ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ТЕТРАДИ ПРИ РАЗНОУРОВНЕВОМ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ
1.1 Технология разноуровневого обучения
1.2 Сущность дистанционного образования
1.2.1 Понятие дистанционного образования
1.2.2 Технологии дистанционного образования
1.3 Определение понятия «электронная тетрадь», алгоритм создания
ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ТЕТРАДИ С РАЗНОУРОВНЕВЫМИ ЗАДАНИЯМИ
2.1 Разработка разноуровневых заданий
2.2 Создание электронной тетради
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Характерной чертой современной цивилизации является своеобразная смена темпорального вектора, ориентация на будущее как абсолютную ценность. Отсюда популярность термина «инновация», который отображает сущностную характеристику современного состояния общества, его ориентированность на перманентное создание новых знаний, технологий, информационных и иных ресурсов.
Инновационный характер университетской деятельности является в настоящее время чрезвычайно актуальным, а дистанционное образование во многих случаях представляется оптимальным пространством для отработки подобных проектов [1, с. 5]
Дистанционное обучения обладает рядом отличий от очного обучения. Например, удаленность ученика от учителя. Как решить данную проблему? В этом нам могут помочь электронные тетради [2]. Электронные тетради позволяют подходить индивидуально к обучению студентов, с помощью их можно реализовывать дифференцированное обучение.
Таким образом, целью данной работы является разработка электронной тетради с заданиями разного уровня сложности.
Объект исследования: электронные тетради в системе образования.
Предмет исследования: дистанционная разноуровневая ситема контроля знаний с помощью электронных тетрадей.
Задачи работы:
1) проанализировать особенности дифференцированного и дистанционного обучения;
2) изучить методическую и научно-популярную литературу по вопросам структуры и содержания электронных тетрадей, а так же принципов, форм и методов их использования;
3) разработать разноуровневые задания для контроля знаний обучающихся;
4) создать электронную тетрадь, содержащую разноуровневые задания по химии.
При проведении исследования были использованы следующие методы: […]
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ТЕТРАДИ ПРИ РАЗНОУРОВНЕВОМ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ
1.1 Технология дифференцированного обучения
Несмотря на наличие сравнительно обширной литературы, посвященной проблеме дифференциации и индивидуализации обучения, и богатого многолетнего опыта исследовательской и практической работы по этим проблемам, нельзя не отметить отсутствия единства и ясности даже в толковании этих терминов. «Педагогическая энциклопедия» различает понятия «дифференцированное обучение» и «индивидуализация обучения». Дифференцированное обучение, согласно энциклопедии, - это «разделение учебных планов и программ в старших классах средней школы» [3, с.760], а индивидуализация обучения - это «организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к учению» [4, с.201].
Теоретическое обоснование такой технологии базируется на педагогической парадигме, согласно которой различия основной массы учащихся по уровню обучаемости сводятся прежде всего ко времени, необходимому ученику для усвоения учебного материала. Если каждому ученику отводить время, соответствующее его личным способностям и возможностям, то можно обеспечить гарантированное усвоение базисного ядра школьной программы (Дж. Кэрролл, Б. Блум, З.И. Калмыкова и др.) [5, с. 222-227].
В исследовании M.H. Скаткина отмечается, что дифференциация является родовым понятием и включает в себя индивидуализацию как понятие видовое. В этом слу¬чае учебно-воспитательный процесс, «для которого характерен учет типичных индивидуальных различий учащихся, принято называть дифференцированным, а обучение в условиях этого процесса - дифференцированным обучением» [6, с. 269-270].
Дифференциация, таким образом, рассматривается как один из основных вариантов, индивидуализации […]
ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ТЕТРАДИ С РАЗНОУРОВНЕВЫМИ ЗАДАНИЯМИ
Тема «Основные понятия и законы химии»
БЛОК 1. Теоретические основы темы «Основные понятия химии»
Цель: изучить основные понятия химии
1. Ознакомьтесь с теоретическим материалом:
У истока основных понятий химии стоит атомно-молекулярное учение, которое дает определение молекулы и атома:
Молекула — это наименьшая частица определенного вещества, которая обладает его химическими свойствами. Состав и химическое строение молекулы определяют ее химические свойства. Все вещества состоят из молекул, а молекулы из атомов.
Атом – это наименьшая частица химического элемента, входящая в состав молекул простых и сложных веществ, это электронейтральная частица, которая состоит из положительно заряженного ядра атома и отрицательно заряженных электронов, вращающихся вокруг ядра.
Молекулы и атомы находятся в постоянном движении.
В настоящее время известно 110 элементов, 89 из которых найдены в природе, остальные получены искусственно.
Химический элемент - это такой вид атомов, который имеет определенный заряд ядра и строение электронных оболочек.
Теперь рассмотрим строение атомного ядра и следующее основное понятие химии. […]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Преимуществом электронной тетради является то, что она помогает решить проблему удаленности преподавателя и обучающегося. Электронная тетрадь предполагает совместную деятельность ученика и учителя во время урока и позволяет размещать весь необходимый материал в одном месте.
Преимущества тетради состоят в следующем:
• возникает возможность начать работать без установки программ;
• ученик и преподаватель могут совместно выполнять упражнения, работать с одним и тем же текстом;
• можно выделять цветом, размером жирностью фрагменты текста (например, ошибки);
• сэкономить время - нет "загрузки документа", изменения в тетради видны другому участнику сразу;
• не надо ничего никому посылать или скачивать при внесении изменений;
• не надо «сохранять» (это происходит автоматически);
• тетрадь хранится не у вас на компьютере, а на серверах гугла, т.е. доступна вам с любого компьютера;
• при необходимости, вы можете «скачать» или «сохранить» тетрадь в нескольких форматах (для работы в Ворд, pdf и т.д.);
• вы определяете, кому даете доступ к тетради (тетрадь может быть доступна только вам, указанному вами пользователю, любому в интернете - вы сами настроите);
• это бесплатный инструмент.
В результате проделанной работы были проанализированы особенности дифференцированного и дистанционного обучения, разработаны разноуровневые задания для контроля знаний обучающихся, создана электронная тетрадь, содержащая разноуровневые задания по химии.
Таким образом, задачи, поставленные нами в начале работы были решены, цель достигнута.
1. Соколова, М.В. Дистанционное образование в высшей школе Беларуси в контексте общества знания: проблемы и перспективы / М.В. Соколова, А.Е. Пупцев, М.Л. Солодовникова. – Вильнюс: ЕГУ, 2013. – 330 с.
2. Электронные тетради: создание, структура, примеры [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.eduneo.ru/elektronnye-tetradi-sozdanie-struktura-primery/. Дата доступа: 10.10.2018.
3. Педагогическая энциклопедия: В 2-х т. /Под ред. И.А. Каирова, Ф.Н. Петрова. М.: Советская энциклопедия. Т.1. – 1964. – 832 с.
4. Педагогическая энциклопедия: В 2-х т. /Под ред. И.А. Каирова, Ф.Н. Петрова. М.: Советская энциклопедия. Т.2. – 1964. – 912 с.
5. Кукушин, B.C. Теория и методика обучения / B.C. Кукушин.— Ростов н/Д.: Феникс, 2005. — 474с.
6. Скаткин, М.Н. Совершенствование процесса обучения / М. Н. Скаткин. - М.: Педагогика, 1971. - 125 с.
7. Азизходжаева, Н. Н. Педагогические технологии и педагогическое мастерство: Учеб. пособ. для магистратуры всех специальностей / Н.Н. Азизходжаева [Под общ. ред. Б.Г. Кадырова]; М-во высш. и сред. спец. образования Республики Узбекистан. — Т.: Издательскополиграфический творческий дом имени Чулпана, 2005. - 200 с.
8. Зайцев, В. С. Педагогические технологии: элективный курс для подготовки бакалавров и магистров. – В 2-х книгах / В. С. Зайцев. – Книга 1. – Челябинск, ЧГПУ, 2012. – 424 с.
9. Щукина, Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. М.: Педагогика, 1971. - 256 с.
10. Кох М. Н.Основы педагогики и андрагогики : учеб. пособие / М. Н. Кох, Т. Н. Пешкова. – Краснодар: КубГАУ, 2015. – 90 с.
11. Коджаспирова, Г. М. Технические средства обучения и методика их использования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, К. В. Петров. М.: Академия, 2001. – 256 с.
12. Развитие дистанционной формы обучения в республике Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: Дата http://media.miu.by/files/store/items/chpepu/xviii/mum_studconf_xviii_7.pdf. - Дата доступа: 10.10.2018.
13. Фабрикантова, Е. В. Современные информационные технологии в образовании: учебное пособие для студентов педагогических вузов / Е. В. Фабрикантова, Е. Е. Полянская; Мин-во образования и науки Рос. Федерации, ФГБОУ ВО «Оренб. гос. пед. ун-т». — Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2017. — 84 с.
14. Трайнев В. А. Информационные коммуникационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации): Учебное пособие / В. А. Трайнев, И. В. Трайнев. — 4-е изд. — М.: Издательскоторговая корпорация «Дашков и К°», 2009. — 280 с.
15. Крайнова, О.А. Технологии дистанционного обучения: учеб.-метод. пособие / О.А. Крайнова. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2014. – 125 с.
16. Преимущества использования электронной и тетради и электронной доски при дистанционном обучении [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://educontest.net/STORAGE_1/FILES/article/4215/elektronnaya_tetrad-2.pdf. Дата доступа: 10.10.2018.
17. Тетрадь онлайн от гугл поможет учить [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://english.prolingvo.info/online/tetrad_ot_google.php. - Дата доступа: 10.10.2018.
18. Инструкция по созданию электронной тетради [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pedsovet.org/publikatsii/geografiya/instruktsiya-po-sozdaniyu-elektronnoy-tetradi. - Дата доступа: 10.10.2018.