Введение
1 Теоретические основы бухгалтерского учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению
1.1 Экономическая сущность и значение социального страхования и обеспечения в Республике Беларусь, основные принципы организации расчетов по нему. Понятие, цель и функции персонифицированного учета застрахованных лиц
1.2 Цель, задачи, принципы и организация бухгалтерского учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению
1.3 Краткая экономическая характеристика ООО «AйТиСаппортМи»
2 Бухгалтерский учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению
2.1 Виды отчислений (удержаний), производимых организацией в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения, порядок их начисления и использования
2.2 Бухгалтерский учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению
2.3 Отчетность организаций перед внебюджетным фондом социальной защиты населения
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Социальная защита населения выражается в том, что государство гарантирует своим гражданам материальную поддержку при утрате ими трудоспособности в результате старости, инвалидности, потере кормильца, при рождении ребенка, уходом за детьми в возрасте до трех лет, и других случаев предусмотренных законодательством Республики Беларусь. Все они финансируются из соответствующих фондов социального обеспечения.
Объектом налогообложения для исчисления страховых взносов признаются выплаты, вознаграждения и иные доходы, начисляемые работодателем в пользу работника по всем основаниям.
Тема социального страхования и обеспечения является одной из актуальных тем в нашей стране, т.к. как страховые взносы предназначены для мобилизации средств по реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.
В условиях нестабильной экономики, когда происходят все вероятные политические и экономические потрясения, финансовые кризисы значительное значение приобретает социальная защита населения. Современный этап становления социально- ориентированной рыночной экономики Республики Беларусь требует создание действенного механизма формирования страховых взносов в Фонд социальной защиты населения, что дает возможность работникам организаций в будущем быть материально обеспеченными.
Тема «Бухгалтерский учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению» является актуальной и современной темой, так как система социальной защиты населения существует практически во всех странах, и необходимость в ней для конкретного гражданина обусловлена наступлением обстоятельств, исключающих возможность создания его трудом условий для удовлетворения основных жизненных потребностей. Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению связан с себестоимостью продукции (работ, услуг), которая прямо влияет на финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия.
С одной стороны социальное страхование и обеспечение является главным институтом защиты человека. С другой стороны – расходы по социальному страхованию и обеспечению занимают важное место в системе бухгалтерского учета хозяйствующих субъектов, так как являются составной частью себестоимости продукции и оказывают прямое влияние на результат финансово-хозяйственной деятельности организаций.
Таким образом, актуальность темы курсовой работы обусловлена необходимостью исследования организации бухгалтерского учета расчетов
1 Теоретические основы бухгалтерского учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению
1.1 Экономическая сущность и значение социального страхования и обеспечения в Республике Беларусь, основные принципы организации расчетов по нему. Понятие, цель и функции персонифицированного учета застрахованных лиц
Организация системы социальной защиты является одной из важнейших функций государства, так как это сфера жизненно важных интересов населения. При этом ее качественные и количественные показатели свидетельствуют об уровне социального и экономического развития государства и общества. Право на социальную защиту – это признанная международным сообществом и гарантированная государством возможность человека удовлетворять свои физиологические, социальные и духовные потребности в объеме, необходимом для поддержания достойной жизни.
В Республике Беларусь под воздействием экономических, социально-
политических, идеологических, правовых факторов произошли существенные изменения в системе и содержании законодательства по социальному страхованию. Национальная система социального страхования сформировалась с учетом мирового опыта и специфики исторического наследия, а также
экономического, социального и культурного развития страны.
Как отмечает А.Н. Аверин, мировая практика выработала три модели социальной защиты:
1) модель Бевериджа - характерна для Великобритании, Австралии, Канады. В ней доминирует государственное социальное обеспечение, финансирование которого несёт на себе налоговая система государства. Все другие институты социальной защиты играют роль дополнительных систем защиты;
2) модель личного и коллективного страхования работников. Характерна для США, Португалии. Развитая система личного страхования является сферой деятельности частных страховых компаний;
3) ядро третьей системы составляет система обязательного социального страхования, которое широко применяется в Германии, Франции, Италии [1, с. 25].
