Технологии реализации дифференцированного подхода в обучении школьников Курсовая работа (проект)
БГПТХК им.А.Е.Ларина (Бобруйский государственный профессионально-технический художественный колледж)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Технологии реализации дифференцированного подхода в обучении школьников»
по дисциплине: «Педагогика»
2018
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
60.00 BYN
Технологии реализации дифференцированного подхода в обучении школьников
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
1.1. Понятие и цели дифференциации обучения
1.2. Активизация учащихся с учетом психологических основ дифференциации обучения
2. МЕТОДИКА РАБОТЫ В КЛАССЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ
2.1. Формы дифференциации
2.2. Технологии организации дифференцированного обучения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время, кажется, ни у кого не вызывает сомнений необходимость дифференцированного обучения. Проявлениями дифференциации в современной школьного образования можно считать возможность получения разноуровневой подготовки в учебных заведениях различного типа, а также расширение профилей обучения в связи с появлением новых предметов, циклов дисциплин. Создание различных учебников и программ по одному и тому же предмету позволяет преподавателю выбрать те из них, которые в наибольшей степени соответствуют возможностям школьников.
Актуальность исследования заключается в постоянной необходимости поиска и определения наиболее эффективных путей обучения в школе. В последние годы в нашей стране активно проводятся исследования по проблемам дифференциации. Так, изучались вопросы познавательной активности учащихся в условиях дифференциации; внутрипредметная индивидуализации и дифференциации обучения подростков; внедрения идей дифференцированного обучения в практику работы школ; организационно-педагогического обеспечения дифференцированного обучения в сельской школе.
Проблемы дифференцированного обучения интересуют ученых. Среди актуальных нужно отметить следующие проблемы дифференцированного обучения.
1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
1.1. Понятие и цели дифференциации обучения
Несмотря на различия, в современной педагогической литературе понятия «дифференциация» и «индивидуализация» часто применяются как синонимы. А.В. Перевозный отмечает, что их нужно разграничивать, так как в условиях современного массового обучения довольно трудно учесть индивидуальные особенности в полном объеме. Они могут учитываться полностью исключительно при индивидуальном обучении с отдельным учеником вне классного коллектива [17, с. 10]. Индивидуализация обучения осуществляется в условиях небольшого количества учащихся, например в малокомплектной школе, где учитель имеет возможность предложить для своих учеников дидактический материал, темп обучения почти в полном соответствии с их потребностями. В классах же с высокой наполняемостью речь может вестись только о выдвижении групп школьников, которые имеют приблизительно одинаковый показатель по какому-либо свойству, и осуществлении многопотокового обучения (Н.Ф. Талызина и Т.В. Габай).
Дифференциация обучения - это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и трудности путем их объединения в однородные группы [18, с. 37].
Индивидуализация обучения - это взаимодействие учителя с учеником или группой учащихся по индивидуальной модели с учетом их личностных способностей [18, с. 37].
2. МЕТОДИКА РАБОТЫ В КЛАССЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ
2.1. Формы дифференциации
Дифференцированный подход к обучению играет значительную роль в процессе усвоения знаний учащимися на уроках.
Как отмечалось, для осуществления дифференциации на уроке необходимо предварительное разделение учащихся на группы (варианты) в зависимости от уровня обучаемости. При таком разделении необходимо учитывать некоторые характерные особенности групп.
1 группа - ученики с устойчивой высокой успеваемостью, которые имеют достаточный запас знаний, высокий уровень познавательной активности, развитые положительные качества ума: умение абстрагироваться, обобщение, анализ. Они меньше, чем другие ученики, устают от активной умственной работы, обладают высоким уровнем самостоятельности. Поэтому, работая с ними, необходимо предусмотреть четкую организацию их учебной деятельности, подбор заданий высокой трудности. Эти задания должны соответствовать высоким познавательным возможностям детей. Задача учителя при работе с этими учащимсяи - воспитание у них трудолюбия и требовательности к результатам своей работы.
2 группа - ученики со средними учебными возможностями. При работе с этими учащимсяи главное внимание следует уделять развитию их познавательной активности, участия в решении проблемных ситуаций, воспитанию самостоятельности и уверенности в своих познавательных возможностях. Необходимо постоянно создавать условия для постепенного перехода части из них в 1 группу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Основной задачей учителя при дифференцированном обучении в классе является создание условий для включения каждого ученика в работу на уроке в соответствии с его возможностями и способностями.
Использование учителем дифференцированного подхода к обучению с учетом физических и психических особенностей детей способствует достижению следующих учебных, развивающих и воспитательных целей обучения: совершенствование знаний, умений и навыков учащихся; содействие реализации учебных программ повышением уровня знаний, умений и навыков каждого ученика и группы учащихся; углубление и расширение знаний, исходя из интересов и возможностей каждого ученика; формирование и развитие логического мышления и умений учебной работы каждого ученика; воспитание гармонично развитой личности, создание предпосылок для развития интересов и специальных способностей учащихся.
Психологической основой дифференциации обучения является учет индивидуальных психологических особенностей учеников, среди которых, в первую очередь, нужно выделить такие особенности, которые влияют на учебную деятельность и от которых зависят результаты обучения: физические и психические качества личности, особенности познавательных процессов, памяти, черты характера, способности, одаренность и др.
1. Абасов, З. Дифференциация обучения: сущность и формы / А. Абасов // Директор школы. – 1999. – № 8. – С. 61–65.
2. Актуальные проблемы дифференцированного обучения / под ред. Л.Н. Рожиной. – Минск : Народная асвета, 1992. – 191 с.
3. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю.К. Бабанский . – М. : Просвещение, 1985 – 248 с.
4. Бандарэнка, Г.М. Гранi дыферэнцыяцыi / Г.М. Бандарэнка // Народная асвета. – 1996. – № 3. – С. 9–19.
5. Варифов, Д. Дифференцированное обучение и его роль в процессе обучения / Д. Варифов // Вопросы психологии и педагогики. – 2008. – № 2. – С. 9-13.
6. Вакулова, Т.В. О преимуществах балльно-рейтинговой системы обучения при организации дифференцированного обучения / Т.В. Вакулова // Проблемы и перспективы физико-математического и технического образования : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – 2014. – С. 49-51..
7. Вербицкая, Н. Технология «сортировки» по классам: [О критериях дифференциации учащихся] / Н. Вербицкая, В. Бодряков // Директор школы. – 1997. – № 2. –С. 50–53.
8. Всевятт, Д.Н. О Содержании понятия дифференцированного обучения как одном из эффективных способов обучения иностранному языку / Всевятт, Д.Н. // Векторы развития современной науки : Материалы Международной научно-практической конференции ; Искужин Т.С. (отв. редактор). – 2014. – С. 281-285.
9. Вейтасанов, Ф.С. Реализация индивидуального дифференцированного обучения на основе применения разноуровневых дидактических средств обучения / Ф.С. Вейтасанов // Проблемы современного педагогического образования. – 2014. – № 46-4. – С. 228-233.
10. Ганчарова, Г.Ф. Арганізацыя дыферэнцыраванага навучання ў пачатковым звяне школы / Г.Ф, Ганчарова // Пачатковая школа. – 2003. – №7.– С. 30-31.
11. Жильцов, П.А. Учебно-воспитательный комплекс с дифференцированным обучением / П.А. Жильцов, М.А. Асирян // Педагогика. – 1997. – № 4. – С. 57–62.
12. Жуйкова, О.Н. Дифференцированный подход к обучению на уроках производственного обучения посредством модульной технологии / О.Н. Жуйкова // Вопросы образования и науки: теоретический и методический аспекты: сборник научных трудов по материалам Международной заочной научно-практической конференции. – 2012. – С. 55-57.
13. Крайко, Э.Н. Дифференциация обучения – залог успешной подготовки достойного гражданина своего отечества / Э.Н. Крайко // Адукацыя i выхаванне. – 1996. – № 7. – С. 94–105.
14. Мурин, Д.Н. Расширять дифференцированное обучение / Д.Н. Мурин // Поиск новых путей: Из опыта работы. – М. : Наука, 1990. – С. 81-95.
15. Осмоловская, И.М. Организация дифференцированного обучення в современной общеобразовательной школе / И.М. Осмоловская. – М. : Воронеж, 1998. – 220 с.
16. Педагогика / под ред. Г. Нойнера, Ю. Бабанского. М. : Просвещение, 1984. –. 634 с.
17. Перавозны, А.У. Дыферэнцыяцыя школьнай адукацыi – з'ява, якая развiваецца / А.У. Перавозны // Народная асвета. – 1999. – № 11. – С. 3–10.
18. Перевозный, А.В. Подготовка школы к работе в условиях дифференциации / А.В. Перевозный // Кiраванне ў адукацыi. – 1999. – № 1. – С. 37–45.
19. Покровская, С.Е. Дифференцированное обучение учащихся в средних общеобразовательных школах / С.Е. Покровская. – Минск : Беларуская навука, 2002. - 122 с.
20. Психолого-педагогические проблемы дифференцированного обучения (в школе) / И.С. Якиманская [и др.] // Сов. педагогика. – 1991. – № 4. – С. 44–52.
21. Рогановский, Н. Дифференцированное обучение (в школе) – как его осуществить? // Народное образование. – 1991. – № 3. – С. 41–43.
22. Смаляроў, М.Р. Па шляху дыферэнцыраванага навучання // Народная асвета. – 1998. – № 7. – С. 48–57.
23. Унт, И. Индивидуализация и дифференциация обучения / И. Унт. – М. : Педагогика, 1990. – 189 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты