Введение
1 Организация бухгалтерского учета затрат на эксплуатацию автомобильного транспорта, их роль в повышении эффективности автомобильных перевозок
1.1 Экономическая сущность и классификация затрат на эксплуатацию автомобильного транспорта. Себестоимость автомобильных перевозок, принципы ее формирования
1.2 Цель, задачи, принципы и организация бухгалтерского учета затрат на эксплуатацию автомобильного транспорта, калькуляции себестоимости автомобильных перевозок
1.3 Краткая экономическая характеристика ОАО «Гомельский радиозавод»
2 Бухгалтерский учет затрат на эксплуатацию автомобильного транспорта и калькуляция себестоимости автомобильных перевозок
2.1 Документальное оформление затрат на эксплуатацию автомобильного транспорта
2.2 Бухгалтерский учет затрат на эксплуатацию автотранспорта автомобильного транспорта. Калькулирование себестоимости автомобильных перевозок
2.3 Формирование информации о затратах на эксплуатацию автомобильного транспорта и себестоимости автомобильных перевозок в бухгалтерской (финансовой) отчетности
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Транспорт является одной из весьма важных отраслей материального производства. Перемещение людей и грузов - жизненная потребность общества. В своей деятельности транспорт, особенно автомобильный, связан со сферами производства, обращения и потребления.
В современных условиях хозяйствования значительно возрастает роль экономических методов управления, основой которых являются такие категории, как прибыль, цена, затраты, расходы, себестоимость и др.
Учет затрат на производство - главный участок учета в организации, а в условиях, когда актуальной задачей отечественной экономики является ресурсосбережение,- это важнейший инструмент управления организацией. Экономия ресурсов, снижение затрат на производство оказывают значительное влияние на повышение конкурентоспособности и рентабельности перевозок.
С каждым днем условия работы автотранспортных предприятий ужесточаются. Это связано как с постоянно увеличивающейся налоговой нагрузкой, так и с ростом конкуренции. Своевременное выявление убыточных направлений, контроль за изменением сумм затрат, рентабельностью грузоперевозок становятся жизненно важными для любой транспортной организации. Именно такие задачи позволяет решать управленческий учет, который нацелен на решение собственных задач предприятия, на предоставление руководству максимально полезной информации о состоянии дел. Управленческий учет затрат позволяет отслеживать их динамику, выявлять причины их роста или снижения, контролировать уровень затрат и даже управлять ими.
Процесс управления затратами организации носит комплексный характер и предусматривает решение следующих вопросов:
– значение того, где, когда и в каких объемах расходуются ресурсы;
– прогноз того, где, для чего и в каких объемах необходимы дополнительные финансовые ресурсы;
– умение обеспечить максимально высокий уровень отдачи от использования ресурсов.
Для автотранспортных предприятий себестоимость является не только показателем, при котором уменьшается денежные средства, но и стимул к дальнейшей работе.
Усиливается влияние учета затрат как на финансовое состояние субъектов хозяйствования, так и на качество представляемой ими отчетности. Поэтому правильность отражения в учете операций с основными средствами в настоящих условиях приобретают для многих организаций весьма важное значение.
1 Организация бухгалтерского учета затрат на эксплуатацию автомобильного транспорта, их роль в повышении эффективности автомобильных перевозок
1.1 Экономическая сущность и классификация затрат на эксплуатацию автомобильного транспорта. Себестоимость автомобильных перевозок, принципы ее формирования
Процесс производства – это процесс соединения живого труда со средствами производства. Он протекает непрерывно. Поэтому необходимы непрерывные затраты труда работников организации, предметов труда и средств труда. Для обеспечения постоянного функционирования производственного процесса требуются затраты во всех сферах деятельности организации: в сфере производства, обращения, капитальных вложений, управления и обслуживания работающих.
Производственный процесс на автотранспорте – это комплекс функций, осуществление которых позволяет обеспечить непрерывность перевозочного процесса на автомобильном транспорте [6, с. 26].
Себестоимость автомобильных перевозок – это оцененная в денежном выражении совокупность материальных, трудовых и денежных затрат по перевозке грузов и пассажиров, которая включается в стоимость услуг автотранспортной организации [3, с. 64].
