ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ
1.1 Роль подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в повышении экономической эффективности организации
1.2 Основные формы обучения, повышение квалификации и подготовки кадров в условиях рыночной экономики
2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ НА АГРОКОМБИНАТ ХОЛМЕ
2.1 Технико-экономическая характеристика Агрокомбинат Холмеч
2.2 Анализ количественного и качественного состава персонала Агрокомбинат Холмеч и их соответствие потребностям предприятия
2.3 Анализ основных этапов и методов повышения квалификации кадров, действующих на Агрокомбинат Холмеч
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ, РАБОЧИХ НА АГРОКОМБИНАТ ХОЛМЕЧ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Совершенствование и развитие материально-вещественных факторов производства и, прежде всего разработка, внедрение и освоение новых технологий требует систематического повышения как общего культурно-технического и профессионального уровня работников, так и повышения квалификации в пределах конкретных трудовых функций. В таком повышении заинтересованы и предприятия, и сами работники, поскольку требования к качеству рабочей силы постоянно повышается.
Вопросы подготовки, переподготовки и повышение квалификации рабочих кадров в условиях рыночной отношений приобретают особую актуальность.
В современных условиях перед профессиональным обучением рабочих кадров вcтал целый ряд принципиально важных задач, обусловленных потребностями адаптации предприятий к рынку, проведением модернизации и перепрофилирования производств и изменением требований к качеству рабочей силы.
Современное производство предъявляет высокие требования к рабочим кадрам и системе подготовки, переподготовки и повышение квалификации в условиях рыночных отношений. В ходе научно-технического прогресса одни профессии исчезают, другие появляются. Уплотняется трудовой ритм, меняются технические средства. Все это порождает необходимость в новых формах подготовки, переподготовки и повышение квалификации рабочих кадров.
Объектом исследования данной работы является Агрокомбинат Холмеч, КСУП.
Техническая политика, проводимая на предприятии, обеспечивает постоянное совершенствование технологических процессов повышение качества продукции.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ
1.1 Роль подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в повышении экономической эффективности организации
Согласно Трудовому кодексу Республики Беларусь работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям.
В современных условиях важнейшим условиям развития фирмы, авторитета ее на рынке и повышения конкурентоспособности являются корпоративные знания. Деятельность руководства по обучению и повышению квалификации сотрудников, собственная работа сотрудников в этом направлении, мощная система информационного поиска новаций и нововведений – все это должно работать на идею постоянного повышения и совершенствования корпоративного знания.
Вот почему в последнее время руководители многих фирм и организаций пристальное внимание уделяют созданию систем корпоративной подготовки специалистов, прежде всего работе учебных центров и учебных отделов.
Развитие персонала – комплекс мер, включающих профессиональное обучение выпускников школ, переподготовку и повышение квалификации кадров. Цель развития персонала – обеспечение организации хорошо подготовленными работниками, в соответствии с ее целями и стратегией развития.
Переход к рыночным отношениям означает кроме всего прочего высокую динамику измерение требований к качественным параметрам рабочей силы. При этом выявляются важные сдвиги в отношении роли и значения отдельных компонентов ее качества.
2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ НА АГРОКОМБИНАТ ХОЛМЕЧ
2.1 Технико-экономическая характеристика Агрокомбинат Холмеч
В 2015 году деревне Холмеч присвоен статус агрогородка. Хозяйство получило современное название – КСУП «Агрокомбинат «Холмеч».
Пригородное расположение предприятия определило его специализацию - производство овощей защищенного грунта.
В настоящее время общая площадь теплиц составляет 13,4 га, из них на площади 10 га выращиваются огурцы, на площади 3 га – томаты, на площади 0,4 га – цветы. На площади 7,4 га находится питомник, в котором растут 45 тысяч саженцев карликовой яблони.
Одним из первых в области «Холмич» внедрило голландскую технологию выращивания овощей в защищенном грунте. В результате урожайность выросла с 16,6 кг овощей с каждого квадратного метра в 1996 году до 41,04 кг в 2017 году.
Важнейшим в выполнении программы по энергосбережению был ввод в 2017 году новой газовой котельной мощностью 36 Гкал на обогрев теплиц площадью 7,4 га. Общие инвестиционные затраты составили 7,3 млрд. руб.
Четверть продукции собственного производства реализуется через торговую сеть, которая представлена тремя торговыми павильонами, двумя магазинами и выездной торговлей на рынках.
Овощи пользуются спросом не только в Гомеле, области и республике, но и в России (Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Мурманск).
Цель маркетинговой стратегии предприятия — достижение взаимовыгодных условий в ценовой политике. Результат — высококачественные овощи, выращенные предприятием КСУП Агрокомбинат Холмеч, всегда на столе у потребителя.
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ, РАБОЧИХ НА АГРОКОМБИНАТ ХОЛМЕЧ
Проанализировав процесс обучения и повышения квалификации на Агрокомбинат Холмеч рассмотрим следующие направления по совершенствованию использования этих процессов.
В настоящее время у наших специалистов по подготовке работников наибольший интерес вызывает модульная система обучения, предложенная Международной организацией труда.
В основе этой системы лежит учебная программа (модуль), включающая строго установленный объем знаний и практических навыков, которые необходимы для качественного выполнения производственного задания и дополнительных функций, обусловленных соответствующими квалификационными стандартами или требованиями 16.
Модульный подход к обучению включает два элемента: составление программы обучения для каждой конкретной работы и обеспечение средствами повышения эффективности самого процесса подготовки.
Модульные программы создаются, прежде всего, для обучения стандартным профессиям, однако благодаря своей гибкости они более эффективны для стран с переходной экономикой.
Данные программы могут использоваться как в стационарных учебных заведениях, так и при обучении на производстве.
Модульная система профессионального обучения, будучи более гибкой, чем традиционная система, быстрее реагирует на стремительную смену технологий, потребности рынка труда. Система предусматривает индивидуальный подход, тесный психологический контакт между обучающим и обучаемым, что позволяет выявлять способности последнего.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблемы подготовки, переподготовки и повышение квалификации рабочих кадров, способных конкурировать в условиях рыночных отношений, по ряду важных причин приобретает особую актуальность. Во-первых, сказываются неблагоприятные тенденции на рынке рабочей силы. Современное производство предъявляет все более жесткие требования к профессиональным качествам рабочих кадров. Идет сокращение численности рабочих мест. Во-вторых, обостряется конкуренция за рабочие места внутри трудовых коллективов.
Идет объективный процесс отторжения рабочих кадров с низкими профессиональными качествами. В-третьих, профессиональное образование и квалификация в личностном плане не просто выступают характеристиками того или иного рабочего, но и становятся для него гарантией социального благополучия, условиям его конкурентоспособности на рынке труда.
Проведя исследования по теме: «Организация процесса обучения и повышения квалификации кадров и его социально-экономическая эффективность на Агрокомбинат Холмеч были сделаны следующие выводы. На конец 2017 года наблюдалось сокращение численности по всем категориям занятых по сравнению с 2015 годом. Это свидетельствует о том, что завод сокращает объемы производства. Также существует проблема старения кадров. Руководству предприятия и бюро по подготовке кадров необходимо уделять внимание, тому, какими методами и приемами они в дальнейшем смогут привлекать на завод молодежь.
Было выяснено, что всевозрастающая потребность в квалификационных рабочих кадрах обусловливает совершенствование системы подготовки кадров, нахождение новых путей повышения ее эффективности.
На предприятии организуются следующие виды обучения персонала, обеспечивающие его непрерывность: подготовка новых рабочих;
1 Абрютина, М. С. Анализ финансово–экономической деятельности предприятия / М. С. Абрютина, А.В. Грачев. – М. : Дело и Сервис, 2010. – 180 с.
2 Семенова Е. В. Возможности инновационного типа развития. Экономист, № 2, 2016.– 266 с.
3 Зайцев, Н. Л. Экономика промышленного предприятия : учебник / Н. Л. Зайцев – М. : ИНФРА М. – 2002 г. – 384с.
4 Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. Учебник М.: Финансы и статистика, 2011.– 322 с.
5 Айвазян, С. А. Основы эконометрики / С. А. Айвазян. – М. : ЮНИТИ–ДАНА, 2001. – 432 с.
6 Гарнаев, А. Ю. Excel, VBA, Internet в экономике и финансах / А. Ю. Гарнаев. – СПб. : БХВ–Петербург, 2003. – 816 с.
7 Камминг, С. VBA для «чайников» / Стив Камминг. – 3–е изд., пер. с англ. – М. : Издательский дом «Вильямс», 2001. – 448 с.
8 Хамлова Ольга. АВС–анализ: методика проведения / Ольга Хамлова // Управление компанией. – 2016. – № 10. – с.197
9 Алексеева А.И., Васильев Ю.В., Малеева А.В., Ушвицкий Л.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / А.И. Алексеева, Ю.В. Васильев, А.В. Малеева, Л.И. Ушвицкий. – М.: КНОРУС, 2017. – 672с.
10 Ионова А.Ф., Селезнёва Н.Н. Финансовый анализ: Учеб. / А.Ф. Ионова, Н.Н.Селезнёва. – М.: ТК Велби, Проспект, 2017. – 624с.
11 Маркарьян, Э.А. Управленческий анализ в отраслях: учебное пособие / Э.А. Маркарьян, С.Э. Маркарьян, Г.П. Герасименко. – М.: ИКУ«Март», Ростов н/Д.: Издательский центр Март, 2017 – 320 с.
12 Денисова, А.Л. Организация коммерческой деятельности: управление запасами / А.Л. Денисова, Н.В. Дюженкова. – Тамбов: Изд–воТГТУ., 2017. – 80с.
13 Фридман, A.M. Экономика предприятий торговли и питания потребительского общества / A.M. Фридман. – М.: Издательско–торговая корпорация Дашков и К, 2008 – 628 с.
14 Баканов, М.И. Экономический анализ в торговле / под ред. М.И.Баканова. – М.: «Финансы и статистика»., 2016.
15 Ковалев, В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры / В.В.Ковалев. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 560 с.
16 Ильющенко Е.В. Маркетинг на предприятии / Е.В. Ильющенко. – Мн: Экоперспектива, 2000. – 473 с. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности.
17 Багиев Г.Л. и др. Маркетинг: Учебник для вузов / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич, Х. Анн; Под общей редакцией Г.Л. Багиева. – М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 2001.
18 Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. 11-е изд. / Ф. Котлер. – СПб.: Питер, 2003.
19 Мелентьева Н.И., Бичун Ю.А. Маркетинговые коммуникации (теоретические и методические основы) / Под ред. Г.Л. Багиева: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.
20 Наумов В.Н. Поведение потребителей: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002.
21 Портер М. Конкуренция. – М., Издательство «Вильямс», 2003.
22 Светуньков С.Г., Литвинов А.А. Конкуренция и предпринимательские решения. – Ульяновск: Издательство «Корпорация технологий продвижения», 2000.
23 Светуньков С.Г. Методы маркетинговых исследований. Учебное пособие. – СПб.: Издательство ДНК, 2003.
24 Томилов В.В., Бабкина Л.Н., Песоцкая Е.В. и др. Менеджмент. Учебник / Под ред. В.В. Томилова. – М.: Юрайт-Издат, 2003.
25 Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. – М.: ИНФРА-М. – 2000.
26 Черкасов В.А. Теоретические основы конкурентоспособности: Препринт. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004.
27 Энджел Д., Блэкуэлл Р., Миниард П. Поведение потребителей – СПб: Питер Ком, 1999.