Развитие интереса к музыкальной деятельности у детей дошкольного (среднего, старшего) возраста в ходе занятия в центре детского творчества. Курсовая работа (проект)
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Развитие интереса к музыкальной деятельности у детей дошкольного (среднего, старшего) возраста в ходе занятия в центре детского творчества.»
по дисциплине: «Теория музыки»
2018
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
60.00 BYN
Развитие интереса к музыкальной деятельности у детей дошкольного (среднего, старшего) возраста в ходе занятия в центре детского творчества.
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теория музыки
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 48.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение 1 Диагностическое задание
Приложение 2 Индивидуальная беседа
Приложение 3 Индивидуальная беседа
Приложение 4 Наблюдение за детьми в свободной деятельности
Приложение 5 Анкетирование родителей
Приложение 6 Консультация для родителей
Приложение 7 Консультация для родителей
Приложение 8 Сценарий родительского собрания
Поделиться
Введение
Глава 1 Теоретические основы развития интереса к музыкальной деятельности у детей дошкольного возраста в ходе занятия в центре детского творчества
1.1 Характеристика интереса в психолого-педагогической литературы
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста
1.3 Специфика музыкального воспитания детей дошкольного возраста на занятиях в центре детского творчества
Глава 2 Пути развития интереса к музыкальной деятельности у детей дошкольного возраста в ходе занятия в центре детского творчества
2.1 Выявление уровня развития интереса к музыкальной деятельности у детей дошкольного возраста в ходе занятия в центре детского творчества
2.2 Методика развития интереса к музыкальной деятельности у детей дошкольного возраста в ходе занятия в центре детского творчества
2.3 Анализ уровня развития интереса к музыкальной деятельности у детей дошкольного возраста в ходе занятия в центре детского творчества
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
ВВЕДЕНИЕ
Формирование у детей дошкольного возраста интереса к музыке и музыкальной деятельности как компонента музыкально-эстетического сознания и музыкальной культуры в целом, одна из проблем, привлекающая внимание исследователей на протяжении многих лет. Изучение этой проблемы актуально в связи с тем, что целенаправленное формирование интереса к музыке и музыкальной деятельности, творческих способностей и наклонностей, музыкального вкуса каждого конкретного человека, начиная с самого раннего возраста создает фундамент музыкального воспитания в целом.
Музыкальное воспитание занимает одно из ведущих мест в образовательном процессе дошкольной организации – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие. Содержание музыкального воспитания включает приобщение дошкольников к разным видам музыкальной деятельности, развитие музыкальных способностей, потребности и интереса к музыке, формирование основ музыкальной культуры.
Очевидно, что музыкальная культура личности не формируется сама по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного процесса, начинающегося с самого раннего возраста.
Проблема музыкального развития детей рассматривалась в трудах многих педагогов-музыкантов – Б.В. Асафьева, Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, О.А. Апраксиной, Н. А. Бергер, Л.Г. Дмитриевой, Е.А. Дубровской, Д.Б. Кабалевского, В.Н. Шацкой, Л.В. Школяр, Н.М. Черноиваненко, Б.Л. Яворского и других.
Цель нашего исследования – выявить специфику развития интереса к музыкальной деятельности у детей дошкольного возраста в ходе занятия в центре детского творчества.
Для достижения данной цели мы поставили следующие задачи исследования:
1. Изучить характеристику интереса в психолого-педагогической литературу;
2. Исследовать психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста;
3. Выявить специфику музыкального воспитания детей дошкольного возраста на занятиях в центре детского творчества;
4. Выявить уровень развития интереса к музыкальной деятельности у детей дошкольного возраста в ходе занятия в центре детского творчества;
5. Проанализировать методику развития интереса к музыкальной деятельности у детей дошкольного возраста в ходе занятия в центре детского творчества;
6. Провести анализ уровня развития интереса к музыкальной деятельности у детей дошкольного возраста в ходе занятия в центре детского творчества.
Объект исследования: процесс формирования интереса к музыкальной деятельности у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования интереса к музыкальной деятельности у старших дошкольников.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, анкетирование, беседы, наблюдение, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ эмпирических данных.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав (Глава 1 теоретические основы развития интереса к музыкальной деятельности у детей дошкольного возраста в ходе занятия в центре детского творчества; Глава 2 пути развития интереса к музыкальной деятельности у детей дошкольного возраста в ходе занятия в центре детского творчества), заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОДЕ ЗАНЯТИЯ В ЦЕНТРЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
1.1 Характеристика интереса в психолого-педагогической литературы
Проблема интереса в обучении существовала на протяжении всего исторического процесса развития педагогической мысли. Так, средневековая педагогика вслед за философией своего времени провозглашала идеи аскетизма, отказа от земных радостей - считала проявления интереса греховным началом в человеке. Обучение, отягощенное догматизмом, схоластикой, атмосферой мистицизма, умерщвлением человеческих желаний, было мучительным испытанием для обучающихся.
В эпоху гуманизма педагогика выдвинула идею о привлекательном обучении, об учете интересов детей. В борьбе со схоластикой и аскетизмом средневековья великий чешский педагог Я.А. Коменский в своей «Великой дидактике» указывал, что обучение должно быть «сокращенным, приятным и основательным», что организация и способы обучения должны доставлять детям «больше досуга, радостей и прочного успеха», чтобы «воспламенять в мальчике жажду знания пылкое усердие к учению» [11, с. 287]. Хороший ученик, считал он, будет сгорать от нетерпения учиться, не боясь никаких трудов, лишь бы овладеть наукой. Он не будет избегать труда, он будет даже искать его и не бояться напряжения и усилий, будет ставить себе целью самое высшее, стремиться чему-нибудь научиться, подражая учителям и соревнуясь с товарищами. Эта прекрасная, удивительно точная трактовка Я.А. Коменским роли интереса в обучении через века, не утратила своей педагогической силы.
Другое освещение получил интерес в теории естественного, свободного воспитания. Непосредственный интерес - вот великий двигатель, единственный, который ведет верно и далеко, писал Ж.Ж. Руссо в книге «Эмиль, или, о воспитании» [16]. Жизнь возбуждает интерес ребенка, она наталкивает его на раскрытие явлений природы; на основе непосредственного интереса есть тысячи способов заинтересовать детей в измерении, определении, вычислении расстояний. Любопытство - характерная черта человека, оно возникает из естественных желаний, врожденных стремлений. Только опираясь на естественную природу ребенка, можно обеспечить его учение. Ненависть к феодальным отношениям в обществе, к феодальной системе воспитания, борьба за освобождение личности от оков феодализма привели Ж.Ж. Руссо к гипертрофии интереса в воспитании.
Полтора века спустя идеи свободного воспитания нашли свое выражение в педагогической системе Л.Н. Толстого.
ГЛАВА 2 ПУТИ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОДЕ ЗАНЯТИЯ В ЦЕНТРЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
2.1 Выявление уровня развития интереса к музыкальной деятельности у детей дошкольного возраста в ходе занятия в центре детского творчества
Экспериментальная работа осуществлялась в 3 этапа:
1 этап – констатирующий: подбор методик, первичная диагностика уровня сформированности интереса к музыкальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
2 этап – формирующий: реализация педагогических условий по формированию интереса к музыкальной деятельности у старших дошкольников
3 этап – контрольный: осуществление повторной диагностики с целью анализа результатов экспериментальной работы.
В эксперименте принимали участи 12 школьников 5-6 лет. Занятия проводились дважды по часу в месяц, присутствуют анимационные танцы.
Задачи констатирующего эксперимента:
-определение критериев и показателей сформированности интереса к музыкальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста;
-выявление уровня сформированности интереса к музыкальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: наблюдение за поведением детей в процессе слушания музыки; наблюдение за детьми, целью которого было изучение эмоциональной отзывчивости и сформированности интереса к восприятию музыки; индивидуальная беседа для выявления отношения ребенка к песенному исполнительству и тематике детских песен; индивидуальная беседа, направленная на изучение интереса старших дошкольников к музыкально-ритмической деятельности; наблюдение за детьми, с целью изучения особенностей использования ребенком музыки в повседневной жизнедеятельности.
В ходе проведенной работы нами были определены критерии сформированности интереса к музыкальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста, определенные на основе анализа его структурных компонентов и ориентированные на особенности музыкального развития ребенка-дошкольника:
1. эмоциональная отзывчивость на музыку, сформированность интереса к восприятию музыки;
2. субъектные проявления старших дошкольников в музыкальной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирование интереса к музыке и музыкальной деятельности у детей одна из проблем, привлекающая внимание исследователей на протяжении многих лет. Изучение этой проблемы актуально в связи с тем, что целенаправленное формирование интереса к музыкальной деятельности, творческих способностей и наклонностей, музыкального вкуса и музыкальной культуры каждого конкретного человека, начиная с самого раннего возраста создает фундамент музыкального и эстетического воспитания в целом.
Проблемами музыкального воспитания и развития детей рассматривалась в трудах многих педагогов-музыкантов – Б.В. Асафьева, Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, О.А. Апраксиной, Н. А. Бергер, Л.Г., А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунской, Дмитриевой, Е.А. Дубровской, Д.Б. Кабалевского, В.Н. Шацкой, Л.В. Школяр, Н.М. Черноиваненко, Б.Л. Яворского и других.
Процесс формирования интереса к музыке и музыкальной деятельности у дошкольников находится в диалектическом единстве с и другими компонентами музыкально-эстетического сознания (потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки), которые развиваются как в образовательном процессе, так и в постоянной деятельности человека. Формирование интереса к музыке и музыкальной деятельности как интегративного (эмоционально-интеллектуально-волевое) образования, подразумевает процесс длительного, систематического, целенаправленного процесса развития всех компонентов музыкально-эстетического сознания.
Современная образовательная практика диктует необходимость активного привлечения различных видов искусства к процессу музыкального развития детей дошкольного возраста. Интеграция различных видов искусства и разнообразных видов музыкально-художественной деятельности, на наш взгляд, открывает новые возможности в работе по направлению «Художественно-эстетическое развитие» детей, повышает эффективность образовательного процесса.
Для реализации заявленных педагогических условий, было разработано и апробировано содержание работы по формированию интереса к музыкальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста по запланированным задачам с учетом индивидуальных особенностей детей.
Также мы выяснили, что педагогические условия должны быть реализованы в их совокупности и тесном взаимодействии друг с другом, только тогда будет происходить активное формирование интереса к музыкальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Сравнительный анализ результатов I и III этапа продемонстрировал положительную динамику сформированности интереса к музыкальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Результат диагностики характеризовался высокими баллами: высокий уровень увеличился на 20% и составил 24%, доля средне-высокого уровня увеличилась на 4% и составила 32%, доля среднего уровня уменьшилась на 24 % и составила 44%, а количество детей участвующих в эксперименте, показавшие ниже-среднего и низкий уровень, в ходе контрольного этапа не выявились.
В ходе опытно-практической работы мы получили подтверждение эффективности педагогических условий формирования интереса к музыкальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
1. Бондаревский В.Г. Воспитание интереса к знаниям и потребности самообразованию / В.Г. Бондаревский. – М., Просвещение, 1985. – 144 с
2. Венгер, Л.А. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. – М., 1977. – 247 с
3. Ветлугина, Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. для учащихся пед. уч-щ по спец / Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989. – 270 с
4. Галянт, И.Г. Музыкальное развитие детей 2-7 лет. Методическое пособие для воспитателей / И.Г. Галянт. – М.: Просвещение, 2013. – 134 с
5. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 320 с
6. Гогоберидзе, О.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. – 464 с.: ил
7. Гомезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гомезо, М.В. Матюхина. – М.: Просвещение, 2001. – 256 с
8. Давыдов, В.В. Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х т. / В.В. Давыдов. – М.: Большая российская энциклопедия, 1998. – 672 с
9. Деркунская, В.А. Справочник музыкального руководителя №2-2014 г. / В.А. Деркунская. – 81 с
10. Загвязинский, В.П. Теория обучения: современная интерпретация: учебное пособие / В.И. Загвязинский. – М.: Академия, 2001. – 192 с
11. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. - Т. 1 / Я.А. Коменский. – М.: Педагогика, 1982. – 656 с
12. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Наука, 1975. – 304 с
13. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. – М.: Институт практической психологии, 1997. – 384 с
14. Новиков, А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. – М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. – 268 с
15. Осеннева, М.С. Теория и методика музыкального воспитания: учебник для студ.учреждений высш. Проф. Образования / М.С. Осеннева. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 272 с
16. Основные тенденции развития систем образования в мире
17. Прохоров, А.М. Советский энциклопедический словарь / А.М. Прохоров. – М.: Сов. энциклопедия, 1987. – 1600 с
18. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников / О.П. Радынова. – М.: Просвещение: Владос, 1994
19. Руденко, В.И. Вопросы музыкальной педагогики Сб. статей вып.2 [Текст] / ред. – сост. В.И. Руденко. – М.: 1980. – 159 с
20. Смирнова, Т.И. Интерпретация. Воспитание искусством или искусство воспитания / Т.И. Смирнова. – М.,2001. – 367 с
21. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей Текст. / Б.М. Теплов. – М. -Л.: АПН РСФСР, 1947. – 355 с
22. Тютюнникова, Т.Э. Концепция творческого обучения Карла Орфа:история, теория, методика Текст.: автореф. дис. канд.искусствоведения: 17.00.02: защищена 12.10.99 / Т.Э. Тютюнникова Татьяна Эдуардовна. – М., 1999. – 23 с
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 48.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение 1 Диагностическое задание
Приложение 2 Индивидуальная беседа
Приложение 3 Индивидуальная беседа
Приложение 4 Наблюдение за детьми в свободной деятельности
Приложение 5 Анкетирование родителей
Приложение 6 Консультация для родителей
Приложение 7 Консультация для родителей
Приложение 8 Сценарий родительского собрания
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты