Развитие воли у будущих офицеров-пограничников Курсовая работа (проект)
ИПС РБ (Институт пограничной службы Республики Беларусь)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Развитие воли у будущих офицеров-пограничников»
по дисциплине: «Психодиагностика»
2018
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
60.00 BYN
Развитие воли у будущих офицеров-пограничников
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психодиагностика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность 58%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 35.
В работе имеются приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Сводная таблица результатов диагностики волевых качеств у девушек по методике Н.Е. Стамбуловой.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Сводная таблица результатов диагностики волевых качеств у девушек по методике Б.Н. Смирнова.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВОЛИ У БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ-ПОГРАНИЧНИКОВ
1.1 Понятие воли в психолого-педагогической литературе
1.2 Особенности развития волевых качеств у будущих офицеров-пограничников
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ-ПОГРАНИЧНИКОВ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования тем, что профессиональная деятельность офицеров-пограничников является жизненно важной не только для личности, общества и государства.
Особенности пограничной службы, специфика решаемых ею задач предъявляют требования к наличию целой группы качеств, профессионально необходимых ее кадровому составу. Офицеры-пограничники должны обладать рядом личностных качеств, способствующих успешному выполнению своих обязанностей. Особое место в структуре личности офицера-пограничника занимают волевые качества. Недостаточное развитие этих качеств во время обучения негативно влияет на дальнейшее прохождение службы выпускниками.
Необходимость изучения волевых качеств у будущих офицеров-пограничников связано с тем, что человек с развитой волей при постановке любой цели привлекает все возможные физические и духовные силы. Он упорно идет к поставленной задаче, преодолевает все препятствия, подавляет внутреннюю неуверенность, колебания, страх, а также избегает всяких отвлечений от поставленной цели. Такие качества как целеустремленность, самостоятельность и дисциплинированность, напористость, выдержка, упорство, решительность появляются в процессе труда и сохраняются благодаря самовоспитанию и вырабатываются в течение всей жизни.
Проблема развития воли, волевых качеств, произвольной и волевой регуляции поведения и деятельности человека рассматривалась многими учеными. Воля являлась предметом изучения таких известных ученых как Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др. Среди современных исследователей, которые занимаются данной проблемой, можно назвать следующих: Н.В. Аникеева, В.А. Иванников, Е.П. Ильин, Г.С. Никифоров, Е.О. Смирнова, Е.П. Щербаков.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВОЛИ У БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ-ПОГРАНИЧНИКОВ
1.1. Понятие воли в психолого-педагогической литературе
Любую деятельность человека всегда сопровождают конкретные действия, которые условно разделяются на две большие группы: произвольные и непроизвольные. Главным отличием произвольных действий является то, что они осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны индивида определенных усилий, которые направлены на достижение сознательно поставленной цели.
В традиционной психологии воля рассматривается в качестве источника человеческой активности, обусловливающего независимость поведения от объективных причин, а также в качестве психического процесса, а не самостоятельного явления [17, с. 65].
По определению Е.П. Ильина, воля – это обобщённое понятие, обозначающее определенный класс психических процессов, действий, которые объединяются одной функциональной задачей – сознательным и преднамеренным управлением поведением индивида [9, c. 39].
В современной психологии принято считать, что воля – это сознательная активность человека, направленная на достижение поставленных целей. По мнению Е.П. Щербакова, понятие воли неразрывно связано со способностью способность ставить цели, регулировать свои эмоции, управлять собственным телом и своим поведением [25, с. 16].
Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, которое выражается в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Согласно С.Л. Рубинштейну, главной функцией воли является сознательная регуляция активности в проблемных условиях жизнедеятельности [16, с. 163].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ-ПОГРАНИЧНИКОВ
2.1 Организация и методы исследования
Цель эмпирического исследования: определить уровень развития волевых качеств у будущих офицеров-пограничников.
Эмпирическое исследование проводилось в несколько этапов:
1) подбор методов и методик исследования, формирование выборки;
2) определение уровня развития волевых качеств у будущих офицеров-пограничников с помощью тестирования;
3) обработка данных, анализ и интерпретация результатов, формулирование выводов исследования.
