Использование компьютерных игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста Курсовая работа (проект)
СГК (Солигорский государственный колледж)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Использование компьютерных игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
по дисциплине: «Методика формирования элементарных математических представлений»
2024
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
60.00 BYN
Использование компьютерных игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика формирования элементарных математических представлений
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ Интерактивные игры для детей старшего дошкольного возраста.
Поделиться
Введение
Глава 1 Теоретические основы использования компьютерных игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
1.1 Психолого-педагогические проблемы формирования элементарных математических представлений у воспитанников учреждения дошкольного образования
1.2 История возникновения компьютерных игр
Глава 2 Методические основы использования компьютерных игр в процессе формирования элементарных математических представлений у воспитанников в учреждении дошкольного образования
2.1 Использование компьютерных программ в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
2.2 Интерактивная игра как средство формирования элементарных математических представлений у воспитанников разных возрастных групп
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время одна из основных задач образования – это вхождение в современное информационное общество. Информационные технологии активно внедряются в учебный процесс, на занятиях используются компьютерные обучающие программы, тестирование, моделирование, презентации. При этом компьютер может использоваться как источник учебной информации, наглядное пособие, тренажер или средство диагностики и контроля.
В основу использования информационных технологий в отечественной педагогике положены психолого-педагогические и методологические положения, разработанные А.Р. Лурия, Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, С.Л. Рубинштейном, Н.Ф. Талызиной и др. Исследования по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе убедительно доказывают возможность и целесообразность их применения в развитии речи, интеллекта и личности ребенка (В.Г. Беспалько, И.Г. Захарова, С. Пейперт, О.И. Кукушкина и др.).
Е.Б. Замятина, Л.Н. Лядова, Б.И. Мызникова и др. отмечают, что системное, эффективное формирование информационно-коммуникационной компетентности для основной массы детей дошкольного возраста сегодня возможно только при условии использования информационно-коммуникационных технологий.
Компьютеризация вносит свои коррективы и в подходы к воспитанию и образованию детей дошкольного возраста. Создание условий для обучения детей дошкольного возраста может быть достигнуто путем осуществления комплекса мероприятий, в том числе обеспечения информационно-технологической инфраструктуры, разработки и внедрения информационных и коммуникационных технологий в учебный процесс и подготовки специалистов по применению ИКТ в специальном образовании. Использование ИКТ значительно расширяет возможности детей дошкольного возраста и педагогов дошкольного образования. Так, в результате внедрение ИКТ для лиц дошкольного возраста развития становится возможным следующее: получение доступа к информации в наиболее удобном, адаптированном виде; осуществление процесса коммуникации и взаимодействия, для части детей дошкольного возраста ИКТ являются единственным и уникальным средством взаимодействия и общения с окружающим миром; создание совершенно новых условий для более эффективной самостоятельной работы, приобретения и закрепления различных профессиональных знаний и умений.
[...]
Глава 1 Теоретические основы использования компьютерных игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
1.1 Психолого-педагогические проблемы формирования элементарных математических представлений у воспитанников учреждения дошкольного образования
Под математическим развитием следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций – сравнения, обобщения, конкретизации, абстрагирования, анализа, синтеза, классификации, систематизации, аналогии, сериации [8, с. 4].
[...]
Глава 1 Теоретические основы использования компьютерных игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
1.1 Психолого-педагогические проблемы формирования элементарных математических представлений у воспитанников учреждения дошкольного образования
Под математическим развитием следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций – сравнения, обобщения, конкретизации, абстрагирования, анализа, синтеза, классификации, систематизации, аналогии, сериации [8, с. 4].
Математические представления сводятся к следующим категориям: количество, величина, форма, время, пространство, их свойствам и отношениям [15, с. 93].
Формированию математических представлений у детей издревле способствовали: народные игры, наблюдения за трудом взрослых, помощь взрослым, устное народное творчество.
В 16-19 веках педагоги (Я.А. Каменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский) пришли к выводу о необходимости специальной подготовки детей 4-7 лет к усвоению математики. Ими высказаны предложения о содержании и методах обучения детей в семье. Специальных пособий по математической подготовке они не разрабатывали, а включали свои идеи в книги по воспитанию и обучению.
Л. Толстой (в 19 веке) выпустил «Азбуку», в которой в разделе «Счет» рекомендовал учить детей считать вперед и назад в пределах 100 и знакомить с цифрами. Обучение предлагал осуществлять через игру.
Ф. Фребель в нач. 19 века создал пособие «Дары», в котором предлагал обучение счету через усвоение ряда чисел, ознакомление с геометрическими формами, величиной, ориентировкой в пространстве с помощью специальных дидактических пособий «Дары» (строительные детали).
М. Монтессори (конец 19 – нач.20 вв.) в книге «Дом ребенка» предложила специальный дидактический материал, с помощью которого формировалось представление о числах в пределах 1000, о цифрах, геометрических фигурах, величинах.
