Бюджетирование играет важнейшую роль в развитие предприятия и в получении наиболее высокой прибыли. Управление предприятием невозможно без финансового планирования работы предприятия, а также контроля за выполнением разработанных финансовых планов. Поэтому планирование и контроль результата деятельности предприятия стали невозможными без формирования бюджета как основного инструмента гибкого управления и служащего для обеспечения достоверной информацией. В нём отражаются результаты планирования и контроля в виде определённых финансовых данных. С его помощью разрабатывается стратегия эффективного развития предприятия в условиях конкуренции, а также неопределённости в условиях рыночной экономики и он служит важным инструментом достижения его целей.
Бюджетирование – один из основных инструментов управления организацией. Оно давно и активно используется управления организациями как технология финансового планирования. Однако немногие управления организации рассматривают бюджетирование как реальный инструмент управления эффективностью бизнеса и достижения стратегических целей и задач. Наиболее «продвинутые» российские предприятия уже успешно применяют процедуру бюджетирования для планирования своей деятельности. Однако у практиков, имеющих опыт бюджетирования, есть вопросы, требующие разъяснений. Что же говорить о тех отечественных управления организациях, которые только сейчас начинают внедрение бюджетных процессов.
У организации, которая хочет преуспеть в конкурентной борьбе, должен быть план стратегического развития. Успешные управления организации создают такой план не на основе статистических данных и их проекции на будущее, а базируясь на видении того, какой должна стать управления организация через определенное время. И только после этого они решают, что следует сделать сегодня, чтобы оказаться в намеченной точке завтра.
В процессе достижения поставленных целей возможны отклонения от заданного маршрута, поэтому на каждом «повороте» предприятию приходится просчитывать различные варианты своих дальнейших действий. Инструментом для таких расчетов и является бюджетирование.
Бюджет коммерческих расходов предназначен для определения затрат на продвижение и реализацию продукции на рынке. Бюджет коммерческих затрат целесообразно составлять одновременно с бюджетом продаж, поскольку: он непосредственно связан с бюджетом продаж; планируется одним и тем же подразделением (отделом сбыта). К коммерческим расходам относятся: затраты на продвижение товара; расходы по хранению, страхованию, складированию продукции; маркетинг и реклама; заработная плата сбытового персонала, как постоянная, так и переменная части; расходы на командировки и представительство; комиссионные посредникам; доставка собственным транспортным или другим каналам; премиальные; упаковка и тому подобное.
Торговля представляет собой самостоятельную отрасль народного хозяйства, обеспечивающую хранение, транспортировку и продажу предметов народного потребления. Задачи торговли заключаются в доведении до населения товаров. При этом деятельность организаций торговли неизбежно связана с осуществлением довольно сложных функций, обусловленных особенностями данной отрасли. Например, закупка товаров у производителей и их транспортировка, подсортировка, подработка товаров, продажа и другие. При выполнении этих функций торговые организации несут определенные расходы – расходы на реализацию.
Расходы на реализацию являются сложной социально-экономической категорией интерес, к которой постоянно возрастает по мере становления рыночной экономики. Столь широкая заинтересованность расходами торговли определяется тем, что они связаны с решением разнообразных практических задач по обслуживанию населения и удовлетворению его потребностей. Таким образом, существует объективная необходимость в осуществлении определенных действий в сфере общественного воспроизводства. Представляя собой некоторый результат таких действий, расходы проявляются в виде затрат, выраженных в денежной форме, порой превышая, как это нередко имеет место в настоящее время, доходы. На различных стадиях товарного кругооборота и под его воздействием они приобретают соответствующие характеру конкретного вида деятельности объемы и структуру.
Затраты, издержки и расходы во многих лингвистических источниках трактуются как синонимы. Так, в знаменитом словаре русского языка С.И. Ожегова приводятся следующие определения: «… издержки – израсходованная на что-нибудь сумма, затраты»; «… затраты – то, что истрачено, израсходовано» ; «…расход – затраты, издержки; потребление, затраты чего-нибудь для определенной цели» [5, с. 172]. Хотелось бы отметить, что в зависимости от особенностей производственной деятельности характеристики затрат, издержек и расходов видоизменяются, они перевоплощаются друг в друга. Это обусловлено тем, что выделяются три уровня организации деятельности: отдельная деятельность, действие и операция. В связи с этим рассмотрение торгового процесса предполагает анализ затрат по данной деятельности, действий по доведению товаров до потребителей и расходов. Мнение автора совпадает с мнением Власенко И.Л, которые утверждают, что затраты – это использование ресурсов, необходимых для производственной деятельности организации независимо от сферы деятельности (материальных, финансовых, трудовых) [9, с. 22].
Согласно учетной политике (Приложение А) в ТУП «Брестская межрайонная торговая база» существуют следующие особенности учета расходов на реализацию. На счете 44 «Расходы на реализацию» ведут учет на следующих субсчетах:
- Субсчет 2 «Издержки обращения розничной торговли»;
- Субсчет 3 «Издержки обращения общественного питания».
По этим субсчетам отражать все расходы, связанные с продажей товаров и реализацией продукции собственного производства. Аналитический учет ведут по статьям затрат в книге К-22.
Отдельно в конце месяца составляется расчет на остаток товаров по статье «транспортные расходы». Расчет издержек обращения на остаток товаров производить с корректировкой учетных данных по счету 41.1 путем увеличения их стоимости на сумму торговой надбавки, рассчитанную по сложившемся в отчетном периоде уровню.
Списание товарных потерь на издержки обращения производиться по следующим нормам: по предприятиям торговли продовольственными товарами в размере 0,04% от товарооборота за меж инвентаризационный период, по предприятиям торговли промышленными товарами в размере 0,03% от товарооборота за межинвентаризационный период. Списание потерь товаров в связи с «забывчивостью покупателей» производится по нормам, утвержденным Министерством торговли Республики Беларусь от 27.10.1999 года № 113, за счет текущей прибыли организации.
- Субсчет 4 «Издержки заготовок» - учитывать расходы по заготовительной деятельности.
Недостатком управленческого учета ТУП «Брестская межрайонная торговая база» является то, что бухгалтерия использует систему бюджетирования в целом, а следовательно, не составляет бюджет расходов на реализацию, что не позволяет своевременно и качественно осуществлять контроль данного вида расходов.
В настоящее время управление торговой компанией невозможно без использования системы управленческого учета. Хорошо организованный управленческий учет не только обеспечивает контроль за текущей деятельностью организации, но и создает предпосылки для ее успешной работы в будущем.
Неотъемлемым элементом управленческого учета является система бюджетирования. Бюджетирование представляет собой процесс построения и исполнения бюджета – согласованного и сбалансированного финансового плана деятельности и развития организации (или ее отдельных подразделений). Использование системы бюджетирования создает для организации ряд преимуществ:
Главное отличие издержек обращения от себестоимости продукции заключается в том, что в затратах торговли отсутствует стоимость закупаемых товаров, она просто сохраняется. Это вытекает из особенностей кругооборота средств в сфере обращения, имеющего форму «деньги–товар–деньги». В ней происходит закупка уже произведенных товаров и осуществляются дополнительные затраты на доведение их до потребителей. Кроме того, в своей основе все указанные понятия означают одно и то же: это затраты предприятия, связанные с выполнением определенных операций по осуществлению основного вида деятельности – торговли. Таким образом, расходы на реализацию представляют собой общественно необходимые затраты финансовых, трудовых и материальных ресурсов, обеспечивающие выполнение торговлей своих функций и задач по приобретению товаров (кроме оплаты их покупной стоимости), хранению и реализации, а также административные расходы.
Что касается классификации расходов на реализацию товаров, то вышеизложенные принципы классификации расходов торговых организаций ориентированы в основном на задачу их учета, планирования и анализа. Рассмотрение расходов на реализацию с точки зрения управления ими требует расширение классификационных группировок с целью максимального использования тех или иных характеристик затрат для реализации функциональных задач торговли.
Глубокое понимание сущности расходов на реализацию товаров позволяет овладеть механизмом управления расходами, следовательно, и механизмом регулирования финансовых результатов хозяйственной деятельности организаций сферы обращения.
Для каждой конкретной организации форматы бюджетов управленческих и накладных расходов в целом будут определяться спецификой ее бизнеса, но есть ряд общих положений, которые следует помнить. Управленческие и коммерческие расходы планируют в отдельных бюджетах в силу различий в методах прогнозирования и оценки их эффективности. Назначение бюджета общеорганизационных расходов – определить общие и административные расходы, необходимые для существования предприятия или фирмы как организации, юридического лица. Два типа расходов отличаются по методике планирования. Первые включают те статьи затрат, которые связаны именно с отдельным видом деятельности. Второй тип состоит из расходов, которые можно подсчитать только для управления организации в целом, а затем разложить по видам бизнесов или продукции. В небольших управления организациях вместо двух бюджетов общеорганизационных управленческих и коммерческих расходов может составляться один - бюджет общеорганизационных расходов.
ТУП «Брестская межрайонная торговая база» – добровольное объединение граждан, создано в соответствии с решением общего собрания учредителей, по территориальному признаку на основе объединения членам имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной производственной и
1. Акатьева, М.Д. Бухгалтерский учет и анализ: учеб. для вузов / М.Д. Акатьева, В.А. Бирюков. - М. : ИНФРА-М, 2015. - 252 с.
2. Акулич, В.В. Экономический анализ расходов на реализацию/ В.В. Акулич//Планово-экономический отдел. – 2015. – № 8. – С.45-50.
3. Акулич, В.В. Влияние расходов на реализацию на цену товара / В.В. Акулич // Планово-экономический отдел. – 2014. – № 8. – С.37 – 43.
4. Бабченко, Т. Н. Совершенствование классификации расходов на реализацию и расходов на управление / Т. Н. Бабченко // Бухгалтерский учет. - 2015. — № 11. — С. 20—27.
5. Блохина, Т.К. Экономика и управление инновационной организацией : учеб. для бакалавров и магистров / Т.К. Блохина, О.Н. Быкова, Т.К. Ермолаева. - М. : Проспект, 2015. - 432 с.
6. Бухгалтерский учет : учеб. для вузов / П.Г. Пономаренко, А.В. Медведев, А.Н. Трофимова, Н.Н. Затолгутская, Н.В. Пузенко ; под ред. П.Г. Пономаренко. - Минск : Выш. шк., 2013. - 543 с.
7. Бухгалтерский учет и отчетность : учеб. пособие для вузов / под ред. Д.А. Ендовицкого. - М. : КНОРУС, 2015. - 360 с.
8. Верещагин, С. А. Управленческий учет затрат по центрам ответственности / С. А. Веращагин // Бухгалтерский учет. - 2014. — № 11. — С. 28—32.
9. Власенко, И. Л. Управленческий учет затрат торговых организаций / Ирина Власенко / Моя бухгалтерия. Промышленность. - 2015. — № 7. — С. 22—31.
10. Верешко, Н. Н. Управленческие расходы как объект бухгалтерского учета / Н. Н. Верешко // Бухгалтерский учет. - 2014. — № 8. — С. 93—97.
11. Дашкевич, А. Порядок формирования операционного бюджета / Александр Дашкевич // Торговая газета. - 2015. — № 19/20. — С. 16—18.
12. Ивашкевич, В.Б. Управленческий учет и анализ в промышленности : учеб. пособие для вузов / В.Б. Ивашкевич. - М. : Магистр, 2014. - 127 с.
13. Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов : утв. постановлением М–ва финансов Респ. Беларусь от 30 сен. 2011 г., № 102: в ред. Постановления от 31 дек. 2013 г., № 96 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2013. – № 12. – 8/24697.
14. Инструкция о порядке составления бухгалтерской отчетности : утв. постановлением М-ва финансов Респ. Беларусь от 31 окт. 2011 г., № 111: в ред. Постановления от 10 дек. 2013 г., № 84 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2013. – № 11. – 8/24675.
15. Карпова, Т.П. Учет, анализ и бюджетирование денежных потоков : учеб. пособие для вузов / Т.П. Карпова, В.В. Карпова. - М. : Вузовский учеб., 2016. - 302 с.
16. Керимов, В.Э. Бухгалтерский управленческий учет : учеб. для вузов / В.Э. Керимов. - М. : Дашков и К, 2014. - 484 с.
17. Кондраков, Н.П. Бухгалтерский управленческий учет : учеб. пособие для вузов / Н.П. Кондраков, М.А. Иванова. - М. : ИНФРА-М, 2015. - 352 с.
18. Косарев, В.В. Управленческий учет: учеб. пособие / В.В. Ковалев, О.Н. Волкова – Москва: Проспект: Велби, 2014. – 420 с.
19. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности : учеб. пособие для вузов / А.И. Алексеева, Ю.В. Васильев, А.В. Малеева. - М. : КНОРУС, 2016. - 720 с.
20. Лесных, О. В. Учет затрат на производство и реализацию продукции / О. В. Лесных // Молочная промышленность. - 2015. — № 3 — С. 18—20.
21. Литовченко, В.П. Практические аспекты управленческого учета : учеб. пособие для вузов / В.П. Литовченко. - М. : Дашков и К, 2016. - 214 с.
22. Мусаев, Р. А. Бюджетирование доходов и расходов / Р. Мусаев, П. Суворов // Экономист. - 2014. — № 2. — С. 65—72.
23. Налоговый кодекс Республики Беларусь. Оcобенная часть : закон Респ. Беларусь от 19 дек. 2002 г., № 166-З : в ред. Закона от 30 дек. 2014 г. № 224-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2014. – № 4. – 2/920.
24. О бухгалтерском учете и отчетности : Закон Респ. Беларусь от 12.07.2013 г. № 57 –З: в ред. Закона Республики Беларусь от 4 июня 2015 года №268-З // Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2013. - № 4 – 2/1624.
25. Палий, В.Ф. Международные стандарты учета и финансовой отчетности : учеб. для вузов / В.Ф. Палий. - М. : ИНФРА-М, 2015. - 506 с.
26. Пузанкевич, О. А. Методы оптимизации коммерческих расходов / О. А. Пузанкевич // Вестник Белорусского государственного экономического университета. - 2010. - № 5. - С. 71-77.
27. Раковец, В. Расходы на реализацию и управление как объект анализа, учета и контроля / Виталий Раковец // Налоговый вестник. - 2014. —№ 11. — С. 101 —105.
28. Русель, А. Л. Бюджетирование доходов и расходов организации / А. Л. Русель // ЭФУ. – 2016. – №1. – С. 74-77.
29. Смирнова, Ю. В. Инверсионное бюджетирование как один из методов финансового планирования / Ю. В. Смирнова // Аудитор. - 2014. — № 2. — С. 62—66.
30. Самойлова, Л.В. Организация управленческого учета на предприятии : учеб. для вузов / Г.В. Савицкая. - М. : ИНФРА-М, 2016. - 608 с.
31. Смольский, А.П. Контроллинг расходов организации / А.П. Смольский // Планово-экономический отдел. – 2015. – № 10. – С. 13 – 15.
32. Соколова, А.Ю. Подготовительная работа к мероприятиям по сокращению затрат / А.Ю. Соколова // Экономический анализ. – 2013. – №21. – С. 43-46.
33. Стражева Н.С. Бухгалтерский учет: учебно–методическое пособие / Н.С .Стражева, А.В. Стражев. – Минск: Современная школа, 2010. – 943 с.
34. Сыч, Д. Методы учета затрат / Д. Сыч // Финансы, учет, аудит. - 2010. - № 4. - С. 21-23.
35. Типовой план счетов бухгалтерского учета и Инструкция о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов: утв. постановлением М–ва финансов Респ. Беларусь от 29 июня 2011 г. № 50: в ред. Постановления от 30 июня 2014 г., № 46 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2014. – № 143. – 8/24548.
36. Трофимова, А.Н. Бухгалтерский учет в других отраслях деятельности потребительской кооперации : курс лекций для реализ. содерж. образ. прогр. высш. образ. I ступени / А.Н. Трофимова ; Белкоопсоюз, БТЭУ. - Гомель : БТЭУ, 2014. - 291 с.
37. Трубочкина, М.И. Управление затратами на предприятии / М.И. Трубочкина. – М.: ИНФРА – М, 2012. – 218 с.
38. Фрунзе, В. Себестоимость и экономика предприятия / В. Фрунзе // ЭФУ. – 2014. – №11. – С.17-25.
39. Шафранский, В. Отражаем управленческие расходы / Валерий Шафранский // Главный экономист. - 2016. — № 4. — С. 25—31.
40. Шафранский, В. М. Определяем затраты на производство и реализацию товаров (работ, услуг) / В. М. Шафранский // Налоги Беларуси. - 2015. — № 48. — С. 67—74.