Гипотеза исследования: будущие офицеры-пограничники имеют средний уровень развития волевых качеств.
База и выборка исследования: исследование проводилось на базе Института пограничной службы Республики Беларусь. Всего в исследовании приняли участие 40 будущих офицеров-пограничников: 20 курсантов 3 курса и 20 курсантов 4 курса. Возраст испытуемых: 20-21 год.
Для изучения волевых качеств работников МЧС были подобраны следующие методики:
1. Методика «Самооценка волевых качеств студентов-спортсменов» Н.Е. Стамбуловой [9].
Назначение методики: оценка уровня развития волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и упорства, смелости и решительности, инициативности и самостоятельности, самообладания и выдержки.
Опросник позволяет диагностировать два параметра волевого качества: выраженность и генерализованность. Под выраженностью качества понимается наличие и устойчивость проявления основных его признаков, под
Выводы по главе 2
Проведенное исследование волевых качеств у будущих офицеров-пограничников позволило выявить, что у курсантов 3 и 4 курса волевые качества развиты преимущественно на среднем уровне. Среди будущих офицеров-пограничников не выявлено тех, кто обладает низкими волевыми качества.
Выявлены различия в уровне развития волевых качеств у будущих офицеров-пограничников – курсантов 3 и 4 курса.
Уровень выраженности таких волевых качеств как целеустремленность, настойчивость и упорство, смелость и решительность, инициативность, самостоятельность выше у курсантов 4 курса, чем у 3 курса. Выраженность такого волевого качества как выдержка и самообладание выше у курсантов 3 курса, чем у 4 курса.
У курсантов 4 курса выше не только уровень целеустремленности, настойчивости и упорства, решительности и смелости, самостоятельности и инициативности, но и более сформированы волевые умения. У курантов 3 курса более сформированы выдержка и самообладание, умение владеть своими чувствами и умение управлять своими действиями.
Гипотеза исследования о том, что будущие офицеры-пограничники имеют средний уровень развития волевых качеств, подтвердилась.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе теоретического анализа литературы по теме исследования установлено, что воля рассматривается как сознательное преднамеренное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. В качестве основной и центральной характеристики, определяющей специфику воли и произвольности у человека, выступает осознанность, или сознательность. Воля является высшей формой произвольного поведения, а именно: волевое действие представляет собой действие в условиях преодоления препятствий. Воля дает возможность сознательно управлять своими внутренними психическими и внешними физическими действиями в самых сложных жизненных ситуациях.
Развитие волевых качеств у будущих офицеров-пограничников имеет свои особенности, связанные со спецификой обучения и характером избранной профессии. Условия выполнения задач по охране Государственной границы предъявляют высокие требования к личному составу органов пограничной службы – сотрудники должны обладать хорошей физической и специальной подготовкой, высокими моральными и волевыми качествами. Развитие волевых качеств у будущих офицеров-пограничников осуществляется в процессе обучения, так как они являются важнейшим компонентом психограммы офицера пограничника. Формирование волевых качеств осуществляется преимущественно средствами физической культуры. Важно создавать трудные задания, требующие проявления волевых качеств у будущих офицеров-пограничников.
Проведенное исследование волевых качеств у будущих офицеров-пограничников позволило выявить, что у курсантов 3 и 4 курса волевые качества развиты преимущественно на среднем уровне. Среди будущих офицеров-пограничников не выявлено тех, кто обладает низкими волевыми качества. Выявлены различия в уровне развития волевых качеств у будущих
1. Аникеева, Н.В. Значение волевых качеств личности в профессиональном становлении / Н.В. Аникеева // Вестник Московского ун-та МВД России. – 2013. –№ 5. – С. 242-245.
2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 398 с.
3. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. – 1136 с.
4. Гайдук, С.А. Технология формирования волевых качеств в процессе профессионально-прикладной физической подготовки: монография / С.А. Гайдук, Л.В. Марищук. – Минск: Минский гос. высш. радиотех. колледж, 2007. – 200 с.
5. Горелов, А.А. Основы специальной физической подготовки летного состава / А.А. Горелов; под ред. В. Л. Марищука. – СПб.: Воен. ин-т физ. культуры, 1993. – 144 с.
6. Зобнина, Т.В. Воля в структуре процесса самоуправления / Т.В. Зобнина // Современные исследования соц. проблем. – 2015. – № 5 (49). – С. 510-518.
7. Иванников, В.А. Воля / В.А. Иванников // Национальный психологический журнал. – 2010. – № 1 (3). – С. 97-102.
8. Иванников, В.А. Психологические механизмы волевой регуляции / В.А. Иванников. – СПб.: Питер, 2006. –208 с.
9. Ильин, Е.П. Психология воли / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 368 с.
10. Козыревский, А.В. Технология развития эмоционально-волевой устойчивости пограничников в процессе физической подготовки / А.В. Козыревский // Военное образование: традиции, опыт, современность: материалы XII междунар. науч.-практ. конф. / Воен. акад. Респ. Беларусь; редкол.: В.Б. Гарбуз (гл. ред.) [и др.]. – Минск, 2014. – С. 240-242.
11. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2010. – 583 с.
12. Марищук, Л.В. Эмоционально-волевая устойчивость пограничников как основа успешности профессиональной деятельности в экстремальных условиях / Л.В. Марищук, А.В. Козыревский // Проблемы борьбы с преступностью и подготовки кадров для правоохранительных органов: тез. докл. междунар. науч.-практ. конф., Минск, 4 апр. 2013 г. / Акад. М-ва внутр. дел Респ. Беларусь ; редкол.: В. Б. Шабанов (гл. ред.) [и др.]. – Минск, 2013. – С. 343-344.
13. Найдин, В.А. Развитие профессиональных навыков у курсантов на практических занятиях по физической подготовке // Пограничная безопасность: теория и практика: материалы международ- ной научн.-практ. конф. В 3 ч. Ч. 2 / редкол.: В.Ф. Качуринский [и др.]. – Минск: ГУО «ИПС РБ», 2014. – С. 91-93.
14. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2014. – 688 с.
15. Рассказов, Ф.Д. Теория и практика формирования морально-психологических качеств курсантов военного вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Ф.Д. Рассказов. – Курган, 2000.
16. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 720 с.
17. Сидоров, К.Р. Развитие представлений о воле в психологической науке / К.Р. Сидоров// Вестник Удмуртского ун-та. – 2009. – Вып. 2. –
С. 61-72.
18. Смирнова, Е.О. К проблеме воли и произвольности культурно-исторической психологии / Е.О .Смирнова // Культурно-историческая психология. – 2015. – № 3. – С. 9-15.
19. Соколенко, В.Н. Формирование волевых качеств личности будущего военного летчика: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / В.Н. Соколенко. – Саратов, 2002. – 20 с.
20. Струнина, Н.Н. Волевая регуляция личности в контексте соотношения морали и воли / Н.Н. Струнина // ПГУ. – 2017. – № 11. – С. 105-107.
21. Сухарев, В.А. Социальные качества офицера-пограничника: сущность, содержание, система, формирование: автореф. дис. … канд. философ. наук: 09.00.11 / В.А. Сухарев.. – Москва, 2004. – 19 с.
22. Черныш, И.В. Гендерные особенности адаптации к экстремальным условиям деятельности сотрудников пограничной службы ФСБ РФ: автореф. дис. канд. психол наук: 19.00.06 / И.В. Черныш. – Ростов-на-Дону, 2007. – 20 с.
23. Шевцов, А.А. О воли и ее психологии // Мир науки, культуры, образования / А.А. Шевцов. – 2016. – № 4 (59). – С. 173-175.
24. Щербаков, Е.П. Воля как сложное психическое явление / Е.П. Щербаков, А.В. Малахова // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2000. – № 2 (14). – С. 132-134.
25. Щербаков, Е.П. Функциональная структура воли: монография / Е.П. Щербаков. – Омск: Изд-во НОУ ВПО ОмГА, 2015. – 210 с
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность 58%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 35.
В работе имеются приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Сводная таблица результатов диагностики волевых качеств у девушек по методике Н.Е. Стамбуловой.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Сводная таблица результатов диагностики волевых качеств у девушек по методике Б.Н. Смирнова.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты