.С. Типы языковых значений / Е.С. Кубрякова – М. : Наука, 1981. – 200 с.
16. Маринова, Е.В. Усеченные субстантивы в современной русской речи: «свое» и «чужое» // Язык в движении: К 70-летию Л. П. Крысина / отв. ред. Е.А. Земская, М.Л. Каленчук. – М. : Языки славянской культуры, 2007. – С. 385–399.
17. Мурзин, Л.Н. Компрессия и семантика языка / Л.Н. Мурзин // Семантика и производство лингвистических единиц : Межвуз. сб. науч. тр. – Пермь, 1979. – С. 36–41.
18. Николина, Н.А. Активные процессы в современном словопроизводстве / Н.А. Николина // Современный русский язык: функционирование и проблемы преподавания : сб. тр. конф. / отв. ред. А.А. Уразбекова. – Будапешт : Российский центр науки и культуры, 2019. – С. 274–279.
19. Осипова, Л.И. Активные процессы в современном русском словообразовании (суффиксальная универбация и усечение) : дис. … д-ра филол. наук / Л.И. Осипова. – М. : Прометей, 1994. – 506 с.
20. Панченко, Е.И. Лингвистика сжатого текста : дис. доктора филол. наук : спец. 10.02.02 «Русский язык» / Е.И. Панченко. – Днепропетровск : ДГУ, 1998. – 380 с.
21. Пешковский, А.М. Русский синтаксис в научном освещении / А.М. Пешковский. – 7-е изд. – М. : Учпедгиз, 1956. – 511 с.
22. Рацибурская, Л.В. Специфика современного медийного словотворчества : учеб. пособие / Л.В. Рацибурская. – М. : ФЛИНТА, 2015. –136 с.
23. Редькина Т.Ю. Функционирование суффиксальных универбатов-неологизмов в русской речи и в текстах СМИ // Медиатекст в социокультурном пространстве : теория и практикум / Т.Ю. Редькина. –М. :, 2006. – С. 30–54.
24. Русский язык : Энциклопедия / Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова РАН ; Под общ. ред. А.М. Молдована. – 3-е изд. перераб. и доп. М. : АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2020. – 904 с.
25. Светличная, Н.О. Лингвопрагматические свойства аббревиации и дезаббревиации в современном русском языке / Н.О. Светличная // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов : Грамота, 2008. – №1. – С. 121-126.
26. Толковый словарь русского языка конца XX века. Языковые изменения/ редкол. : Г.Н. Скляревская (гл. ред) [и др.]. – Санкт-Петербург : Фолио-Пресс, 1998. – 700 с.
27. Улуханов, И.С. Единицы словообразовательной системы русского языка и их лексическая реализация / И.С. Улуханов. – М. : Наука, 1996. – 321 с.
28. Шанский Н.М. Очерки по русскому словообразованию / Н.М. Шанский. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1968. – 312 с.
29. Шадыко, С.И. Аббревиатуры в русском языке (в сопоставлении с польским) : дис. … д-ра филол. наук : 10.02.01 / С.И. Шадыко. – Варшава, 2000. – 134 с.
30. Шемелева, Т.В. Компрессионное словообразование в современном русском языке / Т.В. Шемелева. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/110755/1/Shemeleva%20T.%20V.pdf
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 65%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты