ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ – ВАЖНЕЙШИЙ РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Сущность, значение, виды рентабельности организации
1.2 Показатели и методика расчета рентабельности
1.3 Оценка уровня и динамики рентабельности производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции в Республике Беларусь
ГЛАВА 2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Характеристика организации и эффективность использования ее ресурсного потенциала
2.2 Оценка уровня и динамики рентабельности производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции
2.3 Финансовое состояние, платежеспособность организации и их оценка
ГЛАВА 3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ
3.1 Пути повышения рентабельности продукции растениеводства
3.2 Пути повышения рентабельности продукции животноводства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйствующего субъекта привлекает внимание широкого круга участников рынка, заинтересованных в результатах его деятельности.
Чтобы обеспечить выживание организации в современных условиях, управленческий персонал должен в первую очередь иметь возможность оценить реальное финансовое положение своей компании и ее существующих потенциальных конкурентов.
Целью любой организации является прибыль, также она является самым важным объектом экономического анализа. Однако размер самой прибыли не может характеризовать эффективность предприятия в использовании его ресурсов. Одним из основных показателей, характеризующих эффективность компании, является ее рентабельность. Относительная изменчивость, в общих чертах, характеризует значимость ресурсов, выделяемых вновь приобретенным (прибыльным) ресурсам. Поэтому важно рассчитать показатели прибыльности в бизнесе и проанализировать их динамику. Это актуальность темы курсового проектирования.
Сельское хозяйство является одной из важнейших отраслей народного хозяйства. Оно производит продукты питания для населения, сырье для перерабатывающей промышленности и другие потребности общества. Поэтому актуальной проблемой является проблема повышения эффективности отрасли.
Эффективность – это сложная экономическая категория, в которой наиболее важным аспектом деятельности организации является ее результативность. Показатель рентабельности является общим показателем экономической эффективности сельскохозяйственного производства. Рентабельность означает прибыльность, доходность организации. Она рассчитывается путем сравнения валового дохода или прибыли с затратами или ресурсами. На основе анализа средних уровней рентабельности можно определить, какие виды продуктов и какие хозяйственные подразделения обеспечивают большую прибыльность. Это становится особенно важным в современных рыночных условиях, где финансовая стабильность бизнеса зависит от специализации и концентрации производства.
Следует отметить, что показатели рентабельности являются важными элементами, которые отражают факторную среду формирования прибыли предприятий. В результате они должны проводить сравнительный анализ и оценку финансового состояния предприятия.
ГЛАВА 1 РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ – ВАЖНЕЙШИЙ РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Сущность, значение, виды рентабельности организации
Любая целесообразная деятельность человека связана с проблемой эффективности. В любом случае эффективность определяется рачительностью, экономичностью хозяйствования и измеряется результатами, полученными от каждой единицы использованного ресурса (фактора) производства [1, с. 27].
Эффективность производства характеризует его результативность, которая находит свое выражение в росте благосостояния населения страны. Следовательно, эффективность производства можно определить, как оптимальное использование ресурсов в сопоставлении с общественными потребностями [21, c. 54].
Рентабельность – это степень доходности, выгодности, прибыльности бизнеса. Она измеряется с помощью целой системы относительных показателей, характеризующих эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной), выгодность производства отдельных видов продукции и услуг. Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина отражает соотношение эффекта с вложенным капиталом или потребленными ресурсами. Их используют для оценки эффективности деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
Рентабельность – основной показатель эффективности хозяйственной деятельности. Показатели рентабельности рассчитываются как относительные показатели финансовых результатов, полученных предприятием за отчетный период. Экономическое содержание показателей рентабельности сводится к прибыльности деятельности предприятия [23, с. 89].
По значению уровня рентабельности можно оценить долгосрочное благополучие предприятия, то есть способность предприятия получать достаточную прибыль на инвестиции.
Для долгосрочных кредиторов инвесторов, вкладывающих деньги в собственный капитал предприятия, данный показатель является более надежным индикатором, чем показатели финансовой устойчивости и ликвидности, определяющиеся на основе соотношения отдельных статей баланса [23, c. 56].
ГЛАВА 2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Характеристика организации и эффективность использования ее ресурсного потенциала
Коммунальное унитарное предприятие «Минская Овощная фабрика» относится к сельскохозяйственным предприятиям и расположено в Минской области.
Вышестоящее ведомство – это Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь. Предприятие специализируется на вы-пуске мясомолочной продукции. Предприятие самостоятельно обеспечивает себя кормовой базой. На сельхозугодиях выращиваются: зерновые и зернобобовые; картофель; овощи открытого грунта; рапс и другие культуры.
Органам управления предприятия является руководитель.
Предприятие является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс и имущество на праве хозяйственного ведения, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные личные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеет расчетный и другие счета в учреждениях банков, имеет печать с изображением государственного герба Республики Беларусь и своим наименованием, а также соответствующие штампы.
Управление предприятием осуществляется на основании Устава на основе сочетания принципов самоуправления трудового коллектива и прав собственника. Управление всей производственно-хозяйственной деятельностью осуществляет руководитель. Ему подчиняются главный бухгалтер, главный агроном, главный экономист, юрисконсульт и заместители.
Основным структурным подразделением, которое занимается операциями по управлению стимулирования труда на предприятии, является отдел труда и заработной платы, который непосредственно подчиняется заместителю директора по идеологической работе и управления персоналом.
В своей деятельности отдел труда и заработной платы постоянно взаимодействует и с другими структурными подразделениями предприятия. В своей деятельности данные подразделения руководствуются действующими нормативными и правовыми актами Республики Беларусь, государственными стандартами Республики Беларусь, действующими на территории Республики Беларусь Межгосударственными и международными стандартами, документами системы менеджмента качества предприятия, Уставом предприятия, коллективным договором, приказами и распоряжениями директора, нормами и правилами по охране труда и пожарной безопасности, правилами внутреннего трудового распорядками, Положениями об отделах.
ГЛАВА 3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ
3.1 Пути повышения рентабельности продукции растениеводства
Пути увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду продукции. Основными их направлениями являются увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества, реализация ее на более выгодных рынках сбыта.
Пути и направления снижения затрат на производство и реализацию продукции рассматриваются с точки зрения способов достижения оптимального сочетания уменьшающихся издержек и повышающегося качества. Этого можно достичь тремя основными путями: техническими, организационными и экономическими.
Технические способы снижения себестоимости продукции реализуются в более совершенных и производительных средствах труда. Организационные предполагают наиболее удачное сочетание во времени и в пространстве соединения средств труда, предметов труда и рабочей силы. Экономические воплощаются в создании мотивационных механизмов, обеспечивающих достижение наилучших результатов при наименьших затратах, в альтернативных вариантах решения производственных задач.
Пути снижения себестоимости:
1. Повышение технического уровня производства. Это внедрение новой, прогрессивной технологии, механизация и автоматизация производственных процессов; улучшение использования и применение новых видов сырья и материалов; прочие факторы, повышающие технический уровень производства. Снижение себестоимости может произойти при создании автоматизированных систем управления, использования ЭВМ, совершенствовании и модернизации существующей техники и технологии. Уменьшаются затраты и в результате комплексного использования сырья, применения экономичных заменителей, полного использования отходов в производстве. Большой резерв таит в себе и совершенствование продукции, снижение уровня затрат материалов и труда, снижение веса машин и оборудования.
2. Совершенствование организации производства и труда. Снижение себестоимости может произойти в результате изменения в организации производства, формах и методах труда при развитии специализации производства; совершенствования управления производством и сокращением затрат на него; улучшение использования основных фондов; улучшение материально-технического снабжения; сокращения транспортных расходов; прочих факторов, повышающих уровень организации производства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью управления рентабельностью предприятия является определение путей оптимизации величины прибыли как в целом, так и от отдельных видов деятельности. Объектом управления является бухгалтерская прибыль (убыток), представляющая собой конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации и оценки статей бухгалтерского баланса.
Основная цель анализа рентабельности состоит в выявлении тенденций и пропорций, сложившихся в распределении прибыли за отчетный период по сравнению с планом в динамике. По результатам анализа разрабатываются рекомендации по формированию прибыли, изменению пропорций в распределении прибыли и наиболее рациональному ее использованию.
В современных рыночных отношениях планирование экономической деятельности всех предприятий и фирм является важной предпосылкой свободного производства и предпринимательства, распределения и потребления ресурсов и товаров. Главной целью планирования является получение максимальной прибыли. Основными средствами для ее достижения могут быть выбраны два известных способа роста доходов предприятия: за счет экономного распределения применяемых ресурсов и на основе приращения используемого капитала. Первый путь ориентирует производителей на планирование снижения затрат, второй – на повышение результатов производства.
Планирование прибыли и рентабельности – это процесс определения и расчета компанией прибыли на основе имеющегося объема производства и использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов и других расходов.
Планирование прибыли и рентабельности является составной частью финансового планирования и важный участок финансово-экономической работы на предприятии. Планирование прибыли производится раздельно по всем видам деятельности предприятия. Это не только облегчает планирование, но и имеет значение для предполагаемой величины налога на прибыль, так как некоторые виды деятельности не облагается налогом на прибыль, а другие – облагаются по повышенным ставкам.
В данной работе достигнута поставленная цель и решены все необходимые задачи. По итогам изучения системы управления прибылью и рентабельностью организации КУП «Минская Овощная фабрика» необходимо сделать ряд выводов и обобщений.
1. Абрютина, М. С. Экономический анализ торговой деятельности: учеб. пособие / М. С. Абрютина. – М.: Дело и Сервис, 2000. – 512 с.
2. Адаменкова, С. И. Анализ хозяйственной и финансовой деятельности: учеб. - метод. пособие / С.И. Адаменкова. – Минск: Элайда, 2011. – 352 с.
3. Акулич, В. В. Критерии эффективности использования средств на со-держание трудовых ресурсов в торговых организациях / В. В. Акулич // Экономика. Финансы. Управление. – 2014. – № 1. – С. 70–75.
4. Бабаш, Л. П. Методика анализа эффективности деятельности субъектов хозяйствования / Л. П. Бабаш. // Бухгалтерский учет и анализ. – 2015. – № 1. – с. 31.
5. Валевич, Р. П. Экономика торгового предприятия / Р. П. Валевич, Г. А. Давыдова. – Минск: Выш. шк., 2010. – 367 с.
6. Грузинов, В. П. Экономика предприятия: учебное пособие. / В. П. Грузинов, В. Д. Грибов. – М.: Финансы и статистика, 2014. – 404 с. 9
7. Кантор, Е. Л. Экономика предприятия / Е. Л. Кантор, Г. А. Маховикова, В. Е. Кантор – СПб.: Питер, 2009. – 224 с.
8. Кеплер, В. Л. Экономика предприятия / В. Л. Кеплер. – М.: Владос, 2013. –480 с.
9. Киперман, Г. Оценка финансовой устойчивости коммерческой организации / Г. Киперман // Финансовая газета. – 2015. – № 7. – С. 5
10. Когденко, В. Г. Методология и методика экономического анализа в системе управления коммерческой организацией: монография / В. Г. Когденко. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008. – 543с.
11. Кунцман, М. В. Экономическая теория: курс лекций / Кунцман М. В. – М.: МАДИ, 2015. – 208 с.
12. Лебедева, С. Н. Экономика торгового предприятия: учеб. пособие для вузов Лебедева С. Н., Казиначикова Н. А., Гавриков А. В. – 3-е изд., испр. – Минск: Новое знание, 2003. – 239 с.
13. Лесневская, Н. Комплексный анализ деятельности торговой организации / Н. Лесневская // Планово-экономический отдел. – 2009. – № 9. – С. 38–43.
14. Макарьева, В. И. Анализ финансово–хозяйственной деятельности организации / В. И. Макарьева, Л. В. Андреева. – М.: Финансы и статистика, 2014. – 264 с.
15. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Минск, 2018. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/.
16. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. / Г. В. Савицкая – 4–е изд., перераб, и доп. – М.: ИНФРА–М, 2008. – 512 с.
17. Савицкая, Г.В. Экономический анализ: – 11-е изд., исправл, и доп./ Г. В. Савицкая – М.: «Новое знание», 2005. – 650
18. Самойленко, О. Б. Практика анализа финансово-хозяйственной дея-тельности по итогам года / О. Б. Самойленко // Налоговый учет для бухгалтера. – 2015. - № 1. – С. 22-24
19. Хэлферт, Э. Техника финансового анализа / Э. Хэлферт. - М.: Аудит, 2001. - 487 с.
20. Чечевицына, Л. Н. Анализ финансово – хозяйственной деятельности: Учебное пособие д/вузов / Л. Н. Чечевицына, И. Н. Чуев. – Изд. 3 – е, доп. и перераб. Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 384 с.
21. Экономика предприятия: учеб. пособие / Л. Н. Нехорошева, Н. Б. Антонова, М. А. Зайцева и др.; под ред. Л. Н. Нехорошевой. – Минск: Выш. шк., 2003. – 383 с.
22. Экономика предприятия: учебник / под ред. В. Я. Горфинкеля. – 6-е изд., перераб, и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 383 с.
23. Экономический анализ в торговле: учеб. пособие для вузов / под ред. М. И. Баканова. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 400 с.
24. Экономический анализ в торговле: учеб. пособие / М. И. Баканов, И. М. Дмитриева, Л. Р. Смирнова и др.; под ред. М. И. Баканов. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 397 с.