ВВЕДЕНИЕ
Налог как основная форма доходов государства присуща всем государственным системам, как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. Доходы государства безотносительно к конкретно-историческим системам представляют собой совокупность средств, находящихся в собственности государства и создающих материальную базу для выполнения его функций. Социально-экономическая сущность, функции и роль налогов определяются природой и задачами государства, развитием товарно-денежных отношений и условиями производства [3, с. 4].
В течение нескольких тысячелетий истории человечества налогам уделяется пристрастное внимание всех слоев населения. Во всех экономических теориях прошлого и настоящего времени авторы обязательно рассматривают проблемы налогообложения, стремятся определить место налогов в экономической системе, их назначение и варианты построения систем взимания налогов.
Интерес к изучению сущности и принципов функционирования налоговой системы Республики Беларусь нашел свое отражение в многочисленных исследованиях отечественных авторов. На эволюцию науки о налогах оказали значительное влияние научные достижения западных финансистов-мыслителей и экономистов: М.Вебера, К.Маркса, А.Смита, Д.Рикардо, Дж. Кейнса.
В настоящее время значительный вклад в разработку проблем повышения эффективности системы налогообложения Республики Беларусь внесли белорусские ученые: Головачев А.С. [31], Барсегян Л.М. [3], Заяц Н.Е. [28], Бабук И.М. [2], Миронова Т.Н. [13]. Авторы в своих учебных пособиях, статьях дают теоретические представления об основах налогообложения, налоговой политики, а также основ налоговой системы Республики Беларусь.
Налоговая система любой страны, в том числе и Республики Беларусь подвержена изменениям. Изменения экономической ситуации в стране часто заставляет изменять те или иные нормы законодательства, совершенствовать налоговую систему и повышать ее эффективность с учетом задач современной фискальной политики. Каждая организация, независимо от вида деятельности и формы собственности, сталкивается с необходимостью платить налоги. В настоящее время вопрос о правильной постановке бухгалтерского учета в целях расчетов по налогам и сборам является очень важным, так как существующий механизм налогообложения предприятий состоит из весьма многочисленной и достаточно сложной системы налогов и других обязательных платежей в
На всем протяжении развития государственного устройства общества происходило преобразование и совершенствование системы налогообложения. В развитии налоговой системы можно выделить три периода.
Начальный этап в развитии налогового механизма (от древних времен Римской империи до начала средних веков) характеризуется отсутствием теории о налогах и финансового механизма для установления и сбора налогов. На этом этапе не существовало постоянных налогов, поэтому периодически вводились чрезвычайные налоги, носящие субъективный характер. Второй этап (XVI – первая треть XXв.) характеризуется появлением современного государства в Европе, возникновением финансовых учреждений, устанавливающих налоги и обеспечивающих их сбор. Третий период в истории налогов (XIX век) отличается гораздо меньшим их количеством и большим однообразием. Впервые налог рассматривался не только как способ изъятия средств, необходимых государству для выполнения своих функций, но и обосновывается понятие «налоги-встроенные стабилизаторы», с помощью которых можно значительно изменить ход экономического развития [3, с. 10].
Налоговая система любой страны сформирована на следующих основных методологических подходах:
1) равные доходы при равных условиях должны облагаться равными по величине налогами;
2) ставка налога должна быть единой для всех предприятий независимо от формы собственности и вида деятельности;
3) система должна быть комплексной и умело сочетать различные способы налогообложения;
4) система должна дополняться комплексом налоговых льгот, носящих целевой и адресный характер;
5) налоговые льготы должны отвечать стратегическим целям экономической политики;
2 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ И КОНТРОЛЬ РАСЧЁТОВ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ: СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ
2.1 Виды налогов и сборов, уплачиваемых филиалом организации, пути их оптимизации и порядок составления налоговых деклараций
Основными налогами, уплачиваемыми ОАО «Гомсельмаш», являются: налог на добавленную стоимость – 10 %, 20 %, подоходный налог (13 %), налог на прибыль (18%), налог на недвижимость (1,15%), экологический налог (по расчету), отчисления в инновационный фонд. По каждому из перечисленных налогов (кроме подоходного) составляются и передаются в налоговую инспекцию по месту регистрации налоговые декларации.
Объектами налогообложения налога на добавленную стоимость в организации являются:
1) обороты по реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав на территории Республики Беларусь (включая сдачу имущества в аренду (лизинг), безвозмездную передачу имущества (кроме передачи имущества в пределах одного собственника), реализацию товаров (работ, услуг) своим работникам и т. д.);
2) ввоз товаров на территорию Республики Беларусь.
При расчете налога на добавленную стоимость согласно положению об учетной политике организация ведет отдельный учет оборотов по реализации продукции (товаров, работ, услуг) по филиалам, облагаемых по различным ставкам. Также обязательно осуществляется ведение книги покупок в установленном законодательством порядке.
Общая сумма налоговых вычетов по товарам (работам, услугам), имущественным правам между оборотами по реализации распределяется методом удельного веса.
При передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав филиалам и обособленным подразделениям ОАО «Гомсельмаш» исчисление и уплата налога не производится.
При передаче в пределах ОАО «Гомсельмаш» товаров (работ, услуг), имущественных прав суммы налога, уплаченные при их приобретении (ввозе), получателю не передаются.
ОАО «Гомсельмаш» предоставляет налоговые декларации в ИМНС по налогу на добавленную стоимость ежемесячно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовой работе были рассмотрены теоретические основы организации бухгалтерского учета и контроля расчетов по налогам и сборам.
На основании проведенного исследования модно сделать следующие выводы. Налоги могут стимулировать или, наоборот, ограничивать деловую активность, способствовать развитию тех или иных отраслей предпринимательской деятельности, создавать предпосылки для снижения издержек производства и обращения предприятий, для повышения конкурентоспособности национальных предприятий на мировом рынке.
Налоговые платежи и их величины обусловлены обязанностью, которая определяется соответствующими законодательными актами.
При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. В настоящее время основой единой налоговой системы является Налоговый кодекс, в котором и раскрыта сущность налоговой системы. Общая часть Налогового кодекса была принята в декабре 2002 года. Она устанавливает систему налогов, сборов (пошлин), взимаемые в бюджет Республики Беларусь и основные принципы налогообложения.
Изучив налоговую систему в Республике Беларусь можно сделать вывод, что в области налогового законодательства требует существенной доработки вопрос предоставления налоговых льгот. Совершенствование уплаты прямых налогов на предприятия должно быть получено не повышением налоговых ставок, а равномерным распределением налоговой нагрузки (в том числе и предоставления льгот), расширением налоговой базы.
Каждая организация для соблюдения требований законодательства в ведении бухгалтерского учёта, обеспечении непрерывности в учёте и сопоставимости данных за различные периоды исходя из организационной структуры, производственных и отраслевых особенностей разрабатывает и осуществляет учётную политику.
Также в курсовой работе был рассмотрен бухгалтерский учет и контроль расчетов по налогам и сборам на примере хозяйственной деятельности ОАО «Гомсельмаш». В ходе изучения постановки бухгалтерского учета, организационной структуры бухгалтерии было определено, что распределение обязанностей, учёт и контроль за расчетом налогов и сборов обеспечивает снижение риска возникновения ошибок и предупреждают негативные последствия по искажению отчетности и перечислению налогов в бюджет.
Немаловажное значение имеет автоматизация бухгалтерского учёта, что позволяет бухгалтерии быстро и правильно отражать расчеты по начислению и удержанию налогов.
1. Адаменкова, С.И. Налогообложение: пособие / С.И.Адаменкова, О.С. Евменчик, - Минск: Элайда, 2009. – 256 с.
2. Бабук, И.М. Экономика предприятия : учеб. пособие для студентов технических специальностей / И. М. Бабук. – Мн.: «ИВЦ Минфина», 2006.- 327 с.
3. Барсегян, Л.М. Налоги и налогообложение: курс лекций / Л.М. Барсегян. – Мн: Акад. Упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2009. – 147 с.
4. Герасимова, В. Лозунг налогового момента/ В.Герасимова // Национальная экономическая газета. – 2015. -№ 13. – С.3.
5. Герасимова, В. Налоговые приоритеты: современность и мобильность / В.Герасимова // Национальная экономическая газета. – 2015. -№ 17. – С.13.
6. Григорьева, А. Налоги ушли на долги бюджетников и АПК / А.Григорьева // Национальная экономическая газета. – 2015. -№ 24. – С.3.
7. Домбровская, Е. Н. Налоги и налогообложение : курс лекций / Е. Н. Домбровская, Е. А. Коровушкин. – Витебск: УО «ВГТУ», 2013. – 86 с.
8. Дявго, М.А. Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль в 2016 году / М.А. Дявго // Главный бухгалтер. – 2016. - № 18. – С.10-12.
9. Ковальчук, Т.В. Практика применения налогового законодательства в 2015 году в отношении порядка исчисления и уплаты налога на недвижимость / Т.В. Ковальчук // Налоги Беларуси. – 2015. - № 42(378). – С.21-29.
10. Кухальская, Т. Основные аспекты формирования учетной политики по бухгалтерскому учету / Т. Кухальская // Моя бухгалтерия. Все для годового отчета. – 2015. - № 2. – С.67-81.
11. Лазарь, М.В. Налоговое администрирование в 2015 году / М.В. Лазарь // Налоги Беларуси. - 2015. - № 4(340). - С.46-54.
12. Лешко, В.Н. Сравнительный анализ традиционной и упрощенной систем налогообложения / В.Н. Лешко // Планово-экономический отдел. – 2010. - № 5(83). – С.8-12.
13 .Миронова, Т.Н. Налоги и налогообложение : учебное пособие / Т.Н Миронова. – Минск: УО БГУ, 2002. – 85 с.
14. Налоговый Кодекс Республики Беларусь (Особенная часть) № 166-З от 19 декабря 2002 года : принят палатой Представителей // Национальный реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2003. - № 4. - № 2/920.
15 .Новик, С. Налог на прибыль: все о льготах, предоставляемых отдельным категориям плательщиков / С. Новик // Главный бухгалтер. – 2011. - № 8. – С.25-27.
16. О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения: Закон Республики Беларусь от 31 декабря 2013 г. № 96-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2014. – 2/2094.
17. О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения: Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2015 г. № 343-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2016. – 2/2343.
18. О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 24 декабря 2014 г. N 42: Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29 декабря 2015 г. № 30 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2016. – 8/30585.
19 .О мерах по обеспечению своевременной уплаты подоходного налога с физических лиц и отдельных страховых взносов: Указ Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2006 г. № 71 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – 1/7231.
20. О бухгалтерском учете и отчетности: Закон Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 57-З // Нац. реестр правовых актов Респ.Беларусь. – 2013. – № 2/2055.
21. Об установлении типового плана счетов бухгалтерского учёта, утверждении Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учёта и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов: постановление Министерства финансов Республики Беларусь, 29 июня 2011 г., № 50 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011. - № 8/24548.
22. Официальный сайт Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь [Электронный ресурс] ‒ Режим доступа: http://www.nalog.gov.by/ru/. Дата доступа: 12.09.2016 г.
23. Панова, О.В. Исчисление экологического налога за хранение отходов производства / О.В. Панова // Налоги Беларуси. – 2015. - № 22(358). – С.34-39.
24. Попкова, Р.С. Новации в исчислении и уплате земельного налога в 2016 году / Р.С. Попкова // Налоги Беларуси. – 2016. - № 6(390). – С.30-36.
25. Римкевич, Л. Памятка об особенностях исчисления налогов за 2014 год / Л. Римкевич // Моя бухгалтерия. Все для годового отчета. – 2015. - № 1.- С.13-19.
26. Палицын, В.А. Бухгалтерский учёт, анализ и аудит: учебное пособие / В.А.Палицын. – Минск: Выш.шк., 2010 – 510 с.
27. Пупко, Г.М. Аудит и ревизия: Учебник / Г.М. Пупко. – Мн.: Книжный Дом; Мисанта, 2005. – 512 с.
28.Теория финансов: учебное пособие / Н.Е.Заяц, М.К.Фисенко [и др.]; под ред. Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко.- Мн.: Выш.шк., 1998. – 368 с.
29. Шарендо, Е.В. Ставки налога на землю и недвижимость: об актуальных вопросах применения / Е.В. Шарендо // Планово-экономический отдел. – 2016. - № 5(155). – С.18-21.
30. Шарендо, Е.В. Налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство / Е.В. Шарендо // Планово-экономический отдел. – 2014. - № 6(132). – С.5-7.
31. Экономическая теория. Практикум: учеб. пособие / А.С. Головачев [и др.]: под ред. А.С. Головачева. – Мн.: Выш.шк., 2006. – 446 с.