Введение
Мирохозяйственные связи осуществляются преимущественно в форме международного торгового (коммерческого) договора, заключаемого между физическими и юридическими лицами разных государств. Какими бы добросовестными не были стороны, вольно или невольно их договорные обязательства часто нарушаются, что ведет к возникновению между ними споров. Понятно, что интересы развития международных хозяйственных отношений требуют наличия общепризнанного механизма, который бы обеспечивал объективное и справедливое разрешение международных хозяйственных споров. Необходимостью уяснения такого механизма и обусловлена актуальность выбранной темы исследования.
Одной из особенностей международного экономического права, как и международного права в целом, является отсутствие международных институтов, которые бы обеспечивали в принудительном порядке выполнения его норм. Поэтому главная роль в этом принадлежит самим государствам, которые действуют самостоятельно, индивидуально или объединяются в соответствующие международные организации. Указанную особенность следует учитывать и во время выяснения вопроса об обеспечении выполнения международных экономических договоров.
Все субъекты международных экономических отношений в соответствии с ним должны выполнять требования международного права, в частности международного экономического права, а также те конкретные обязательства, которые вытекают из соответствующих договоров. Любые нарушения норм, действующих в этой сфере, невыполнение или ненадлежащее выполнение своих международных обязательств является правонарушением, то есть международным деликтом, требующий своего соответствующего рассмотрения, с тем чтобы определенным образом отреагировать на такой факт. Нормы многих международно-правовых актов направлены на правовое обеспечение выполнения обязательств международных экономических договоров.
Так, в главе шестой Устава ООН предусмотрены мирные средства решения всех споров между государствами, в частности и споров международного экономического характера. Государства, между которыми возникли спорные вопросы, с целью обеспечения международного мира и безопасности должны прежде всего стараться решать их через дипломатические переговоры, обследование, посредничество, примирение, арбитражный или судебное разбирательство, обращение к региональным органам или иными мирными средствами. Какие средства выбрать – это дело государств, между которыми возник спор.
В соответствии с Основным законом государства – Конституцией Республики Беларусь – каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, гарантируется государственная защита прав и свобод, в том числе судебная защита.
1 Проблемы экономических споров и их разрешение
1.1 Понятие экономических споров
Экономические споры – это разногласия, возникающие между участниками экономической жизни, которыми являются юридические лица, а также граждане, зарегистрированные в качестве предпринимателей.
Согласно ст.1 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ХПК) [1], хозяйственный (экономический) спор – спор, возникающий при осуществлении предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности.
Экономические споры довольно многочисленны по количеству. Многообразны и виды экономических споров. Рассмотрим основные виды экономических споров, которые наиболее часто встречаются в арбитражной практике.
- Преддоговорные споры. Они возникают в самом начале договорных отношений, когда еще и договор сторонами не подписан. Спорят стороны о договорных условиях. От того, как эти условия будут определены, потом будет зависеть очень многое. Если стороны вдруг поссорятся, то суд, рассматривая их спор, будет неукоснительно исходить из условий договора точно так же, как если бы это был закон.
- Договорные споры. Это споры о правах и обязанностях сторон, вытекающих из уже заключенного договора. Именно они чаще всего и встречаются в арбитражном суде. Как правило, это споры о неисполнении или о ненадлежащем исполнении договорных обязательств. В этих случаях закон дает право взыскать все убытки, причиненные срывом договорных обязательств, или заставить исполнить обязательство в натуре, или взыскать долг с уплатой процентов, или применить иные меры гражданско-правовой ответственности.
Гораздо реже стороны договора спорят об изменении или о расторжении договорных обязательств.
Однако здесь стороне, пожелавшей изменить или расторгнуть договор, нужно доказать, что обстоятельства существенно изменились и в момент заключения договора их нельзя было предусмотреть. Например, в связи с повышением курса доллара поездки за товаром в другие страны стали невыгодными, и поэтому поставщик хочет расторгнуть договорные отношения с торговым предприятием. Разумеется, можно потребовать расторжения договора, если контрагент нарушает договор.
- Споры о нарушении прав собственника (законного владельца). В этих спорах истец может требовать либо устранить препятствия в пользовании принадлежащим ему имуществом или истребовать свое имущество у того, кто каким-либо образом завладел им незаконно.
2 Сущность принудительных мер в международном праве
2.1 Понятие и характеристика принудительных мер в международном праве
Ответственность реализуется двумя способами – добровольно (согласительный способ) и с использованием принудительных средств. Принудительные средства обеспечиваются по инициативе потерпевших государств, либо международной организации, с целью реализации ответственности нарушителем в конкретной форме.
Необходимый признак принуждения – правомерность. Принуждение должно быть правомерным как по основанию и цели, так и по методам и объему. Правомерность определяется, прежде всего, по соответствию основным целям и принципам международного права.
Меры принуждения в международном праве делят на две группы в зависимости от субъекта, принимающего их:
- Санкции – это принудительные меры, осуществляемые только международными организациями;
- Контрмеры – это меры, принимаемые государствами.
Наиболее широкими полномочиями по применению санкций наделена ООН. Она вправе применять такие санкции, как перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, разрыв дипломатических отношений, а также военные меры. Все эти меры могут быть обязательными для применения государствами только по решению Совета Безопасности ООН и только в случае угрозы миру или акта агрессии.
Контрмеры могут иметь место в виде реторсии, репрессалии, самообороны.
Реторсия – представляет собой ответные действия одного государства на недружественные, но, тем не менее, правомерные действия другого государства. Например, в случае ограничения экономических и культурных связей. Реторсии осуществляются по решению правительства. Обычно реторсии представляют собой меры, тождественные или аналогичные тем, против которых они направлены.
Репрессалии – это принудительные меры, ограничивающие законные права государства. Это меры, предпринимаемые в ответ на правонарушение. Если нет правонарушения, то подобные меры сами представляют собой противоправный акт.
Репрессалии прекращаются по достижении цели. Цель же состоит в том, чтобы побудить к прекращению правонарушения и к выполнению обязательств из порожденных им правоотношений ответственности. Особым видом репрессалий является приостановление применения к правонарушителю нарушенных им норм общего международного права, а также приостановление или прекращение действия нарушенных договоров [11, с.126-127].
Самооборона представляет собой применение принудительных вооруженных мер. Право на самооборону в соответствии со ст.51 Устава ООН может быть реализовано только в ответ на вооруженное нападение. Превентивные меры в случае угрозы миру могут приниматься лишь по решению Совета Безопасности (ст.39 и 50 Устава ООН).
Заключение
В заключение подведем итоги проведенного исследования.
В отечественной науке международного права уделяется недостаточное внимание вопросам коммерческих споров и методам их разрешения.
Экономические споры – это разногласия, возникающие между участниками экономической жизни, которыми являются юридические лица, а также граждане, зарегистрированные в качестве предпринимателей. В зависимости от различных обстоятельств выделяется классификация экономических споров.
Одним из способов разрешения возникшего коммерческого спора является обращение к третейскому суду.
Третейские суды являются элементом системы альтернативного разрешения споров, они автономны от судебной системы Республики Беларусь и позволяют сторонам спора сохранить партнерские отношения и разрешить спорную ситуацию.
Третейский суд – организация, не входящая в судебную систему Республики Беларусь, создаваемая для разрешения споров в виде постоянно действующего третейского суда или третейского суда, образуемого по соглашению сторон для разрешения конкретного спора
Основанием для рассмотрения спора в третейском суде является третейское соглашение, которое заключается в письменной форме и подписывается сторонами или их представителями. Третейское соглашение является действительным, если содержит все установленные законодательством обязательные условия.
Главной целью третейского разбирательства является разрешение спора и в этом случае третейский суд выносит решение, по иным процессуальным вопросам третейский суд выносит мотивированное определение. Решение третейского суда может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
В Республике Беларусь Международный арбитражный суд при Белорусской торгово-промышленной палате создан в 1994г. Он наделен полномочиями рассматривать любые споры между субъектами права, возникающие из осуществления внешнеторговых и иных международных экономических связей, если местонахождение или место жительства хотя бы одного из этих субъектов находится за границей Республики Беларусь, а также между организациями с иностранными инвестициями и т.д.
Также в международном праве существует система принудительных мер исполнения обязательств, которая, как было отмечено ранее, крайне необходима для обеспечения объективного и справедливого разрешения международных хозяйственных споров.
Меры принуждения в международном праве делят на две группы в зависимости от субъекта, принимающего их:
1 Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь: кодекс Республики Беларусь от 15 декабря 1998 г. № 219-З / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь – 2016. – №356-3, 2/2354.
2 Довгань, Е.Ф. Экономический Суд СНГ – орган для разрешения международных споров публичного характера на пространстве СНГ / Е.Ф. Довгань. – Журнал междунар. права и междунар. отношений – 2008. – № 1. – С. 3–9.
3 О третейских судах: Закон Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. № 301-З / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь – 2016. – №355-3, 2/2353.
4 Горецкий, А. Т. Практические аспекты рассмотрения экономических дел в закрытом судебном заседании / Горецкий Александр Тадеушевич, Павлюченко Анастасия Анатольевна // Промышленно-торговое право. – 2015. – № 9. – С. 71-73.
5 Розенберг, М. Актуальные вопросы в практике разрешения споров / М. Розенберг // Хозяйство и право. – 2012. – № 7. – С. 63-71.
6 Скворцов, О.Ю. Третейское разбирательство предпринимательских споров в России: проблемы, тенденции, перспективы / О. Ю. Скворцов. – М.: Волтерс Клувер, 2005 – 370 с.
7 Северин, Д. Н. Споры с участием коммерческих организаций и их учредителей (участников) / Дмитрий Северин // Юрист (РБ). – 2012. – № 3. – С. 27-32.
8 Об утверждении Типового регламента постоянно действующего третейского суда: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 января 2012 г. № 52 / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь – 2012. – 5/35134.
9 О международном арбитражном (третейском) суде: Закон Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 279-З / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь – 2014. – №174-3, 2/2172.
10 Тимохов, Ю. Некоторые особенности рассмотрения споров в международном коммерческом арбитраже / Ю. Тимохов // ХОЗЯЙСТВО И ПРАВО. – 2002. – №12. – Декабрь. – С.98-111.
11 Акимов, Н. Н. Международное право: курс лекций / Н. Н. Акимов, М. Л. Чудаева. – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2009. – 371 с.
12 Жданов, Ю. Н. Принудительные меры в международном праве: Дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.10: Москва, 1999. – 258 c.
13 Шилько, М. Ю. Анализ исторических предпосылок формирования современного понятия санкций и экономических ограничений / Шилько М. Ю. // Бухгалтерский учет и анализ. – 2015. – № 11. – С. 40-44.
14 Заико, Л. Ф. Санкции как новые возможности / Л. Заико. – Дело. – 2014. – № 10. – 18-19.
15 Довгань, Е.Ф. К вопросу о роли контрмер в применении целевых санкций региональными международными организациями / Е.Ф. Довгань // Актуальные проблемы междунар. публичного и междунар. частного права: сб. науч. тр. Вып. 4 / редкол.: Ю.П. Бровка [пред.], Е.В. Бабкина, А.Е. Вашкевич (отв. ред.) [и др.]. – Минск: БГУ, 2012. – C. 32–46.