Введение
ГЛАВА 1 АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ, НАПРАВЛЕНИЯ
1.1 Монополия: понятие, основные черты, виды
1.2 Антимонопольная политика в Республике Беларусь: её необходимость и направления
1.3 Зарубежный опыт антимонопольной политики
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «БЕЛАЗ»
2.1 Характеристика ОАО «БЕЛАЗ»
2.2. Анализ показателей хозяйственной деятельности ОАО «БЕЛАЗ»
ГЛАВА 3 АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК ВАЖНАЯ СТУПЕНЬ РАЗВИТИЯ
3. 1 Законодательное регулирование создания холдингов
3.2 Применение антимонопольной политики на примере ОАО «БЕЛАЗ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Многие потребители никогда не слышали об антимонопольном законодательстве, но это происходит только тогда, когда эти законы эффективно и ответственно приведены в жизнь, они могут сохранить покупателям тысячи рублей в год.
У большинства государств антимонопольные законы запрещают практику деловых отношений, которые необоснованно лишают потребителей выгоды здоровой конкуренции, приводящей к более высоким ценам за более низкое качество продуктов и услуг.
Целью курсовой работы является исследовать существование и важность антимонопольного законодательства и выяснить, каково его реальное применение на практике, на примере «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ».
Антимонопольное законодательство защищает конкуренцию. Свободная и открытая конкуренция приносит пользу потребителям, гарантируя более низкие цены и новые и лучшие продукты.
Антимонопольное законодательство не запрещает все договоренности между компаниями, только те, которые угрожают поднять цены для потребителей или лишить их новых и лучших продуктов.
Таким образом, анализируя все выше сказанное, актуальность выбора темы дипломной работы не подлежит сомнению.
В современном обществе, когда все чаще производители все чаще пытаются вести начесную игру, антимонопольное законодательство призвано защитить права потребителей.
Объектом исследования курсовой работы является антимонопольное законодательство.
Предметом курсовой работы является применение антимонопольного законодательства на практике, на примере «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ».
Задачами работы являются:
- проанализировать антимонопольную политику, ее сущность, принципы и направления;
- рассмотреть опыт антимонопольной политики в Республике Беларусь и зарубежных странах;
- проанализировать хозяйственные показатели деятельности ОАО «БЕЛАЗ»
- рассмотреть законодательное регулирование создания холдингов;
- проанализировать применение антимонопольной политики на примере ОАО «БЕЛАЗ».
ГЛАВА 1 АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ, НАПРАВЛЕНИЯ
1.1 Монополия: понятие, основные черты, виды
Монополия, является исключительным правом лица, корпорации или государства продавать тот или иной товар.
Монополия (от греческого μόνος Монош («в одиночку») и πωλεῖν pōleîn ("продавать")) существует тогда, когда конкретное лицо или предприятие является единственным поставщиком конкретного товара. [2]
Монополия характеризуется отсутствием экономической конкуренции при производстве товара или услуги, отсутствием жизнеспособных взаимозаменяемых товаров, а также возможностью установления завышенной цены на продукцию или услугу, значительно превышающую предельные издержки предприятия, что приводит к высокой монопольной прибыли. [3]
Глагол монополизировать относится к процессу, с помощью которого предприятие получает возможность повышать цены или исключать конкурентов.
В экономике монополия проявляется единственным продавцом.
По закону, монополией является субъект предпринимательской деятельности, который имеет значительную рыночную власть, то есть власть, чтобы установить чрезмерно высокие цены. [4]
Хотя монополистом могут быть и крупные предприятия, размер не является признаком монополии. [4]
Монополии могут быть установлены правительством, образовываться естественным образом или путем интегрирования.
Во многих странах законы о конкуренции ограничивают монополию. Удержание доминирующего положения или монополия на рынке зачастую не является незаконным само по себе, однако некоторые действия данных компаний считаются незаконными и, следовательно, несут юридические санкции.
Существуют четыре основных типа рыночных структур традиционного экономического анализа:
- совершенная конкуренция;
- монополистическая конкуренция;
- олигополия;
- монополия.
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «БЕЛАЗ»
2.1 Характеристика ОАО «БЕЛАЗ»
«БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» представляет собой холдинг мирового уровня по производству карьерных самосвалов большой и особо большой грузоподъемности, а также другого тяжелого транспортного оборудования, применяемого в горнодобывающей и строительной отраслях промышленности.
Холдинг «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» включает в себя ряд организаций:
- ОАО «БЕЛАЗ» - управляющая компания;
- СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод»;
- ОАО «Стародорожский механический завод»;
- ОАО «Кузлитмаш»;
- ОАО «БЕЛАЗ-СЕРВИС»;
- ОАО «СЛУЦКИЙ ЗАВОД ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ».
По организационно-правовой форме деятельности «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» является открытым акционерным обществом. По форме собственности – государственная организация.
Полное название организации – открытое акционерное общество «БЕЛАЗ», сокращённое – ОАО «БЕЛАЗ».
Почтовый адрес ОАО «БЕЛАЗ»: 222160 Минская обл., г. Жодино, ул.40 лет Октября, 2.
ОАО «БЕЛАЗ» основана в 1948 году. Предпосылкой для его создания стал Закон о пятилетнем плане восстановления народного хозяйства БССР на 1946-1950 гг.
Строительство машиностроительного завода по выпуску торфяного оборудования началось в 50 километрах от Минска в городе Жодино.
В ноябре 1951 года завод торфяного машиностроения был переименован в завод мелиоративных и дорожных машин «Дормаш».
Данный завод занимался производством снегоочистителей, поливомоечных и шнекороторных машин, кусторезов и другой техники.
17 апреля 1958 года предприятие получило новое название - «Белорусский автомобильный завод».
В 2011 г. в состав ПО «Белорусский автомобильный завод» включен ОАО «Кузлитмаш», также этот год был ознаменован собранным 1500-м самосвалом грузоподъемностью 136 тонн.
ГЛАВА 3 АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК ВАЖНАЯ РОЛЬ СТУПЕНИ РАЗВИТИЯ
3.1 Законодательное регулирование создания холдингов
Одной из важнейших тенденций мировой экономики является процесс транснационального корпорирования. [1]
Если к 1970г. в мире насчитывалось около 7 тыс. транснациональных корпораций (ТНК), на рубеже 20 века количество таких корпораций достигла 44 тыс.
Сегодня крупнейшие корпорации контролируют свыше 1/3 мирового производства и мировой торговли, в них занято примерно 20% мировой рабочей силы. На долю ТНК приходится почти половина глобальных расходов НИОКР [2]. Объем продаж 200 ведущих корпораций составляет в совокупности 27,5% мирового ВВП [3].
Практически все крупные корпорации США и Западной Европы имеют холдинговую структуру. Эта организационная форма бизнеса в конце ХIХ в. пришла на смену трастам и сыграла особую роль в развитии экономики большинства государств.
Холдинги сегодня являются стандартным инструментом владения и управления крупными и (или) разнородными активами в международном масштабе.
В Республике Беларусь, как и во всем мире, холдинги становятся основным звеном управления экономикой. Так, с 2009 г. в стране было зарегистрировано более пятидесяти холдингов, среди которых такие известные бренды, как «Горизонт», «Белорусские обои», «Белорусская металлургическая компания» и многие другие.
Это объясняется стремлением все большего количества компаний получить ряд экономических преимуществ, характерных для крупного бизнеса, — в сфере производства и реализации товаров, инвестирования, кредитования, налогообложения.
Фрагментарно-усеченный подход к экономико-правовому регулированию холдинговых компаний в Республике Беларусь делает весьма актуальным исследование правовых, организационных, управленческих и иных аспектов их деятельности.
Проанализируем экономико-правовое положение холдингов в мировой экономике и в Республике Беларусь, а также выявим проблемы и перспективы их развития в национальной экономике.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Холдинги (от англ. to hold – «владеть, держать») являются самой распространенной в мире формой предпринимательского объединения.
Под холдингом обычно понимается группа лиц (группа компаний), зависящих в своей предпринимательской деятельности от одного члена группы, который владеет акциями (долями в уставном капитале), договора или иных обстоятельств имеет возможность оказывать влияние на принятие решений.
Преимущества и недостатки холдинговой модели организации бизнеса в первую очередь определяются ее принадлежностью к интегрированным структурам в целом.
Наряду с общими для предпринимательских объединений признаками им присущ ряд особенностей.
Холдинг – это [3, c. 70]:
– формально независимые юридические лица, представляющие собой определенное экономическое и организационное единство;
– неравноправное объединение, основанное на отношениях экономической субординации;
– оптимизация структуры управления, сокращение издержек через централизацию управленческих функций и (или) их разделение;
– диверсификация рисков через диверсификацию продуктового портфеля и товарных рынков, использование единого бренда.
Процессы холдингизации зависят от общеэкономических условий и исторических особенностей интеграционных процессов в каждой конкретной стране.
В дипломной работе была рассмотрена такая актуальная тема ля рыночной экономики как антимонопольное законодательство.
В первой главе диплома было рассмотрено понятие монополии, проанализированы предпосылки для ее создания и проблемы которые она создает на рынке.
Уделено внимание развитию антимонопольного законодательства в Республике Беларусь и в других зарубежных странах. Выявлены различия в регулировании и существующие проблемы.
Вторая глава дипломной работы содержит описание ОАО «БелАЗ». Проанализирован выпуск изделий, их развитие и эволюцию в процессе существования предприятия.
Проанализирована экономическая деятельность ОАО «БелАЗ».
На территории Республики Беларусь данное предприятие является управляющее компанией холдинга, созданного в 2012 году.
1 ET Sullivan, H Hovenkamp и HA Shlanski, антимонопольное право, политика и процедуры: Дела, материалы, проблемы (6 - е изд 2009)
2 CJ Гетц, FS МакЧесни и Т.А. Ламберт, антимонопольное право, толкование и применение (5 - е изд 2012)
3 P Areeda и L Kaplow, Антимонопольное анализ: проблемы, тексты, случаи (1997)
4 W Адамс и JW Брок, Антимонопольное Экономика пробной версии: Диалог в Нью - Learning (Princeton 1991) ISBN 0-691-00391-2 .
5 O Черный, Концептуальные основы антимонопольной политики (2005)
6 RH Bork, антимонопольный Paradox (Free Press , 1993) ISBN 0-02-904456-1.
7 Чой, Джей Пил (под ред.) (2007). Последние достижения в области антимонопольного права: теория и практика. МИТ Пресс. ISBN 978-0-262-03356-5.
8 Антонио Кучинотта, под ред. Пост-Чикаго Развитие антимонопольного законодательства (2003)
9 Дэвид Эванс S Microsoft, антимонопольное и новая экономика: Избранные очерки (2002)
10 John E Kwoka и Лоуренс Дж Белый, ред. Антимонопольном революция: экономика, конкуренция и политика (2003)
11 Р. Познер, антимонопольное право: экономическая перспектива (1976)
12 А. А. Берли, «Корпоративные полномочия как полномочия в доверительное управление» (1931) 44 Harvard Law Review 1049
13 А. А. Берли, «Теория организации», Enterprise (1947) 47 (3) Колумбия Law Review 343
14 А. А. Берли, «Развивающийся Закон корпоративной концентрации» (1952) 19 (4) Чикагский университет Law Review 639
15 А. Берли, «Недвижимость, Производство и революция» (1965) 65 Columbia Law Review 1
16 Герберт Hovenkamp, «Чикаго и его альтернативы» (1986) 6 Duke Law Journal 1014-1029
17 B Orbach и G Кэмпбелл, Проклятие большого бизнеса, Southern California Law Review (2012).
18 R Хофштадтер, «Что случилось с Антимонопольным движения?» в параноидально стиль в американской политике и других очерках. (1965).
19 RJR Peritz, «Три Видения управляемой конкуренции, 1920-1950» (1994) 39 (1) Антимонопольное Бюллетень 273-287.
20 Адольф Берл и Гардинер Средства, Современная корпорация и частная собственность (1932)
21 Луи Брандес, Проклятие большой бизнес (1934)
22 Альфред Чандлер, Видимое рука: Управленческая революция в американском бизнесе (1977)
23 J Dirlam и А Кан, добросовестной конкуренции: Закон и экономика антимонопольной политики (1954)
24 J Дорфман, Экономический Разум в американской цивилизации 1865-1918 (1949)
25 T Фрейер, Регулирующий крупного бизнеса: Антимонопольное в Великобритании и Америке, 1880-1990 (1992)
26 W Hamilton & I до, Антимонопольный в действии (Управление правительственной печати США, 1940)
27 W Letwin, право и экономическая политика в Америке: Эволюция закона Шермана Антимонопольное (1965)
28 E Rozwenc, под ред. Рузвельт, Вильсон и трестов . (1950)
29 Джордж Стиглер , организации промышленности (1968)
30 G Чулок и M Уоткинс, Монополия и свободного предпринимательства (1951).
31 H Thorelli, Федеральная антимонопольная политика: Возникновение американской традиции (1955)
32 S Webb и B Уэбб , Промышленная демократия (9 - е изд 926) Часть III, гл 2
33 Департамент юстиции Соединенных Штатов антитраста домашнюю страницу
34 Федеральная торговая комиссия США: Антимонопольное и конкурентное разделение
35 Официальный сайт Европейского союза Антимонопольное
36 Антимонопольная политика Как корпоративного благосостояния Клайд Wayne Jr для экипажа - "Хотелось бы надеяться, что поли-тики придут признать , что правительство не может защитить общество от монопольной власти, так как она является источником такой силы."
37 Cornell University обзор антимонопольного законодательства
38 Протекционистская Корни Антимонопольное Дональда Дж Будро и Томас Дж ДиЛоренцо "антимонопольное был протекционистский учреждение с самого начала, там никогда не был" золотой век антимонопольные "осажден безудержной картелизации"
39 Институт Слияния, Приобретения и Альянсы (MANDA) A M & Академический научно - исследовательский институт по вопросам слияний & поглощений, в том числе антимонопольных вопросов
40 Институт потребительских антимонопольных исследований Университета Лойолы в Чикаго Школа права
41 Правда о разбойник баронов Критикуя антимонопольное законодательство.
42 Антимонопольное Определение с помощью Информация о проекте Linux (LINFO)
43 Антимонопольное Обзор, группа блог
44 Американский институт Антимонопольное
45 Международная конкурентная сеть
46 ОЭСР Конкурс Домашняя страница
47 Немецкий антимонопольное законодательство
48 Статьи по австрийской антимонопольного законодательства по Дурдах Brugger Jordis
49 Антимонопольные законы должны быть упразднены Эдвард У. Younkins, 19 февраля 2000 года.
50 Критика Антимонопольное от Алана Гринспена
51 Антимонопольное право: Позитивных действий для бизнеса неконкурентоспособным Марк Шмидт, Национальный Союз Налогоплательщиков фонда, программный документ 132, 11 декабря 2000 года.
52 Антимонопольное Источник, ежемесячный анализ антимонопольных вопросов в Американской ассоциации адвокатов
53 Антимонопольное Фред С. МакЧесни
54 Антимонопольное монитор, закон блог (необходим пароль)
55 Антимонопольная, Анти-истина на Томаса ДиЛоренцо, 1 июня 2000 г.