ВВЕДЕНИЕ
Взаимоотношения между Россией и Сербией, официально были оформлены в 1838 году.
Среди эмиссаров XIX века, направлявшихся российскими монархами в Сербию с различными, в том числе многолетними, военными и гражданскими миссиями, известны Иван Исаев, Филипп Паулуччи, Константин Родофиникин, Егор Цукато, Марк Ивелич, Василий Долгоруков.
На постоянной основе отношения двух стран впервые были официально оформлены в 1838 году с открытием консульства России в Княжестве Сербия, тогдашней автономии Османской империи. После обретения Сербией полноценной независимости (1869) и её признания великими державами (1878) консульский уровень был повышен до посольского.
Этот период закончился с распадом в 1917 году Российской империи: после некоторых колебаний белградское правительство ставшей в 1882 году королевством Сербии приняло сторону Белого движения, в июле 1918 года отозвало своего посланника из Москвы, а в марте 1919 года полностью разорвало дипломатические отношения с советским правительством.
Между тем, оставшееся в Белграде монархическое посольство России продолжало работать до 1924 года по своей инициативе с разрешения местных властей. Кроме того, в 8 км от Нови-Сада в городке Сремски-Карловци в 1922—1924 годах находился переехавший в Сербию из Стамбула «Русский совет», врангелевское правительство в изгнании, включавшее в себя Совет послов.
Многовековые связи сербской и русской культуры обусловлены рядом этнических и исторических обстоятельств. Сербский и русский народы, принадлежащие единой славянской общности, несмотря на географическую разъединенность, сближает не только сходство языков, но и некоторые повороты истории. Правда, исторические события время от времени, на более или менее долгий срок, прерывали не только культурное, но и государственное, политическое сотрудничество Сербии и России.
Нужно особенно подчеркнуть еще одно историко-культурное обстоятельство, которое сближает оба народа: корни этой близости – в византийской цивилизации. В русской научной литературе часто подчеркивается именно это общее византийское происхождение русской и сербской культуры, общая принадлежность русского и сербского народа к православной семье христианских народов.
Среди самых ранних сохранившихся памятников, свидетельствующих о сербско-русских культурных связях, – произведения изобразительного искусства: фрески сербских святителей Саввы, Симеона и князя Лазаря в Архангельском соборе Московского Кремля. А сербские народные песни, известные в Европе, дошли до России благодаря переводам Срезневского и, прежде всего, благодаря пушкинским переложениям двух песен из сборника Вука Караджича. Эти переложения опубликованы в его «Песнях западных славян» (1835).
1. ИСТОЧНИКИ И ИСТОРИОГРАФИЯ
Изучение и анализ культурных взаимосвязей России и Сербии осуществлялся как очевидцами событий, так и современными историками.
В дореволюционной российской исторической науке работ, посвященных сербской национальной идеологии, практически не было. Авторы рассматривали в основном политические события в Сербии и то, как они влияли на их отношения с Россией.
При этом большинство работ носили публицистический характер, что во многом объясняется политическими мотивами и тем, что авторы были современниками событий. Однако необходимо выделить исследование Л. Нидерле «Обозрение современного славянства», опубликованное в Санкт-Петербурге в 1909 г. Автор рассматривал историю славянских народов в их взаимосвязи с политикой России и других европейских стран, затрагивая, в том числе, вопрос национальной идеологии Сербии в контексте македонского вопроса и роли России в попытках его решения.
В становлении русско-сербских отношений большую роль сыграла русская печать. Как известно, в лишенной народного представительства пореформенной России журналистика была не только ареной общественной дискуссии, но и средством консолидации различных общественно-политических сил, а иногда — и давления общества на власть. В 1904 г. С.Ф. Шарапов вспоминал, что «в эпоху 1876–1878 гг. сербское движение и Восточную войну создала почти исключительно печать». Печать — и не только славянофильская — разожгла тот «славянский пожар в Москве и Петербурге» (Мещерский, 2003: 444), который вынудил не желавшее войны правительство начать вооруженную борьбу с Турцией в 1877 г.
Постоянным мотивом русской печати с конца 1870-х гг. был неоднозначный характер русско-сербских отношений [1, c. 26].
В историографии советского периода тема Сербии редко исследовалась по политическим причинам.
Культурные проблемы Сербии изучались в основном в контексте восточного вопроса. Главное внимание было уделено периоду 1875 - 1878 гг., то есть непосредственно балканскому кризису, вызванному боснийским восстанием и русско-турецкой войной. Советская историография исходила из постулата о противостоянии российской и европейских дипломатий из-за противоположности интересов по вопросу сербов на Балканском полуострове [1, c. 27].
Советские исследователи рассматривали проблемы сербов и все аспекты формирования сербской нации с точки зрения марксистской идеологии, оценивая классовую борьбу и экономические факторы как определяющие моменты в формировании наций на Балканах [2, c. 13].
Одним из фундаментальных исследований истории югославянских земель с древнейших времен до 1950-х годов, является двухтомное издание «Истории Югославии», под редакцией Ю.В. Бромлей [3,4].
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ РУССКО-СЕРБСКИХ СВЯЗЕЙ СРЕДИНЫ 19 – НАЧАЛА 20 ВЕКА
Многовековые связи сербской и русской культуры обусловлены рядом этнических и исторических обстоятельств. Сербский и русский народы, принадлежащие единой славянской общности, несмотря на географическую разъединенность, сближает не только сходство языков, но и некоторые повороты истории. Родственность языков и единоверие сербов и русских благоприятствовали непрерывному вековому соприкосновению, культурному взаимовлиянию и сотрудничеству этих двух народов. Каждое повествование о русско-сербских связях и отношениях неизбежно должно начинаться с напоминания о том, что русские и сербы — народы одного славянского корня. Народы, чей язык, обычаи, верования и культура происходят из одного источника. В результате практически двух тысячелетий обособленного развития каждый народ сформировал свою собственную культуру, но и в значительной степени сохранил общие черты в сферах коллективного и индивидуального сознания.
В средние века русское и сербское государства были созданы на основе византийской универсальной традиции и христианской религии в ее православной ветви. Литература и изобразительное искусство обоих славянских народов строилась по византийским образцам, а свою принадлежность к византийскому содружеству средневековые династии Рюриковичей и Неманичей обозначали браками с византийскими принцессами. И русские, и сербы внутри православия сохраняют многочисленные славянские народные верования и обычаи, существующие в «перелицованном» виде и по сей день.
Оба народа в конце средних веков пережили великие потрясения, когда насильственно было приостановлено естественное развитие их государств, институтов и культур. Российское государство захватили монголы, а сербское — турки. Наступил период многовекового рабства, которое оставило глубокий след в обеих славянских культурах [9, c. 100].
В конечном счете, и монгольское, и турецкое ярмо было сброшено, началось возрождение национального государства, но народный дух и культура как русских, так и сербов хранит глубокие отпечатки культуры захватчиков.
Россияне смогли раньше воссоздать страну и в короткий срок превратили ее в мощное государство, в то время как сербы продолжали освободительную борьбу вплоть до начала XIX в.
Единственная национальная институция сербов — Сербская православная церковь (которая, скорее, была хранителем государственной традиции и народной культуры, чем религиозным учреждением), установила тесные связи с российским государством и русской церковью. В XVIII в. сербская церковь начала процесс обновления сербской школьной системы при непосредственной помощи России; существенную роль в этом процессе сыграли Максим Суворов и Эммануил Козачинский [3, c. 21].
3. РОССИЙСКО-СЕРБСКИЕ СВЯЗИ В ОБЛАСТИ НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЯ И ИСКУССТВА
Историческая рубежность эпох часто осознается современниками ретроспективно. Однако переход от XIX к XX веку почти сразу был воспринят современниками как судьбоносный и для Европы, и для России и Сербии, в частности. Этому способствовали не только апокалиптические настроения обществ и правящих элит, всегда сопутствующие концу века, но и реальные изменения социально- политической карты Европы, главным из которых стало резкое расширение коммуникативного пространства континента за счет разрушения «старых» империй и появления «новых» национальных государств. Одновременное изменение технологической составляющей этого процесса — техническая революция в средствах коммуникации — парадоксально делало это расширяющееся пространство более связанным и взаимозависимым. Этот общий процесс в полной мере затронул и научное сообщество. Коммуникативная среда европейской науки претерпела существенную трансформацию: активно заявило о себе российское национальное научное сообщество, впервые осознавшее себя в этом качестве на рубеже XIX—XX вв., появился масштабный славянский научный мир, в научное сообщество стали вливаться специалисты азиатских стран (Япония, Китай и др.), а кроме того, важнейшим фактором развития научного знания и новых научных программ стало взаимодействие и взаимовлияние американского и европейского научных сообществ [32, c. 344].
