Введение
1 Социальная политика государства: понятие, причины, цели и методы
2 Социальное неравенство и концепции благосостояния
3 Концепции реализации социальной политики в Республике Беларусь
Заключение
Список литературы
Приложение А
ВВЕДЕНИЕ
Социальная политика относится к числу наиболее актуальных проблем общественной жизни, анализ состояния социальной политики государства и поиск ее альтернативных вариантов являются предметом многочисленных научных дискуссий. В условиях глобализации встают вопросы о способах организации социальной жизни, роли социальных взаимодействий и создании условий для реализации человеческих потребностей в современном обществе. Даже в развитых социальных государствах стабилизация экономического роста зачастую сопровождается усиливающейся дифференциацией уровня жизни, что ограничивает жизненные перспективы для многих групп населения и вызывает обострение социальных проблем.
Как известно, еще с давних времен ученые интересовались такими вопросами, как равенство людей во всем обществе, при этом они рассматривали разделение людей на классы, равенство доходов и благосостояния и т. д. Государство всячески пытается решить данную проблему мерами социальной политики, которая направлена на поддержку менее обеспеченного населения.
Обеспечение качественного уровня жизни и стабильной трудовой деятельности для населения, отсутствие бедности и социального неравенства – это основная цель любого государства. Это подразумевает под собой присутствие социальной политики, которая должна проводиться на всех экономических уровнях. Однако одного присутствия такой политики недостаточно, необходимо решить, какая именно социальная политика будет проводиться, какие выбрать методы и механизмы, чтобы наиболее безболезненно для общества осуществить преобразование в экономике, какую роль отвести государству, определить какова степень зависимости населения от социальных проблем, лежит ли она в основе успешного развития общества, сравнить выбранную политику с опытом зарубежных стран.
Если рассматривать социальную политику с точки зрения функционирования экономической системы, то здесь у нее просматривается двойная роль. При экономическом росте создание высокого уровня качества жизни становится одной из важнейших целей, из этого следует, что в проведении социальной политики закладывается цель экономического роста. Вторая роль заключается в том, что сама социальная политика выступает одним из главных факторов экономического роста. В том случае, если экономический рост не влечет за собой рост благосостояния, то общество теряет мотивацию к эффективной экономической деятельности. Чем выше достигнут уровень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, к их знаниям, культуре и т.д. За этим, непременно, следует более повышенные требования к развития социальной сферы в дальнейшем.
1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ, ПРИЧИНЫ, ЦЕЛИ И МЕТОДЫ
В самом широком смысле социальная политика совпадает с политикой государства в целом, так как любое разумное политическое деяние направлено на улучшение жизни общества. Поэтому социальная политика это, прежде всего, повседневная практика исполнительной и законодательной ветви власти, региональных правительств, органов местного самоуправления и предприятий. Предметом социальной политики является широкий круг социальных, экономических и политических практик и институтов, а также их трансформация. Поскольку предмет включает в себя такие разнообразные институты как образование, здравоохранение, попечительство, пенсионное обеспечение, демографическую политику, инфраструктуру жизни человека, а, соответственно, и всю экономику, то точек приложения для исследования социальной политики существует множество. Однако начнём с базовых определений.
Исследователи Смирнов С.Н. и Сидорина Т.Ю. выделяют широкое и узкое определение социальной политики. В широком смысле под социальной политикой понимается совокупность принимаемых органами государственного управления, работодателями, профсоюзами и другими общественно-политическими структурами решений, направленных на формирование социальной стратегии государства в целях развития общества, создание общественно-приемлемых социальных условий для реализации возможностей и потребностей членов общества.
В узком смысле слова, социальная политика - это перераспределение финансовых ресурсов между различными социальными группами населения, отраслями народного хозяйства с использованием механизмов государственной, налоговой и бюджетной систем [11, с. 25].
Таким образом, уже из первых дефиниций всплывают важнейшие понятия: перераспределение и государственные меры. Политика государства это и есть государственные меры, а перераспределение является их частным случаем, характерным для социальной политики.
А.Н. Аверин определяет исследуемый нами термин социальная политика как деятельность её основных субъектов, направленная на решение социальных проблем в обществе, развитие его социальной сферы, создание условий для жизни людей, обеспечение их социальных потребностей, интересов и гарантий, предоставление социальных услуг [1, с. 9].
2. СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО И КОНЦЕПЦИИ БЛАГОСОСТОЯНИЯ
Рыночная экономика формирует в обществе систему ценностей, в основе которой лежит стремление к материальному успеху. При этом если существенная часть общества его не имеет, то это провоцирует социальную нестабильность.
Проблема социального неравенства белорусского общества – одна из самых ярко выраженных и обсуждаемых в настоящее время. В связи с проводимыми в последние десятилетия социально-экономическими реформами существенно изменились условия жизни белорусов. Высокий уровень инфляции, снижение эффективности производства способствовали существенному расслоению общества и снижению уровня жизни большей части населения. Сокращение поступлений в государственный бюджет стало причиной уменьшения финансирования социальной политики, что вызвало сокращение заработных плат работников бюджетной сферы, пенсий, пособий и других социальных выплат [4, с. 57]. В любом обществе в большей или в меньшей степени всегда существовала проблема справедливого распределения материальных и нематериальных благ между его членами.
Рабовладельческий строй – яркий пример политики социального неравенства. Положение небольшой группы одних (рабовладельцев) всемерно поддерживалось и укреплялось во всех отношениях, тогда как существование других (рабов) фактически не имело ценности. Начиная с зарождения христианства, нарастала и набирала силу иная, противоположная тенденция – идеология и политика, ориентирующаяся на помощь и поддержку «слабым», тем, кто оказывался в катастрофическом положении.
История показывает нам примеры разнообразной социальной политики: такой, где неравенство считается естественным и справедливым; другой, где целью государства и общества было достижение полного социального равенства; и такой, где цель – не сохранение или ликвидация, а поддержание гармонии, равновесия в существующем разделении социальных групп.
В настоящий момент, государство уменьшает степень социального неравенства в экономике путем внедрения прогрессивной системы налогообложения, пособий по безработице, пенсионного обеспечения, медицинского страхования, бесплатного образования, введения ставки минимальной заработной платы, создания различных институтов социальной защиты.
3. КОНЦЕПЦИИ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Каждая страна, стремясь к общим целям, проходит к ним свой путь. Белорусская модель включает специфические черты, отражающие историю нашей страны, традиции народа, его менталитет – с преобладанием таких черт, как коллективизм, взаимопомощь, социальная справедливость. Эти особенности воплотила в себе модель социально-экономического развития Республики Беларусь.
Цель социальной политики белорусского государства – формирование стабильного и высокоразвитого общества, в котором нет нищеты и резких социальных контрастов, достигнут приемлемый жизненный уровень и качество жизни, обеспечены условия для развития человеческого потенциала, имеется достаточная степень общественного согласия и общественной солидарности, а социальные противоречия разрешаются без острых конфликтов. Построение такого общества требует больших усилий и определенного времени.
Итоги 2017 г. свидетельству¬ют о нестабильности демографической ситуации в стране. По оценке, численность населения республики уменьшилась по сравнению с январем на 12,8 тыс. (на 0,1%) и составила на начало 2018 г. 9491,9 тыс. чел. Миграционный прирост сократился в 2 раза и компенсировал естественные потери населения менее чем на четверть (23,2%) В 2017 г. родилось 102,4 тыс. детей, что на 15,4 тыс. меньше (13,1%), чем за соответствующий период 2016 г. В результате общий коэффициент рождаемости уменьшился на 1,6 п.п. и составил 10,8%. Одной из причин падения рождаемости является сокращение численности женщин наиболее активного репродуктивного возраста 20-29 лет (на долю которых приходится более 50% всех рождений), что объясняется малочисленностью поколений женщин наиболее активного репродуктивного возраста. Также отмечается неуклонное старение белорусов. Согласно статистике, за последние годы детей стало меньше на 30%, а пожилых людей больше на 10%. Такая тенденция продолжается с 1999 года, когда детей в стране впервые стало меньше, чем людей на пенсии, – на 1000 трудоспособных приходился 371 ребенок и 375 пенсионеров. Сегодня же «детский» показатель и вовсе снизился до 310. Более того, специалисты отмечают и «потерю» подростков – группы населения от 10 до 19 лет [16].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальная политика - это деятельность государства и других субъектов (профсоюзов, фондов, центров), которая направлена на обеспечение благоприятных условий жизни и труда, смягчение неравенства в распределении доходов и создания условий для обеспечения относительной социальной справедливости и равенства. Она сориентирована на конечные цели и результаты экономического роста и в этом плане является важнейшей составляющей политики экономического роста. Сегодня от социальной политики зависят возможность получить образование, осуществлять профессиональную подготовку кадров, переквалификацию рабочей силы, а также мотивацию к трудовой и предпринимательской деятельности.
Главными направления социальной политики является компенсация выплат с целью защиты населения от инфляции, установление минимального уровня заработной платы, предоставление необходимой помощи наименее защищенным слоям населения. В настоящее время перед государством в условиях рыночной экономики стоит одна из наиболее сложных и противоречивых задач, так с одной стороны, деятельность государства должна быть направлена на обеспечение благосостояния всех групп общества и соблюдение социальной справедливости, а с другой стороны, оно должно ориентироваться на достижение рыночной эффективности.
Соответственно, от грамотного решения этой двойственной задачи, а именно - сочетания эффективности и справедливости - во многом зависит уровень благосостояния общества (общественного благосостояния), то есть зависит напрямую уровень обеспеченности населения необходимыми материальными и духовными благами.
Социальная стратификация всегда связана с социальным неравенством, т.е. неравным доступом к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж, образование и проч. Социальное неравенство находит свое выражение в неравенстве условий жизни, в неравенстве возможностей при достижении желаемых целей и в неравенстве результатов. В различных обществах те или иные аспекты неравенства расценивались как несправедливые, и потому требующие устранения или смягчения, с этой целью и проводится социальная политика государства.
1. Аверин, А.Н. Социальная политика и подготовка управленческих кадров. / А.Н Аверин – М: 2017 .- 124 с.
2. Богданов, И.Я. Безопасность личности и социума как основа совместной социальной политики государства и общества. Современное гражданское общество и социальная безопасность. Сборник статей / И.Я. Богданов. - М.: Норма, 2015. - 559 c.
3. Канаева, О.А. Социальная политика государства и бизнеса: Учебник / О.А. Канаева. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 343 c
4. Кашникова, Т.В. Модернизация системы социальных гарантий государства в неустойчивой экономике /Т.В.Кашникова // Journal of Economic Regulation. 2013.- Т. 4. -№ 2.-С.57.
5. Кокшарова Е. С., Ковбасюк Ю. Е. Проблемы социальной защиты населения // Молодой ученый. — 2017. — №11. — С. 225-227. — URL https://moluch.ru/archive/145/40764/ (дата обращения: 06.11.2018).
6. Костылева, Л. В. Неравенство населения: тенденции, факторы, регулирование / Л. В. Кокшарова. - Вологда: Институт социально-экономического развития территорий РАН, 2015. -123 с.
7. Мартыненко, Т. С. Глобальная социология Г. Тербона: теория социальных неравенств/ Т. С. Мартыненко // Вестник Томского государственного университета. - 2015. - № 391. – С.97-101.
8. Осеев, А. А. Социальное неравенство как фактор социальной напряженности в российском обществе/ А.А. Осеев //Вестник Московского университета - 2014. -№ 2. –С. 68-81
9. Пигу, А. Экономическая теория благосостояния / А. Пигу – М.: Прогресс, 1985.- 190 с.
10. Рэвелльон М. Сравнительные оценки бедности: моногр. Официальный потрал: сайт Всемирного банка. (http://siteresources.worldbank.org/INTRUSSIANFEDERATION/Resources/3054991094736798511/518266-1095316620904/povcom_rus.pdf – Дата обращения:)
11. Смирнов, С.Н. Сидорина, Т.Ю. Социальная политика / С.Н. Смирнов, Т.Ю. Сидорина. - Издательский дом ГУ ВШЭ, М., 2008. -с. 324
12. Уровень официально зарегистрированной безработицы по областям и в г. Минску [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya–statistika/solialnaya–sfera/trud/godovye– dannye/uroven–ofitsialno–zaregistrirovannoi–bezrabotitsy–po–oblastyam–i–g–minsku/ – Дата доступа:
13. Список стран по индексу человеческого развития [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki– Дата доступа: 05.11.2018
14. Социальная политика в зарубежных странах: монография Быковская Ю. В. ЮНИТИ-ДАНА – 2015 год – с.143
15. Социальная политика: сущность, формализация, измерение: монография Федулов Ю. Г., Юсов А. Б. Директ-Медиа – 2015 год – с. 649
16. Что ждет Беларусь в 2018-м [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://vlast.kz/prognozy/26313-cto-zdet-belarus-v-2018-m.html– Дата доступа:
17. Шкиренко Г. А. Благосостояние индивидуальное и общественное – современные тенденции // Вестник ВГУ. -2014.- № 1.- С.15-17.
18. Pareto V. On the economic phenomenon // International Economic Papers. 1953.