Символика цвета в лирике С.А. Есенина Курсовая работа (проект)
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Символика цвета в лирике С.А. Есенина»
по дисциплине: «История русской литературы и литературной критики»
2020
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
60.00 BYN
Символика цвета в лирике С.А. Есенина
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: История русской литературы и литературной критики
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 37.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦВЕТОПИСИ КАК ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ
1.1 СПЕЦИФИКА ПРИЕМА «ЦВЕТОПИСЬ» В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПАРАДИГМЕ
1.2 ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРИЕМА «ЦВЕТОПИСЬ» ПРИ СОЗДАНИИ ЛИРИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ
ГЛАВА 2. СИМВОЛИКА ЦВЕТА В ЛИРИКЕ С.А. ЕСЕНИНА
2.1 АНАЛИЗ ЛИРИКИ С.А. ЕСЕНИНА НА ПРЕДМЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦВЕТОВЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ
2.1.1 ПЕРВЫЙ ЭТАП (1910-1916)
2.1.2 ВТОРОЙ ЭТАП (1917-1922)
2.1.3 ТРЕТИЙ ЭТАП (1922-1923)
2.1.4 ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП (1924-1925)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена признанием роли цветописи в создании поэтической картины мира. Однако актуальность определяется не только проблематикой, но и подходом к объекту изучения. Поэтическая картина мира отдельного автора представляет собой систему, имеющую комплексную организацию и сложную структуру, что определяет необходимость многоаспектного анализа. Настоящее исследование является попыткой комплексного изучения цветовой картины мира поэта.
Творчество Сергея Есенина давно изучается как отечественными, так и зарубежными исследователями. В книгах и статьях Ю. Прокушева, Мишеля Никё, Гордона Маквея, О. Вороновой, А. Марченко, Н. Шубниковой-Гусевой, Ежи Шокальского, Леонарда Кошута, С. Субботина, Марии Павловски, Миодрага Сибиновича, А. Карпова, Л. Бельской, В. Хазина, С. Семеновой, Эдуарда Мекша, А. Кулинича, И. Степанченко и Л. Киселевой, А.И. Михайлова, Н. Арсентьевой, В. Харчевникова, О. Юшиной и др. анализируются отдельные стороны художественного мира поэта: историко-биографическая, социально-психологическая, религиозно-мифологическая, структурная, жанровая, художественно-эстетическая, образно-метафорическая, лексико-стилистическая, ритмико-мелодическая и др.
Роль цветописи в творчестве С.А. Есенина подробно рассмотрена П.В. Перелыгиным и С.А. Кокориным.
Объектом исследования является лирика С.А. Есенина.
Предмет исследования: символика цвета в лирике С.А. Есенина.
Цель исследования заключается в выявлении цветовых образов в лирике С.А. Есенина.
Выдвижение данной цели обусловило постановку следующих исследовательских задач:
1) Изучить специфику приема «цветопись» в художественной парадигме;
2) Обозначить функциональный потенциал приема «цветопись» при создании лирических текстов;
3) Проанализировать лирику С.А. Есенина на предмет использования цветовых обозначений в произведениях;
4) Охарактеризовать значение наиболее часто встречающихся цветовых образов в лирике С.А. Есенина.
Материалом исследования послужили поэтические произведения Сергея Есенина. В ходе анализа лирики С.А. Есенина нами было выявлено 32 случая наименования цветов, оттенков и светообозначений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦВЕТОПИСИ КАК ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ
1.1 Специфика приема «цветопись» в художественной парадигме
С точки зрения физики, цвет (англ. сolour, франц. сouleur, нем. farbe) – это свойство материальных объектов излучать и отражать световые волны определенной части спектра [25]. В толковом словаре Т.Ф Ефремовой даются следующие толкования слова «цвет»: 1) Окраска, световой тон; 2) Сочетание красок в картине; колорит, тон (в живописи) [9, с. 956].
Феномен цвета, его способность влиять на мысли, чувства, характер, настроение, здоровье людей являлись объектом изучения многих исследователей, создавших оригинальные колористические учения. При этом одних мыслителей в большей степени интересовали наблюдения над психофизическими, эмоциональными свойствами цвета, другие занимались изучением символики цвета, для третьих цвет являлся выразителем народной мысли, менталитета, одной из главных составляющих национальной картины мира.
Из-за того, что восприятия цвета во многом субъективно, его изучение изначально во многом было затруднено, что, впрочем, не уменьшало интерес многих исследователей. Цвет становится предметов изучения различных дисциплин: физики, химии, психологии, литературы, музыки, живописи и других.
С древнейших времен люди стремились выразить свои чувства и настроения при помощи цвета. Древнегреческий философ Аристотель пытался объяснить феномен цвета при помощи другой категории – свет. Согласно толковому словарю Т.Ф. Ефремовой можно выделить несколько значений данного термина, среди ключевых: 1. Лучистая энергия, воспринимаемая глазом и делающая окружающий мир видимым. 2. Употр. как символ истины, разума, просвещенности или радости, счастья [9, с. 738]. Символическое понимание света можно увидеть в Библии: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет». Это часть чего-то божественного, с чем ассоциируются такие понятия, как истина, чистота, добро, любовь.
Но довольно часто в художественных произведениях понятие «свет» может иметь несколько вариантов объяснения: чаще всего его значение связывают с источником излучения. Солнечный свет обычно объясняется положительным толкованием, он связан с теплом, радостью, домашним уютом; искусственный же свет олицетворяет искусственность самой жизни.
ГЛАВА 2. СИМВОЛИКА ЦВЕТА В ЛИРИКЕ С.А. ЕСЕНИНА
2.1 Анализ лирики С.А. Есенина на предмет использования цветовых обозначений
Каждый период творчества поэта обладает определенной спецификой, которая напрямую зависит от событий, происходящих в реальной действительности. Отношение автора к событиям того времени, видение мира находит свое выражение в поэтических произведениях через использование такого приема как цветопись.
В литературоведении существует несколько подходов к периодизации творчества С. Есенина. Так, например, А. П. Казаркин выделяет в творчестве поэта три периода: первый – это «запев, зачин основной темы, национально-патриотической»; второй – «сменившие их в начале 20-х годов «Исповедь хулигана», «Стихи скандалиста», «Москва кабацкая» - «антитезис», «откровение русской смуты», «плод богоотставлености и отчаяния»; третий – «синтез», о котором можно судить по лучшим философским стихам Есенина 20-х годов «Мир таинственный, мир мой древний…», «Отговорила роща золотая…» и циклу малых поэм «Возвращение на родину» [13].
Б. Розенфельд выделяет в есенинском творчестве пять периодов (1914–1919; 1919–1922; 1922–1923; 1923–1925 гг.), в преамбуле к их комментированному описанию отмечал: «Пять фаз поэтического стиля Есенина, вырастая на общей основе и в своих кульминациях сменяя друг друга, отражают главные этапы его творческого пути. Первая фаза представлена по преимуществу дореволюционным творчеством Есенина (сборники «Радуница», «Голубень»), вторая и третья – произведениями, выражающими реакцию Есенина – сначала положительную, а потом отрицательную – на социальные процессы Октябрьской революции (сборники «Преображение», «Трерядница», «Триптих», «Исповедь хулигана», пьесы «Пугачев» и «Страна негодяев» и др.), четвертая – узколичной лирикой «Москвы кабацкой» с некоторыми, примыкающими к ней, позднейшими произведениями и наконец пятая – циклом «Русь Советская», выражающим отношение Есенина к новой советской действительности» [20, с. 79-93].