В современной методике ознакомления с числами использованы положительные стороны монографического метода (в переводе «описание числа», автор немецкий педагог А.В. Грубе, 19 в.): воспроизведение групп предметов, применение числовых фигур и счётных карточек, изучение состав числа.
[...]
Глава 2 Методические основы использования компьютерных игр в процессе формирования элементарных математических представлений у воспитанников в учреждении дошкольного образования
2.1 Использование компьютерных программ в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
Использование компьютерных программ в обучении и развитии детей дошкольного возраста является на сегодняшний день одним из приоритетных и изучаемых направлений. Вопросы использования компьютерных программ в обучении детей дошкольного возраста рассматривают Ю.М. Горвиц, Н.А. Зворыгина, И.В. Иванова, Л.А. Леонова и др. В.Я. Ляудис, С.Л. Новоселова, Г.П. Петку, И.Ю. Пашилите и другие.
[...]
Глава 2 Методические основы использования компьютерных игр в процессе формирования элементарных математических представлений у воспитанников в учреждении дошкольного образования
2.1 Использование компьютерных программ в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
Использование компьютерных программ в обучении и развитии детей дошкольного возраста является на сегодняшний день одним из приоритетных и изучаемых направлений. Вопросы использования компьютерных программ в обучении детей дошкольного возраста рассматривают Ю.М. Горвиц, Н.А. Зворыгина, И.В. Иванова, Л.А. Леонова и др. В.Я. Ляудис, С.Л. Новоселова, Г.П. Петку, И.Ю. Пашилите и другие.
В своей работе они отмечают, что использование компьютерных программ и компьютерных игровых средств в дошкольном образовании является одним из важнейших факторов, повышающих эффективность процесса обучения и развития дошкольников. Возможности использования компьютерных программ в дошкольном образовании имеют определенные особенности. Компьютерные программы значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в области дошкольного образования, позволяя наиболее полно и успешно развивать способности дошкольников [11, с. 87].
В отличие от обычных технических средств обучения, компьютерные программы не только дают детям большой объем готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и позволяют им развивать свои интеллектуальные и творческие способности, учиться самостоятельно приобретать новые знания. Способность компьютера одновременно воспроизводить информацию в виде текста, графических изображений, звука, речи, видео, запоминать и обрабатывать данные позволяет специалистам создавать новые средства детской деятельности, существенно отличающиеся от всех существующих игр и игрушек.
Все это предъявляет качественно новые требования к дошкольному образованию, одной из задач которого является выявление потенциала для обогащенного развития личности ребенка. Все это является основанием для внедрения компьютерных программ в систему дошкольного воспитания и обучения.
Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития образовательного процесса. К. Д. Ушинский отмечал: "Детская природа требует наглядности". Визуализация в полной мере реализуется в условиях мультимедийных технологий как познавательное средство для дошкольников в условиях непосредственно образовательной деятельности.
[...]
Заключение
Математическое развитие детей дошкольного возраста осуществляется как в результате приобретения ребенком знаний в повседневной жизни, так и путем целенаправленного обучения на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Именно элементарные математические знания и умения детей следует рассматривать как главное средство математического развития. Процесс формирования элементарных математических представлений осуществляется под руководством педагога в результате систематически проводимой работы на занятиях и вне их, направленной на ознакомление детей с количественными, пространственными и временными отношениями с помощью разнообразных средств.
[...]
Заключение
Математическое развитие детей дошкольного возраста осуществляется как в результате приобретения ребенком знаний в повседневной жизни, так и путем целенаправленного обучения на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Именно элементарные математические знания и умения детей следует рассматривать как главное средство математического развития. Процесс формирования элементарных математических представлений осуществляется под руководством педагога в результате систематически проводимой работы на занятиях и вне их, направленной на ознакомление детей с количественными, пространственными и временными отношениями с помощью разнообразных средств.
Индустрия продолжала развиваться: одновременно с однопользовательскими играми, стали появляться и игры, рассчитанные на несколько человек, играющих по сети. Первые онлайн-игры были текстовыми приключениями, доступными только нескольким подключённым друг к другу компьютерам. Однако, чем дальше развивались технологии, тем дешевле становились, а значит скоро подключение к интернету могли себе позволить почти все игроки. Сегодня игровая индустрия и жанр многопользовательских сражений привлекает не только тысячи инвесторов, разработчиков и игроков, но и множество зрителей – киберспорт признан во многих странах мира официальным видом спорта.
Информационно-коммуникационные технологии – это широкий спектр цифровых технологий, которые используются для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг. Одной из этих технологий является мультимедийная технология. Сегодня компьютерные программы активно внедряются в практику работы дошкольных учреждений. Использование этих технологий повышает интерес детей к занятиям, растет уровень познавательных возможностей дошкольников. Кроме того, использование новых приемов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает внимание детей. Компьютерные программы в дошкольном образовании обеспечивают личностно-ориентированный подход, увеличивают объём материала, который может многократно, повторяться и с каждым разом подаваться в новой форме. Компьютерные обучающие игры помогают закрепить знания детей, они могут использоваться в индивидуальном обучении, в целях развития и коррекции психических качеств и свойств детей. Компьютерные программы, используемые в учреждениях дошкольного образования, приучают детей к самостоятельности, развивают навыки самоконтроля. Все эти возможности компьютерных программ реализуются и в процессе формирования математических представлений у детей дошкольного возраста.