Различают такие понятия, как «расходы» и «затраты». В международном стандарте финансовой отчетности №1 «Представление финансовой отчетности» указывается, что расходы – это уменьшение активов за отчетный период, т.е. за расходы принимается стоимость использованных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) денежных средств и материальных ресурсов. Следовательно, расходы имеют форму оттока, или убыли, истощения активов, в том числе денежных средств или их эквивалентов, запасов, основных средств [9, с. 134].
Согласно Инструкции «О бухгалтерском учете доходов и расходов организации», утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь 30 сентября 2011 г. № 102 затраты - стоимость ресурсов, приобретенных и (или) потребленных организацией в процессе осуществления деятельности, которые признаются активами организации, если от них организация предполагает получение экономических выгод в будущих периодах, или расходами отчетного периода, если от них организация не предполагает получение экономических выгод в будущих периодах [14].
2 Бухгалтерский учет затрат на эксплуатацию автомобильного транспорта и калькуляция себестоимости автомобильных перевозок
2.1 Документальное оформление затрат на эксплуатацию автомобильного транспорта
Бухгалтерская служба ОАО «Гомельский радиозавод» централизована, подчиняется непосредственно директору. Численность работников бухгалтерии согласно штатному расписанию составляет 25 человек, из них имеющие высшее образование- 9 человек, средне-специальное- 12 человек, среднее- 4 человека.
В состав бухгалтерии входит 4 бюро:
- общеэкономическое;
- расчета по заработной плате;
- учета товарно-материальных ценностей;
- по расчету и анализу затрат на производство.
В своей работе бухгалтерия руководствуется Положением о бухгалтерии ОАО «Гомельский радиозавод», утвержденным руководителем предприятия. Разработаны должностные инструкции на всех работников бухгалтерии.
На предприятии используются современная справочно-аналитическая система «Бизнес-Инфо».
Персональными ЭВМ в бухгалтерской службе оборудовано 14 рабочих мест, единого бухгалтерского программного обеспечения нет.
В бухгалтерии предприятия внедрены и работают программы, разработанные ОАСУ на базе системы «1С: Предприятие» (используются компоненты «Бухгалтерский учет», «Оперативный учет», «Расчет»):
В целях соблюдения предприятием в течение отчетного года единообразия ведения учета имущества и обязательств, (бухгалтерский и налоговый учет) утверждено положение по учетной политике приказом директора от 29.12.12г. № 793 «Об утверждении положения по учетной политике на 2013 год» (Приложение Е).
Данное положение разработано в соответствии с нормативными актами, обязательными к исполнению и регламентирующими порядок ведения бухгалтерского учета, составления отчетности и налогообложения в Республике Беларусь, действующими в 2013 году.
Учетной политикой обеспечивается:
– полнота отражения в учете всех хозяйственных операций;
Заключение
Для правильной организации бухгалтерского учета на автотранспортном предприятии большое значение имеет соблюдение общепринятой классификации затрат на эксплуатацию автотранспорта. От этого во многом зависит правильность исчисления фактической себестоимости работ и услуг автотранспорта.
Основными статьями затрат автотранспортных организаций являются:
- основная и дополнительная заработная плата персонала, занятого перевозками грузов;
- отчисления на социальные нужды и страхование работающих от средств на оплату труда;
- топливо;
- смазочные и другие эксплуатационные материалы;
- ремонт автомобильных шин;
- ремонт и техническое обслуживание подвижного состава;
- прочие расходы.
Оптимальный состав затрат, включаемых в себестоимость, дает возможность организовать бухгалтерский учет затрат в соответствии с требованиями управления и международных стандартов финансовой отчетности.
Объектами калькулирования себестоимости автомобильных перевозок, работ и услуг является продукция, изготовленная в результате осуществления производственного процесса.
Целью бухгалтерского учета затрат на эксплуатацию автотранспорта является объективное отражение расходов, правильное их распределение по периодам и статьям, своевременное предоставление информации, необходимой для контроля за расходами и принятия управленческих решений.
Проведенный анализ финансово-хозяйственных показателей ОАО «Гомельский радиозавод» свидетельствует об эффективной его деятельности.