После Октябрьской революции и Гражданской войны маятник русско-сербских отношений перемещается в противоположную сторону. Королевство Югославия (до 1930 года – Королевство сербов, хорватов и словенцев) приютило, по самым скромным подсчётам, 200 тысяч российских беженцев. Необходимо сразу отметить, что для подавляющей части русских изгнанников Югославия стала промежуточной остановкой на пути в Западную Европу, США, Канаду, Латинскую Америку. К началу Второй мировой войны в Югославии было официально зарегистрировано около 40 тысяч российских беженцев – менее четверти от изначального числа эмигрантов [23, c. 120]. Однако и это, вне всяких сомнений, очень значительная цифра для патриархальной, преимущественно аграрной Югославии. Чтобы объяснить совершенно особые условия, особый климат, созданный для русских в Югославии при короле Александре Карагеоргиевиче, нужно обратиться в глубь истории, поскольку в своём отношении к России и русским он являлся продолжателем многовековой национальной традиции.
Складывание сербского государства к концу XIX в. явилось результатом глубинных перемен в экономической и социально-политической жизни сербского общества. Немаловажную роль в этом процессе государственного строительства сыграли внешние факторы, которые способствовали освобождению славянского населения от векового османского ига. Прежде всего речь должна идти об активной поддержке национально-освободительной борьбы сербского народа со стороны такой крупной внешнеполитической силы, каковой являлась Россия [6, c. 400].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в результате изучения темы можно сделать следующие выводы.
Россию и Сербию объединяют давние, веками складывавшиеся от- ношения, которые не раз становились предметом исторических исследований взаимодействия русской и сербской культур в ходе обретения Сербией независимости и утверждения своей культурной идентичности на государственном уровне. Русско-сербские связи второй половины XIX в. являются неотъемлемой частью общеевропейских международных отношений этого периода. Материалы проведенного исследования убедительно свидетельствуют о том, что Россия сыграла принципиально важную роль в деле создания сербского государства и утверждения его в качестве субъекта международной жизни эпохи. Безусловно, помощь сербам явилась лишь одним из аспектов российской внешней политики. В целом она была направлена на установление преобладающего влияния на Балканах. Однако этим ее значение не ограничивается. Объективно внешняя политика России в Сербии второй половины XIX в. способствовала освобождению сербов от многовекового порабощения Турецкой империей, образованию ими национального государства.
Политические и культурные доктрины в России, как основа взаимодействия с Сербией, формировались, главным образом, на основе противопоставления российского и западного путей развития и их культурных различий. При этом Сербия также рассматривалась как противоположная по своему культурно-историческом развитию Западу, а соответственно «примыкала» к России. Отправной точкой здесь выступала не столько идея близости России и Сербии, сколько их общая непохожесть на Запад, что, естественно, их сближало, а уже в результате этого мыслители находили различные общие культурно-исторические черты у двух славянских народов.
Привлечение народов Сербии в российскую политику и идея объединения с ними рассматривались, прежде всего, как средство для развития самой России и достижения ее культурных и геополитических целей. Интересы же самих сербов ставились в подчинение российским, хотя, безусловно, учитывались.
В период популярности панславистских идей сербы были представлены в качестве естественного объекта для сострадания. Но сам образ сербов был собран из уже сложившихся славянофильских стереотипов. Русские имели слабое представление о ментальности балканских славян, о том, как сербы воспринимают мир и каковы их настоящие чувства к освободителям.
При непосредственных контактах у русских формировалось более скептичное мнение о «братстве» народов. Хотя взаимоотношения были хорошими, а отношение сербов было дружелюбным, русские, оказавшиеся на Балканах, указывают на отсутствие духовного единства народов Сербии и России.
С одной стороны, это отмечалось в отношении сербов к русским, а с другой – и в некотором дистанцировании от них самих русских.
1. Россия и Сербия глазами историков двух стран / под ред. К.В. Никифорова. - Санкт-Петербург : Алетейя, 2010. - 311 с.
2. Актуальные проблемы славянской истории XIX и XX веков: К 60-летию профессора Московского университета Геннадия Филипповича Матвеева. – М.: Волтер Клувер, 2003. – 455 с.
3. История Югославии, т. 1. – М.: Политиздат, 1963. – 650 с.
4. История Югославии. Том 2 / под ред. Ю.В. Бромлей. – М.: Изд-во АН СССР, 1963. — 440 с.
5. Франич, Н. Сербия в войне 1914-1918 годов / Н. Франич// Исторический журнал (Вопросы истории), 1941. – №12
6. Никитин, С.А. Очерки по истории южных славян и русско-балканских связей в 50 – 70-е гг. XIX в. – М.: Политиздат, 1970. – 500 с.
7. Карасев В.Г. Сербский демократ Живоин Жуёвич. Публицистическая деятельность в России в 60-х годах XIX в. / В.Г. Карасев. — М.: Наука, 1974. — 334 с.
8. Достян, И.С. Русская общественная мысль и балканские народы. – М.: Международные отношения, 1980. – 544 с.
9. Историография истории южных и западных славян. – М.: Политиздат, 1987. – 322 с.
10. Данченко, С.И. Русско-сербские общественные связи. 70-80-е годы XIX в. / С.И. Даненко. – М.: Наука, 1989. — 199 с.
11. Вяземская, Е.К., Данченко, С.И. Россия и Балканы, конец XVIII в. – 1918 г. (советская послевоенная историография). – М.: Поитиздат, 1990. – 233 с.
12. Балканы в конце XIX – начале ХХ века. Очерки становления национальных государств и политической структуры в Юго-Восточной Европе. – М.: Политиздат, 1991. – 355 с.
13. Никифоров К.В. Сербия в середине XIX в. (начало деятельности по объединению сербских земель) / К.В. Никифоров. – М.: Институт славяноведения РАН, 1995. — 184 с.
14. Данченко, С.И. Развитие сербской государственности и Россия. 1878–1903. – М.: Культура, 1996. – 229 с.
15. История Балкан: Судьбоносное двадцатилетие (1856-1878 гг.) / под ред. В.Н. Виноградова. – Москва: Красанд, 2012. — 336 с.
16. Никифоров, К.В. Сербия на Балканах. ХХ век / К.В. Никифоров. – М.: Индрик, 2012. — 176 с.
17. Чиркович, С.М. История сербов / С.М. Чиркович. – М.: Весь Мир, 2009. – 448 с.
18. Бажова, А. П. Россия и югославяне в конце ХVII — начале XX в. / А. П. Бажова. – М.: МГУ, 1996. – 290 с.
19. Внешняя политика России. Источниковедение и историография. – М. : ИРИ РАН, 1992. – 469 с.
20. Дьяков, В. А. Славянский вопрос в общественной жизни дореволюционной России /В. А. Дьяков. – М.: Политиздат, 1993. – 329 с. Был 9
21. История южных и западных славян / Под ред. Г.Ф. Матвеева и З.С. Ненашевой. – М.: Книжный Дом, 1998. Т. I – II. 2000.
22. На путях к Югославии: за и против. Очерки истории национальных идеологий югославских народов. Конец ХVIII – начало ХХ вв. – М.: Международные отношения, 1997. – 400 с.
23. Хвостов, А.И. Русские и сербы в войну 1876 г. за независимость христиан. Письма // Русские о Сербии и сербах. - СПб.: Издательство СПбГУ, 2006. – 459 с.
24. Прокудин, Б.А. Идея славянского единства в политической мысли России XIX века: генезис, основные направления и этапы развития: дис. … канд. полит. наук. – М. : Книжный Дом, 2007. – 399 с.
25. Российско-сербские связи в области науки и образования: XIX – первая половина ХХ в. / Отв. ред. Э. И. Колчинский и А. Петрович; ред.-сост. М. В. Лоскутова и М. В. Хартанович. — СПб. : Нестор-История, 2009. — 144 c.
26. Ромашов, Ю.В. Балканы в восприятии русских во второй половине XIX века: славянское единство и отчуждение / Ю.В. Ромашов // Известия Саратовского университета. – Новая серия. – Сер. История. Международные отношения. – 2012. – Вып. 3. – С. 47-50.
27. Ромашов, Ю.В. Геополитика России на Балканах и идея славянского единства / Ю.В. Ромашов // Вестник Саратовского государственного технического университета. – 2012. – № 4 (68). – С. 258-262.
28. Ромашов, Ю.В. Кризис идеи славянского единства в конце XIX – начале ХХ в. в российском обществе / Ю.В. Ромашов // Власть: общенациональный научно-политический журнал. – 2013. – № 2. – С. 164-166.
29. Ромашов, Ю.В. Сербы в восприятии русских в последней четверти ХIХ в. / Ю.В. Ромашов // Приволжский научный вестник. – 2013. – № 8 (24). – С. 54-57.
30. Симакова, О. А. История южных славян с древнейших времен до 1914 г. : учеб-метод. комплекс для студ. ист. фак. спец. 1-21 03 01 "История" / О. А. Симакова, С. С. Александрович. - Минск : БГУ, 2007. – 164 с.
31. Славянские народы: общность истории и культуры. – М.: Новое знание, 2000. – 210 с.
32. Хрестоматия по истории южных и западных славян: В 3-х т. - Минск, 1987 – 1991. Т. 1-3.
33. Югославская история в новое и новейшее время. – М.: Гардарики, 2002. – 547 с.