Актуальность исследования. Прыжки, являются простым, а так же естественным способом преодоления препятствий. Прыжок в длину используется широко среди многих видов спорта, поскольку позволяет оценить прыгучесть и проявление скоростно-силовых способностей в двигательных действиях прыжкового характера.
Прыжок в длину относится к основным видам движений и включен в базовое содержание школьной программы физического воспитания. А.Я. Шехтель, Г.П. Богдан, А.В. Гоген считают, что прыжки являются одним из эффективных средств, направленных на формирование тонких механизмов управления, лежащих в основе точного выполнения движений.
Проблема развития прыжка в длину заключается в том, что физиологическое развитие организма школьника, в частности в период полового созревания может сопровождаться изменениями саматометрических признаков, которые могут привести к нарушению двигательных действий. Анализ литературы показывает, что техника прыжков в длину с разбега учащихся 12-16 лет, не занимающихся спортом, практически не подвергалась детальному изучению. Отсутствие систематизированных: научных данных не дает полного представления о характерных особенностях техники рассматриваемых движений у школьников. В связи с этим был сформирована цель исследования – разработать методику совершенствования прыжка в длину на уроке физической культуры.
Для реализации цели исследования были поставлены следующие задачи:
1.Провести анализ литературных источников по исследуемой проблеме.
2. Выявить развитие скоростно-силовых способностей учащихся.
3. Разработать методику совершенствования прыжка в длину.
Понятие «прыжок» в учебнике М.Е. Кобринского характеризуется следующим определением - ациклические упражнения скоростно-силового характера. Результаты в прыжках измеряются в метрах и сантиметрах. Занятия прыжками способствуют развитию умения мгновенно концентрировать свои усилия, ориентироваться в пространстве, развивают у спортсмена силу, ловкость, быстроту, прыгучесть, смелость, трудолюбие и другие качества, жизненно необходимые человеку [7, c.186].
Прыжок в длину, является дисциплиной технических видов легкоатлетической программы, который относится к горизонтальным прыжкам. Выполнения прыжка в длину требует наличие прыгучести, которое представляет собой комплексное качество, в основе которого лежит сила и быстрота мышечных сокращений с оптимальной амплитудой движений, а так же требует наличия спринтерских качеств.
Перед прыгуном ставится не только задача достичь максимальной скорости бега к моменту постановки ноги, но и более сложное требование - в
процессе отталкивания трансформировать часть горизонтальной скорости
в вертикальную, что по посильно тому, кто обладает высоким уровнем развития быстроты и силы.
Прыжки в длину с места, является обязательным упражнением для тренировок и выступлений различных спортсменов. Представляет собой сложное, локомоторное, ацикличное, симметричное движение, связанное с отталкиванием тела от опорной поверхности, подбрасыванием его вверх и последующим приземлением [11].
Прыжок в длину с места состоит из четырех фаз:
Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования
2.1 Цель, задачи, организация исследования
Изучение научно-методических и научно-прикладных работ в области физического воспитания, физиологии, биомеханики, педагогики позволили выявить особенности совершенствования прыжка в длину.
На основании полученных теоретических данных, нами была определена цель работы – разработать методику совершенствования прыжка в длину на уроке физической культуры.
На основании полученных теоретических данных была выдвинута гипотеза исследования:
H: развитие динамической структуры прыжка в длину, посредством использования упражнений на быстроту и расслабление с некоторыми упражнениями силового характера, использование мяча, возвышения, планки оказывает влияние на совершенствование прыжка.
Для реализации цели исследования были поставлены следующие задачи:
1.Провести анализ литературных источников по исследуемой проблеме.
2. Выявить развитие скоростно-силовых способностей учащихся.
3. Разработать методику совершенствования прыжка в длину.
4. Оценить эффективность разработанной методики.
Организация исследования включала в себя подбор методов и методик для проведения исследований. Было проведено педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, проводилось тестирование физических и психомоторных качеств.
Еще одним положением в организации исследования, было формирование выборки исследования. Нами было отобрано 28 учащихся 9 «Б» класса (n=30) в возрасте 15-16 лет. Исследование проводилось на базе
В соответствии с нормативными показателями общей физической подготовки для 9 класса, нами были выявлены данные, указывающие на уровень выполнение прыжка в длину и бег на 60 м.
Анализ результатов по тесты «прыжок с места».
Количественные данные. Полученные по данному тесту были представлены в диаграмме, рисунок 3.1
Рис. 3.1 Уровень выполнения прыжка в длину с места
Анализ количественных данных, полученных посредством теста «прыжок с места» позволил сделать вывод о том, что в исследуемой группе учащихся доминирует средний уровень развития прыжка в длину среди 50% учащихся. Количественные данные по нормативным показателям составляют 201-208см, с присвоенными оценками за выполнение 6-7 баллов. Высокий уровень развития прыжка в длину выявлен среди 7% учащихся, данные учащиеся выполнили тест на 9 балов, прыжок осуществлен на расстояние 218 см, низкий уровень выполнения выявлен среди 43% учащихся, выполнение составило в среднем 195 см.
Прыжок в длину, является ациклическим упражнением скоростно-силового характера, требующий развития прыгучести и спринтерских качеств. Прыжок в длину предъявляет ряд требований: высокий уровень развития ловкости, прыгучести, силы и быстроты, для достижения результатов
Методика совершенствования прыжка в длину представляет собой, методика совершенствования компонентов техники прыжков в длину с разбега включает в себя развитие скоростно-силовых возможностей юношей и девушек; быстроты, силы мышц-разгибателей ног, способность дифференцировать движения в пространстве - у юношей; силовых возможностей и способности дифференцировать движения во времени - у девушек.
В результате проведения опытно-практической работы были выявлены данные, указывающие на уровень выполнения бега на 60 м, прыжка в длину с места и разбега, в соответствии с нормативными показателями общей физической подготовки для 9 класса, на среднем уровне.
Разработанная методика совершенствования прыжка в длину основана на применении и использовании упражнений смены выпадов, работы руками на частоту, беговые движения ногами, подскоки на месте, упражнения на укрепления брюшного пресса, сочетание упражнений на быстроту и расслабление с некоторыми упражнениями силового характера, использование мяча, возвышения, планки для повышения уровня выполнения прыжка. Гипотеза исследования, состоящая в том, что развитие динамической структуры прыжка в длину посредством использования упражнений на быстроту и расслабление с некоторыми упражнениями силового характера, использование мяча, возвышения, планки оказывает
1. Агафонова Л.В. Повышение результативности прыгунов в высоту на основе рационального соотношения силового, реактивно-махового и скоростного компонентов прыжка / Л.В. Агафонова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2009. № 7. С. 3-6.
2. Баранцев С.А., Сергеев А.П. «Физическая культура в школе». 2007, №4 С 4-8
3. Біомеханіка спорту/ А.М. Лапутіна. К.: Олімпійська література, 2005. 320 с.
4. Бобровник В.И. Совершенствование технического мастерства спортсменов высокой квалификации в легкоатлетических соревновательных прыжках: Монография. К.: Наук. світ, 2005. 322 с.
5. Вайнек Ю.. Спортивная анатомия. М.: Академия, 2008. 298с.
6. Гойхман П. Прыжок в высоту // Легкая атлетика. 2007. № 1. С. 22-25.
7. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. М.: Советский спорт, 2006г. 296 с.
8. Думбай В.Н. Физиологическая основа валеологии труда и спорта. Ростов н/Д.: РГУ. 2002. 192 с.
9. Жилкин А.И. Легкая атлетика. М.: «Академия», 2003. 464 с.
10. Зайко Д. С. Индивидуализация специальной физической подготовки прыгунов в высоту с учётом особенностей дугообразного разбега: дисс. канд. пед. наук:13.00.04., СПб., 2009. 152 с.
11. Кобринский М.Е. Легкая атлетика. Мн.: «Тесей», 2005. 336с.
12. Конеевой Е.В.. Физическая культура. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 558 с.
13. Королькова М.М., Пушкина А.С. Динамическая анатомия методическое пособие. Минусинск, 2009. 168 с.
14. Колот А. В Динамика скоростно-силовой подготовленности высококвалифицированных прыгунов тройным в годичном тренировочном цикле //Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2008 . № 7. С2-8
15. Курбатов О.Л. Совершенствование разбега в горизонтальных прыжках // Легкая атлетика. 2005. № 1112. С. 21-23.
16. Лях В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся I-ХI классов. М.: Просвещение, 2003. 296 с.
17. Марченко А.А., Адашевский В.М., Ермаков С.С. Биомеханические аспекты техники прыжка в высоту // Физическое воспитание студентов. Украина, 2013. № 2. С. 11-17
18. Мучкина А.Н. Методика обучения техники легкоатлетических прыжков. Павлодар. 2011 43 с.
19. Оганджанов А.Л. Управление подготовкой квалифицированных легкоатлетов-прыгунов: Монография. М.: Физическая культура 2005. 200 с.
20. Оганджанов, А. Л. Педагогические технологии индивидуализации подготовки квалифицированных прыгунов тройным // Современный взгляд на подготовку легкоатлетов: материалы международной конференции. М., 2006. С. 157-177
21. Сергеев А.П. Методика совершенствования техники прыжков в длину с разбега у учащихся 9-10 классов на основе особенностей кинематико-динамической структуры движения: Дис. ... канд. пед. наук. М., 2004. 234 с.
22. Сутула В.А., Ян Цзинь Тянь Биомеханика прыжка в длину. Харьков: А.И. Шуст, 2002. 118 с.
23. Степаненкова Э.. Методика физического воспитания. М.: 2005. 213 с.
24. Фураев В. А. Формирование двигательных действий прыжковой направленности с учетом их динамической структуры: дисс. канд. пед. наук 13.00.04. Малаховка., 2009. 140 с.
25. Хорунжий А.Н. Развиваем силу // Физическая культура в школе. Научно-методический журнал. 2008г. №6. С. 21 – 24.
26. Шур М.М. Прыгать без ошибок // Легкая атлетика. 2002. № 9. С. 24-25.