ВВЕДЕНИЕ
Основными целями любого государства в области экономики являются обеспечение устойчивого экономического роста, высокий уровень занятости, стабильности внутренних цен, а также внешнеэкономическое равновесие. Эти цели реализуются в процессе разработки и проведения экономической политики. Одним из необходимых условий устойчивого равновесного развития народного хозяйства в рамках смешанной экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования.
Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - очень демократичный инструмент воздействия на смешанную экономику, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели.
Денежно-кредитная политика приводит к изменению значений основных макроэкономических параметров: ВВП, инфляции, уровня безработицы.
Денежно-кредитная политика на макроуровне - это совокупность мер, проводимых Центральным Банком в области денежного обращения и кредитных отношений для придания макроэкономическим процессам нужного государству направления развития. При разработке прогноза экономического развития страны в обязательном порядке учитываются показатели, которые необходимо достичь экономике в определенные этапы времени, в частности, развитие рынка капиталов, развитие банковской и платежной систем, обеспечение устойчивости национальной валюты, увеличение спроса экономики на деньги и т.д. Все эти вопросы регулируются в процессе реализации денежно-кредитной политики государства, без которой нормальное функционирование экономики невозможно. Исходя из вышесказанного, можно с уверенностью говорить об актуальности выбранной темы курсовой работы.
Цель данной курсовой работы - на основе изучения динамики основных элементов денежной системы Республики Беларусь выявить проблемы и основные перспективы реализации ее денежно-кредитной политики.
Задачами исследования являются:
- определить сущность и функции денег;
- изучить теоретические основы денежного обращения;
- рассмотреть принципы, виды и инструменты регулирования компонентов денежного обращения;
- рассмотреть принципы организации денежного обращения и кредитно-денежную политику Республики Беларусь на современном этапе (2003-2016 гг).
1 ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ: ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Есть две точки зрения на происхождение денег: рационалистическая, которая объясняет возникновение денег как плод соглашения между людьми, и эволюционная, объясняющая происхождение денег эволюционным процессом развития товарного производства и товарного обмена.
Деньги – всеобщий эквивалент, отражающий стоимость всех товаров и обеспечивающий их обмен [1, c.98].
Сущность денег заключается в следующем: они являются всеобщим эквивалентом, средством для выражения стоимости любого товара, в том, что посредством денег происходит учет общественного труда частных товаропроизводителей, деньги являются инструментом регулирования экономических, а через них и общественных отношений. Деньги с экономической точки зрения следует рассматривать не как вещь, а как экономические отношения.
Процесс эволюции денег денежного рынка происходил в зависимости от ритма, темпа и масштабов товарного обмена, которые обусловливали определенные формы денег, в частности денежно-товарную, денежно-символическую и идеальную.
Денежно-товарная форма. Она утвердилась с закреплением за золотом как товаром роли общего эквивалента. В ней выделяют денежно-металлическую, денежно-слитковую и денежно-монетные формы.
Денежно-символическая форма – ее развитие началось с отделения денежного знака от полноценных (товарных) денег. К ней относят монетно-знаковую, бумажно-кредитную и расчетно-знаковую формы [1, c.112].
Идеальная форма. В ней выделяют кредитную и платежно-расчетную формы.
Кредитная и платежно-расчетная форма. Они предусматривают использование современных технологий, в частности электронных сигналов посредством пластиковых кредитных и дебитных карточек.
Идеальные деньги (деньги – символы) в расчетно-символической форме стоимости приближаются к своей вершине, поскольку бумажные деньги уже не являются реальными деньгами, хоть сам символ еще материален. Этим он отличается от расчетного символа, лишенного и этого качества, хоть и такую его специфическую форму, как форму движения материи, наверно, можно определить [8, c.71].
Денежная единица это установленный законодательно денежный знак, который служит для соизмерения и выражения цен всех товаров. В зарубежных странах выпуск банкнот осуществляется центральным банком, а казначейских билетов и монет казначействами в соответствии с установленным в государстве эмиссионным правом.
Классификация денег исходящая из особенностей материально-вещественной стороны всеобщего эквивалента, позволяет разделить существующие деньги на виды, как полноценные и неполноценные. Деньги
2 СПОСОБЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ КОМПОНЕНТОВ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ
В каждом государстве существует национальная денежная система, сложившаяся исторически. Денежная система – это урегулированная правовыми нормами совокупность форм и методов организации денежного обращения в стране.
Элементный состав денежной системы в экономической и правовой литературе рассматривается соответственно в широком и узком значениях.
С экономической точки зрения денежная система состоит из следующих элементов:
- название денежной единицы как единицы денежного счета, необходимого для выражения цены товара;
- масштаб цен;
- виды денег и денежных знаков, находящихся в обращении и являющихся законным платежным средством;
- порядок эмиссии и характер обеспечения денежных знаков, выпущенных в обращении;
- методы регулирования денежного обращения;
- организацию денежного обращения в стране [16, c.95].
В юридической литературе выделяют следующие элементы денежной системы: официальную денежную единицу; эмиссию денежных средств; организацию наличного денежного обращения. Некоторые авторы третьим элементом называют организацию и регулирование денежного обращения.
Организация и функционирование денежной системы относится к числу факторов первоочередного значения для экономики страны и жизнеспособности государства в целом. Денежная система государства отражает состояние его экономики.
Особая роль в осуществлении денежно-кредитной политики на территории Беларуси принадлежит Национальному банку Республики Беларусь. Статья 136 Конституции Республики Беларусь предусматривает, что Национальный банк регулирует кредитные отношения, денежное обращение; определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег. Дальнейшая конкретизация задач и полномочий Национального банка нашла свое отражение в Банковском кодексе Республики Беларусь.
Денежная единица – это установленный в законодательном порядке денежный знак, который служит для соизмерения и выражения цен всех товаров. Денежная единица, как правило, делится на мелкие, пропорциональные части [17].
В соответствии со ст. 11 Банковского кодекса Республики Беларусь официальной денежной единицей Республики Беларусь является белорусский рубль. Национальный банк Республики Беларусь определяет номинал (достоинство), меру веса, изображение и другие характеристики
3 ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Юридическая основа денежной системы Республики Беларусь заложена в Законе «О Национальном банке Республики Беларусь». Этим законом предусмотрено, что денежная система Республики Беларусь включает официальную (национальную) денежную единицу, виды государственных денежных знаков, имеющих законную платежную силу, порядок наличной и безналичной (депозитной) эмиссии, государственный орган денежно-кредитного и валютного регулирования.
Национальному банку Республики Беларусь законом предоставлено монопольное право эмиссии банкнот и монеты на территории Республики Беларусь в качестве официального платежного средства. Эмитируемая Национальным банком Республики Беларусь национальная денежная единица является единственным законным платежным средством в любых формах на территории Республики Беларусь, за исключением внешнеэкономических, если иное не предусмотрено законом [5, c.12].
Основное влияние на денежно-кредитную сферу оказывают операции Национального банка по рефинансированию ликвидности банковской системы, обеспечивающей кредитно-расчётное обслуживание в экономике страны. Существенная часть монетарной деятельности Национального банка ранее была связана с предоставлением ресурсов правительству для покрытия дефицита республиканского бюджета и временных недостатков бюджетных средств так называемых кассовых разрывов. Для реализации целей монетарного регулирования, прежде всего для контроля за динамикой денежной массы, Национальный банк активно использует разнообразные инструменты привлечения ресурсов банков и т.д.[5, c.16]
Основные монетарные инструменты Национального банка и принципы организации монетарного регулирования приведены в приложении А.
Таким образом, денежная система Республики Беларусь включает официальную (национальную) денежную единицу, виды государственных денежных знаков, имеющих законную платежную силу, порядок наличной и безналичной (депозитной) эмиссии, государственный орган денежно-кредитного и валютного регулирования.
Одной из важнейших задач банковской системы Республики Беларусь в условиях ухудшения макроэкономической ситуации стало сохранение и увеличение денежных сбережений населения, являющихся незаменимым источником устойчивого роста ресурсной базы банков.
Самостоятельную денежно-кредитную политику Республика Беларусь начала проводить с момента обретения независимости. Нами для анализа взят временной период с 2003-го по 2015-й гг.
Проводимая Национальным банком денежно-кредитная политика в 2003 г. содействовала развитию всех секторов национальной экономики и
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Деньги – всеобщий эквивалент, отражающий стоимость всех товаров и обеспечивающий их обмен.
Сущность денег заключается в следующем: они являются всеобщим эквивалентом, средством для выражения стоимости любого товара, в том, что посредством денег происходит учет общественного труда частных товаропроизводителей, деньги являются инструментом регулирования экономических, а через них и общественных отношений. Деньги с экономической точки зрения следует рассматривать не как вещь, а как экономические отношения.
Процесс эволюции денег денежного рынка происходил в зависимости от ритма, темпа и масштабов товарного обмена, которые обусловливали определенные формы денег, в частности денежно-товарную, денежно-символическую и идеальную.
Денежным рынком обычно называют особенный сектор рынка, на котором осуществляются покупка и продажа денег как специфического товара, формируется спрос и предложение и цена на этот товар. Субъектами денежного рынка являются юридические и физические лица, которые осуществляют операции покупки-продажи денег. Все эти операции можно разделить на три группы:
- по продаже денег;
- по покупке денег;
- посреднические.
