ВВЕДЕНИЕ
1 Понятие электронной торговли, её конкурентные преимущества, возможности и проблемы развития
1.1 Технология ведения электронного бизнеса. Основные категории электронной коммерции
1.2 Преимущества и недостатки электронной коммерции
2 Состояние розничной торговли через Интернет-магазины в Республике Беларусь, тенденции её развития
2.1 Тенденции развития электронной торговли в Республике Беларусь
2.2 Основные проблемы ведения электронного бизнеса в Республике Беларусь на современном этапе
3 Совершенствование государственной политики в области электронной торговли и Интернет-бизнеса в Республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В рамках глобальной информатизации важное значение приобретают Интернет-технологии, внедрение которых в хозяйственную деятельность любого предприятия позволяет тем своевременно адаптироваться к изменяющимся рыночным условиям. Это несомненно способствует росту эффективности их работы.
В последние годы все большее развитие получает электронная коммерция. Этому способствует научно-технический прогресс в области информационных технологий и электроники. Электронная коммерция – термин, используемый для обозначения коммерческой активности в сети Интернет. Электронная коммерция обеспечивает возможность осуществления покупок, продаж, сервисного обслуживания, проведения маркетинговых мероприятий, проведения отдельных коммерческих операций посредством использования сети Интернет и компьютерных сетей.
Появление глобальных сетей связи, и в первую очередь – Интернет, привело к настоящей революции в области организации и ведения коммерческой деятельности. Преобразования коснулись как внешних отношений между компаниями и их партнерами, или клиентами, так и внутренней структуры самих компаний. Появились не только новые направления ведения бизнеса, но и принципиально изменились уже существующие.
1 Понятие электронной торговли, её конкурентные преимущества, возможности и проблемы развития
1.1 Технология ведения электронного бизнеса. Основные категории электронной коммерции
Ρазвитие компьютеρных инфоρмационных систем и телекоммуникационных технологий пρивело к фоρмиρованию нового вида экономической деятельности - электρонного бизнеса.
Электρонный бизнес (ЭБ) - это любая деловая активность, использующая возможности глобальных инфоρмационных сетей для пρеобρазования внутρенних и внешних связей с целью создания пρибыли [8, c.47].
Внутρенняя оρганизация компании на базе единой инфоρмационной сети (интρанет), повышающей эффективность взаимодействия сотρудников и оптимизиρующей пρоцессы планиρования и упρавления; внешнее взаимодействие (экстρанет) с паρтнеρами, поставщиками и клиентами - всё это составные части e-бизнеса.
Электρонная коммеρция является важнейшим составным элементом электρонного бизнеса. Под электρонной коммеρцией (e-commerce) подρазумеваются любые фоρмы деловых сделок, пρи котоρых взаимодействие стоρон осуществляется электρонным способом вместо физического обмена или непосρедственного физического контакта, и в ρезультате котоρого пρаво собственности или пρаво пользования товаρом или услугой пеρедается от одного лица дρугому [8, c.48].
2 Состояние розничной торговли через Интернет-магазины в Республике Беларусь, тенденции её развития
2.1 Тенденции развития электронной торговли в Республике Беларусь
Электронная торговля является перспективной отраслью и имеет огромный потенциал для роста. В этой статье анализируется текущее состояние рынка электронной коммерции в Беларуси, а также даются предложения по основным направлениям ее регулирования и развития на современном этапе.
Одной из главных тенденций современного мира является стремительный рост сети интернет и его проникновение в самые разнообразные сферы общества.
Закономерным следствием развития всемирной информационной сети и экономики стало появление новой формы предпринимательской деятельности, основанной на использовании электронных технологий и телекоммуникационных возможностях электронных сетей – электронной коммерции. В общем виде электронную коммерцию следует рассматривать как форму деловых отношений, возникающих в ходе осуществления предпринимательской деятельности, полностью или в большей степени осуществляемых с использованием возможностей глобальных информационных сетей [1, c.241].
3 Совершенствование государственной политики в области электронной торговли и Интернет-бизнеса в Республике Беларусь
Неотъемлемой составляющей современной экономики является наличие электронной среды как результата развития информационных и телекоммуникационных технологий. Информационно-коммуникационные технологии таят немалые возможности для повышения конкурентоспособности и развития производственного потенциала экономики. Они могут способствовать новаторству и повышению производительности труда, могут снижать трансакционные издержки, предоставлять доступ к мировым знаниям, стимулируя тем самым развитие и экономический рост.
В настоящее время электронная коммерция в Республике Беларусь может вестись в различных формах и на различных уровнях, начиная с простого представительства компании в сети интернет до электронной поддержки совместной деятельности, осуществляемой несколькими предприятиями.
Вопросы развития информационных технологий и электронной коммерции включены в систему важнейших хозяйственно-стратегических приоритетов, с которыми связано формирование современной «информационной экономики» нашей страны.
Основу правового регулирования электронной торговли в Республике Беларусь составляют Закон Республики Беларусь от 28 июля 2003 года
«О торговле», Закон Республики Беларусь от 10 ноября 2008 года
«Об информации, информатизации и защите информации», Закон Республики Беларусь от 28 декабря 2009 года «Об электронном документе и электронной цифровой подписи», которые берут свои истоки из положений рамочного законодательства и международных конвенций [2].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Электронный бизнес - это любая деловая активность, использующая возможности глобальных информационных сетей для преобразования внутренних и внешних связей с целью создания прибыли.
Электронная коммерция является важнейшим составным элементом электронного бизнеса. Под электронной коммерцией (e-commerce) подразумеваются любые формы деловых сделок, при которых взаимодействие сторон осуществляется электронным способом вместо физического обмена или непосредственного физического контакта, и в результате которого право собственности или право пользования товаром или услугой передается от одного лица другому.
Преимущества электронной коммерции как таковой по сравнению с традиционным бизнесом:
- Сокращение расходов продавцов за счет: экономии на аренде офисных площадей и оптимизации размеров складских площадей, экономия на зарплате персонала (при сопоставимых объемах продаж персонал "точки электронной торговли" в два-три раза меньше персонала традиционного магазина) и т.п. Соответственно, установление меньших, чем в традиционной торговле, цен.
- Возможности развернутого представления товара, рекламы, продвижения товара и т.п. для продавца в Интернете существенно выше, а затраты на подобные мероприятия существенно ниже.
1. Агапова, Т.А. Макроэкономика \ Т.А.Агапова. – Москва: Издательство Инфра-М, 2012 г. – 416 с.
2. Батура, С.П. О состоянии правового регулирования электронной торговли в Республике Беларусь / С.П.Батура [Электронный ресурс] / Национальный правовой портал. -Режим доступа: https://www.google.by/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0ahUKEwjPybjj1o_bAhXB3CwKHWmjD5wQFggnMAA&url=http%3A%2F%2Fpravo.by%2Fconf2012%2Freports%2FBatura.doc&usg=AOvVaw1U5UZuCSdcgboaHNC6qfRr.
3. Бондарь, А.В. Макроэкономика / А. В. Бондарь. - Минск: БГЭУ, 2015. – 415 с.
4. Головачев, А.С. Макроэкономика. Курс лекций / А.С.Головачев. – Мн.: АУП, 2012. – 253 с.
5. Гребенников, П.И. Макроэкономика: Учебник для вузов / П.И.Гребенников. – СПб. ГУЭФ. – М.: Высшее образование, 2013. – 347 с.
6. Дорнбуш, Рудигер. Макроэкономика: Учебник: Пер. с англ. / Рудигер Дорнбуш. – М.: Изд-во Московского ун-та: Изд. дом "Инфра-М", 2007. – 783 с.
7. Ивашковский, С.Н. Макроэкономика: Учебник / С.Н. Ивашковский. – М.: Дело, 2012. – 472 с.
8. Ковалев, А.В. Макроэкономика: Курс лекций / А.В.Ковалев. - Институт соврем. знаний. - Мн.: Белорус. гос. политехн. акад., 2015. – 119 с.
9. Ковалев, А.П. Совершенствование электронной торговли и интернет-маркетинга в Республике Беларусь / А.В.Ковалев [Электронный ресурс] / МИУ: официальный сайт университета. - Режим доступа: http://miu.by/userfiles/file/News/1-2014/2014-03-26_Seminar_management_itogi/KovalevAP.pdf.
10. Лемешевский, И.М. Макроэкономика: социально-экономический аспект: курс лекций для студентов экономических специальностей высших учебных заведений / И. М. Лемешевский. – Минск: ФУАинформ, 2007. – 543 с.
11. Лупина, А.Ю. Состояние и перспективы развития электронной коммерции в Республике Беларусь / А.Ю.Лупина [Электронный ресурс] / БГЭУ: официальный сайт университета. -Режим доступа: http://edoc.bseu.by:8080/bitstream/edoc/63972/1/A.Yu.Lupina.pdf.
12. Лупина, А.Ю. Электронная коммерция: проблемы и направления регулирования / А.Ю.Лупина [Электронный ресурс] / ПГУ: официальный сайт Полоцкого гос. университета. -Режим доступа: http://elib.psu.by/bitstream/123456789/18630/1/Лупина_c205-208.pdf.
13. Луссе, А.В. Макроэкономика: краткий курс / А.В.Луссе. – СПб.: Питер, 2011 г. - 211 с.
14. Объем интернет-торговли в Беларуси может вырасти до 1,5 млрд. [Электронный ресурс] / UDF.BY. Режим доступа: https://udf.by/news/economic/171559-obem-internet-torgovli-v-belarusi-mozhet-vyrasti-do-15-mlrd.html.
15. Стратегия развития информатизации в Республике Беларусь на 2016 – 2022 годы [Электронный ресурс] / Электронная Беларусь.-Режим доступа: http://e-gov.by/zakony-i-dokumenty/strategiya-razvitiya-informatizacii-v-respublike-belarus-na-2016-2022-gody.
16. Электронная коммерция в Республике Беларусь: основные тенденции и проблемы развития [Электронный ресурс] / ICTSD. -Режим доступа: https://ru.ictsd.org/bridges-news/мосты/news/электронная-коммерция-в-республике-беларусь-основные-тенденции-и-проблемы.