Основы формирования здорового образа жизни в семье Курсовая работа (проект)
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Основы формирования здорового образа жизни в семье»
по дисциплине: «Физическая культура»
2018
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
60.00 BYN
Основы формирования здорового образа жизни в семье
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Физическая культура
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
В работе имеется презентация.
Поделиться
Оглавление
Введение
Глава 1 Теоретико-методологические основы здорового образа жизни
1.1 Понятие и основные принципы здорового образа жизни
1.2 Основные составляющие здорового образа жизни
Глава 2 Физическая культура человека, как основа здорового образа жизни
2.1 Двигательная активность, закаливание и гигиена - средства физического воспитания и основа здорового образа жизни
2.2 Физические упражнения – основное и специфическое средство физического воспитания
Глава 3 Основы формирования здорового образа жизни в семье
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Здоровый образ жизни в настоящее время очень актуальный тренд, который не позволяет никому остаться равнодушным. И те, кто ему следуют ситуативно или на основе глубокой грамотной системы, и те, кто над ним иронизирует, свои отношением пропагандируют и подогревают к нему интерес. Красивое тело стало синонимом успешности, поэтому большое количество молодежи и подростков стремиться к этому. Люди среднего возраста, стараясь подчеркнуть успешность и статус, становятся клиентами физкультурно-оздоровительных комплексов. Однако, можно сказать, что это все «красивая вывеска», за которой скрывается не всегда столь же красивое содержимое.
Истинная физическая культура тела проявляется в комплексе мероприятий, в котором и регулярные занятия физической активностью, как глубокая потребность самого занимающегося, и отказ от вредных привычек, и здоровая система питания, без модных диет и перекосов. Все это в конечном итоге складывается в экологичное отношение к жизни, обществу, взаимодействии со всем живым в целом.
Если в первом типе поведения индивида здоровый образ жизни выступает, как дань моде, то во втором типе поведения прослеживается убежденность и жизненная потребность в данном образе действий. Привить с детства убежденность в правильности здорового образа жизни ребенку может только семья, родители, подавая пример. Не зря говорят, что не нужно воспитывать ребенка, нужно воспитывать себя, а ребенок будет наследовать примеру родителей.
На основании этого, можно дифференцировать здоровый образ жизни на физиологические и социальные составляющие. Социальные составляющие – это изучение института семьи и его влияния на жизнь как общества, так и индивиду возможно рассматривать при изучении социологических наук.
Физическое воспитание, как основу для формирования здорового образа жизни, нужно понимать, как целенаправленный процесс совершенствования физических качеств человека по средствам передачи знаний в области физической культуры и физического совершенствования.
Физическое воспитание является открытой педагогической системой, которая строится на ряде принципов, как общепедагогических, так и специальных принципах физического воспитания. Рассматривая специфические принципы физического воспитания необходимо обратить внимание, что их реализация требует специфических методов для реализации. Для достижения цели физического воспитания применяются следующие группы средств физического воспитания: физические упражнения; оздоровительные силы природы; гигиенические факторы.
Сложность организации «семейного» процесса физического воспитания состоит в том, что необходимо иметь базовые знания о методах и средствах физического воспитания, технике выполнения физических упражнений, основах врачебно-педагогического контроля. Поскольку нередко занимающиеся не учитывают данных факторов, могут нанести себе вред или допустить травмирование, что сказывается на дальнейшей мотивации к занятиям спортом в целом.
Наиболее приемлемым способом занятий оздоровительной физической культурой или спортом будут занятия под руководством тренера или преподавателя, которые могут быть организованы в школах, высших учебных заведениях, летних оздоровительных лагерях.
На государственном уровне здоровье подрастающего поколения признано одной из приоритетных задач внутренней политики Республики Беларусь. Вводятся в эксплуатацию объекты спортивной инфраструктуры, открываются физкультурно-оздоровительные комплексы, занятия которых планируются для различных групп населения. Совместные занятия спортом всей семьей имеют не только оздоровительный эффект. В первую очередь, сплочение семьи, оздоравливая моральный и социальный климат в семье и обществе, что в конечном итоге, не менее важно.
Актуальность работы обусловлена тем, что формирование личности ребенка в процессе семейного воспитания происходит под влиянием семейного образа жизни, а также под особым воспитательным воздействием родителей. Здоровая семейная среда складывается под воздействием авторитета родителей, их стремления к постоянному совершенствованию, заботы и справедливости по отношению к окружающим, позитивных внутрисемейных взаимоотношений. Основу благополучия семьи составляют ее сплоченность, взаимное доверие, благожелательность, любовь. Здоровый образ жизни обретает особую значимость в утверждении позитивных качеств здоровой и гармонично развитой личности, на что и призвано быть направленным семейное воспитание детей.
Объект исследования – здоровый образ жизни.
Предмет исследования – основные направления формирования здорового образа жизни в семье.
Цель исследования – сформулировать основные направления формирования здорового образа жизни в семье.
Для реализации цели курсовой работы необходимо решить следующие задания:
- систематизировать теоретические знания о физическом воспитании, как основном направлении формирования здорового образа жизни;
- проанализировать физические нагрузки, как основу формирования здорового образа жизни;
- сформулировать основные направления формирования здорового образа жизни в семье.
В ходе выполнения работы применялись информационный, аналитический, сравнительный, творческий и описательный методы.
Данная курсовая работа состоит из введения; трех разделов, в первом из которых рассмотрена физическая культура, как основа для формирования здорового образа жизни, во втором проанализированы физические упражнения, как основной метод физического воспитания, в третьем систематизированы направления формирования здорового образа жизни в семье; заключения. Работа выполнена на 25 страницах, включает 1 рисунка. Библиографический список содержит 22 источника, среди которых текстовые и электронные источники.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
1.1 Понятие и основные принципы здорового образа жизни
Здоровье - совокупность физических, духовных, социальных качеств человека, является основной ее долголетия и необходимым условием осуществления творческих планов, условием высокой работоспособности, создание крепкой семьи, рождения и воспитания детей.
Здоровье человека - интересное и сложное явление. Оно всегда привлекало и будет привлекать внимание не только исследователей, но и каждого человека. Это понятие такое древнее, что на всех языках мира есть слово «здоровье». Здоровье - это высокая работоспособность, хорошее настроение, уверенность в себе. Физическое здоровье дает хорошее самочувствие, бодрость, силу. Психическое здоровье дарит спокойствие, хорошее настроение, доброту, веселье. Социальное здоровье обеспечивает успешность в обучении. Но ничто из этого не дается даром. Для того, чтобы сохранить свое здоровье, надо прилагать огромные усилия.
Состояние здоровья человека зависит:
на 20% от наследственности,
на 10% от уровня развития медицины,
на 20% от состояния окружающей среды,
на 50% от образа жизни [1, с.53].
Поэтому справедливы слова: «Ваше здоровье в ваших руках». Человек биологически запрограммирован на много больше лет жизни, чем отводит себе. Если нам не столько же? Илья Мечников утверждал: «Человек, который умер раньше 150 лет, совершил над собой насилие» [3, с.67].
Образ жизни - это совокупность устойчивых форм жизнедеятельности человека, которые определяют ее жизненный путь. Это - совокупность ее привычек. Если, человек с детства, с молодых лет постоянно и настойчиво заботится о своем здоровье, она в основу своей жизнедеятельности закладывает такие устойчивые полезные привычки, навыки, поведение, образ мышления, восприятия окружающих и себя, которые и определяют основной ее направление - путь здоровье. Она выбирает здоровый образ жизни.
Здоровый образ жизни - это поведенческий образ жизни направленный на повышение иммунитета, профилактику болезней, укрепление здоровья.
Здоровый образ жизни предполагает соблюдение выполнения определенных правил, обеспечивающих гармоничное развитие, высокую работоспособность, душевное равновесие и здоровье человека. В основе здорового образа жизни лежит индивидуальная система поведения и привычек каждого отдельного человека, обеспечивает ей необходимый уровень жизнедеятельности и здоровое долголетие.
ГЛАВА 2 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕКА, КАК ОСНОВА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
2.1 Двигательная активность, закаливание и гигиена - средства физического воспитания и основа здорового образа жизни
Одним из основополагающих направлений здорового образа жизни является физическое воспитание, как воспитательный процесс в широком смысле понимания. Поскольку физической воспитание для многих осталось на понимании не всегда любимого школьного урока в настоящее время очень трудно сформировать у взрослого поколения положительную мотивации для занятий физической культурой, что не может не сказаться на процесс физического воспитания детей и молодежи.
Система физического воспитания, как педагогический процесс направлена на формирование потребности в здоровом образе жизни, мотивации к занятиям двигательной активностью, а также изучения техник, методов и приемов занятий физической культурой и спортом. Система физического воспитания может быть трактована как система воздействия на организм с целью изучения правильных методов осуществления двигательных актов, развития физических качеств. Система физического воспитания — это исторически обусловленный тип социальной практики физического воспитания, включающий мировоззренческие, теоретико-методические, программно-нормативные и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенствование людей и формирование здорового образа жизни. Для формирования здорового образа жизни и его реализации в семейном кругу физическое воспитание должно стать значимым для каждого члена семьи вне зависимости от возраста и состояния здоровья. Концепция физического воспитания семьи должна реализовываться на государственном уровне, через популяризацию и организацию программ семейных спортивных мероприятий, стимулирования интереса к физической культуре и спорту на всех уровнях.
Таким образом, можно говорить о том, что цель и принципы физического воспитания в кругу семьи и при занятиях физической культурой и спортом в школе и спортивных секциях остаются те же. Однако, наблюдаются особенности организации данного процесса, поскольку именно от организации и планирования, а также подбора методов и средств зависит успешность достижения целей, мотивация и настроение всех участвующих, а также безопасность, что немаловажно при занятиях физической культурой и спортом. Рекомендуется прислушиваться к мнению специалистов при организации данных занятий, а лучше проводить их под руководством профессионального тренера или педагога. Для того, чтобы облегчить данную задачу педагогика идет навстречу семье и в плане работы учебных заведений и физкультурно-оздоровительных комплексов предусматриваются различные формы организации семейного досуга, в том числе и большие внеурочные формы занятий, соревнования, спартакиады, дворовые игры.
ГЛАВА 3 ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СЕМЬЕ
Как уже говорилось, формирование здорового образа жизни в семье имеет два основных аспекта, формирование в семье привычек к физической активности, здоровому питанию, и непосредственно семейные традиции и правила, которые на которых базируется институт семьи, также семейные и национальные традиции.
Среди многих факторов здорового образа жизни в семье особое место занимают взаимоотношения между родителями и детьми, уважение и благожелательность к старшим, правильное воспитание детей, обустроенность и порядок в семье, соблюдение режима дня, правильное питание, привитие трудолюбия, культуры общения и др. Одним из наиболее эффективных факторов утверждения здорового образа жизни в семье является личный позитивный пример старших, который вызывает у детей стремление подражать и следовать им.
Утверждение здорового образа жизни в семье определяет процесс всестороннего физического и духовного совершенствования детей. Они учатся у родителей человечности, гуманности, уважению к старшим, заботе о младших, соблюдению чистоты и порядка, правилам общей и личной гигиены. Как отмечал выдающийся педагог А.С.Макаренко, человека воспитывает все: события, явления, вещи однако, прежде всего это делают люди. Среди них первое место принадлежит родителям и учителям, тесное взаимодействие между которыми является необходимым условием для всестороннего совершенствования детей, утверждения здорового образа жизни [15, с.78].
Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший фактор устойчивого развития общества и индикатор потенциальных возможностей государства. Однако сегодня основные показатели здоровья детей и подростков имеют стойкие негативные тенденции по причинам социально-экономического, экологического и духовно-нравственного характера.
Из неблагоприятно воздействующих в последние годы на здоровье детей факторов выделяют:
- невысокий уровень жизни многих семей;
- снижение общей культуры населения;
- прогрессирующее разрушение института семьи и плохое здоровье родителей;
- загрязнение окружающей среды;
- отсутствие в стране моды на здоровье;
- тиражирование средствами массовой информации форм поведения, способствующих разрушению физического и духовного здоровья человека, и многое другое [12, с.64].
Исследование особенностей образа жизни родителей показало существование многочисленных поведенческих факторов риска для здоровья детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Здоровый образ жизни - это поведенческий образ жизни направленный на повышение иммунитета, профилактику болезней, укрепление здоровья. Здоровый образ жизни предполагает соблюдение выполнения определенных правил, обеспечивающих гармоничное развитие, высокую работоспособность, душевное равновесие и здоровье человека. В основе здорового образа жизни лежит индивидуальная система поведения и привычек каждого отдельного человека, обеспечивает ей необходимый уровень жизнедеятельности и здоровое долголетие.
Система физического воспитания, как педагогический процесс направлена на формирование потребности в здоровом образе жизни, мотивации к занятиям двигательной активностью, а также изучения техник, методов и приемов занятий физической культурой и спортом. Система физического воспитания может быть трактована как система воздействия на организм с целью изучения правильных методов осуществления двигательных актов, развития физических качеств. Система физического воспитания — это исторически обусловленный тип социальной практики физического воспитания, включающий мировоззренческие, теоретико-методические, программно-нормативные и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенствование людей и формирование здорового образа жизни. Для формирования здорового образа жизни и его реализации в семейном кругу физическое воспитание должно стать значимым для каждого члена семьи вне зависимости от возраста и состояния здоровья. Концепция физического воспитания семьи должна реализовываться на государственном уровне, через популяризацию и организацию программ семейных спортивных мероприятий, стимулирования интереса к физической культуре и спорту на всех уровнях.Несмотря на то, что многие из вышеперечисленных факторов имеют физиологические основы (двигательная активность, правильное питание, личная гигиена, отказ от вредных привычек) в списке фигурируют факторы личностного и морального измерения. Поскольку, только пребывая в мире и гармонии с собой, повышается стрессоустойчивость, что положительно сказывается на состоянии нервной системы в целом и ее воздействии на органы и системы организма. Саморазвитие и самореализация помогают человеку по-новому осознать ценностные ориентиры и выстроить систему взаимодействия в семье и на рабочем месте.
Цель и принципы физического воспитания в кругу семьи и при занятиях физической культурой и спортом в школе и спортивных секциях остаются те же. Однако, наблюдаются особенности организации данного процесса, поскольку именно от организации и планирования, а также подбора методов и средств зависит успешность достижения целей, мотивация и настроение всех участвующих, а также безопасность, что немаловажно при занятиях физической культурой и спортом. Рекомендуется прислушиваться к мнению специалистов при организации данных занятий, а лучше проводить их под руководством профессионального тренера или педагога. Для того, чтобы облегчить данную задачу педагогика идет навстречу семье и в плане работы учебных заведений и физкультурно-оздоровительных комплексов предусматриваются различные формы организации семейного досуга, в том числе и большие внеурочные формы занятий, соревнования, спартакиады, дворовые игры. Присутствуя и организовывая данные мероприятия, тренеры и педагоги могут донести основы правильной организации занятий физической культурой, техники выполнения физических упражнений, основ саморегуляции и самодиагностики, а также техники безопасности при занятиях физической культурой и спортом.
Физическое воспитание формирует физическую культуру по средствам общепедагогических и специальных воздействий. Специальным методам физической культуры можно отнести физические упражнения, оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. Можно отметить, что именно физические упражнения в процессе своего применения воздействуют на организм таким образом, что происходит развитие его физических качеств и морально-личностных характеристик. Упражнения подбираются на основании возрастных особенностей или адаптируются к ней. Физические упражнения определяются единством формы и содержания. Содержание определяет совокупность физиологических, психологических, бохимических процессов при выполнении данного упражнения. В форме физического упражнения можно выделить внутреннюю и внешнюю форму: внутренняя характеризует процессы, происходящие с выполняющим упражнение, а внешняя относится к непосредственно внешней стороне двигательного действия. Дети очень восприимчивы к факторам внешней среды, поэтому их изменения могут существенно влиять на результативность обучения. Также при применении природных факторов (закаливание, солнечные ванны, инсоляция) следует убедиться в их достаточной экологичности, отсутствии противопоказаний у каждого в группе и правильной дозировке воздействия.