Одним из основных инструментов регулирования экономики является денежно-кредитная (монетарная) политика. Под денежно-кредитной политикой понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Она является частью общей макроэкономической политики.
Существуют два подхода к осуществлению монетарной политики: использование правил и дискреционное принятие решений. Как использование правил, так и дискреционная политика имеют свои преимущества и недостатки. Преимущества одного подхода одновременно являются недостатками другого. Основное преимущество правил заключается в их прозрачности и постоянстве во времени, тогда как дискреционная политика более гибкая и может использовать больше разной информации для принятия решения.
Классическая макроэкономическая модель рынка денег основывается на классической дихотомии реального и денежного сектора. Денежный рынок в классической модели основан на количественной теории денег, которая представлена двумя альтернативными уравнениями обмена.
В современной теории денег принято выделять:
- операционный, или спрос на деньги для совершения сделок;
- спекулятивный, или спрос на деньги со стороны активов.
1. Гальперин, В.М. Макроэкономика: учебник / В.М. Гальперин [и др.]; под общ. ред. Л.С. Тарасевича. Изд. 2-е, перераб. и доп. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997. – 719 с.
2. Долан, Э. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика / Э.Долан, К. Кемпбелл, Р. Кемпбел ; пер. с англ. В.Лукашевича и др. ; под общ. ред. В.Лукашевича, М.Б. Ярцева. – СПб.: Санкт-Петербург оркестр, 1994. – 493 с.
3. Киреев, А. П. Международная экономика: учеб. пособие для вузов. / А.П.Киреев. – М.: Междунар. отношения, 2009. – 488 с.
4. Курс переходной экономики: учеб. для вузов / под ред. Л.И.Абалкина. – М.: Финстатинформ, 1997. – 640 с.
5. Лобкович, Э.И. Переходная экономика: сущность, проблемы, проблемы в Беларуси / Э.И. Лобкович. – Мн.: БГЭУ, 2010. – 70 с.
6. Луссе, А.В. Макроэкономика: краткий курс: учеб. пособие. / А.В.Луссе. – СПб: Питер, 2001. – 240 с.
7. Макконнелл, К. Экономикс: Принципы, проблемы и политика : учебник для экон. вузов / К. Макконнелл, С. Брю ; пер. с англ. – 14-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2003. –970 с.
8. Макроэкономика: курс интенсивной подготовки / И.В.Новикова [и др.] ; под ред. И. В. Новиковой, Ю. М. Ясинского. – Минск: ТетраСистемс, 2008. – 304 с.
9. Макроэкономика: Учеб.пособие / Т.С.Алексеенко [и др.]; под ред. Л.П. Зеньковой. Мн.: ИВЦ Минфина, 2007. – 380 с.
10. Макроэкономика: учеб. пособие для студентов-заочников высших учебных заведений / Т.С.Алексеенко [и др.] ; под ред. Л. П. Зеньковой. – 3-е изд., стереотипное. – Гомель: Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации, 2004. – 220 с.
11. Монетарная политика. Общие сведения [Электронный ресурс] / официальный сайт Нацбанка Республики Беларусь. Режим доступа: http://www.nbrb.by/mp/main. Дата доступа: 20.02.2017.
12. Мэнкью, Н.Г. Принципы макроэкономики / Н.Г. Мэнкью ; пер. с англ. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 573 с.
13. Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь в 2013 году [Электронный ресурс] /официальный сайт Нацбанка Республики Беларусь. Режим доступа: http://www.nbrb.by/publications/EcTendencies/rep_2013_12_ot.pdf. Дата доступа: 20.02.2017.
14. Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь в 2014 году [Электронный ресурс] /официальный сайт Нацбанка Республики Беларусь. Режим доступа: http://www.nbrb.by/publications/EcTendencies/rep_2014_12_ot.pdf. Дата доступа: 20.02.2017.
15. Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь в 2015 году [Электронный ресурс] /официальный сайт Нацбанка Республики Беларусь. Режим доступа: http://www.nbrb.by/publications/EcTendencies/rep_2015_12_ot.pdf. Дата доступа: 20.02.2017.
16. Селищев, А.С. Макроэкономика / Селищев А.С. – СПб.: Питер, 2002. – 448 с.
17. Электронный портал Нацбанка РБ [Электронный ресурс] / Курсы валют. Режим доступа: http://www.nbrb.by/statistics/rates/ratesDaily.asp. Дата доступа: 20.02.2017.
18. Электронный портал Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Основные показатели статистики. Режим доступа: http://belstat.gov.by. Дата доступа: 20.02.2017.