Введение
1 Инфляция: причины и следствия
1.1 Инфляционные ожидания экономических субъектов
1.2 Инфляционная спираль
2 Антиинфляционная политика в странах с рыночной экономикой
2.1 Опыт стран Центральной и Восточной Европы
2.2 Государственная система антиинфляционных мер
3 Особенности реализации антиинфляционной политики в Беларуси
3.1 Инфляционные процессы в национальной экономике
3.2 Первоочередные антиинфляционные меры
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Инфляция – неизбежный спутник долгосрочного развития экономики с гибкими ценами. Однако инфляция – сложный и по-разному проявляющийся социально-экономический феномен, вызывающий споры и разногласия среди экономистов.
В большинстве стран мира уровень инфляции – один из важнейших макроэкономических показателей, который влияет на процентные ставки, обменные курсы, на потребительский и инвестиционный спрос, на многие социальные аспекты, в том числе цены и качество жизни. Способность государства поддерживать уровень инфляции на приемлемом уровне свидетельствует об эффективности экономической политики, в том числе денежно-кредитной, о степени развития механизмов саморегуляции, об устойчивости и динамизме всей экономической системы.
Особое значение инфляция приобретает в переходный период от административной экономики к экономической системе рыночного типа. Здесь при определенном раскладе инфляция может стать главным экономическим событием.
Проблема инфляции занимает важное место в экономике, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны и всемирного хозяйства. Экономика даже самой процветающей страны может пошатнутся в случае значительного увеличения инфляции. Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран учитывать это явление в своей экономической политике. В каждой системе существуют свои методы антиинфляционной политики, так как страны отличаются уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями. Чтобы выработать действенную программу антиинфляционных мероприятий, нужна четкая теоретическая конструкция, раскрывающая сущность и содержание современной инфляции, поэтому данная тема курсовой работы очень актуальна.
Цель курсовой работы – анализ эффективности антиинфляционной политики Республики Беларусь на современном этапе.
Для достижения цели были решены следующие задачи:
- определить сущность инфляционных ожиданий экономических субъектов;
- выявить условия возникновения инфляционной спирали;
- изучить опыт стран Центральной и Восточной Европы в области антиинфляционной политики;
- изучить государственную система антиинфляционных мер;
- изучить инфляционные процессы в национальной экономике;
- выявить первоочередные антиинфляционные меры в Республике Беларусь.
1 Инфляция: причины и следствия
1.1 Инфляционные ожидания экономических субъектов
Одним из основных фактором возникновения инфляции является механизм инфляционных ожиданий. Инфляционными ожиданиями являются ожидания экономических субъектов по поводу будущего развития инфляционных процессов в стране. Они состоят из ожидаемого данными субъектами роста уровня цен на товары, факторы производства, сырье, ресурсы и т.д. Обычно у различных групп субъектов экономики инфляционные ожидания также очень различаются.
Таким образом, если в стране начинается инфляция, то ее население твердо уверено том, что цены будут расти – то есть завтра будут выше, чем сегодня, а послезавтра – вырастут больше, чем завтра. Данная тенденция сопровождается растущим спросом на товары. Причём данный спрос, обеспечивает не сколько настоящие потребности, сколько будущие – все товары закупаются населением впрок. Данный факт означает, что большая часть всех доходов населения пошла на рост спроса, а меньшая – на сбережения. Снижение количества сбережений у населения, в свою очередь, уменьшает степень кредитования населения, вкладов в производство. По итогу, постоянно растущий спрос уже не может компенсироваться ростом объемов производства, то есть ростом предложения товара на рынке. Таким образом, возникают две основные тенденции: с одной стороны, быстро растущий спрос, а с другой – медленное, едва заметное увеличение предложения [7, c. 13].
Инфляционные ожидания оказывают непосредственное влияние на процентные ставки банков и спрос на деньги: если процентная ставка оказывается ниже, чем ожидаемая инфляция, то потребители не будут хранить свои инвестиции в денежном эквиваленте, а наоборот, переведут их в реальные активы. Также инфляционные ожидания субъектов экономики являются определяющим фактором для установления цен на товарных рынках и рынках факторов производства.
В свою очередь, инфляционные ожидания потребителей влияют на рынки факторов производства, первостепенно действуя на рынок труда. Ожидая рост цен в экономике, рабочие начинают уже заранее требовать повышение уровня заработной платы, не руководствуясь фактической ситуацией роста цен, как это было бы при отсутствии инфляционных ожиданий. Рост заработной платы, в свою очередь, напрямую ведет к росту издержек производства, который, несмотря ни на что, обязательно ведет к повышению цен на конечный продукт [12, c. 25].
Также при условии того, что все субъекты экономики ждут более высокую инфляцию, чем та, которая впоследствии наблюдается, то в экономике начинается спад, так как возникает нехватка денег для обращения, а представители частного бизнеса сталкиваются с неоправданно высокими ценами на факторы производства. Если же инфляционные ожидания меньше, чем возникшая инфляция, то можно наблюдать совершенно противоположное.
2 Антиинфляционная политика в странах с рыночной экономикой
2.1 Опыт стран Центральной и Восточной Европы
В европейских странах ползучая инфляция – это нормальное явление. Отрицательным фактором, который вызывает сильные негативные социально-экономические последствия, является галопирующая и гиперинфляция. Именно против них и применяются разнообразные меры антиинфляционной политики, которые зависят от состояния экономики страны и от тех, кто проводит данную политику [15, c. 17].
Таким образом, проанализируем все причины и отличительные особенности инфляции в переходной экономике стран Центральной и Восточной Европы, а также рассмотрим проводимую в этих странах антиинфляционную политику
Причины возникшей в странах Центральной и Восточной Европы инфляции при переходе их экономики к рыночной, носили комплексный характер и образовывались поэтапно по мере трансформации экономики. Таким образом, произошедшая либерализация цен определила всю суть и вес скрытой инфляции (товарного дефицита) в экономике. Также она повлияла на величину денежного навеса, степень патернализма данных стран, а также на структурные, системные и другие проблемы в экономиках стран Центральной и Восточной Европы.
Вся сила инфляции также напрямую зависела от начальных условий перехода к рыночной экономике, а также готовности экономик стран к рыночным реформам. По мере проведения данных реформ, почти все страны столкнулись с тем, что их экономики стали еще более разбалансированными и теперь преобразования стали затрагивать не только структуру экономики, но и всю экономическую и институциональную систему. Данный факт и является основной причиной высокой инфляции в переходных экономиках данных стран. Ведь практически во всех странах, которые осуществляли переход к рыночной системе, происходили довольно сильные расстройства финансовой системы, национальная денежная единица обесценивалась, весь капитал утекал за рубеж, а также в экономике наблюдался затянувшийся трансформационный спад. Довольно большая часть производственных структур стала просто нежизнеспособной при переходной экономике. Абсолютная неразвитость рыночных механизмов стала еще больше снижать конкурентоспособности большинства производимой в стране продукции, что только укрепляло инфляцию издержек.
Затянувшийся трансформационный спад в экономике, присутствовавший в виде стагфляции, привнес много новых факторов, которые обеспечили самоподдерживаемость присутствующей инфляции. У населения сформировались довольно устойчивые инфляционные ожидания. Доверие к национальной валюте исчезло напрочь, доллар стал не ориентиром для формирования курса, а дополнительным фактором для развития еще большей инфляции. Резко снизился коэффициент монетизации (в России его уровень до сих пор является недостаточным). Таким образом, наблюдалась высокая инфляция, сопровождающаяся значительным сокращением расходов государственного бюджета. Она вызвала довольно глубокое расслоение общества, что сократило уровень сбережений у населения до минимума и негативно отразилось уровне платежеспособного спроса.
3 Особенности реализации антиинфляционной политики в Беларуси
3.1 Инфляционные процессы в национальной экономике
Инфляционные процессы сегодня определяются не только множеством денежных, но и неденежных факторов, которые находятся в сложном взаимодействии. Зачастую причины инфляции переплетены со следствиями, т. е. социально-экономические последствия инфляции провоцируют дальнейший рост цен.
Основными причинами инфляции в Республике Беларусь являются [4, c. 60]:
- дефицит государственного бюджета;
- чрезмерная эмиссия денег в наличной и безналичной формах;
- кредитование сверх реальных потребностей;
- дотации для неэффективного производства;
- монополия крупнейших корпораций, фирм, компаний, которые самостоятельно устанавливают цену на рынке;
- долларизация экономики;
- нестабильная ситуация на внешнем рынке – замедление роста экономик наших основных торговых партнеров, повлиявшее на снижение спроса на белорусские товары, падение мировых цен на основную экспортируемую продукцию и ряд других факторов.
Вышеперечисленные причины являются основными, но не единственными, которые оказывают влияние на инфляционные процессы в стране. Значительное влияние оказывает воздействие нестабильность цен на импортируемые товары, например, такие как газ, нефть. Не последнюю роль играют так называемые «инфляционные ожидания», когда население начинает запасаться товарами впрок, опасаясь, что цены на сырье, оборудование и комплектующие поднимутся и, тем самым желая себя обезопасить [11, c .6].
Таким образом, совокупность всех этих экономических факторов в большей или меньшей степени влияет на рост инфляции в Беларуси.
Уровень инфляции в стране характеризует показатель индекс потребительских цен, публикуемый службой государственной статистики. За базовый период отбирается предыдущий месяц, либо последний месяц ушедшего года. Изменение индикатора происходит под влиянием таких показателей, как количество денег в обращении, цены на промышленные товары и импорт [19, c .55].
При расчете индекса потребительских цен предусматривается варьирование в базисном периоде времени затрат на покупку некоторых товаров и услуг, которые формируют так называемую потребительскую корзину благ. В ее состав входят важнейшие статьи расходов: продукты питания, жилье, одежда, транспортные издержки, расходы на медицинские и образовательные услуги.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Инфляция является негативным явлением, имеющим свои последствия. Что касается инфляционных ожиданий, то они являются довольно негативным социальным фактором поведения основных рыночных субъектов – производителей и потребителей. Все они довольно сильно опасаются возможного роста цен и быстрого развития инфляционных процессов в экономике страны в ближайший период. Тем самым, они только подстегивают ее развитие. Однако независимо от того, в какой степени данные ожидания проявляются, все равно они выступают дестабилизирующим макроэкономику фактором.
Такое явление, как инфляционная спираль довольно часто встречается в экономиках с довольно высоким уровнем инфляции либо инфляционными ожиданиями. Оно заключается в том, что в ожидании инфляции, работники начинают требовать у своих работодателей роста их уровня заработной платы. Она повышается, однако так как производительность труда остается на том же уровне, возрастают расходы на оплату труда, что ведет к росту цен у производителя. Тем самым, инфляция раскручивается, и рабочие снова начинают требовать роста своей заработной платы. В дальнейшем данные действия происходят по спирали.
Негативные социально-экономические последствия инфляции вынуждают государство проводить определенную антиинфляционную политику, т.е. комплекс мер по устранению причин этого негативного процесса. Необходимыми условиями результативности данной политики выступают: научно обоснованная оценка текущей инфляции; скоординированность действий финансовых и денежных властей; комплексность и многозвенность антиинфляционного механизма.
Структура антиинфляционной политики государства включает ее стратегию, определяющую те радикальные меры, которые дадут эффект через соответствующий лаг, и тактику, способную быстро стабилизировать динамику цен.
Компонентами антиинфляционной стратегии являются: гашение инфляционных ожиданий; проведение политики таргетирования; поэтапное сокращение бюджетного дефицита; структурная перестройка экономики; демонополизация экономики.
Анализируя инфляционные процессы в национальной экономике можно отметить, что последовательная экономическая политика, проводимая правительством направленная на поддержание макроэкономической стабильности и сдерживание интенсивности инфляционных процессов, продолжает оказывать положительное влияние инфляцию. С 2014 года индекс инфляции в Республике Беларусь снизился с 16,2 % до 5,6 % в 2018 году. Одной из основных причин такого снижения является успешное проведение денежно-кредитной политики, стабилизация обменного курса белорусского рубля, относительная стабильность цен на товары и услуги. На инфляцию в наибольшей мере влияют изменение цен на услуги.
1 Антиинфляционная программа Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pravo.by/document/?guid=12551&p0=C21800658&p1=1.
2 Басовская, Е.Н. Экономическая теория: учеб. для вузов / Е.Н. Басовская, Л.Е. Басовский – М.: ИНФРА-М, 2017. – 375 с.
3 Басовский, Л.Е. Макроэкономика: учебник / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 202 c
4 Безбородова, А.В. Оценка трендовой инфляции для Беларуси: монетараный подход / А. В. Безбородова // Белорусский экономический журнал. - 2015. — № 4. — С. 58—71.
5 Беларусь: Окно возможностей для повышения конкурентоспособности и обеспечения устойчивых темпов экономического роста. Всемирный банк, 2005. 294 с.
6 Божечкова А. К. Инфляция и денежно-кредитная политика // Экономическое развитие. – 2016. - № 5. – С. 74-76.
7 Зеленская, Е.Ю. Теория инфляции и современность/ Вестник Института дружбы народов Кавказа «Теория экономики и управления народным хозяйством» – 2008 – № 6. – С. 12-16.
8 Золотарчук, В.В. Макроэкономика: учебник / В.В. Золотарчук. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 537 с.
9 Инфляция в Беларуси в 2017 году составила 4,6% [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://afn.by/news/i/250619. Дата доступа 02.10.2019.
10 Инфляция в Белоруссии в 2018 году составила 5,6% [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://news.rambler.ru/cis/41548242/?utm_content=rnews&utm_medium=read_more&utm_source=copylink. Дата доступа: 02.10.2019.
11 Казаченко, Л.Д. Экономический анализ инфляции в Республике Беларусь // Вестник БГЭУ. – 2007. – №6. – С.5-11
12 Комков, В.Н., Демиденко, М.В,, Черноокий, В.А. Анализ влияния денежно-кредитной и валютной политики на реальный сектор экономики. Ж. // Бел. экономика: анализ, прогнозы, регулирование. – 2005. – №3. – С.23-34.
13 Мехряков, В. Выбор между войной с инфляцией и борьбой с «финансовой инфекцией» // Аналитический банковский журнал. – 2008. – № 5. – С. 26-27.
14 Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/.
15 Никитин, С., Степанова, М. Инфляция и антиинфляционная политика: зарубежный и отечественный опыт // Мировая экономика и Международные отношения. – 2008. – №4. – С.16-20.
16 Программа деятельности Правительства Республики Беларусь на 2016 – 2020 годы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.government.by/upload/docs/pdp2016_2020.pdf.
17 Семенов, С. К. Инфляция, ее моделирование и теории негативных экономических ожиданий // Экономический анализ: теория и практика – 2006. – № 13. – С. 50-53.
18 Ставка рефинансирования [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.nbrb.by/statistics/monetarypolicyinstruments/refinancingrate.
19 Усоцкий, В.Н.. Денежно-кредитная политика Беларуси: анализ, проблемы, пути их решения // БЭЖ, 2006, №4, с.50-62
20 Шевелева, А.А. Антиинфляционная политика государства // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2013. – № 4. – с.12-23.