ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ STEM ТЕХНОЛОГИИ
1.1 Суть STEM технологии
1.2 Преимущества и недостатки использования STEM технологии
1.3 Применение STEM технологии при обучении
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ STEM ОБУЧЕНИЯ
2.1 Принципы реализации STEM обучения
2.2 Разработка занятий с применением STEM обучения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ВВЕДЕНИЕ
Образование – зеркало будущего страны. В зависимости от того, в чем государство видит свои сильные стороны, зоны роста, оно корректирует национальную образовательную программу, вплоть до самих основ системы образования. В эпоху индустриализации важны были грамотность и владение рабочими навыками. В постиндустриальную эру на первый план вышли технологические аспекты развития молодежи. Результатом стала цифровая революция – с интернетом, повсеместным использованием компьютеров, информационных технологий. Но со временем оказалось, что качество продукта, его производительность, технологичность уже не так важны, как удобство его использования.
Сегодня при создании любого товара приоритетны нематериальные аспекты на стыке эргономики и философии. Это в первую очередь такая потребность человека, как удовольствие от использования. На этом, в частности, был построен успех компании Apple, которая поставила на первое место удовлетворенность пользователя – и сорвала банк.
Соответственно, в образовании такие моменты, как обучение техническим наукам, математике, инженерии, сами по себе перестали быть важны. Их значимость растет по мере понимания роли каждой дисциплины в процессе создания готового решения, за которым стоит человек, использующий его [1].
Прораб-вотчер или проектировщик ЗD – печати в строительстве, разработчик интеллектуальных туристических систем или оператор медицинских роботов – такими, согласно Атласу новых профессий (http://atlas100.ru), будут среди множества других востребованные профессиональные знания, которые начинаются с реализации STEM – технологий в начальном и среднем образовании [2].
Впервые вопросом междисциплинарного и прикладного подхода в образовании озаботились в США, когда американцы столкнулись с серьезной проблемой — при наличии предложений в высокотехнологичных компаниях потенциальные кадры в большинстве своем не обладали достаточной квалификацией. Так, в конце 90-х и зародился STEM-подход к обучению, который сегодня внедряется на государственном уровне в странах, ориентированных на выращивание собственной научно-технической элиты. […]
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ STEM ТЕХНОЛОГИИ
1.1 Суть STEM технологии
В XXI веке от человека требуется не только мастерское владение какой-либо технологией создания продукта (материального или интеллектуального), но и креативного подхода к ее реализации. Простое воспроизведение, уже созданного кем-то ранее, не может привести к успеху. Для этого необходим поиск авторской идеи, ее воплощение в жизнь. В связи с чем, на сегодняшний день, перед отечественной педагогикой встает актуальная проблема подготовки таких выпускников образовательных учреждений, которые могли бы стать генераторами новых идей, и проектировщиками, и доводчиками этих идей до состояния работающих объектов [5].
Включение в STEM-образование творческих дисциплин, которые можно обозначить термином Arts – искусства, расширяет данное направление и обогащает его креативной составляющей. Сегодня наблюдается активное движение от STEM к STEAM-образованию [6].
Аббревиатура «STEM» была впервые предложена американским бактериологом Р.Колвэлл в 1990-х годах, но активно начала использоваться с 2000-х годов [7].
Если расшифровать данную аббревиатуру STEAM, то получится следующее: S - science, T - technology, E - engineering, A - art и M - mathematics. В переводе с английского это будет звучать так: естественные науки, технология, инженерное искусство, творчество, математика [8]. Хотя изначально этот подход назывался просто STEM, без творческой составляющей. Но искусство очень важно для всестороннего развития, поэтому было решено добавить в аббревиатуру букву A (Art) [9]. Заметим, что данные дисциплины становятся самыми востребованными в современном мире. Именно поэтому сегодня система STEAM развивается, как один из основных трендов. STEAM-образование основано на применении междисциплинарного и прикладного подхода, а также на интеграции всех пяти дисциплин в единую схему обучения [8]. […]
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ STEM ОБУЧЕНИЯ
2.1 Принципы реализации STEM обучения
Как говорилось ранее, STEM обучение состоит из шести этапов:
- вопрос (задача),
- обсуждение,
- дизайн,
- строение,
- тестирование и
- развитие [21].
Как реализовать STEAM образование?
Вся история развития экономики состоит из взаимного влияния самых разных областей науки, на первый взгляд весьма далёких друг от друга. В XXI в. именно на стыках разных наук часто делаются важнейшие открытия и создаются новые прорывные технологии. Объединение в одно целое каких-либо частей объекта, предмета, процесса (свойства которых часто изучаются в разных предметных областях), восполнение некогда нарушенного единства и целостности в восприятии окружающего мира — это и есть интеграция, которая является актуальным направлением обновления содержания в системе общего и дополнительного образования детей дошкольников и взрослых и реальным полем для реализации проектной деятельности.
На чём учить?
Реализация модели STEAM-образования, является важным компонентом многих проектов, реализуемых сегодня, в значительной степени зависит от создания новой предметно-пространственной среды системы образования в целом, обновления содержания, программно-методического обеспечения, материально-технической базы, развития кадрового потенциала системы образования в частности.
Таким образом, можно выделить следующие пункты, которые будут отражать суть подхода обучения с использованием STEM обучения:
межпредметность;
тесная связь с жизнью;
проектный подход;
работа в команде. […]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проделанной работы мною было изучено использование возможностей STEM технологий в лабораторном практикуме по физической химии при изучении темы «Кинетика» путем определения сути STEM технологии; выяснения преимуществ и недостатков использования STEM технологии; рассмотрения возможности применения STEM технологии при обучении; разработки лабораторных занятия, основываясь на STEM-образовании.
По сравнению с традиционными методами обучения, STEAM подход в средней школе поощряет детей к проведению экспериментов, конструированию моделей, самостоятельному созданию музыки и фильмов, воплощению своих идей в реальности и созданию конечного продукта. Этот учебный подход позволяет детям эффективно совместить теорию и практические навыки и облегчает поступление и дальнейшую учебу в ВУЗе [10].
Преимущества STEM технологии:
1) STEM-образование становится зоной усиленного финансирования: растущее число разнообразных некоммерческих организаций предоставляют школам гранты для реализации технологически-ориентированных проектов.
2) Между тем STEM — это широчайший выбор возможностей профессионального развития (эффективность использования). Еще и поэтому в стране набирает обороты общенациональная кампания за внедрение технологий обучения дисциплинам STEM.
3) Предоставление студентам доступа к технологиям. Сегодня, когда мир пронизан вездесущими компьютерными сетями, дети создают цифровой контент, обмениваются им и потребляют его в невиданных доселе масштабах. Они запускают веб-сайты, снимают фильмы на телефоны и сами разрабатывают игры.
4) STEM технологии означают создание такой среды обучения, которая позволяет студентам быть более активными. Чтобы ни произошло, студенты вовлечены в свое собственное обучение. Итогом является то, что студентам лучше запомнить то, чему они научились, когда они вовлечены в процесс, а, не будучи пассивными наблюдателями.
5) STEM технологии требуют от студентов больших способностей мыслить критически, работать как в команде, так и самостоятельно [11, 19].
1. Образование: STEM и STEAM – добавьте немного творчества к науке / М. Писаревский [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://innovationhouse.org.ua/ru/statti/obrazovanie-stem-i-steam-dobavte-nemnogo-tvorchestva-k-nauke/. Дата доступа: 15.11.2018.
2. Дударева О. Б., Таран Т. В. Использование дистанционных образовательных технологий в обучении слушателей в условиях модернизации системы общего образования / О. Б. Дударева, Т. В. Таран // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. –2015. – № 4(13) – С. 31
3. STEAM-образование как универсальный инструмент преподавания [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.digis.ru/news/market_news/steam_obrazovanie_kak_universalnyy_instrument_prepodavaniya/. Дата доступа: 15.11.2018.
4. STEAM как серебряная пуля для образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mel.fm/partnersky-material/9745380-gpn_stem. Дата доступа: 15.11.2018.
5. Фролова, А. В. Роль STEM-образования в «новой экономике» США // Вопросы новой экономики. – 2010. - № 4(16). – С. 80-90.
6. STEAM-образование в технологической подготовке школьников / О. В. Шатунова [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docplayer.ru/52501749-Steam-obrazovanie-v-tehnologicheskoy-podgotovke-shkolnikov-steam-education-in-technological-training-of-schoolchildren.html. Дата доступа: 15.11.2018.
7. STEM - обучение как технология развития творческих способностей учащихся [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gazeta.ipksko.kz/ru/dop-o-11/441-stem-obuchenie-kak-tekhnologiya-razvitiya-tvorcheskikh-sposobnostej-uchashchikhsya. Дата доступа: 15.11.2018.
8. Что такое STEAM-образование? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rptica.ru/Stati/Chto-takoe-STEAM-obrazovanie/. Дата доступа: 15.11.2018.
9. STEAM-образование: 11 игр для развития инженерного мышления у ребенка [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.uaua.info/ot-3-do-6/razvitie-ot-3-do-6/news-49029-steam-obrazovanie-11-igr-dlya-razvitiya-inzhenernogo-myishleniya-u-rebenka/. Дата доступа: 15.11.2018.
10. Почему STEM-образование – образование будущего? [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ef.ru/englishfirst/efblog/educational-advice/for-parents/pochemu-steam-obrazovanie-obrazovanie-bud/. Дата доступа: 15.11.2018.
11. STEM- технология / И. В. Атаманчук [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://multiurok.ru/blog/stem-tiekhnologhiia.html. Дата доступа: 15.11.2018.
12. Боровая Е.Г., Гулеватая О.Н. Повышение квалификации работников образования по проблеме совершенствования речевой культуры в рамках реализации Федеральной целевой программы «Русский язык»/Е.Г. Боровая, О.Н. Гулеватая //Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. –2015. –№ 1(22). –С. 86-93.
13. Котлярова А.Е. Мотивация неформального образования педагогов в сетевых педагогических сообществах / А.Е. Котлярова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. –2015. – № 2(23) – С. 86-92.
14. Крылов, Д. А. Формирование технологической культуры у будущих педагогов: монография / Д. А. Крылов. – Казань: Офсет-сервис, 2010. – 182 с.
15. Dugger, W. E. Evolution of STEM in the United States [Электронный ресурс] / 6th Biennial International Conference on Technology Education Research, Goald Coast, Queensland, Australia. – 2010. Режим доступа: http://www.iteea.org/Resources/PressRoom/AustraliaPaper.pdf, свободный. Дата доступа: 24.11.2018.
16. Sanders M. (2009). STEM, STEM education, STEMmania. [Электронный ресурс] // The Technology Teacher. – 2009. - № 68 (4). – С. 20-26. Режим доступа: http://www.artstem.org/wp-ontent/uploads/2010/09/Sanders_STEM_VTProgram.pdf, свободный. Дата доступа: 24.11.2018.
17. Zuga K. National Science Foundation. STEM and Technology Education. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.iteea.org/mbrsonly/Library/WhitePapers/STEM(Zuga).pdf, свободный. Дата доступа: 24.11.2018.
18. Bybee R. W. The case for STEM education: Challenges and opportunities. [Электронный ресурс] // Arlington, VA: National Science Teachers Association Press. – 2013. Режим доступа: http://static.nsta.org/files/PB337Xweb.pdf, свободный. Дата доступа: 24.11.2018.
19. STEM обучение. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://humanitysteam.ru/Steam_tehnologii_v_obuchenii/. Дата доступа: 15.11.2018.
20. STEM-технология [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://multiurok.ru/blog/stem-tiekhnologhiia.html. Дата доступа: 15.11.2018.
21. Основы STEM, STEAM, STREAM – педагогики при реализации дополнительных профессиональных программ / Тележинская Е.Л., Дударева О.Б., Ермакова А.Н. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/osnovi-stem-steam-stream-pedagogiki-pri-realizacii-dopolnitelnih-professionalnih-programm-2830156.html. Дата доступа: 15.11.2018.
22. STEAM: секреты инновационной методики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://robolabpro.ru/novosti/steam-sekrety-innovacionnoj-metodiki.html. Дата жоступа: 15.11.2018.
23. STEM-технологии в обучении [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://humanitysteam.ru/Steam_tehnologii_v_obuchenii. Дата доступа: 15.11.2018.
24. Учебная программа по учебному предмету «Физика» для X – XI классов учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://adu.by/images/2017/08/up_Fizika_10-11kl_baz_rus.pdf. Дата доступа: 03.12.2018.
25. Физика : учеб. пособие для 104го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / Е. В. Громыко [и др.]. — Минск: Адукацыя і выхаванне, 2013. — 272 с.
26. Лабораторные работы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dovuz.net/files/2_4_Gas.pdf. Дата доступа: 03.12.2018.
27. Никонов, Ю. Д. Урок физики в форме STEM-игры с использованием ИКТ в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов / Ю. Д. Никонов // Международный школьный научный вестник. – 2017. –№ 5 (часть 2) – С. 381-386.