В настоящее время общество диктует определенные требования по отношению к формированию личностной сферы человека. Одним из важнейших аспектов данной сферы являются ценностные ориентации. В связи с этим особое значение приобретают вопросы формирования ценностных ориентации в юношеском возрасте.
Являясь основой нравственного сознания, они оказывают влияние на жизненный выбор юношества, проявляются в особенностях целеполагания и способах целедостижения, в конкретных поступках (Л.И. Божович, Б.С. Братусь, С.Н. Иконникова, С.Б. Каверин, Н.А. Коваль, И.С. Кон, В.В. Комаров, А.А. Комлев, В.Т. Лисовский, И.А. Савенкова, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн и др.)
В современной научной литературе (Б.С. Братусь, Г.Л. Будинайте, Е.И. Головаха, Г.Е. Залесский, Т.В. Корнилова, Н.И. Непомнящая и др.) личностные ценности рассматриваются на пересечении мотивационно-потребностной сферы личности и мировоззренческих структур сознания.
Многие исследователи подчеркивают важность установок, личностных особенностей, мотивации, направленности личности, интеллекта в процессе развития ценностных ориентации (В.Г. Калашникова, Н.И. Кузьмина, В.И. Слободчиков, О.Н. Смищенко, Б.А. Сосновский, Э.Н. Фаустова, В.Г. Узунова, В.А. Якунин и др.).
В последние годы в научной литературе значительно вырос интерес к проблеме ценностей и ценностным ориентациям. Эта проблема исследуется представителями различных научных дисциплин, в том числе философами, психологами и социологами.
Однако, исследований, направленных на изучение ценностных ориентаций курсантов и студентов, крайне мало. Таким образом, актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью проблемы.
Цель курсовой работы: сравнительный анализ ценностных ориентаций курсантов и студентов.
Объект исследования: личностная сфера.
Предмет исследования: ценностные ориентации курсантов и студентов.
1.1 Ценностные ориентации в контексте психологических теорий
Теоретический анализ литературы выявляет неоднозначность в определении понятий «ценности» и «ценностные ориентации».
В психологических исследованиях обнаруживается использование других понятий, сходных по содержанию с «ценностями», «ценностными ориентациями»: А.Н. Леонтьев, В.Франкл (личностный смысл), Д.Н. Узнадзе (установка), В.Н. Мясищев (отношение), В.А. Ядов (диспозиция), Л.И. Божович (внутренняя позиция личности, или направленность), Б.Д. Парыгин (умонастроение), Б.С. Братусь (смысловые ценности), А. Маслоу (метамотивы), М. Рокич (ценностные ориентации, руководящие принципы жизни), Н.Ф. Добрынин, С.Л. Рубинштейн (значимость).
Я. Гудечек указывает на два основных значения понятия «ценность»:
– ценности в смысле объективно существующих предметов, событий, идей, свойств материальных и духовных продуктов и т.д., которые существуют независимо от субъективных оценок людей;
– ценности в смысле субъективной значимости, «ценностности» для индивида [1].
Значимость ценности для индивида понимается им в трех значениях: как качества вещей, к которым направлены усилия человека или которые удовлетворяют его потребности; как положительно оцениваемые индивидом объекты; как критерий, на основании которого разные объекты подлежат оценке.
Согласно Г.М. Андреевой, ценности представляют собой одновременно мотивационные и когнитивные образования. Они направляют, организуют, ориентируют поведение человека на определенные цели и в то же время детерминируют когнитивную работу с информацией.
Ценности выступают для индивида как некоторые критерии оценки действительности, в частности, других людей, а также и самого себя. Ценностные представления являются категориями, при помощи которых
2.1 Организация и методы исследования
Исследование ценностных ориентаций курсантов проводилось на базе УО «Институт пограничной службы РБ». В исследовании приняли участие 20 курсантов 1-2 курса. Возраст испытуемых 19-20 лет.
Исследование ценностных ориентаций студентов проводилось на базе УО «ГИУСТ БГУ». В исследовании приняли участие также 20 студентов среди 1-2 курса. Возраст испытуемых 19-20 лет.
Выборка испытуемых представлена в приложении 1.
Цель эмпирического исследования: сравнить ценностные ориентации курсантов и студентов.
Гипотеза исследования: ценностные ориентации курсантов отличаются от ценностных ориентаций студентов.
Для проведения исследования ценностных ориентаций курсантов и студентов были подобраны следующие методики:
1. «Ценностный опросник» Ш. Шварца
2. Тест «смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева.
Эмпирическое исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе проводился теоретических анализ литературы по проблеме исследования, подготавливались опросные бланки и инструментарий для тестирования испытуемых. Определена последовательность исследования, задачи, объект и предмет исследования, выдвинута гипотеза.
На втором этапе осуществлялось непосредственное эмпирическое исследование. Собраны эмпирические данные, произведен анализ и интерпретация результатов, определены основные ценностные ориентации курсантов и студентов.
Третий этап: сравнительный анализ результатов исследования курсантов и студентов. Проведена математическая обработка полученных данных, сформулированы выводы.
1. Теоретический анализ литературы позволяет сделать вывод, что в современных исследованиях личностные ценности рассматриваются как сложная иерархическая система, которая занимает место на пересечении мотивационно-потребностной сферы личности и мировоззренческих структур сознания, выполняя функции регулятора активности человека. Ценностные ориентации – сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Важнейшей функцией ценностных ориентаций является функция целеполагания. Ценностные ориентации направляют и корректируют процесс целеполагания человека. Ценностные ориентации как один из механизмов целеполагания, так как они ориентируют человека среди объектов природного и социального мира, создавая упорядоченную и осмысленную картину мира. Они дают основание для выбора из имеющихся альтернатив целей и средств, для порядка предпочтений, оценки и отбора этих альтернатив, определяя «границы действия», т.е. не только регулируют, но и направляют эти действия. Юношеский возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом. В характере становления системы моральных ценностей в юношеском возрасте является появление убеждений. Построение и переоценка систем ценностных ориентаций – это основной процесс морального развития в юношеском возрасте.
2. В результате эмпирического исследования были получены следующие результаты.
Сравнительный анализ ценностных ориентаций курсантов и студентов. Наиболее значимыми для курсантов являются такие ценности как достижение, традиция, власть. Это говорит о том, что определяющая цель курсантов – личный успех через проявление компетентности в соответствии с социальными стандартами, которое подразумевает социальное одобрение. Другая преобладающая мотивационная цель курсантов – уважение, принятие обычаев и идей, которые существуют в культуре и следование им. У курсантов также важной является цель, заключающаяся в достижении
1 Гудечек, Я. Ценностная ориентация личности / Я. Гудечек // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. – М.: Смысл, 1989. – С. 109-127.
2 Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2009. – 363 с.
3 Тихомандрицкая, О.А. Особенности социально-психологического изучения ценностей как элементов когнитивной и мотивационно-потребностной сферы / О.А. Тихомандрицкая // Мир психологии. – 1999. – Т.3. – С. 80-90.
4 Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Л.И. Божович. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 352 с.
5 Ломов, Б.Ф. Личность как продукт и субъект общественных отношений / Б.Ф. Ломов // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. – М.: Смысл, 1989. – С.6-23.
6 Тугаринов, В.П. Теория ценностей в марксизме / В.П. Тугаринов. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. – 124 с.
7 Леонтьев, Д.А. Факторная структура теста смысложизненных ориентации / Д.А. Леонтьев // Психологический журнал. – 1993. – Т.24. – № 1. – С.155-174.
8 Алексеева, В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности / В.Г. Алексеева // Психологический журнал. – 1984. – Т.5. – № 5. – С.63-70.
9 Абульханова-Славская, К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности / К.А. Альбуханова-Славская // Психология формирования и развития личности. – М.: Наука, 1981. – С. 29-45.
10 Братусь, Б.С. Аномалии личности / Б.С. Братусь. – М.: Мысль, 1988. – 301 с.
11 Будинайте, Г.Л., Корнилова, Т.В. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта / Г.Л. Будинайте, Т.В. Корнилова // Вопросы психологии. – 1993. – Т.24. – № 5. – С.99-105.
12 Бубнова, С.С., Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психологический журнал. – 1999. – № 5. – С. 38-40.
13 Маслоу, А. Самоактуализация / А. Маслоу // Психология личности / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. – М.: Изд-во МГУ, 1982. – С. 118-208.
14 Олпорт, Г. Принцип «редукции напряжения» / Г. Олпорт // Психология личности / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М.: Изд-во МГУ, 1982. – С.107-206.
15 Франкл, В. Человек в поисках смысла: сборник / под. ред. Л.Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. – М., 1990. – 368 с.
16 Карандашев, В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство / В.Н. Карандашев. – СПб.: Речь, 2004. – 70 с.
17 Шерковин, Ю.А. Проблема ценностных ориентации и массовые информационные процессы / Ю.А. Шерковин // Психологический журнал. – 1982. – Т.3. – № 5. – С. 145-154.
18 Донцов, А.И. О ценностных отношениях личности / А.И. Донцов // Советская педагогика. – 1974. – № 5. – С. 67-76.
19 Наумова, И.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения / И.Ф. Наумова. – М.: Академия, 1988. – 199 с.
20 Яницкий, М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / М.С. Яницкий. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. – 98 с.
21 Журавлева, Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в условиях социально-экономических изменений: автореф. дисс. канд-та психол. наук: 19.00.85 / Н.А. Журавлева. – Москва. – 2002. – 228 с.
22 Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности / Е.И. Головаха // Психология личности в трудах отечественных психологов. — СПб.: Питер, 2000. – С. 256-269.
23 Крутецкий, В.А. Психология обучения и воспитания школьников / В.А. Крутецкий. – М.: Политиздат, 1976. – 192 с.
24 Столяренко, Л. Д. Психология: учебник для вузов / Л.Д. Столяренко. – СПб.: Питер, 2008. – 592 с.
25 Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Питер, 2000 – 712 с.
26 Колягина, Ю.Ю. Динамика ценностных ориентаций в юношеском возрасте: автореф. дисс. канд-та психол. наук: 19.00.13 / Ю.Ю. Колягина. – Тамбов. – 2004. – 163 с.
27 Леонтьев, Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО) / Д.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2000. – 18 с.