[...]
[...]
1. Арапова – Пискарева, Н. А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду / Н. А. Арапова-Пискарёва. – М. : Мозаика – Синтез, 2008. – 162 с.
2. Виноградова, Н. А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников / Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова. – М. : Айрис-Пресс, 2008. – 93 с.
3. Глаголева, Л. В. Сравнение величин предметов в нулевых группах школ / Л. В. Глаголева. – М.: Просвещение, 1990. – 234 с.
4. Губанова, Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду / Н. Ф. Губанова. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 164 с.
5. Житко, И. В. Веселые игры с числами и фигурами: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / И. В. Житко. – Мн. : Жасскон, 2012. – 64 с.
6. Житко, И. В. Математика для малышей: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования / И. В. Житко. – Мн. : Нац. ин-т образования, 2009. – 16 с.
7. Житко, И. В. Математическая мозаика: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / И. В. Житко. – Мн. : Жасскон, 2012. – 64 с.
8. Житко, И. В. Навстречу математике: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования с русским языком обучения / И. В. Житко. – Мн. : Пачатковая школа, 2013. – 24 с.
9. Житко, И. В. Развивающие игры для дошкольников: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / И. В. Житко, А. А. Петрикевич, М. М. Ярмолинская. – Мн. : Выш. шк., 2007. – 72 с.
10. Жукова, Р. А. Дидактические игры как средство подготовки детей к школе / Р. А. Жукова. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2005. – 108 с.
11. Колесникова, Е. В. Математика для дошкольников 5-7 лет / Е. В. Колесникова. – М. : Гном – пресс, 2000. – 79 с.
12. Комарова, Л. Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет / Л. Д. Комарова. – М. : Гном и Д, 2006. – 64 с.
13. Левчук, З. К. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста: курс лекций: Модуль 1 / З. К. Левчук, И. В. Ермольчик. – Витебск : ВГУ имени П. М. Машерова, 2014. – 48 с.
14. Леушина, А. М. Дошкольная педагогика / ред. А.М. Леушина. – М.: Мир, 2012. – 286 c.
15. Михайлова, З. А. Литературный материал с математическим содержанием. Методическое пособие для воспитателей, родителей / З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая. – СПб. : Фирма Икар, 2009. – 166 с.
16. Недвецкая, Т. М. Учимся считать в игре: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Т. М. Недвецкая. – Мн. : Адукацыя і выхаванне, 2012. – 16 с.
17. Новикова, В. П. Математика в детском саду / В. П. Новикова. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. – 177 с.
18. Панова, Е. Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ / Е. Н. Панова. – Воронеж: ЧП Лакоценин, 2007. – 116 с.
19. Полякова, Н. Воспитывать радость познания / Н. Полякова // Дошкольное воспитание. – 2004. – №12. – С. 8-13.
20. Пралеска: группа «Фантазеры». Хрестоматия: пособие для педагогов учреждений, обеспеч. получение дошк. образования. В 5 ч. Ч. 1. / сост.: А.И. Саченко, Л.А. Саченко. – Минск : Нац. ин-т образования, 2011. – 112 с.
21. Смоленцева, Н. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием / Н. А. Смоленцева. – М. : Дрофа, 2007. – 98 с.
22. Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду : пособие для воспитателей детского сада / А. И. Сорокина. – М. : Просвещение, 1982. – 96 с.
23. Стойлова, Л. П. Теоретические основы формирования элементарных математических представлений у дошкольников / Л. П. Стойлова, Н. И. Фрейлах. – М. : Гном-Пресс, 2008. – 189 с.
24. Столяр, А. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / А. А. Столяр. – М. : Просвещение, 1988. – 244 с.
25. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций / под. ред. Т. С. Будько. –Брест : БрГУ, 2006. – 199 с.
26. Тихомирова, Л. Ф. Развитие логического мышления детей / Л. Ф. Тихомирова. – Ярославль : ТОО Гринго, 2005. – 223 с.
27. Усова, А. П. Обучение в детском саду / А. П. Усова. - М. : Просвещение, 2003. – 98 с.
28. Учебная программа дошкольного образования. – Мн. : Национальный институт образования, 2012. – 416 с.
29. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики. Курс лекций для высших учеб. зав. / А. В. Белошистая. – М. : Владос, 2004. – 400 с.
30. Фребель, Ф. Будем жить для своих детей / Л. В. Волубцева. – М. : Изд- во «Карапуз», 2001. – 128 с.
31. Щербакова, Е. И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие / Е. И. Щербакова. – М. : Академия, 2009. – 188 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ Интерактивные игры для детей старшего дошкольного возраста.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты