Введение
Глава 1 Теоретический аспект оценки качества окружающей среды как общественного блага
1.1 Понятие и сущность общественного блага
1.2 Определение качества эффективности окружающей среды
Глава 2 Экономическая оценка регламентации качества природных ресурсов и эффективность природоохранной деятельности
2.1 Анализ методик экономической оценки экологических благ и природных ресурсов
2.2 Анализ методик оценки экологического ущерба от загрязнения окружающей среды
2.3 Оценка окружающей среды Республики Беларусь и направления её совершенствования
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
ВВЕДЕНИЕ
Современное экономическое положение Республики Беларусь демонстрирует ценность использования ресурсов от взаимодействия с окружающей средой и ценность от их неиспользования.
Ценность использования природных ресурсов заключается в том, что в дальнейшем потребитель получает реальную пользу в виде произведенной продукции или прибыли от реализации необработанного природного ресурса.
Следует отметить, что помимо первичных экономических эффектов в виде прибыли и переработанного продукта, потребитель может оценить ценность от его использования.
Ценность от использования природного ресурса может быть прямой и косвенной.
Прямая ценность от использования заключается в том, чтобы определить стоимость продукции, готовой к потреблению и эксплуатации (древесина, урожай лесных и сельскохозяйственных культур).
Косвенная ценность от использования природных ресурсов заключается в том, чтобы определить выгоду от функций окружающей среды (климатические условия).
Существует ценность отложенной альтернативы и ценность от неиспользования природных ресурсов.
Глава 1 Теоретический аспект оценки качества окружающей среды как общественного блага
1.1 Понятие и сущность общественного блага
Историческая практика развития экономических отношений между странами демонстрирует существование непрерывного воспроизводства материальных благ, которые не могут быть воспроизведены искусственно и поставляются в том количестве, которое было получено в результате их исследования и добычи и не бывает всегда достаточным.
Общественные блага являются необходимыми каждому представителю общества и выполняют важные функции.
Под «благом» понимается явление, продукт труд, который удовлетворяет общественные потребности и отвечает интересам, целевым направлениям и стремлениям [3, c. 391].
Таким образом, общественное благо подразумевает собой группу товаров и услуг, которые удовлетворяют потребности не только определенного представителя общества, но социальных групп и всего общества, в целом.
Современное экономическое функционирование государств иллюстрирует понимание товара как «полного набора» услуг (например, гарантийное обслуживание объекта и его упаковка при покупке).
Таким образом, «общественные блага», с точки зрения отечественной и зарубежной экономической науки – это те товары, которые рынок не способен произвести, но способен продать после процесса обработки, поскольку особенности благ противоположны свойствам товаров индивидуального потребления [7, c. 447].
Определим сущность общественного блага.
Для того, чтобы определить сущность общественного блага, необходимо определение критериев: характер распределения полезности общественного блага и определение степени доступности блага в процессе потребления.
Характер распределения полезности общественного блага демонстрирует, что его определение заключается в установлении параметров избирательности и неизбирательности.
Глава 2 Экономическая оценка регламентации качества природных ресурсов и эффективность природоохранной деятельности
2.1 Анализ методик экономической оценки экологических благ и природных ресурсов
Под «экономической оценкой природных экологических благ и ресурсов» понимается исследование показателей использования природных благ и ресурсов, а также преимуществ и недостатков нормативно-правовой базы [17, c. 421].
Современное экономическое функционирование окружающей среды Республики Беларусь предполагает использование следующих методик социально-экономической оценки природных ресурсов:
- имущественный подход экономической оценки окружающей среды. Включает в себя определение величины затрат на добычу, освоение и использование экономических благ и ресурсов. Основным недостатком данной методики является то, что природное благо или природный ресурс высокого качества может получить меньшую реальную стоимость, так как стоимость его потребления будет намного выше, чем у природного ресурса или блага высокого качества. Однако, в целях регулирования природопользования и его стимулирования, данный оценочный подход является оптимальным для применения. Для проведения процедуры оценки необходимо определить общую совокупность всех элементов затрат как живого, так и овеществленного труда (трудовые средства, средства производства). В мероприятия оценки входят: освоение, разведка, вовлечение в хозяйственный оборот, охрана и защита природных ресурсов.
- результативный подход экономической оценки окружающей среды. Основывается на том, что оценке подвергаются лишь те природные и экономические блага, которые приносят доход уже на первичной стадии разработки. Например, нефтяные и водные ресурсы имеют первоначальную стоимость, так как может использоваться во многих сферах, в отличие от минеральной воды, которая изначально была предназначена для питья [9, c. 536].
- затратно-ресурсный подход экономической оценки окружающей среды. Заключается в том, что затраты на освоение и использование природного блага и ресурса объединяются в общую величину [2, c. 380].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Курсовая работа на тему «Основные методы экономической оценки качества окружающей среды как общественного блага» выполнена на основании материалов научных исследований учёных-экономистов в области экономики природопользования, а также данных Национального статистического комитета Республики Беларусь.
Изучение понятия и сущности общественного блага позволило установить, что благом является всё то, что заключает в себе приобретение в будущем периоде определенных экономических выгод: явление, продукт труда. Общественное благо также способно удовлетворить человеческие потребности и стремления, как в единичном, так и групповом количестве.
Рассмотрение определения качества эффективности окружающей среды позволило установить, что в Республике Беларусь разработана достаточная база нормативно-правовых актов, которая позволяет обеспечивать качественное управление окружающей средой.
,Анализ методик экономической оценки экологических благ и природных ресурсов показал, что методы подходят в качестве объектов для экономической оценки природных благ и ресурсов, таких, как водные ресурсы; земельные ресурсы; лесные ресурсы.
Исследование добычи водных ресурсов по видам экономической деятельности Республики Беларусь за 2016-2017 гг. установило, что темп прироста добычи ресурсов дерева, продуктов для производства фармацевтики и водных ресурсов снизился на 3,40 п. п., 16,67 п. п. и 7,40 п. п. соответственно. Это является негативной тенденцией, так как добыча ресурсов дерева и продуктов фармацевтики снижают возможности для изготовления продукции и ограничения её экспорта.
Исследование использования земельных ресурсов в Республике Беларусь позволило установить, что снизился темп роста использования сельскохозяйственных земель на 0,49 п. п. и земель под болотами на 1,17 п. п. Это является негативной тенденцией, так как снижение темпа роста использования сельскохозяйственных земель приводит к её деградации, а также к тому, что с неё не будет получено никакой продукции. Снижение уровня болотных земель может оказать негативное экологическое последствие (снижение уровня подземных вод).
1 Акимова, Т. А., Мосейкин, Ю. Н. Экономика устойчивого развития: учеб. пособие. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2009. – 430 с.
2 Бобылев, С. Н., Ходжаев, А. Ш. Экономика природопользования: учеб. пособие – М.: ИНФРА-М, 2014. – 380 с.
3 Браун Л. Экоэкономика: Как создать экономику, оберегающую планету. Пер. с англ. – М.: Изд-во «Весь мир», 2003. – 391 с.
4 Васильева,Е. Э. Экономика природопользования: учеб. пособие / Е. Э. Васильева. – Минск: БГУ, 2003. – 113 с.
5 Ващекин, Н. П. Безопасность предпринимательской деятельности: учеб.пособие / Н. П.Ващекин, М. И. Дзлиев, А. Д. Урсул. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2002. – 344 с.
6 Водный кодекс: Кодекс Респ. Беларусь, 30 апр. 2014 г. №149-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2018. - № 2/2147.
7 Глушкова, В. Г., Макар, С. В. Экономика природопользования: учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2003. – 447 с.
8 Голуб, А. А., Струкова, Е. Б. Экономика природопользования. – М.: Аспект Пресс, 1995. – 188 с.
9 Дрогомирецкий, И.И. Экономика и управление в использовании и охране природных ресурсов / И. И. Дрогомирецкий, Е.Л. Кантор, Л. А. Чикатуева. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 536 с.
10 Еремин, Н. И. Экономика минерального сырья: учебник /Н. И.Еремин, А.Л. Дергачев. – М.: КДУ, 2007. – 504 с.
11 Кодекс о земле: Кодекс Респ. Беларусь, 23 июля 2008 г. №425-З, в ред. от 26.10.2012 № 432-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2012. – № 2/1522.
12 Кодекс о недрах: Кодекс Респ. Беларусь, 14 июля 2008 г. № 406-З, в ред. от 26.10.2012 N 432-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2015. – № 2/1503
13 Кочуров, Б. И. Экономика природопользования: учебное пособие / Б. И. Кочуров, В. Л. Юлинов. – М.: Ленанд, 2015. – 225 с.
14 Красс, М.С. Моделирование эколого-экономических систем: учеб. пособие. / М.С. Красс. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 272 с.
15 Лесной кодекс: Кодекс Респ. Беларусь, 24 декабря 2015 г. № 332-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2015. - № 2/2330
16 Лопачук, О. Н. Экономика окружающей среды и природных ресурсов: курс лекций / О. Н. Лопачук. – Минск: БГЭУ, 2009. – 198 с.
17 Магарил, Е. Р. Экономика природопользования: междисциплинарный подход: учеб пособие. / Е. Р. Магарил, М. В. Березюк, И. В. Рукавишникова. – М.: Книжный Дом «Университет», 2013. – 421 c.
18 Макар, С.В. Экономика природопользования: учебник / С.В. Макар, В.Г. Глушкова. – М.: Юрайт, 2011. – 588 с.
19 Об обращении с отходами: Закон Респ. Беларусь, 20 июля 2007 г. № 271-З, в ред. от 13.07.2016 № 397-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2018. – № 2/1368.
20 О техническом нормировании и стандартизации: Закон Респ. Беларусь, 5 янв. 2004 г. № 262-З, в ред. от 29.10.2016 № 436-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2018. – № 2/1368.
21 Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by.
22 Хорева, С. А. Экономика природопользования: учеб. пособие / С. А. Хорева, Е. В. Карпинская, С. В. Дорожко. – Минск: БНТУ, 2014. – 230 с.