Формирование здорового образа жизни, поэтапно реализуемое в семье, детских садах, школе, профессиональных колледжах, высших учебных заведениях, в процессе самостоятельного образования имеет одной из своих важных целей воспитание гармонично развитого поколения в духе высокой культуры здорового образа жизни. Учитывая все же, что семейные ценностные ориентиры наиболее мощно воздействуют на формирование у ребенка отношения к миру, самому себе и привычек в образе жизни, не следует оставлять без внимания такие направления деятельности учебных учреждений, как работа с родителями по вопросам укрепления здоровья учащихся. Необходима систематичная работа с родителями по ознакомлению их с основными гигиеническими требованиями к образу жизни ребенка, объяснению значимости режимных моментов и психологии формирования у детей потребности в здоровом образе жизни.
1. Ахмедзянов, М.Н. Физическое воспитание учащихся в деятельности начинающего педагога: Учебное пособие / М.Н. Ахмедзянов. – Челябинск: Чел. ГУ, 2007. – 98 с
2. Бабанский Ю.К. Педагогика. Учеб. Пособие / Ю.К. Бабанский, В.А.Сластенин. - М., 1988. – 271с
3. Баранов, А. А. Здоровье, обучение и воспитание детей: история и современность / А. А. Баранов, В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева. — М.: Династия, 2016. — 312 с
4. Барчуков, И.С. Физическая культура: Учебное пособие для вузов / И.С. Барчуков. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 173 с
5. Выготский, Л.С. Педагогика. Учебник для вузов / Л.С. Выготский. - СПб: Издательство " Питер",2000. - 304 с
6. Железняк, Ю.Д. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенство / Ю.Д. Железняк. – М.: Академия, 2012. – 127 с
7. Загорский Б.И. О содержании основных понятий теории и методики профессионально-прикладной физической подготовки / Б.И. Загорский //Теория и практика физической культуры. - №9. – 2014. – С.12-29
8. Ивинский, В.И. Комплексный физкультурно-оздоровительный центр на предприятии / В.И. Ивинский, А.Г. Фурманов. – Мн.:Полымя, 1998. – 234 с
9. Каганов, В.Я. Занятия трудящихся физкультурой и спортом с оздоровительной направленностью: учебное пособие / В.Я. Каганов, А.Г. Фкрманов, И.В. Гончарова. – Мн.: БГОИФК, 2000. – 274 с
10. Казин, Э. М. Основы индивидуального здоровья человека: введение в общую и прикладную валеологию / Э. М. Казин, Н. Г. Блинова, Н. А. Литвинова. — М. : ВЛАДОС, 2015. — 192 с
11. Касаткин, В. Н. Особенности поведенческих рисков, опасных для здоровья среди молодежи / В. Н. Касаткин, А. А. Михеева, А. В. Ковалева // Школа здоровья. — 2017. — № 3. — С. 5—15
12. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры / Ю.Ф. Курамшин. – М.: Советский спорт, 2003. – 197 с
13. Кучма, В. Р. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников / В. Р. Кучма, Г. Н. Сердюковская, А. К. Демин. — М.: Российская ассоциация общественного здоровья, 2010. — 152 с
14. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для ин-тов физ. Культуры / Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 2011. – 206 с
15. Министерство спорта и туризма Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Беларусь туристическая. - Минск, 2010 – 2015. - URL: http: //www.http://www.mst.by/ru/ (дата обращения: 23.03.2018)
16. Орехова, Т. Ф. Теоретические основы формирования здорового образа жизни субъектов педагогического процесса в системе современного общего образования / Т. Ф. Орехова. — Магнитогорск : МаГУ, 2004. — 352 с
17. Педагогика. Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с
18. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с
19. Потехина, Н. Н. Особенности образа жизни и выработки самосохранительного поведения подростков и молодежи / Н. Н. Потехина, М. Г. Дьячкова, И. А. Колесникова и др. // Экология человека. — 2015. — № 8. — С. 61—64
20. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы / Н. К. Смирнов. — М. : АРКТИ, 2013. — 272 с
21. Фурманов, А.Г. Методика массовой физкультурно-оздоровительной работы.- Мн.:Госкомспорт 1996. – 107 с
22. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. Учебник / Ж.К. Холодов, В.С.Кузнецов. – М.: Академия, 2001. – 219 с
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
В работе имеется презентация.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты