ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАЧЕСТВА И СТОИМОСТИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ
1.1 Рабочая сила, стоимость и качество рабочей силы как социально- экономические категории
1.2 Факторы и показатели роста качества рабочей силы
1.3 Функциональная зависимость механизма рынка труда от качественных изменений в рабочей силе
2 АНАЛИЗ КАЧЕСТВА РАБОЧЕЙ СИЛЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Анализ распределения рабочей силы на всех уровнях экономической системы
2.2 Оценка качества рабочей силы в Республике Беларусь
2.3 Оценка влияния качества рабочей силы на стоимость рабочей силы в Республике Беларусь
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАЧЕСТВА РАБОЧЕЙ СИЛЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Происходящие рыночные преобразования в российской экономике, изменяя всю сферу общественного производства в целом, оказывают, тем самым, определенное воздействие и на социально-трудовые отношения в нашей стране. В связи с этим, для обеспечения наиболее эффективного развития отечественной промышленности, а также сферы услуг, необходимо осуществлять процесс рыночного регулирования движения трудовых ресурсов. Данное положение является обоснованием требования к созданию механизма формирующегося рынка труда с обязательным и непременным учетом как количественных, так и, в особенности, - качественных характеристик рабочей силы наемного персонала. Качество рабочей силы должно стать сегодня наиболее важным и одним из главных факторов, оказывающих свое влияние на складывающиеся отношения спроса и предложения, цены услуги труда, создание конкурентной среды на рынке труда.
На важность исследования качества рабочей силы, а также его постоянную актуальность указывает и тот факт, что применительно к любой экономической системе совершенствование природных и приобретенных способностей человека к труду всегда является мощным фактором повышения производительности и эффективности труда, улучшения качества выпускаемой продукции, а также расширения объемов общественного производства в целом. Укрепление здоровья человека, совершенствование его профессионального и творческого потенциала, общей и нравственной культуры представляют собой ведущий комплексный резерв научно-технического и социально-экономического развития каждой страны, единственно надежную основу процветания общества и стабильности государства.
Цель и задачи курсовой работы. Целью курсовой работы является исследование качества рабочей силы, механизмов управления его повышением и определение функциональной взаимосвязи с рыночным регулированием труда, а также оценка качества рабочей силы как ценообразующего фактора на рынке труда.
Исходя из намеченной цели, поставлены следующие задачи исследования:
– рассмотреть теоретические основы качества рабочей силы и стоимости;
– раскрыть сущность рабочей силы, стоимости рабочей силы как социально-экономических категорий;
– изучить факторы и показатели роста качества рабочей силы;
– оценить функциональную зависимость механизма рынка труда от качественных изменений в рабочей силе;
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАЧЕСТВА И СТОИМОСТИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ
1.1 Рабочая сила, стоимость и качество рабочей силы как социально- экономические категории
Развитие экономики любой страны и мировой экономики в целом решающим образом зависит от трудовых ресурсов. Их качество имеет исторически конкретный характер и проявляется в виде определенно развитых свойств индивидов, которые отражают способность и готовность последних к той или иной конкретной деятельности. Такие свойства индивидов воплощаются в деятельностном, производительном потенциале. Производительный потенциал рабочей силы, помимо психологических, физических качеств и здоровья работников, включает ряд характеристик, определяющих уровень общего и специального образования, накопленный производственный опыт, общий культурный уровень развития, зависящий от всего комплекса жизненных условий. Они во многом определяются социально-экономическим уровнем развития подсистем мирового хозяйства и отдельных стран [1, с.62-63].
Каждая из характеристик важна сама по себе. В основе всех их лежат физические качества человека, определяющего его способность к труду. На процессы воспроизводства населения и качество рабочей силы в ряде стран, помимо недостаточности обеспечения продовольствием, стали оказывать влияние массовые инфекционные заболевания.
Качество рабочей силы характеризует способность населения привести в действие объективные элемента производительных сил, а также изменять их в соответствии с потребностями общества. Идея Маркса о том, что люди, а не машины являются движущейся силой экономического роста, стала сегодня аксиомой и находит подтверждение в статистике.
Ключевыми элементами качественных характеристик рабочей силы выступают уровень общего развития и специального образования. Образование осуществляет производительную функцию по формированию и развитию общественного интеллекта на базе накопленных знаний и представлений. Оно обеспечивает формирование и повышение квалификационного уровня рабочей силы. Школа человеческого капитала утверждает, что существует сильная зависимость между экономическим ростом и образованием, увеличением численности рабочей силы и уровнем инвестиций не в машины. На основе этой зависимости Р. Лукас и П. Ромер предложили эндогенный механизм генерации экономического роста, источники которого связываются с накоплением человеческого капитала. Смысл его заключается в том, что в длительном
2 АНАЛИЗ КАЧЕСТВА РАБОЧЕЙ СИЛЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Анализ распределения рабочей силы на всех уровнях экономической системы
Проведем анализ численности занятого населения Республики Беларусь по видам экономической деятельности с помощью данных таблицы 2.1.
Таблица 2.1 – Численность занятого населения Республики Беларусь по видам экономической деятельности, тысяч человек
| Показатель | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 |
| Занято в экономике–всего | 4 703,0 | 4 691,2 | 4 612,1 | 4 578,4 | 4 550,5 |
| в том числе: | | | | | |
| сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 492,2 | 480,2 | 458,5 | 433,4 | 430,7 |
| рыболовство, рыбоводство | 2,3 | 2,4 | 2,4 | 2,4 | 2,0 |
| промышленность | 1 182,9 | 1 188,2 | 1 170,2 | 1 143,8 | 1 102,4 |
| горнодобывающая промышленность | 16,3 | 16,8 | 16,5 | 16,8 | 15,8 |
| обрабатывающая промышленность | 1 045,5 | 1 052,9 | 1 036,5 | 1 010,9 | 970,9 |
| производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 121,1 | 118,5 | 117,2 | 116,1 | 115,7 |
| строительство | 407,2 | 400,8 | 353,2 | 363,7 | 373,7 |
| торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования | 638,4 | 628,8 | 637,2 | 648,4 | 656,9 |
| гостиницы и рестораны | 92,4 | 93,3 | 93,9 | 94,7 | 94,5 |
| транспорт и связь | 350,3 | 344,1 | 341,3 | 342,8 | 341,5 |
| финансовая деятельность | 71,6 | 73,2 | 73,3 | 74,2 | 75,7 |
| операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям | 300,2 | 315,0 | 320,1 | 338,0 | 346,6 |
| государственное управление | 205,6 | 202,6 | 198,2 | 190,5 | 185,6 |
| образование | 458,3 | 460,6 | 456,7 | 445,8 | 438,9 |
| здравоохранение и предоставление социальных услуг | 314,6 | 315,8 | 321,1 | 315,4 | 313,8 |
| предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг | 186,3 | 185,5 | 183,8 | 183,4 | 185,7 |
| Занято вэкономике– всего1) | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
| в том числе: | | | | | |
| сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 10,5 | 10,2 | 9,9 | 9,4 | 9,5 |
| рыболовство, рыбоводство | 0,0 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,0 |
| промышленность | 25,1 | 25,3 | 25,4 | 25,0 | 24,2 |
| горнодобывающая промышленность | 0,3 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,4 |
| обрабатывающая промышленность | 22,2 | 22,4 | 22,5 | 22,1 | 21,3 |
| производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 2,6 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 |
| строительство | 8,7 | 8,6 | 7,6 | 7,9 | 8,2 |
| торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования | 13,6 | 13,4 | 13,8 | 14,2 | 14,4 |
| гостиницы и рестораны | 2,0 | 2,0 | 2,1 | 2,1 | 2,1 |
| транспорт и связь | 7,4 | 7,3 | 7,4 | 7,5 | 7,5 |
| финансовая деятельность | 1,5 | 1,6 | 1,6 | 1,6 | 1,7 |
| операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям | 6,4 | 6,7 | 6,9 | 7,4 | 7,6 |
| государственное управление | 4,4 | 4,3 | 4,3 | 4,2 | 4,1 |
| образование | 9,7 | 9,8 | 9,9 | 9,7 | 9,6 |
| здравоохранение и предоставление социальных услуг | 6,7 | 6,7 | 7,0 | 6,9 | 6,9 |
| предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг | 4,0 | 4,0 | 4,0 | 4,0 | 4,1 |
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАЧЕСТВА РАБОЧЕЙ СИЛЫ
Современный характер процесса труда, связанный с научно-техническим прогрессом, использованием его достижений в производстве, совершенствованием на этой основе всех параметров производственного процесса (техники, технологии, организации, управления и др.), все возрастающая конкуренция, экономическое поведение работодателя определили востребованность работника с качественно новыми параметрами рабочей силы – высоким интеллектом, творческим отношением к труду, высоким уровнем общего и профессионального образования и др. От этих качеств рабочей силы зависят освоение и эффективное использование новых средств труда, а, в конечном счете, эффективность производства, динамика общественного прогресса. В условиях скорого «морального» старения знаний и навыков рабочему необходимо периодически повышать квалификацию. Новая техника требует для своего обслуживания, с одной стороны, глубоких знаний, а с другой – меньшего числа рабочих, которые вынуждены осваивать новые виды труда, совершенствовать свое мастерство. Периодическое до- и переобучение рабочих становится законом производства [16, с.63-66].
Формируются новые специфические требования предприятий к качеству рабочей силы:
1. Высокая профессиональная компетентность, интеллектуальный и творческий потенциал, способность воспринимать инновации и быть участником нововведений.
2. Адаптированность работника к быстро изменяющимся условиям производства, поливалентное применение имеющихся навыков и знаний.
3. Готовность работника к процессу непрерывного повышения квалификации, освоению новых знаний. В связи с изменением функций труда претерпевают значительную трансформацию требования к профессиональным знаниям работников. В частности, происходит их многократное расширение, углубление, периодическое обновление. Постоянная готовность к самообучению и пополнению знаний в условиях внедрения прогрессивных технологий позволяют работникам поддерживать необходимый уровень компетентности. Знания, в отличие от всех прочих ресурсов не характеризуется ни конечностью, ни истощаемостью, ни потребляемостью в их традиционном понимании. Основным условием, лимитирующим приобщение к столь доступному ресурсу, выступают специфические качества самого человека – наличие или отсутствие способности к интеллектуальной активности, как форме накопления, переработки и генерации новых знаний. Приобретение и обновление знаний осуществляются путем обучения и планирования карьеры работников, посредством коллективной работы над решением задач,
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рабочая сила – основной элемент продуктивных сил любого общества, представляющая собой совокупность физических и духовных качеств человека, его знаний, опыта и способностей, которые используются в процессе производства материальных благ. Как общеэкономическая категория рабочая сила приобретает определенные специфические черты в границах той или иной общественно-экономической формации. Товаром рабочая сила становится только при условии, когда человек становится юридически свободным и может продавать и распоряжаться своей рабочей силой.
Вопросы понятия рабочей силы как товара, определение ее стоимости и цены нашли отражение в многочисленных теоретических подходах и концепциях политической экономии. В результате этого в экономической теории сложилось несколько взглядов на рабочую силу, как объект продажи и его цену.
Представители классической политической экономии и некоторые современные экономисты (У.Петти, А.Смит, Д. Риккардо, и др.) за объект принимают труд, и, определяет его цену, как необходимые средства для существования.
Объект продажи, как способность к труду (рабочая сила) рассматривал К.Маркс, который обосновал, что зарплату, как цену товара рабочая сила в виде денежного выражения стоимости. Рабочий получает зарплату не за весь труд, а только за необходимый. За счет этого дохода (заработной платы) удовлетворяются материальные и духовные потребности и обеспечивается процесс воспроизводства.
Еще одна концепция состоит в том, что товаром считается не рабочая сила, а услуги труда. П. Самуэльсон по этому поводу отмечал, что люди за определенную цену «сдают свои услуги в аренду», а заработная плата является формой дохода, ценой одного из факторов производства. Другими формами дохода он называет прибыль, ренту, процент займа.
Как и каждый товар, рабочая сила имеет потребительскую стоимость и стоимость. При этом товар «рабочая сила», в отличие от других видов товара носит специфический характер, обусловленный уникальностью самого человека, его характерными чертами и особенностями, что сказывается на стоимостных особенностях человеческой рабочей силы.
Специфика потребительской стоимости рабочей силы состоит в том, что в процессе ее потребления она не исчезает, а создает новую стоимость – большую, чем стоимость самого товара «рабочая сила».
Специфика стоимости товара «рабочая сила» проявляется в том, что ее величина определяется не только общественно-необходимыми затратами на ее
1 Глушанок Т. Качество рабочей силы и конкурентоспособность предприятия // Человек и труд. – 2009. – № 1. – С. 62-63.
2 Прус, Е. В. Рабочая сила – с сертификатом: совершенствование Национальной системы квалификаций сбалансирует спрос и предложение на рынке труда / Елена Прус // Экономика Беларуси. – 2014. – № 2. – С. 8–14.
3 Коротков Р. Стоимость рабочей силы // Экономист. – 2003. – №6. – C.70-74.
4 Баранов Н.Н. Рынок труда: состояние, проблемы, перспективы // Отдел кадров. – 2012. – N11. – С.57-61.
5 Чепурина М.Н. Курс экономической теории: Учебник/ М.Н Чепурина. – Киров, 2007г., с. 233-248
6 Адаменко Е. Профессиональное обучение персонала [Текст] // Менеджер по персоналу. – 2006. – № 11. – С. 58-62.
7 Синенко Н. Об организации профессионального обучения в Нидерландах и Дании [Текст] // Справочник кадровика. – 2007. – № 07. – С. 100-103.
8 Лемешевский И.М. Макроэкономика: социально-экономический аспект: курс лекций для студентов экономических специальностей высших учебных заведений / И. М. Лемешевский. – Минск: ФУАинформ, 2007. – 543 с.
9 Распределение численности работников, занятых в организациях Республики Беларусь, по уровню образования и полу [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators– Дата доступа: 26.03.16.
10 Статистика Республики Беларусь //[Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika– Дата доступа: 26.03.16.
11 О качественном составе работников организаций в Республике Беларусь // [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/ indicators/pressrel/kadry1.php – Дата доступа: 26.03.16.
12 Червяков, А. В. Приоритеты национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2030 года / Червяков А. В., Боровик Л. С. // Экономический бюллетень Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь. - 2014. – № 11. – С. 4–11.
13 Динамика заработной платы в Республике Беларусь // [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ ru/indicators/wages.php– Дата доступа – 26.03.16.
14 Основные показатели трудовых ресурсов в Республике Беларусь // [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/science.php – Дата доступа: 26.03.16.
15 Производство валового внутреннего продукта //[Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/makroekonomika-i-okruzhayushchaya-sreda/natsionalnye-scheta/– Дата доступа: 26.03.16.
16 Лутохина, Э. А. Тенденции развития рынка труда и проблемы государственного регулирования / Э. А. Лутохина // Проблемы управления. – 2014. – № 4. – С. 63–66.
17 Носырева И.Г. Современные формы и методы обучения персонала // Управление развитием персонала. – 2006. – № 01. – С. 2-13.
18 Соколова Г.Н. Социальная политика государства в сфере труда и трудовых отношений : // Социс – 2009. - №4.-С.60-63.
19 Леньков, И. И. Структурные сдвиги - механизм эффективной адаптации страны в системе мирохозяйственных связей / И. И. Леньков // Вестник Белорусской государственной сельскохозяйственной академии. – 2015. – № 3. – C. 9–12.
20 Рынок труда, занятость населения // [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: http://mintrud.gov.by/ru/activity– Дата доступа: 26.03.16.