В Республике Беларусь социальное страхование осуществляется по трём направлениям:
-социальное страхование, обеспечивающее выплату пенсий и пособий;
-социальное страхование по безработице;
2 Бухгалтерский учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению
2.1 Виды отчислений (удержаний), производимых организацией в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения, порядок их начисления и использования
Основными нормативными документами, регулирующими порядок начисления и уплаты обязательных страховых взносов ООО «АйТиСаппортМи», являются:
- Указ Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40 «О Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты» [18];
- Закон Республики Беларусь от 31.01.1995 № 3563-XII «Об основах государственного социального страхования» [11];
- Закон Республики Беларусь от 29.02.1996 № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» [13];
- Закон Республики Беларусь от 06.01.1999 № 230-З «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования» [12];
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.1999 № 115 «Об утверждении Перечня выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в БРУПС «Белгосстрах» [22];
- приказ Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 нояб. 2015 г. № 120 «Об установлении перечня и форм ведомственной отчетности на 2016 год и указаний по их заполнению» (в ред. Постановления от 21 июня 2016 г. № 79) (в ред. Постановления от 21 июня 2016 г. № 79) [19].
В соответствии Законом Республики Беларусь от 29 февраля 1996 г. №138-XIII «Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» [13] ООО «АйТиСаппортМи» уплачивает обязательные страховые взносы в размере 34 %, из заработной платы работников удерживается 1 %.
Объектом для исчисления данных видов платежей являются все виды выплат в денежном и натуральном выражении, начисленных в пользу работников ООО «АйТиСаппортМи» по всем основаниям независимо от
Заключение
Подведем итоги и сделаем выводы.
В курсовой работе на тему «Бухгалтерский учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению» на примере ООО «AйТиСаппортМи» были изучены теоретические основы бухгалтерского учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению, составлена краткая экономическая характеристика ООО «AйТиСаппортМи», охарактеризована организация бухгалтерского учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению.
Социальная защита может осуществляться в виде социального обеспечения и минимальных социальных гарантий.
Социальное обеспечение обычно включает социальное страхование и социальную помощь. Социальное страхование – это основное направление социальной защиты, предназначенное для материального обеспечения населения в случае наступления социальных рисков.
Государственное социальное страхование представляет собой систему пенсий, пособий и других выплат гражданам Республики Беларусь за счет средств государственного страхового фонда – Фонда социальной защиты населения.
Порядок производства и величина отчислений на социальное страхование и обеспечение регулируется соответствующими нормативно-правовыми актами.
Одно из важных мест во всей системе учета организации, по праву занимает учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению, так как связан с себестоимостью продукции (работ, услуг), которая прямо влияет на финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия.
ООО «АйТиСаппортМи» осуществляет разработку программного обеспечении.
Анализ деятельности ООО «АйТиСаппортМи» свидетельствует о повышении эффективности его деятельности в 2015 году по сравнению с 2014 годом.
ООО «АйТиСаппортМи» применяет упрошенную систему налогообложения с ведением бухгалтерского учета.
ООО «АйТиСаппортМи» начисляет и перечисляет в полном объеме и в установленные сроки обязательные страховые взносы, взносы на профессиональное пенсионное страхование и иные платежи в бюджет Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, ведет учет начисленных и перечисленных обязательных
1. Аверин, А.Н. Государственная система социальной защиты населения : учеб. пособие / А.Н. Аверин. – М. : РАГС, 2009. – 124 с.
2. Анищенко, Н. И. 10 ограничений в расчетах с ФСЗН и Белгосстрахом, о которых должен помнить каждый бухгалтер / Н.И. Анищенко // Главный бухгалтер. – 2016. – № 1. – С. 59–62.
3. Борисенко, Н. Персонифицированный учет: форма ПУ-1, ПУ-2 и ПУ-3 / Наталья Борисенко // Кадровик. Управление персоналом. - 2015. – № 1. – С. 19–29.
4. Бухгалтерский и налоговый учет, финансовый анализ и контроль: учеб. пособие для вузов / под общ. ред. А.О. Левкович, О.А. Левковича. – Минск: Амалфея, 2012. – 728 с.
5. Бухгалтерский учет : учеб. / С.Р. Богомолец [и др.]. – М. : МФПУ Синергия, 2013. – 720 c.
6. Бухгалтерский учет и отчетность : учеб. пособие для вузов / под ред. Д.А. Ендовицкого. – М. : КНОРУС, 2015. – 360 с.
7. Бухгалтерский учет: учеб. для вузов / П.Г. Пономаренко [и др.].
– Минск: Выш. шк., 2013. – 543 с.
8. Гапеенко, Т. Бухгалтерский учет расчетов с ФСЗН / Т. Гапеенко // Моя бухгалтерия. 2014. – № 19. – С. 37–40.
9. Дражин, В. В. Отдельные особенности в расчете пособий за счет средств ФСЗН и Белгосстраха / В.В. Дражин // Бюллетень Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. - 2013. – № 12. – С. 42–49.