В целях соблюдения предприятием в течение отчетного года единообразия ведения учета имущества и обязательств, (бухгалтерский и налоговый учет) утверждено положение по учетной политике.
В ОАО «Гомельский радиозавод» в состав затрат, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг), стоимость топлива, электрической и тепловой энергии включается в пределах установленных норм их расхода.
1. Бережной, В.И. Бухгалтерский управленческий учет : учеб. пособие для вузов / В.И. Бережной, Г.Е. Крохичева, В.В. Лесняк. – М. : ИНФРА–М, 2016. – 176 с.
2. Бухгалтерский учет на автотранспорте : пособие для студ. спец. "Бух. учет, анализ и аудит" специализ. "Бух. учет, анализ и аудит в пром." и слуш. ОСП ИПК / Белкоопсоюз, БТЭУ, Каф. бух. учета и фин. менеджмента в отр. нар. хоз. ; [авт.–сост. Е.В. Курьян]. – Гомель : БТЭУ, 2009. – 152 с.
3. Бухгалтерский учет на автотранспорте : учеб. пособие для вузов / П.Я. Папковская, А.П. Михалкевич, С.К. Маталыцкая и др.– Минск : БГЭУ, 2007. – 367 с.
4. Бухгалтерский учет на автотранспортных предприятиях: учебник / Под общ.ред. Шутиковой А.П. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 388 с.
5. Бухгалтерский учет: учеб. для вузов / П.Г. Пономаренко [и др.].
– Минск: Выш. шк., 2013. – 543 с.
6. Бычков, В.П. Экономика автотранспортного предприятия : учеб. для вузов / В.П. Бычков. – М. : ИНФРА–М, 2014. – 384 с.
7. Гейер, Э.С. Сущность понятий «метод учета расходов» и «метод
калькулирования», их взаимосвязь и влияние на прибыль предприятия // Э. С Гейер, А.И. Дудник. Материалы международной научно–практической конференции . – 2012. – № 4. – С. 15–22.
8. Голованова, Т. В. Как отправить водителя в рейс / Т.В. Голованова // Индивидуальный предприниматель. – 2015. – № 16. – С. 6-70.
9. Гомонко, Э.А. Управление затратами на предприятии : учеб. для вузов / Э.А. Гомонко. – М. : КноРус, 2010. – 320 с.
10. Демко, А. В. Порядок включения расходов на ремонт и амортизацию автомобилей в плановую калькуляцию на перевозку грузов / А. В. Демко // Планово-экономический отдел . – 2012. – № 1. – С. 22-24.
11. Друри, К. Управленческий и производственный учет: учебный комплекс для студентов и вузов – 6–е изд. – М.: ЮИИТИ–ДАНА. 2012. – 1423 с.
12. Елисеев, С. Перевозка для собственных нужд: необходим ли путевой лист? / С.Елисеев // Юридический мир. – 2015. – № 9. – С. 72-74.
13. Инструкция о порядке расчета коэффициентов платежеспособности и проведения анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования: Постановление Министерства финансов и Министерства экономики Респ. Беларусь от 27 дек. 2011 г. № 140/206 (в ред. Постановления от 22 февраля 2016 г. № 9/10) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
14. Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов : утв. постановлением Министерства финансов Респ. Беларусь от 30 сент. 2011 г. № 111 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
15. Инструкция по бухгалтерскому учету запасов: утв. постановлением Министерства финансов Респ. Беларусь от 12 ноября 2010 г. № 133 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
16. Инструкция по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета : Постановление Министерства финансов Респ. Беларусь от 29 июня 2011 г. № 50 (в ред. Постановления от 30 июня 2014 г. № 46) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
17. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: учеб. пособие. – М.: Инфра–М. – 2014. – 352 с.
18. Курьян, Е.В. Развитие производственного учета и анализа затрат в автотранспортных организациях : автореф. дис. ... канд. экон. наук : / Е.В. Курьян ; БГЭУ. – Мн., 2005. – 20 с.
19. Лабзунов, П.П. Управление ценами и затратами в современной экономике / П.П. Лабзунов. – М. : Книжный мир, 2013. – 288 с.
20. Лебедев, В. Г. Управление затратами на предприятии: учебник для вузов / В. Г. Лебедев, Т.Т. Дроздова, В.П. Кустарев. – СПб.: Питер, 2012. – 592 с.
21. Михалкевич, А.П. Бухгалтерский управленческий учет в организациях транспорта: курс лекций / А.П. Михалкевич. – Минск, 2014. – 56 с.
22. Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки»: Постановление Министерства финансов Респ. Беларусь от 10 дек. 2013 г. № 80 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр. – Минск, 2016.
23. О бухгалтерском учете и отчетности: Закон Респ. Беларусь, 12 июл. 2013 (в ред. Закона от 4 июня 2015 г. № 268-З) № 57–З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр. – Минск, 2016.
24. О ценообразовании: Закон Респ. Беларусь от 10 мая 2009 г. № 255–3 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
25. Об утверждении методических рекомендаций по расчету тарифов на автомобильные перевозки грузов и пассажиров в Республике Беларусь: Приказ Министерства транспорта и коммуникаций от 23.04.2013 г. № 158-Ц // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
26. Папковская, П.Я. Калькулирование себестоимости транспортных услуг: учебное пособие / П.Я. Папковская, А.П. Михалкевич. – Минск: БГЭУ, 2008 . – 88 с.
27. Прохорова, В. Топливно-энергетические ресурсы : правильно отражаем в бухгалтерском и налоговом учете / В. Прохорова // Моя бухгалтерия. Опыт проверок. – 2016. – № 3. – С. 28–33.
28. Рехтин, В. Законодательное регулирование порядка формирования тарифов на транспортные услуги / В. Рехтин // Моя бухгалтерия. Ценообразование. – 2014. – № 3. – С. 21-29.
29. Смольский, А. П. Расчет себестоимости: учетный и управленческий подходы / А.П. Смольский // Экономика. Финансы. Управление. – 2014. – № 9. – С. 51-64.
30. Сыч, Д. Управленческий учет и анализ затрат автотранспортной организации / Д.Сыч // Планово-экономический отдел. – 2014. – № 13. – С. 6-7.
31. Трофимова, А.И. Проблемы и перспективы развития управленческого учета затрат и результатов производства в Республике Беларусь // Бухгалтерский учет и анализ. – 2013. – № 3.– С.19–23.
32. Усовершенствовать методики учета затрат на производство и разработать методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в организациях потребкооперации РБ (промышленность, автотранспорт, строительство): отчет о НИР (заключ) /Белкоопсоюз, БТЭУ,2011.каф.бух.учета.и фин.менеджмента в отр.нар.хоз.;рук Т.А.Езерская. – Гомель: БТЭУ,2011. – 312 с.
33. «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 4-ф (затраты) «Отчет о затратах на производство продукции (работ, услуг)» и указаний по ее заполнению услуг): Постановление Национального статистического комитета Республики Беларусь от 20 августа 2013 г. № 178. –НРПА РБ № 7/2759 от 16.05.2014 г
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 40.
В работе также имеются следующие приложения:
1. Сводная ведомость о реализации
2. Калькуляции 2012-2013
3. Устав ГРЗ
4. Акт о списании объекта основных средств(чистый)
5. Отчет о прибылях и убытках
6. Отчет о стоимости чистых активов за 2013
7. Отчет по труду 2012
8. Анализ финансового состояния и платежеспособности
9. Учетная политика
10. Рабочий план счетов
11. График документооборота
12. Доверенность
13. Ведомость и приходный ордер
14. Путевой лист
15. Карточки складского учета
16. Отчет об использовании ГСМ транспортным цехом 2012-2013
17. Акты и приказы по топливу
18. ТТН 2013
19. Приходный ордер
20. Требование-накладная на отпуск материалов
21. Лимитная карта на получение запасных частей
22. Инвентаризационная опись, расписка
23. Акт на списание инвентаря
24. Табель учета вредных условий труда за сентябрь 2013
25. Оплата труда (расчеты, справки, списки) 2012
26. Начисление зарплаты водителям сентябрь-октябрь 2013 (справки, ведомости)
27. Плановая калькуляция
28. Оборотная ведомость по движению АКБ и шин 2013