Введение
Глава 1 Теоретические основы игры как основного вида деятельности детей дошкольного возраста
1.1 Игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста
1.2 Дидактическая игра и её роль в процессе развития мышления старших дошкольников
Глава 2 Эмпирическое исследование влияния дидактической игры на развитие мышления детей старшего дошкольного возраста
2.1. Организация и проведение исследования
2.2. Изучение уровня развития мышления детей старшего дошкольного возраста
2.3 Организация работы по развитию мышления старших дошкольников посредством дидактических игр
2.4. Анализ результатов работы по развитию мышления старших дошкольников посредством дидактических игр
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Игровая деятельность влияет на развитие детей - на их личностные качества, она создает положительный эмоциональный заряд, на котором все психические процессы протекают наиболее активно.
Дошкольный возраст является предпосылкой к сензитивному периоду развития интеллекта, включая мышление. Развитие мыслительных процессов наиболее эффективно происходит за счет применения игровых технологий. Одним из таких методов работы может послужить использование дидактических игр.
В настоящее время педагоги пытаются найти наиболее эффективные методы развития мышления у детей 5-6 лет. В связи с этим много вопросов связано с использованием дидактических игр для развития мышления и основных мыслительных операций. Чтобы перейти в школу и начать учебную деятельность, дошкольнику необходимо освоить различные уровни мыслительной деятельности. Поэтому так важно создать благоприятные условия для развития мыслительных процессов, а также умственного развития детей в целом. Все это также способствует развитию мотивационной сферы ребенка, увеличения уровень познавательной активности, приобретение навыков и умений.
Актуальным вопросом современной науки является изучение развития мышления у дошкольников. Данная тема имеет как теоретический, так и практический интерес у исследователей. Проблемами развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста занимались многие зарубежные ученые (Дьюи Дж., Р. Пиаже Ж.) и отечественные исследователи (Е.В. Гальперин, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Е.С. Сергеева).
Разработкой теоретических основ и возможностей практического применения дидактических игр в обучении и воспитании детей дошкольного возраста занимались Н.С. Старжинская, Е.А. Стребелева.
Объект исследования: процесс развития мышления старших дошкольников
Предмет исследования: дидактическая игра как средство развития мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: доказать эффективное влияние использования дидактической игры на уровень развития мышления старших дошкольников.
Задачи исследования.
1. Провести теоретическо-методологический анализ проблемы использования дидактической игры как средства развития мышления старших дошкольников;
2. провести диагностику уровня развития мышления старших дошкольников;
3. организовать работу по развитию мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
[...]
Глава 1 Теоретические основы игры как основного вида деятельности детей дошкольного возраста
1.1 Игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста
Игровая деятельность имеет большое значение для формирования психических процессов в дошкольном возрасте: произвольного поведения, творческого воображения, самосознания. Игра является содержанием общения дошкольников, в ней складываются межличностные отношения и коммуникативные способности детей. Впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир в этом основное, центральное и самое общее значение игры.
В младшем дошкольном возрасте перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру, возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. На каждом этапе развития та или иная функция выходит на первое место. Важнейшей особенностью дошкольного возраста, является то, что складывается новая система психических функций, -память становится в центр сознания ребенка, приводит к существенным изменениям в психической жизни дошкольника.
Ребенок устанавливает простые причинно-следственные отношения между событиями и явлениями. Воображение — одно из важнейших в дошкольном возрасте. Этот процесс имеет много общего с памятью —ребенок действует в плане образов и представлений. Помимо воспроизведения образов прошлого опыта, воображение позволяет ребенку строить и создавать что-то новое, оригинальное, чего раньше в его опыте не было. Одним важнейшим новым для этого периода является возникновение произвольного поведения.
В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях занятий. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета.
Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития рефлексивного мышления. Рефлексия — это способность человека анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками, мотивами других людей. Рефлексия способствует адекватному поведению человека в мире людей .таким образом игра ведет к развитию, поскольку в игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения [1].
[...]
Глава 2 Эмпирическое исследование влияния дидактической игры на развитие мышления детей старшего дошкольного возраста
2.1. Организация и проведение исследования
На основании анализа научной литературы в соответствии с целями и задачами было разработано эмпирическое исследование, направленное на изучение влияния дидактической игры, на развитие операций мышления детей старшего дошкольного возраста.
В эксперименте принимали участие 60 детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет), из них – 30 детей в экспериментальной группе, а 30 детей в контрольной группе.
Исследование подразумевало проведение эксперимента, состоящего из трех этапов:
• I этап – констатирующий;
• II этап – формирующий;
• III этап – контрольный.
Цель констатирующего этапа – определение исходного уровня развития операций мышления старших дошкольников.
Основными задачами констатирующего этапа эксперимента являлись проведение диагностики исходного уровня развития операций мышления детей старшего дошкольного возраста, анализ полученных данных и формулировка выводов.
Диагностические методики:
1) Методика «Четвертый лишний» в адаптации С.Я. Рубинштейн. В исследовании применялся предметный вариант методики.
«Цель методики: исследовать процессы образно - логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка.
В методике детям предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним». На решение задачи отводится 3 минуты. При помощи данной методики мы можем исследовать особенности мышления человека. Благодаря этому нам предоставляется возможность выявлять уровень обобщения, которым владеет испытуемый (им может быть, как ребенок, так и взрослый), а также мы можем диагностировать уровень протекания таких процессов, как (синтез, анализ и сравнение предметов), которые в свою очередь объединяют предметы в группы и находят лишний среди трех других. Стимульный материал предоставляется испытуемому в наглядной форме.
[...]
Заключение
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игра - это символико-моделирующий тип деятельности, в которой операционно-техническая сторона минимальна, операции сокращены, предметы условны.
Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности. Игра как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребёнка, его личности.
В дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Ребёнок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. Если на занятии ребёнок выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу.
Знания, поданные в готовой форме и не связанные с жизненными интересами дошкольника, плохо им усваиваются и не развивают его. В игре же как раз ребёнок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет.
Так, в ходе эмпирического исследования было выявлено:
В контрольной и экспериментальной группах большинство детей старшего дошкольного возраста имеют средний уровень развития мыслительных операций анализа и обобщения. То есть эти дети способны самостоятельно определить лишний предмет из предложенных, оставшиеся предметы он обобщают на основании главного признака. Однако не всегда могут аргументировано объяснить, на основании какого признака они объединили предметы и исключили один лишний.
В контрольной и экспериментальной группах большинство детей имеют средний уровень развития способности устанавливать причинно-следственные связи как предпосылки логического мышления. То есть эти дети способны самостоятельно установить последовательность событий на картинках. Однако не всегда могут аргументировано объяснить, на основании каких признаков они выбрали данную последовательность.
Статистическая обработка данных по критерию Манна-Уитни позволила сделать вывод о том, что между экспериментальной и контрольной группами в показателях развития мышления не выявлено достоверно значимых различий. Таким образом, полученные данные констатирующего этапа исследования позволяют заключить, что у большинства детей старшего дошкольного возраста выявлен средний или высокий уровень развития мышления и таких мыслительных операций, как анализ и обобщение. Также дети старшего дошкольного возраста способны устанавливать причинно-следственные связи между событиями по серии сюжетных картинок. Это является важным условием для развития логического мышления в более старшем возрасте.
[...]
1. Сазонова Н.П. Дошкольная педагогика. Курс лекций: учебное пособие для студентов педагогических факультетов / Н.П. Сазонова. –СПб.: Детство-Пресс, 2010. –272 с.
2. Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника / Н. Н. Поддъяков. –М.: Педагогика, 1977. –360 с.
3. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. –5-е изд., стер. –М.: Просвещение, 2018.–352 с.
4. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П.Я. Гальперин. –Текст: непосредственный // Психология как объективная наука : избранные психологические труды / П.Я. Гальперин ; под ред. А.И. Подольский. –Москва: Институт практической психологии, 1998. –с. 272-317.
5. Урунтаева, Г.А. Детская практическая психология. Учебник/Г.А. Урунтаева. - М.: Academia, 2019. – 256 с.
6. Карпова, Е.В. Дидактические игры / Е.В. Карпова. – Ярославль: Академия развития, 2019. – 240 с.
7. Тихомирова Л.Ф. Развитие логического мышления детей: попул. пособие для родителей и педагогов / Л.Ф. Тихомирова, А.В. Басов. –Ярославль:Гринго, 1995. –369 с.
8. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 2018. – 224 с.
9. Венгер А.Л., Цукерман Г. А. Психологическое обследование младших школьников; Владос - Москва, 2018. - 517 c.
10. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка: пер.с фр. А.М. Пятигорского / Ж. Пиаже. –М.: Педагогика-Пресс, 1999. –215 с.
11. Давидчук А.Н. Дидактическая игра –средство развития дошкольников 3-7 лет. Методическое пособие / А.Н. Давидчук, Л.Г. Селихова. –М.: Сфера, 2018. –176 c.
12. Валитова, И.Е. Детская психология / И. Е. Валитова, И.В. Шматкова. – СПб.: Речь, 2019. – 419 с.
13. Бардецкая, Я.В. Основы общей и возрастной психофизиологии / Я. В. Бардецкая, Т.Н. Кулакова, В.Ю. Потылицина. – СПб.: Речь, 2018. – 271 с.
14. Шашок, В.Н. Современные педагогические технологии в образовательном процессе учреждения дошкольного образования: учеб.-метод. пособие / под. общ. ред. В.Н. Шашок; сост. В.Н. Шашок [и др.]; ГУО «Акад. последиплом. образования». – Минск: АПО, 2019. – 123 с.
15. Стребелева, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр / Е.А. Стребелева. – М.: «ВЛАДОС», 2017. – 330 с.
16. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. / С. А. Козлова, Т.А.Куликова. –3-е изд., исправ. и доп. –М.: Академия, 2001. –416 с.
17. Алексеев, Н.А. Психология и педагогика одаренного ребенка, монография / Н.А. Алексеев. – М.: Аспект-пресс, 2018. – 309 с.
18. Демиденко Л.В. Значение дидактических игр в развитии детей / Л.В. Демиденко. // Проблемы педагогики. –2020. –No 2. –С. 47-50.
19. Зембатова Л.Т. Дидактическая игра –важнейший элемент образовательного процесса на начальном этапе обучения / Л. Т. Зембатова. //Мир науки, культуры, образования. –2019. –No6 (79). – С. 121-124.
20. Панкова О.В. Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности / О.В. Панкова. //Вопросы науки и образования. –2018. –No 7. –С. 31-34.