10. Ермолович, Л. Л. Анализ хозяйственной деятельности предприятия : учеб. пособие / Л. Л. Ермолович. – Минск : Совр. шк., 2010. – 416 с.
11. Закон Республики Беларусь от 31 января 1995 г. «Об основах государственного социального страхования» (в ред. Закона Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. № 334-З) (в ред. Закона Республики Беларусь от 14 июля 2014 г. № 186-З) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр. – Минск, 2016.
12. Закон Республики Беларусь от 06.01.1999 г., № 230-З «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования (в ред. Постановления от 14 марта 2014 г. № 24/13/9) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр. – Минск, 2016.
13. Закон Республики Беларусь от 29 февраля 1996 г. №138-XIII «Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» (в ред. Закона Республики Беларусь от 14 июля 2014 г. № 186-З) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр. – Минск, 2016.
14. Закон Республики Беларусь от 5 января 2008 г. №322–3 «О профессиональном пенсионном страховании» (в ред. Закона Республики Беларусь от 14 июля 2014 г. № 190-З) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр. – Минск, 2016.
15. Козырев, С. Н. Подготовка кадров: что нужно знать при исчислении подоходного налога и отчислений в ФСЗН / С.Н. Козырев // Главный бухгалтер. Зарплата. – 2014. – № 3. – С. 24–27.
16. О бухгалтерском учете и отчетности: Закон Республики Беларусь от 12 июля 2013 (в ред. Закона от 4 июня 2015 г. № 268-З) № 57–З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр. – Минск, 2016.
17. О вопросах социального обеспечения: Указ Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2015 г. № 534 // Национальный реестр правовых актов Респ. Беларусь: сб. правовых актов. – 2016. – № 3. – С. 15-16
18. О Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты: Указ Президента Республики Беларусь 16 января 2009 г. № 40 (в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2015 г. № 534) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр. – Минск, 2016.
19. Об установлении Перечня и форм ведомственной отчетности на 2016 год и указаний по их заполнению: Приказ Министерства труда и социальной защиты от 30.11.2015 № 120 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр. – Минск, 2016.
20. Об утверждении Инструкции о порядке расчета коэффициентов платежеспособности и проведения анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования: Постановление Министерства финансов и Министерства экономики Респ. Беларусь от 27 дек. 2011 г. № 140/206 (в ред. Постановления от 22 февраля 2016 г. № 9/10) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр. – Минск, 2016.
21. Об утверждении Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета: Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 29 июня 2011 г. № 50 (в ред. Постановления от 30 июня 2014 г. № 46) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр. – Минск, 2016.
22. Об утверждении Перечня выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 января 1999 г. № 115 (в ред. Постановления от 24 июля 2014 г. № 718) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр. – Минск, 2016.
23. Об утверждении Положения о порядке постановки на учет и снятия с учета плательщиков обязательных страховых взносов: Постановление Министерства труда и социальной защиты от 10 июля 2009 г. № 197 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр. – Минск, 2016.
24. Об утверждении Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь 16.01.2009 № 40 (в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2015 г. № 534) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр. – Минск, 2016.
25. Об утверждении форм документов и Инструкции по формату документов персонифицированного учета: Постановление правления фонда социальной защиты Республики Беларусь от 29 июня 2009 г. № 10 (в ред. Постановления от 27 июня 2016 г. № 10-218) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр. – Минск, 2016.
26. Папковская, П. Я. Бухгалтерский учет: учебное пособие / П. Я. Папковская. – Минск: Выш.шк., 2010. – 328 с.
27. Свечникова, Е. Г. Взносы в ФСЗН / Е. Г. Свешникова // Налоги Беларуси. – 2016. – № 22. – С. 51–55.
28. Сулейманова, Г.В. Социальное обеспечение и социальное страхование / Г.В. Сулейманова. – Ростов нД : Экспертн. бюро, 2007. – 351 с.
29. Щерба, О. М. Персонифицированный учет / О. М. Щерба // Налоги Беларуси. – 2014. – № 45. – С. 26–30.
30. Щеткина, М. А. Приоритеты государственной политики в области социальной защиты на современном этапе / М. А. Щеткина // Проблемы управления. – 2016. – № 2. – С. 23–30.
31. Перечень видов заработка и (или) иного дохода, из которых производится удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей : утв. постановлением Совета Министров Респ. Беларусь от 12 авг. 2002 г., № 1092 (в ред. Постановления от 14 июля 2016 г., № 551).