ВВЕДЕНИЕ
1 МИНИСТЕРСТВО ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ, ЕГО ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ
1.1 Министерство по налогам и сборам и его структура
1.2 Задачи и функции Министерства по налогам и сборам
2 СТРУКТУРА НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
2.1 Налоговые органы, их права и обязанности
2.2 Структура инспекций Министерства по налогам и сборам, задачи и права
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Изучение понятия налогов и складывающихся из них систем налогообложения является неотъемлемой составляющей современного экономического развития любого общества.
Налоги выступают наиважнейшим необходимым звеном экономических отношений в обществе. Они выступают в качестве основного источника доходной части бюджетов всех уровней и являются наиболее эффективным инструментом в механизме государственного регулирования социально-экономических отношений.
Обложение налогами располагается на стыке абсолютно всех социально-политических и финансовых интересов сообщества. От эффективности и рациональности распределения между плательщиками налогового бремени, зависит успех индивидуальной и совместной предпринимательской деятельности, а, следовательно, и богатство нации в целом.
Проведя анализ налоговой системы страны можно сделать выводы о типе государства, о прочности его правой базы и целевой направленности бюрократического аппарата, призванного обеспечивать поддержку этих основы. Налоги выступают мощным орудием в руках тех лиц, кто задает социально-политические и экономические ценности в стране. Однако действующая в нашей стране налоговая система вызывает множество нареканий со стороны предпринимателей, экономистов, государственных чиновников, журналистов и рядовых налогоплательщиков.
Министерство по налогам и сборам играет ключевую роль в этом процессе. Он проводит и осуществляет государственную налоговую политику, а также обеспечивает соблюдение налоговой политики и устраняет все нарушения в этой области. Как ведущий разработчик налоговой политики, он ведет реестр налогов и сборов. Министерство разрабатывает предложения по совершенствованию налоговой системы и ее переходу на глобальные стандарты. Для этого необходимо принять международные правила и соглашения, упростить не только национальное, но и международное налогообложение, что укрепило бы внешние экономические отношения и процессы интеграции в регионе.
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы провести анализ деятельности Министерства по налогам и сборам, выявить основные проблемы и рассмотреть возможные пути развития.
1 МИНИСТЕРСТВО ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ, ЕГО ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ
1.1 Министерство по налогам и сборам и его структура
Управление финансами является неотъемлемой частью общей системы управления социально-экономическими процессами в обществе. Управление управляется историческими, экономическими и политическими условиями и подчиняется финансовой политике государства. Осуществление финансовой политики в качестве цели финансового управления осуществляется через государственные органы финансового регулирования.
Общее управление финансами в Республике Беларусь осуществляется высшими законодательными и исполнительными органами государства: парламентом, президентским аппаратом, правительством. В частности, палата представителей Национального собрания рассматривает и утверждает бюджет страны, отчет о его исполнении, устанавливает республиканские налоги и сборы. Президент подписывает законы (в том числе по финансовым вопросам) или, используя свое конституционное право, возвращает закон или некоторые из его положений до завершения в парламенте. Правительство Республики Беларусь рассматривает проект государственного бюджета, другие финансовые документы и представляет их на рассмотрение и утверждение парламенту. Правительство несет ответственность за принятие финансовых решений, направленных на осуществление принятых законов.
Оперативными органами являются Министерство финансов, Министерство налогов и сборов, Национальный банк, Государственный таможенный комитет, Комитет по ценным бумагам при Совете Министров, ФСЗН. Они осуществляют финансовую, бюджетную, налоговую, денежно-кредитную политику, утвержденную парламентом, Президентом и Правительством Республики Беларусь, разрабатывают проект форм и методов финансовых отношений и публикуют инструкции после их утверждения. Они контролируют соблюдение установленных форм, методов финансовых отношений. Изучают их эффективность. Они вносят свои предложения по совершенствованию форм и методов финансовых отношений Национальному собранию.
2 СТРУКТУРА НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
2.1 Налоговые органы, их права и обязанности
Самым главным, в формировании налоговой системы, является организация участников налоговых отношений. Речь идет, с одной стороны, о государстве, представленном налоговыми органами, и, с другой стороны, о плательщиках и других лицах. Плательщики налогов, являются организациями и физическими лицами, которые в соответствии с налоговым кодексом обязаны платить налоги, сборы (пошлины). К организациям-плательщикам относятся юридические лица Республики Беларусь, иностранные юридические лица и международные организации, простые товарищества, хозяйственные группы. К плательщикам – физическим лицам относятся граждане Республики Беларусь, граждане иностранного государства, лица без гражданства. В соответствии со статьей 6 Налогового кодекса налог считается установленным, если определены плательщики и элементы налогообложения:
1. Объектом налогообложения являются обстоятельства, при которых налоговое законодательство предполагает возникновение налогового обязательства (обязательства по уплате налогов, сборов).
2. Налоговая база является физической, ценной или иной характеристикой объекта налогообложения, рассматриваемой как основа для расчета определенной налоговой суммы.
3. Налоговая ставка представляет собой стоимость налоговых сборов за единицу измерения налоговой базы.
4. Налоговый период – период времени, в конце которого определяется налоговая база и сумма налога, подлежащая уплате.
5. Процедура расчета налогов, сборов (пошлин). Плательщик самостоятельно вычисляет сумму налога, который должен быть оплачен.
6. Порядок и сроки оплаты налогов, сборов (пошлин).
Эти шесть налоговых элементов являются обязательными. При установлении налога, сбора (пошлины) могут предусматривать налоговые льготы и основания для их использования плательщиком. Налоговые льготы –это льготы, предоставляемые некоторым категориям плательщиков по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не платить налог или платить их на меньшую сумму.
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Налоговая политика является неотъемлемой частью социально-экономической политики страны. Она развивается и изменяется с приоритетами государства.
Учитывая цели и задачи, которые государство решает на определенном этапе, формируется его налоговая политика, уровень налоговой нагрузки и структура налогов.
В Республике Беларусь налоговая система активно реформируется с 2005 года. Это связано с желанием войти в тридцать стран по рейтингу условий ведения бизнеса. Согласно последнему отчету наша страна заняла 38 место, однако существует потенциал для улучшения данного показателя.
Сегодня все понимают, налоги являются гарантом благосостояния страны, потому что они составляю более 75% доходов бюджета.
Чтобы определить основные направления совершенствования налоговой системы, необходимо сосредоточить внимание на налоговых системах развитых стран, поскольку наши возможности централизации финансовых ресурсов и экономического потенциала не сопоставимы. Однако в отношении перспектив развития, следует помнить о постепенной переориентации налоговой системы Республики Беларусь, главным образом на прямое налогообложение, которое будет возможно при росте стабильности экономического положения и увеличении доходов населения.
Необходимо также отметить, что в налоговых системах почти всех зарубежных стран в дополнение к прямым налогам широко используются косвенные платежи: налог на добавленную стоимость, акцизные пошлины, налоги с продаж. Таким образом, в США важным источником бюджетных доходов является налог с продаж. Учитывая, что косвенные налоги передаются потребителю, в тяжелых экономических условиях их доля должна быть уменьшена.
Совершенствование налоговой системы должно:
‒ уменьшить общее налоговое бремя для законопослушных налогоплательщиков. Для этого необходимо добиться более равномерного распределения налогового бремени; уменьшить налоговое бремя по фонду оплаты труда; разрешить вычет из подоходного налога всех разумных расходов, необходимых для ведения бизнеса;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Налоги всегда были одной из самых важных категорий государственных финансов. Некоторые считают, что налоги непомерно велики, некоторые что их слишком много, но все сходятся в одном – они необходимы для нормального функционирования и развития государства. Таким образом, основным инструментом в руках государства должна быть налоговая политика, способная решать возникающие проблемы. Цель государства – создать налоговую систему, которая позволяла бы финансовым ресурсам покрывать все государственные расходы, не нарушая при этом предел изъятия средств налогоплательщика, который определяет возможности более широкого воспроизводства.
С одной стороны, серьезные социальные программы требуют солидного дохода, но с другой стороны, высокий уровень налогов обычно не дает развивать экономику, препятствуют прибыльности для бизнеса. Налоги не должны оказывать приоритетного влияния на процесс принятия коммерческих решений; их размер и способ оплаты не должны зависеть от выбора формы коммерческой деятельности и характера распределения прибыли. Необходимо, чтобы налоговая политика правительства была направлена на создание благоприятного финансового климата в стране, стимулирование сбережений и инвестиций.
Налоги в компании выполняют ряд важных задач, которые могут быть сокращены до трех основных функций: регулирующая, стимулирующая и фискальная. В настоящее время существует довольно большое количество различных налогов, которые можно классифицировать по определенным характеристикам.
Принцип справедливости особенно важен в распределении налогового бремени между налогоплательщиками. Поэтому налоговое бремя всех налогоплательщиков должно распределяться равномерно и справедливо.
Однако могут возникнуть проблемы в реализации налоговой политики.
Как уже отмечалось, важно обосновать оптимальную долю изъятий доходов предприятий в бюджете, в котором объединяются интересы государства и налогоплательщиков и которые не препятствуют экономическому прогрессу. Но на практике часто очень сложно определить этот процент вывода и оптимальную процентную ставку.
В настоящее время налоговая система Республики Беларусь включает большое количество налогов и налогов. У каждого свои особенности.
1. Абрамчик, Л. Я. Финансовое право Республики Беларусь / Л.Я. Абрамчик. – Гродно : ГрГУ, 2002. – 129 с.
2. Бюджет Республики Беларусь. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/Финансы Республики Беларусь. Дата доступа 10.09.2018.
3. Киреева, Е. Ф. Национальная налоговая система Беларуси: основные этапы становления и развития / Е. Ф. Киреева // Социально-экономическое развитие организаций и регионов Беларуси : эффективность и инновации : м-лы докладов Межд. науч.-практ. конференции. – 2017. – С. 28–31.
4. Лазурина, О. М. Налоги и налогообложение : учебное пособие / О. М. Лазурина. – Ярославль : МФЮА, 2014. – 220 с.
5. Налоги и налогообложение: учебник/ Н.Е. Заяц и др.; под общ. ред. Н.Е. Заяц, Т.Е. Бондарь, И.Н. Алешкевич. 5-е изд., испр. и доп. Минск: выш.шк., 2008. 320 с.
6. Налогообложение: учеб. пособие / А.А. Савицкий. Минск: выш. шк., 2007. 192 с.
7. Налоги и налогообложение: учеб. Пособие / Е.Ф. Киреева [и др.]. Минск: БГЭУ, 2012. 447 с.
8. Налоговый кодекс Республики Беларусь: Общая часть. Мн.: Национальный центр правовой информации РБ, 2003 г. № 8, 2/933.
9. Налоги и их применение в финансово-экономических расчетах, ценообразовании (теория, практика) / С.И. Адаменкова, О.С. Евменчик. 3-е изд., доп и перераб. Мн.: Элайда, 2005. 568 с.
10. Налоговая система Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Министерство финансов Республики Беларусь. – Режим доступа: https://myfin.by/wiki/term/nalogovaya-sistema-respubliki-belarus. –
11. Налоговый контроль: учеб пособие / Под редакцией Е.Ф. Киреевой, А.И. Лукьяновой. Минск: БГЭУ, 2008. 219 с.
12. Национальная экономика Беларуси: учебник / В.Н. Шимов [и др.]; под ред. В.Н. Шимова. 3-е изд. Минск: БГЭУ, 2009. 751 с.
13. О республиканском бюджете на 2018 год [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 31 дек. 2017 г., № 86-З // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
14. Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение: теория и практика. В 2 т. Т. 1 : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Г. Пансков. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 336 с. — Серия : Бакалавр. Академический курс
15. Черник, Д. Г. Теория и история налогообложения : учебник для академического бакалавриата / Д. Г. Черник, Ю. Д. Шмелев ; под ред. Д. Г. Черника. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 364 с. — Серия : Бакалавр. Академический курс.
16. Финансы: Курс лекций / Л.М. Барсегян, Т.Г. Струк. Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2006.
17. Финансы и кредит: учеб. пособие для подготовки к экзаменам / Л.Г. Колпина [и др.]; под ред. М.И. Ноздрина-Плотницкого. Минск: современная школа, 2011. 352 с.
18. Ханкевич, Л. А. Налоги и налоговое право Республики Беларусь / Л. А. Ханкевич. – Минск : РИВШ, 1999. – 184 с.
19. Щепотьев, А. В. Налоги и налогообложение : учебное пособие / А. В. Щепотьев, С. А. Яшин. – Тула : НОО ВПО НП «Тульский институт экономики и информатики», 2011 . – 161 с.
20. Юткина, Т. Ф. Налоги и налогообложение : учебник / Т. Ф. Юткина. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 576 с.