ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Основы нравственного воспитания
1.2 Психолого-педагогические особенности детей раннего подросткового возраста
1.3 Роль внеклассной работы в процессе формирования нравственных качеств учащихся
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У УЧАЩИХСЯ В РАННЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Диагностика воспитанности подростков
2.2 Методические рекомендации по формированию нравственных качеств у учащихся в раннем подростковом возрасте
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ВВЕДЕНИЕ
Соотношение понятий «духовное» и «нравственное» в рамках педагогического процесса воспитания личности школьника самым тесным образом соотносится с тенденциями современной социализации подростка, влияющими на целеполагание, содержание, методы и формы его духовно-нравственного воспитания.
В этой связи можно констатировать тот факт, что особенности и направления воспитания современного подростка должны определяться в первую очередь с учетом протекающего процесса обесценивания в обществе и среде молодежи исконных духовных констант, механизмов взаимосвязи их с моралью и нравственностью.
Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения характерна для любой исторической эпохи, в наше время эта проблема наиболее актуальна. Специфика времени, его особенности на каждом этапе развития общества характеризуются и специфическими задачами. Был пройден этап крушения всех нравственных идеалов, когда нравственный вакуум обезличивал человека и целые нации. Особо подвластно духовно-нравственному опустошению молодое поколение, которому суждено определять будущее любой страны. Исходя их этого, сформировалось осознание необходимости последовательно формировать в сознании молодых людей те ценностные новообразования, которые способны не только вытеснить имеющийся негатив, но и заполнить образовавшуюся пустоту нравственным содержанием.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Основы нравственного воспитания
Проблема нравственного воспитания школьников на сегодняшний день является не только актуальной, но и активно дискутируемой, в связи с чем возникает потребность в первую очередь осмыслить понятие «нравственное воспитание».
В педагогической энциклопедии нравственное воспитание определяется как целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения [17, с. 207]. Из определения видно, что нравственность как личностная характеристика – явление весьма сложное, многоуровневое, объемлющее такие личностные структуры как разум, чувства, воля. Поэтому нравственное воспитание может быть определено как единый процесс воспитания:
- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),
- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),
- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли) [2, с. 7].
Следует признать, что философская категория нравственности всегда волновала отечественных ученых, писателей, публицистов. Так, в учении Н.А.
Выводы по главе 1
Проанализировав педагогическую, психологическую и методическую литературу по выбранной теме, мы можем сделать следующие выводы.
Нравственное воспитание обучающихся всегда являлось одним из самых интересных направлений исследований педагогической науки, поскольку нравственные (моральные) чувства исходят из глубины сознания личности еще в дошкольном возрасте и поддаются коррекции в течение всей жизни.
Для достижения максимального успеха в процессе воспитания нравственных ценностей у учащихся раннего подросткового возраста особенно важно учитывать возрастные особенности школьников, новообразования данного периода, типологию мышления, и в соответствии с ними организовывать воспитательный процесс, выбирать те или иные формы работы.
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У УЧАЩИХСЯ В РАННЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Диагностика воспитанности подростков
В последние годы значительно усилился интерес педагогов и методистов к формированию нравственных ценностей у учащихся. И в то же время не разработанными остаются вопросы мониторинга качества воспитания, отслеживания условий учебно-воспитательного процесса, с помощью которых достигается оптимальный воспитательный эффект.
Особое место отводится диагностике как оценочной процедуре, направленной на выяснение истинного уровня воспитанности. С помощью диагностики педагог определяет, как реализованы педагогические задачи, какие из них требуют дальнейшего решения.
Базой для диагностики сформированности нравственных ценностей была выбрана СШ № г. Минска. В исследовании приняли участие 27 учащихся 6 класса.
Цель диагностики – опытным путем определить уровень сформированности нравственных ценностей у учащихся 6 класса.
В качестве метода диагностики был выбран метод анкетирования. В Приложении 1 к данной работе представлена анкета для исследования и методика ее проведения.
Исследование состояло из трех частей:
- подготовительная работа (выбор методики, количества учащихся, время проведения);
- проведение анкетирования среди учащихся;
- обработка полученных результатов.
Выводы по главе 2
Во второй главе курсовой работы мы привели результаты диагностики сформированности нравственных ценностей. В качестве основного метода было использовано анкетирование, в котором приняли участие 27 учащихся 6 класса.
Диагностика показала, что более половины учащихся обладают средним уровнем развития нравственных ценностей, был выявлен ряд проблем, для решения которых необходимо проводить целенаправленную методическую и воспитательную работу с учащимися и их родителями. Нами были приведены некоторые методические рекомендации, использование которых поможет повысить общий уровень нравственности у учащихся.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав научно-теоретическую литературу по теме и проведя диагностику сформированности нравственных ценностей, мы можем сделать следующие выводы.
Нравственность – это компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания, самовыражения и саморазвития личности, ее добровольного выбора жизненных приоритетов, соответствующих критериям добра, гуманности, совести, личной ответственности; способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира; составная часть комплексного подхода к воспитанию личности; формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение.
Нравственное воспитание – это педагогическая деятельность по формированию у воспитанников системы нравственных знаний, чувств и оценок, правильного поведения.
Большое значение в образовательном и воспитательном процессе уделяется внеурочной деятельности. Именно во время внеурочной деятельности может происходить формирование духовно-нравственных качеств школьников. Внеурочная деятельность – это совокупность всех видов деятельности учащихся, в которой возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Организация внеурочной деятельности предоставляет возможности целенаправленной подготовки, обучающихся к жизни, выступает одной из форм реализации государственного образовательного стандарта общего образования.
1. Алехин, И.А. Педагогика. Учебное пособие / И.А. Алехин, В.Н. Герасимов, Н.Д. Лысаков, В.И. Марченков, Т.С. Сливин. – Монино: ВВА им. Ю.А. Гагарина, 2008. – 169 с.
2. Архангельский, Л.М. Комплексный подход в теории и практике нравственного воспитания / Л.М. Архангельский. – М.: Знание, 2008. – 14 с.
3. Бартули, Г.В. Внеурочная деятельность как средство формирования ключевых компетенций школьников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eduportal44.ru/koiro/enpj/325_20163БартулиГ.В.pdf. – Дата доступа:
4. Бердяев, Н.А. О назначении человека / Н.А. Бердяев. – М.: Республика, 1993. – 149 с.
5. Возрастная и педагогическая психология / под ред. А. В. Петровского. – М.: Просвещение, 2009. – 447 с.
6. Вульфсон, Б.Л. Нравственные императивы и задачи воспитания / Б.Л. Вульфсон // Педагогика. – 2006. – №1. – С. 45–52.
7. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
8. Калечиц, Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися / Т.Н. Калечиц – М.: Просвещение, 1980. – 261с.
9. Колесникова, О.М. Формы внеурочной деятельности школьников / О.М. Колесникова // Вестник научных конференций. – 2018. – № 4-2. – С. 46–48.
10. Кутьев, В.О. Внеурочная деятельность школьников / В.О. Кутьев. – М.: Просвещение, 1983. – 234 с.
11. Маленкова, Л.И. Воспитание в современной школе: кн. для учителя-воспитателя / Л.И. Маленкова. – М.: Ноосфера, 1999. – 300 с.
12. Менчинская, Н.А. Вопросы умственного развития ребенка / Н.А. Менчинская. – М.: Знание, 1972. – 32 с.
13. Москаленко, И.В. Формирование нравственных ценностей обучающихся в образовательном процессе школы: автореф. дис. … канд. пед. наук / И.В. Москаленко. – Кемерово, 2013. – 21 с.
14. Новичихина, Н.В. Методическое пособие по формированию и развитию нравственных качеств личности подростка / Н.В. Новочихова, А.В. Степурко, Е. Тушкова. – Барнаул, 2010. – 136 с.
15. Палагина, Н.Н. Психология развития и возрастная психология / Н.Н. Палагина. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. – 288 с.
16. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640 с.
17. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 527 с.
18. Розин, В.М. Проблемы современности и правильное мышление как способ ориентации в ней / В.М Розин // Картина мира и судьба человека: как смена парадигм в науке и культуре влияет на образ жизни: материалы научно-практической конференции. – Курск, 2013. – С. 14–18.
19. Рябкова, Н.Г. Противоречия гуманизации воспитания в современной школе как педагогическая проблема: дис. … док. пед. наук / Н.Г. Рябкова. – Хабаровск, 1998. – 483 c.
20. Сластенин, В.А. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, В.П. Кашурин. – М.: Академия, 2001. – 480 с.
21. Харламов, И.Ф. Нравственное воспитание школьников / И.Ф. Харламов. – М.: Просвещение, 2007. – 160 с.
22. Холодная, М.А. Интеллектуальное воспитание личности в условиях современного школьного образования / М.А. Холодная // Современная психология. – М.: ИНФРА-М, 1999. – С. 668–680.
23. Чекина, Е.В. Теория нравственного воспитания: история развития и современное состояние: монография / Е.В. Чекина. – Гродно: ГрГУ, 2008. – 119 с.
24. Яушева, И.Н. Внеурочная деятельность в учебно-воспитательном процессе / И.Н. Яушева // Научное и образовательное пространство: перспективы развития: сборник материалов IX Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 107–108.