Л. В. Занковская, опираясь на метод историзма, выделяет восемь периодов творческой жизни поэта [10].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В рамках проделанной работы были выполнены следующие задачи: изучена специфика приема «цветопись» в художественной парадигме; проанализированы особенности художественных текстов Сергея Есенина на разных этапах творчества (с 1910 по 1925 гг.) на предмет наличия цвето- и светообразов, формирующих поэтическую картину мира поэта.
В результате анализа поэтического наследия Есенина можно сделать вывод о том, что поэтическая картина мира С.А. Есенина претерпевала изменения, на разных этапах она так или иначе испытывала воздействие со стороны событий, происходящих в реальной действительности, настроений, идей, господствующих в то время. Все эти метания, поиски выражались в специфике поэтических произведений и в образе лирического героя. Однако в течение всего пути герой Есенина был неразрывно связан с миром деревни, природы, где картины умирания сочетаются с памятью о гармонии и покое. И поэтому катастрофичность существования этого мира становится состоянием души героя стихов Есенина.
Анализ светописи показал, что в ранних произведениях С.А. Есенина нет резкого, контрастного противопоставления света и тьмы, лирический герой не испытывает боязни перед наступлением ночи. Темные тона также используются для характеристики мира природы. С течением времени вместе с формированием собственной философии поэт меняет отношение к образу тьмы. В последний период творчества мрак, тьма постепенно стали отожествляться с печальными раздумьями, грехом, утраченным временем, смертью.
В 1910-1916 годы светообразы в лирике Есенина выполняют изобразительную и экспрессивную функции, но к 1925 году они перерастают в образы, содержание которых поэт наполняет морально-оценочной и семантической функциями
Цветопись С. Есенина идет от русского пейзажа, который ярок, гармоничен. Эффект многоцветия появляется и в поздней лирике как мечта о несбывшемся гармоническом царстве. Для него гармония – это, прежде всего, мягкие переходы, светлые тона, цветовая гамма русской иконы. Поэтому в позднем творчестве усиливающийся контраст между белым и черным говорит о дисгармонии в психологическом сознании лирического героя. Золотой цвет остается в его лирике, но он не остается в сознании автора. В стихотворениях и поэмах 1924-1925 гг. появляется двойная оценка жизни, двойственный взгляд на нее. С одной стороны, это все та же «голубая Русь», где Есенин, как и на раннем этапе творчества, выступает певцом крестьянского мира, певцом ее «золотой избы». С другой стороны, в новом мире С. Есенин не находит себе места, ощущает себя чуждым. Поэтому в произведениях поздних лет не звучит больше так ясно и отчетливо, как в 1910-1916 гг., колокольный звон. Тишина приходит ему на смену, как мотив увядания и близкой смерти.
В философском и эмоциональном плане в лирике С. Есенина 19241925 гг. сохраняется стремление к гармонии как к несбывшейся мечте и утверждается приятие жизни с учётом её трагических противоречий.
1. Аристотель. Метафизика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.ru.
2. Бахилина, Н.Б. История цветообозначения в русском языке / Н.Б. Бахилина. – М.: Наука, 1975. – 285 с.
3. Василевич, А.П. Цвет и его название. Развитие лексики цветообозначения в современной России / под ред. А.П. Василевича. - М.: КомКнига, 2005. – 219 с.
4. Виноградов, В.В. Проблема автора в художественной литературе / В.В. Виноградов. // О теории художественной речи. – М.: Высшая школа, 1971. – 243 с.
5. Гете, И.В. Учение о цвете [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rulit.
6. Дюпина, Ю.В. Классификации цветообозначений в лингвистической литературе / Ю.В. Дюпина, Т.В. Шакирова, Н.А. Чуманова // Молодой ученый. – 2013. – №1. – С. 220-221.
7. Есенин, С.А. Автобиография [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://seresenin.ru.
8. Есенин, С.А. Полн. собр. соч.: в 7 Т. – М.: Наука: Голос, 1995– 2001.
9. Ефремова, Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толковообразовательный / Т.Ф. Ефремова. – М.: Рус. яз. 2000. – 1209 с.
10. Занковская, Л.В. Новый Есенин. Жизнь и творчество поэта без купюр и идеологии / Л.В. Занковская. – М.: Флинта, 1997. – 416 с.
11. Зубова, Л.В. Язык поэзии Марины Цветаевой (Фонетика, словообразование, фразеология) / Л.В. Зубова. - СПб.: Изд-во Cанкт-Петербургского университета, 1999. – 232 с.
12. Иваровская, В.И. Лексическое значение цветовых прилагательных в синтагматико-парадигматичесоком и словообразовательном аспектах / В.И. Иваровская // Вестник Санкт-Петербургского университета. История, языкознание, литературоведение. - 1998. – Вып. 2. – С. 104-109.
13. Казаркин, А.П. Русская литературная классика XX века / А.П. Казаркин. – Кемерово: Кемеров. облИУУ, 1995. – 223 с.
14. Косых, Е.А. Система цветообозначений в русском языке (к созданию и публикации «Русской энциклопедии цвета») [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.altspu.ru.
15. Люшер, М. Четырехцветный человек, или путь к внутреннему равновесию / М. Люшер // Цветовой личностный тест / Сост. В.В. Драгунский. - Мн.: Харвест, 2001. – С. 61-126.
16. Микешин, А.М. «Инония» С.Есенина как романтическая поэма / А.М. Микешин // Жанры в литературном процессе. - Вологда, 1986. – С. 50-51
17. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. − 4-е изд., доп. − Москва: Азбуковник, 2000 – 940 с.
18. Перелыгин, П.В. Цветопись как элемент идиостиля автора. На материале поэзии С. Есенина и Н. Рубцова / П.В. Перелыгин // Вестник Тамбовского ун-та. Гуманитарные науки. – 2008. - №1. – С. 161-166.
19. Пяткин, С.Н. К проблеме периодизации творчества С.А. Есенина / С.Н. Пяткин // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 11-4. – С. 698-701.
20. Розенфельд, Б.Л. С. Есенин, Есенинщина // Литературная энциклопедия / Отв. ред. А.В. Луначарский. - М.: Изд-во Ком. акад., 1930. – Т. 4. – Стб. 79-93.
21. Солнцева, Н.М. Анализ текстов С. Есенина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://snegirev.ucoz.ru.
22. Соловьёв, С.М. Изобразительные средства в творчестве Ф.М. Достоевского / С. М. Соловьев. - М.: Советский писатель, 1979. – 349 с.
23. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. проф. Д. Ушакова. – М.: Книжный клуб, 2007. – 752 с.
24. Федоров, В.В. О природе поэтической реальности / В.В. Федоров. – М.: Сов. писатель, 1984. – 184 с.
25. Физический энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. – М.: Советская энциклопедия, 1983. – 927 с.
26. Флоря, А.В. К вопросу о русской неологии / А.В. Флоря // Вестник ОГУ. – 2000. – №2. – С. 4-8.
27. Храпченко, М.Б. Горизонты художественного образа / М.Б. Храпченко // М.: Художественная литература, 1986. – 441 с.
28. Шетракова, С.Н. С.А. Есенин: Художественный образ и действительность / С.Н. Шеракова. – Рязань: Поверенный, 2004. – 128 с.
29. Шпенглер, О. Закат Европы: очерки морфологии мировой истории. / О. Шпенглер. – Мн.: ООО «Попурри», 1998. – 688 с.
30. Щерба, Л.В. Избранные работы по русскому языку / Л.В. Щерба. – М.: Учпедгиз, 1957. – 188 с.
31. Юнусова, Н.К. Формирование эстетической концепции С.А. Есенина и ее воплощение в поэмах 1917-1920-го годов: дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 / Н.К. Юнусова. – М., 2004. – 186 c.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 37.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты