ВВЕДЕНИЕ
Социальная защита, как часть социальной политики, являясь одной из наиболее важных составляющих деятельности государства, смягчает негативные социальные явления, помогает населению адаптироваться к новым условиям, обеспечивает социальную ориентированность развития.
Социальная защита населения является одним из важнейших элементов в системе социального управления обществом и оказывает огромное влияние на происходящие в обществе экономические и политические процессы.
Организация системы социальной защиты является одной из важнейших функций государства, так как это сфера жизненно важных интересов населения. При этом ее качественные и количественные показатели свидетельствуют об уровне социального и экономического развития государства и общества. Право на социальную защиту – это признанная международным сообществом и гарантированная государством возможность человека удовлетворять свои физиологические, социальные и духовные потребности в объеме, необходимом для поддержания достойной жизни.
В настоящее время система социальной защиты является обязательным сопутствующим элементом рыночной экономики и представляет собой совокупность мер, призванных смягчить воздействие на людей таких общих опасностей, как несчастный случай, болезнь, инвалидность, старость, безработица и смерть кормильца.
В Республике Беларусь происходит формирование социальной модели экономики в которой основной целью государственного регулирования рынка является высокий уровень защиты социальных интересов граждан. Таким образом, выбранная тема является актуальной.
Цель исследования – рассмотреть механизм социальной защиты в Республике Беларусь.
Исходя из поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
определить содержание понятия социальной защиты и методы ее реализации;
рассмотреть систему социальной защиты;
дать оценку эффективности социальной защиты в Республике Беларусь и ее определить направления ее повышения.
Объект исследования – социальная защита.
Предмет исследования – механизм и основные направления социальной защиты в национальной экономике Республики Беларусь.
Методы исследования: сравнительного анализа, метод анализа экономической литературы, метод дедукции, метод обобщения.
Данная тема хорошо освещена в экономической литературе. Все учебные пособия по «макроэкономике» полно рассматривают раздел, посвященный социальной политике. В качестве источников информации при выполнении работы рассматривались различные научные труды, публикации следующих
1 Понятие социальной защиты и методы ее реализации
Термин «социальная защита» был впервые использован в Законе о социальной защите США в 1935г., который законодательно определил новый для этой страны институт обязательного страхования на случай старости, смерти, инвалидности и безработицы [2, с. 15].
Вскоре данный термин стал широко применяться во многих странах мира и Международной организацией труда (МОТ). В дальнейшем рамки этой дефиниции значительно расширились при разработке и принятии Конвенции и рекомендаций МОТ, Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Международной ассоциации социального обеспечения (МАСО) по социальному страхованию и социальной помощи, гарантированию минимальных доходов работающим при наступлении нетрудоспособности, а также в области условий и охраны труда, заработной платы [2, с. 16].
Однако, общепринятая трактовка понятия «социальная защита» отсутствует. Социальная защита часто отождествляется либо с социальной политикой в целом, либо с социальной справедливостью, либо с социальными гарантиями. Иногда социальная защита понимается предельно узко: как выплаты и льготы, что, скорее, соотносимо с социальной поддержкой.
Понятия социальная защита и социальное обеспечение родственны, но не тождественны. При их использовании в качестве научных определений социальная защита включает в себя социальное обеспечение
как составную часть, а кроме того охватывает гарантии по охране труда, здоровья и природной среды, минимальной оплате труда и др., обеспечивающие нормальные условия жизнедеятельности человека.
Традиционно, в научно-теоретической литературе социальная защита рассматривалась как комплексная система мер для поддержания жизнедеятельности человека
Согласно трактовке А.Н. Аверина социальная защита - система принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп; совокупность мер, действий, средств государства и общества, направленных против ситуаций риска и нарушения нормальной жизни граждан, таких как болезнь, безработица, старость, инвалидность, смерть кормильца и др.; комплекс государственных мер социально-экономического и правового характера по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований и, связанного с этим, снижения их уровня жизни [2, с. 16].
2 Система социальной защиты
Система социальной защиты населения включает комплекс мер, регулирующих доходы и уровень жизни всего населения. Она носит многоуровневый характер и учитывает особенности разных групп населения [2, с. 6].
Система социальной защиты населения может быть рассмотрена в нескольких аспектах: как совокупность социальных гарантий и мер по их реализации, направленных на обеспечение достойного уровня и качества жизни; как совокупность взаимоотношений между субъектом и объектом социальной защиты по поводу предотвращения и ликвидации последствий социально-рисковых ситуаций посредством обеспечения достойного уровня и качества жизни; как совокупность органов, учреждений и организаций, осуществляющих организацию и предоставление социальных услуг населению в сфере социальной защиты [7, с. 13].
Система социальной защиты включает в себя социальные гарантии, социальную помощь, социальное обеспечение и социальное страхование [7, с. 1
3].
Организация системы социальной защиты является одной из важнейших функций государства, так как это сфера жизненно важных интересов населения. При этом ее качественные и количественные показатели свидетельствуют об уровне социального и экономического развития государства и общества. Право на социальную защиту – это признанная международным сообществом и гарантированная государством возможность человека удовлетворять свои физиологические, социальные и духовные потребности в объеме, необходимом для поддержания достойной жизни.
Принципами социальной защиты граждан в республике являются [6]:
– принцип надежности системы социальной защиты населения;
– принцип максимального использования заработной платы как основного источника обеспечения социальной защиты занятого трудоспособного населения;
– создание единой системы адресной поддержки нуждающихся и незащищенных слоев и малоимущих групп населения;
– принцип контроля и проверки нуждаемости в социальной защите;
– принцип регулирования соотношения сверхвысоких и низких доходов различных слоев населения;
– принцип реализации целевых программ поддержки государством малообеспеченных граждан (сирот, инвалидов с детства и др.).
Согласно Конституции Республики Беларусь каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей.
В Республике Беларусь предоставление социальных услуг и организация социального страхования регулируется следующими законами Республики
3 Оценка эффективности социальной защиты в Республике Беларусь и ее повышение
Система социальной защиты – это сфера жизненно важных интересов населения. Ее качественные и количественные характеристики свидетельствуют об уровне социального и экономического развития государства и общества.
Республика Беларусь – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих своим гражданам достойную жизнь и свободное развитие. Всем гражданам страны гарантирована охрана здоровья, выплата заработной платы, государственных пенсий и пособий. В социальной сфере приоритетом является сохранение наиболее ценного, использование в новых условиях принципа социальной справедливости без отказа от накопленного опыта.
Правовой статус минимальной зарплаты закреплен в Законе Республики Беларусь. Установление абсолютного размера минимальной заработной платы производится ежегодно, по состоянию на первое января. Величина индексируется в течение года в соответствии с меняющимися экономическими реалиями.
Динамика минимальной заработной платы в Республике Беларусь за 2013-2016 гг. представлена на рисунке 3.1.
Рисунок 3.1 – Размер минимальной заработной платы в Республике Беларусь за 2013-2016 гг. [21]
Минимальная заработная плата в Беларуси с 01.08.2016 г. установлена в размере 239,18 рублей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе курсовой работы по теме «Механизм социальной защиты в Республике Беларусь» были детально изучены теоретические основы социальной защиты населения, рассмотрены перспективы развития социальной защиты в Республике Беларусь. Результаты курсовой работы позволяют сделать следующие выводы:
1. Социальная защита представляет собой систему мер, осуществляемых обществом в целом и его звеньями по обеспечению устойчивости общественно нормального материального и социального положения граждан. Социальная защита определяется как система мер по защите любого гражданина страны от экономической бедности и социальной деградации в результате потери или резкого сокращения доходов, безработицы, болезни, инвалидности, старости.
Основными направлениями формирования эффективной системы социальной защиты считаются:
- поддержка беднейших слоев населения;
- гарантия права на труд;
- регулирование занятости населения.
Методы социальной защиты, означающие конкретные способы ее реализации весьма разнообразны. Это обусловлено разнообразием социальных рисков. Основными методами, используемыми для социальной защиты, являются: социальное обеспечение: предполагающее социальное страхование и социальную помощь; социальное попечительство, социальные гарантии, социальная поддержка, социальное обслуживание, политика защиты здоровья и экологической безопасности населения.
2. Система социальной защиты – это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также организаций, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения.
Назначение системы социальной защиты состоит в том, чтобы посредством нормативно-правовых, экономических, социально-психологических и организационно-технических средств осуществлять поддержку и помощь нуждающимся группам населения.
Республика Беларусь располагает развитой системой социальной защиты населения, которая включает различного рода выплаты, пособия и трансферты. Сегодня система социальной защиты населения охватывает все социально-демографические группы населения, обеспечивает социальные гарантии трудоспособным членам общества (медицинское обслуживание, образование, мероприятия в сфере занятости) и содержит меры социальной защиты для наиболее уязвимых слоев населения.
1. Абель, Э. Макроэкономика: учебник / Э. Абель, Б. Бернанке. – СПб.: Питер, 2012 – 768 с.
2. Аверин, А.Н. Государственная система социальной защиты населения: учеб. пособие / А.Н. Аверин. – М.: РАГС, 2009. – 124 с.
3. Андреева, Е. А. Об адресности бюджетных мер в сфере социальной поддержки населения / Е. И. Андреева, Д. Г. Бычков, О. А. Феоктистова // Финансы. – 2015. – № 8. – С. 15–21.
4. Боброва, А. Г. Государственное регулирование социальной сферы и пути его совершенствования / А.Г. Боброва // Наука и инновации. – 2016. – № 4. – С. 48–52.
5. Бродский, Б. Е. Макроэкономика. Продвинутый уровень : курс лекций / Б. Е. Бродский. – М. : Магистр, 2014. – 336 с.
6. Государственная программа о социальной защите и содействии занятости на 2016 – 2020 годы [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.belta.by/society/view/novaja-gosprogramma-o-sotszaschite-i-sodejstvii-zanjatosti-napravlena-na-razvitie-chelovecheskogo-172026-2015. – Дата доступа: 07.10.2016.
7. Гущин, А.И. Право социального обеспечения и социальная защита: соотношение понятий и систем /А.И. Гущин // Юстиция Беларуси – 2011. –№ 10. – С.12-14.
8. Закон Республики Беларусь от 16 июня 2006 г. № 125-3 «О занятости населения Республики Беларусь» // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр. – Минск, 2016.
9. Закон Республики Беларусь от 31 января 1995 г. «Об основах государственного социального страхования» (в ред. Закона Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. № 334-З) (в ред. Закона Республики Беларусь от 14 июля 2014 г. № 186-З) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр. – Минск, 2016.
10. Закон Республики Беларусь от 29 февраля 1996 г. №138-XIII «Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» (в ред. Закона Республики Беларусь от 14 июля 2014 г. № 186-З) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр. – Минск, 2016.
11. Закон Республики Беларусь от 5 января 2008 г. №322–3 «О профессиональном пенсионном страховании» (в ред. Закона Республики Беларусь от 14 июля 2014 г. № 190-З) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр. – Минск, 2016.
12. Зыкина, Т.А. Совершенствование системы социальной защиты современных условиях / Т.А. Зыкина // Государство и право. – 2015. – № 10. – С. 45–53.
13. Лабкович, В. В. Государственная система мер поддержки семей, воспитывающих детей / В. В. Лабкович // Охрана труда и социальная защита . - 2015. – № 9. – С. 89–92.
14. Макроэкономика: социально ориентированный подход: учеб. для вузов / под ред. Э.А. Лутохиной. – Минск: ИВЦ Минфина, 2010. – 442 с
15. Манцурова, Н. В. Совершенствование организации социальной защиты от безработицы в Республике Беларусь / Н. В. Манцурова // Экономический бюллетень Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь.– 2015. – № 10. – С. 66–75.
16. Манцурова, Н. В. Социальная защита безработных: практика Международной организации труда и Республики Беларусь / Н.В. Манцурова // Беларуская думка. – 2015. – № 4. – С. 82–88.
17. Матусевич, Л.А. Социальная защита населения в трансформационной экономике: теория и практика : дисс. к.э.н. 08.00.01 / Л.А. Матусевич. – Орел : ОГАУ, 2010. – 165 с.
18. О вопросах социального обеспечения: Указ Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2015 г. № 534 // Национальный реестр правовых актов Респ. Беларусь: сб. правовых актов. – 2016. – № 3. – С. 15-16.
19. О предупреждении социального иждивенчества : Декрет Президента Республики Беларусь 02.04.2015 № 3 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
20. Официальный сайт Министерства статистики и анализа Республики Беларусь [Электронный ресурс] Режим доступа: http://belstat.gov.by. – Дата доступа: 07.10.2016.
21. Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь [Электронный ресурс] Режим доступа: http://mintrud.gov.by/ru/activity/populbusy/realizacija. – Дата доступа: 08.10.2016.
22. Право социального обеспечения : курс лекций / [Л.Я. Абрамчик и др.] ; под общ. ред. И.В. Гущина. – Минск : Амалфея, 2013. – 656 с.
23. Сулейманова, Г.В. Социальное обеспечение и социальное страхование / Г.В. Сулейманова. – Ростов н-Д: Экспертн. бюро, 2007. – 351 с.
24. Федорова, Т. Н. Государственная поддержка уязвимых слоев населения / Т. Н. Фёдорова // Охрана труда и социальная защита. – 2016. – № 4. – С. 86–94.
25. Челухина, Н. Ф. О некоторых аспектах социального страхования / Н. Ф. Челухина // Финансы. – 2016. – № 2. – С. 46–51.
26. Щеткина, М.А. Поощрять сильных, защищать слабых: о государственной политике в области труда и социальной защиты / М.А. Щёткина // Беларуская думка. – 2015. – № 9. – С. 49–57.
27. Щеткина, М. А. Приоритеты государственной политики в области социальной защиты на современном этапе / М. А. Щеткина // Проблемы управления. – 2016. – № 2. – С. 23–30.
28. Экономика и управление социальной сферой : учеб. для вузов / под ред. Е.Н. Жильцова, Е.В. Егорова. – М. : Дашков и К, 2015. – 496 с.