Введение
Глава 1 Понятие и сущность социальной защиты населения в условиях рынка
1.1 Определение и характеристика социальной защиты
1.2 Механизм реализации социальной защиты населения
Глава 2 Национальная модель социальной защиты Республики Беларусь, особенности ее формирования
2.1 Структура органов государственного управления в области социальной защиты населения
2.2 Источники формирования бюджета органов социальной защиты населения
Глава 3 Особенности организации и функционирования социальной защиты в Республике Беларусь
3.1 Организация и управление системой социальной защиты в Республике Беларусь
3.2 Проблемы и перспективы развития социальной защиты населения в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Введение
Социальная защита провозглашается в различных международных документах ООН, Европейском кодексе социального обеспечения, Всеобщей декларации прав человека и иных документах, как социальное право. В разрезе Республики Беларусь основные гарантии социальной защиты прописаны в Конституции. Такими гарантиями выступают обеспечение государственной поддержки семьи, инвалидов и пожилых людей, государственные пенсии и пособия, охрана труда и здоровья людей, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и иные.
Являясь частью социальной политики, социальная защита, есть одна из самых важных составляющих деятельности государства. Она направлена на обеспечения социальной ориентированности государства, ослабление негативных социальных явлений. Достойный уровень жизни, развитая система социальной защиты, оплаты труда, пенсионного обеспечения, полная занятость – являются показателями эффективной социальной политики. Именно поэтому, по моему мнению, тема социальной защиты населения очень актуальна в наше время.
1. Понятие и сущность социальной защиты населения в условиях рынка
1.1 Определение и характеристика социальной защиты
Под социальной защитой подразумевается защита человека либо определенных групп населения от социальных рисков, обусловленных как утратой трудоспособности, так и/или потери дохода, нужного для обеспечения средств к существованию. К данным рискам относятся: потеря кормильца, болезнь и инвалидность, старость, беременность и роды, трудовое увечье, смерть человека, содержание детей, безработица. Обеспечение, в определенные периоды жизни, потребностей, либо предоставление социальных услуг, которые нужные для обеспечения потребностей граждан это и есть социальная защита.
Как в различных странах, так и на уровне различных международных организациях, существуют различия в рассмотрении понятия социальная защита. В одних случаях в него включают все, что касается социальных условий жизни человека, к примеру, благоприятную экологическую среду, заботу о детях, решение жилищной проблемы. Зачастую социальную защиту понимают довольно узко, ограничивая ее лишь к пенсионным вопросом и помощью неработающим. Данное различие в подходах объясняется национальными условиями формирования социальной политики, традициями и целевой ориентацией экономики.
В тоже время, при всем разнообразии подходов к пониманию роли социальной защиты, масштабов охвата населения социальными программами, возможно выделить единую, для всех стран с рыночной экономикой, функцию социальной защиты – поддержание уровня жизни групп населения, которые испытывают негативное воздействие рынка или в силу различных причин теряют трудоспособность.
2. Национальная модель социальной защиты Республики Беларусь, особенности ее формирования
2.1 Структура органов государственного управления в области социальной защиты населения
Получение социальных льгот, предоставления социальных услуг, государственное регулирование системы социального обслуживания населения, регулируются Законы Республики Беларусь «О социальном обслуживании» (2000 г.), «О государственных минимальных социальных стандартах» (1999 г.) а так же иными.
В систему государственных минимальных социальных стандартов в Республике Беларусь входят государственные минимальные стандарты в области:
• жилищно-коммунального обслуживания;
• здравоохранения;
• оплаты труда;
• образования;
• социальной поддержки и социального обслуживания;
• культуры;
• пенсионного обеспечения.
Передовые позиции в управлении социальным обслуживанием занимает Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, оно тесно сотрудничает с министерствами образования и здравоохранения, прочими республиканскими органами государственного управления. На региональном уровне функции управления в области социального обслуживания выполняют местные исполнительные и распорядительные органы.
3. Особенности организации и функционирования социальной защиты в Республике Беларусь
3.1 Организация и управление системой социальной защиты в Республике Беларусь
Основой любой политики социального правового государства является, прежде всего, забота о человеке, которая гарантируется через проведение соответствующих механизмов обеспечения экономических, политических, социальных и иных его прав и свобод. В соответствии со ст. 21 Конституции Республики Беларусь, обеспечение данных прав и свобод является высшей целью государства, а практическая реализация этих и других конституционных норм, в том числе как и организационных форм, методов, механизмов и инструментов, их реализации, должна базироваться на позитивном национальном опыте, а также опыте мирового сообщества, накопленном в этой области знаний.
Система государственной социальной защиты населения в Республике Беларусь все время реформируется и подстраивается под реальные потребности общества в настоящее время. Это происходит по средствам принятия новых законов, нормативно-правовых актов и способов оказания социальной помощи. Проводится работа по выполнению Государственной программы предупреждения инвалидности и реабилитации инвалидов, Республиканской комплексной программы по проблемам пожилых людей. В Беларуси построены и функционируют центры социального обслуживания населения, семьи и детей, детские социальные приюты, социально-педагогические центры. [5, c. 163-164]
Заключение
Главной целью системы социальной защиты населения является создание соответствующей безопасности и защищенности социально уязвимым слоям населения. Задача социальной защиты состоит в том, чтобы оказать помощь человеку, который находится в трудной жизненной ситуации, или же в том чтобы не дать оказаться ему в сложном материальном положении.
Для нетрудоспособного слоя общества главный упор делается на поддержании материального благополучия, стабилизировать уровень получаемого ими дохода, сформировать определенный уровень их потребления и т.п. В то время как для трудоспособного населения в области уровня жизни государственные гарантии сведены к минимуму. В этом случае потребление зависит на прямую от трудового вклада каждого. Для них социальными гарантиями являются обеспечение таких условий, чтобы получить трудовой доход, что на прямую зависит от гарантии занятости, возможности получения образования, профессионального роста, а также защита других социальных прав и прав граждан в сфере трудовых отношений.
В основу системы социальной защиты должна лежать гибкость, так как она не должна бороться с последствиями, а должна предупреждать возникновение очагов социальной напряженности. В основу этой системы необходимо заложить научно обоснованную систему социальных гарантий, которые должны быть установлены государством как социальные нормативы и нормы, которые в последующем должны удовлетворять потребности общества в материальных благах, бесплатных и общедоступных социально-культурных услугах.
1. Беженцев, А. А. Профилактика правонарушений несовершеннолетних. Учебное пособие / А.А. Беженцев. - М.: Инфра-М, Вузовский учебник, 2016. - 272 c.
2. В памяти и добром здравии. Старшее поколение, общество и политика. - М.: Весь Мир, 2011. - 220 c.
3. Выхованец, О.Д. Трансформация идентичности трудовых мигрантов как одна из составляющих становления гражданского общества в России / О.Д. Выхованец. - Москва: Наука, 2015. - 964 c.
4. Гусаков, Д. Б. История пенсионного обеспечения и социального страхования в России / Д.Б. Гусаков. - М.: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2010. - 260 c.
5. Дубровская, Т. А. Адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Учебное пособие / Т.А. Дубровская, М.В. Воронцова, В.С. Кукушин. - М.: РГСУ, 2014. - 364 c.
6. Интеграция мигрантов. Возможна ли она в современном обществе. Выпуск 29: моногр. . - М.: Проспект, 2016. - 150 c.
7. Козлова, Т.З. Опекунская семья / Т.З. Козлова. - М.: Аспект-пресс, 2017. - 973 c.
8. Комплексная программа по профилактике социального сиротства, реабилитации и коррекции социальных сирот и детей, пострадавших от семейного насилия. - М.: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2013. - 480 c.
9. Назаров, В. С. Актуальные проблемы пенсионной реформы / В.С. Назаров. - М.: Издательский дом "Дело" РАНХиГС, 2010. - 144 c.
10. Никитин, В. А. Социальная работа. Проблемы теории и подготовки специалистов / В.А. Никитин. - М.: МПСИ, 2013. - 236 c.
11. Опыт и проблемы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства, в современных условиях. - М.: РГСУ, 2017. - 452 c.
12. Права человека и демографические процессы. Монография. - Москва: Наука, 2016. - 651 c.
13. Роик, В. Д. Социальное страхование в меняющемся мире. Каким будет выбор России? / В.Д. Роик. - М.: Питер, 2013. - 352 c.
14. Романовский, Г. Б. Правовая охрана материнства и репродуктивного здоровья / Г.Б. Романовский. - М.: Проспект, 2016. - 216 c.
15. Сила возраста. Уроки старости для семей и молодежи. - М.: Алетейя, 2016. - 326 c.
16. Сохань, Игорь Счастье и грех. Философия благотворительности / Игорь Сохань. - М.: Алетейя, 2014. - 320 c.
17. Социальная работа. От идеи до практики. Хрестоматия по трудам доктора исторических наук, профессора Е. И. Холостовой. - М.: Дашков и Ко, 2016. - 976 c.
18. Социальная энциклопедия. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2016. - 440 c.
19. Статистический ежегодник Республики Беларусь 2017 год, Национальный статистический комитет Республики Беларусь,Минск, – 2017 г. – с. 506
20. Тен, Е. Е. Основы социальной медицины. Учебное пособие / Е.Е. Тен. - М.: Форум, Инфра-М, 2014. - 256 c.
21. Ткаченко, В. С. Медико-социальные основы независимой жизни инвалидов / В.С. Ткаченко. - М.: Дашков и Ко, 2010. - 384 c.
22. Топчий, Л. В. Социальное обслуживание населения. Ценности, теория, практика / Л.В. Топчий. - М.: РГСУ, 2012. - 322 c.