Введение
Глава 1 Теоретико-методологические аспекты изучения проблемы
влияния социального окружения в воспитании подрастающего поколения
1.1 Сущность понятия социального окружения в
современных отечественных и зарубежных исследованиях
1.2 Особенности воспитания подрастающего поколения на
современном этапе
1.3 Проблема влияния социального окружения на современных
подростков
Выводы по 1-ой главе
Глава 2 Эмпирическое исследования влияния социального окружения
на подрастающее поколение
2.1. Организация и процедура проведения исследования
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов
2.3 Программа мероприятий, направленных на развитие
позитивного влияния социального окружения на подрастающее поколение
2.4 Программа мероприятий по коррекции негативного влияния
социального окружения на подрастающее поколение
Выводы по 2-ой главе
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в белорусской системе воспитания, как и в общем состоянии отечественной педагогики в целом, выделяют целый спектр актуальных проблем. Во-первых, это проблемы, связанные с нахождением путей развитие в нашем обществе чувства патриотизма как социальной и духовно-нравственной ценности. Данное чувство невозможно без сформированного национального, основанного на ощущении духовной связи с Родиной и родным народом, самосознания. Многовековой мировой исторический опыт показывает, что незнание культуры своего народа, ведет к разрушению связи между поколениями, что наносит огромный ущерб, как развитию народа в целом, так и развитию каждого человека в отдельности. Поэтому одной из основных задач воспитания подрастающего поколения на современном этапе является формирование и совершенствование национального самосознания подрастающего поколения.
Республика Беларусь – это государство, в котором одновременно проживают различные народности и народы, религиозны и этнические группы. В силу этого особенную значимость на данном этапе развития общества приобретает трудность развития культуры общения как эффективного средства по достижению согласия между представителями разных наций. Данные действия в особенной степени касаются подрастающего поколения, для которого характерны максимализм и стремление к быстрым и простым решениям сложных социальных проблем. Именно поэтому особую значимость приобретают проблемы развития этики поведения ученика в многонациональной среде и воспитания толерантности. На решение данной проблемы должна быть направлена работа всех социальных институтов, семьи и современной школы. поскольку непосредственно в школьном сообществе у детей должна создаваться реальная готовность к толерантному поведению и гуманистические ценности.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОКРУЖЕНИЯ В ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
1.1. Сущность понятия социального окружения в современных отечественных и зарубежных исследованиях
Под социальным окружением (средой) понимается система отношений, идей и ценностей, которые способствуют развитию ребенка и формированию его личности. Общаясь в социальной среде, ребенок изучает нормы и ценности общества, вырабатывает личные цели и модель поведения, а также определяет критерии оценки своих действий и действий окружающих людей ) [12, с. 10].
В настоящее время существует дольно большое количество различных определений данного понятия. Так, например, в социологическом словаре, под социальной средой понимается своеобразие и конкретное проявление, общественных отношений на определенном этапе их развития, то есть это все, что окружает человека в его социальной жизни. Социальное окружение зависит от национальной и классовой принадлежности, от внутриклассовых различий определенных слоев, от типа общественных экономических формаций, а также от профессиональных и бытовых отличий [16, с. 202].
В учебниках по социальной психологии наиболее часто встречается следующее определение «социальная среда – это прежде всего объединённые в различные группы люди, с которыми каждый индивид находится в разнообразной и сложной системе общения и в специфических отношениях. Социальная среда, которая окружает личность, воздействует на человека, подчиняет его социальному контролю, оказывает давление, увлекает
ГЛАВА 2
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОКРУЖЕНИЯ НА ПОДРАСТАЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ
2.1. Организация и процедура проведения исследования
Для достижение поставленной цели и реализации выдвинутых задач результатов было организовано эмпирическое исследование, которое проходило базе ГУО «Средняя школа №31 г. Минска» в несколько этапов. На первом этапе в исследовании приняло участие 46 подростков в возрасте 13 – 15 лет. Целью данного этапа являлось выявление личностных и социальных проблем у современных подростков. Для этого с испытуемыми было проведено диагностическое обследование, в ходе которого использовались следующие диагностические методики и процедуры: тест Кимберли Янг, направленный на выявление интернет зависимости и тест Чена (в адаптации В.Л. Малыгина, К.А. Феклисова), направленный на определение выраженности интернет - зависимого поведения [4, с. 133; 6, с. 149].
Результаты данного этапа проведенного исследования представлены в параграфе 2.2 данной главы курсовой работы. Сводные таблицы полученных результатов представлены в приложении А.
На следующем этапе эмпирического исследования нами было организовано диагностическое обследование подростков, имеющих компьютерную аддикцию, целью которого являлось выявление психологических особенностей их личностного развития. В ходе данного этапа нами были использованы следующие диагностические методики: личностный опросник Айзенка EPI, методика САН (диагностика самочувствия, активности и настроения) и многофакторный личностный опросник Кеттелла (HSPQ) [10, с. 217-224;4, с. 191 –216].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в рамках изучения позитивных и негативных влияний социального окружения в воспитании подрастающего поколения были сделаны следующие выводы:
1 Социальное окружение (социальная среда) – это окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его деятельности и существования, способствующие усвоению им культурных ценностей и общественных социальных норм, причем базисной основой этого выступает семья, в которой закладывается фундамент личности, а дальнейшее воспитание подрастающего поколения осуществляют школа, общественные организации, родственники, друзья, улица и другие микрофакторы социального окружения.
2 В настоящее время воспитание утратило свой былой статус в образовательном процессе и превратилось в комплементарный по отношению к обучению элемент. Проблемы современного воспитания подрастающего поколения свидетельствуют о кризисном состоянии как самой теории воспитания, так и воспитательной практики. Говоря о современном воспитании, нужно понимать, что дело это крайне трудное, требующее существенных изменений, неформального подхода, прежде всего, к самой личности растущего человека, к созданию таких условий, которые позволили бы им раскрыть свои возможности.
3 Влияние на подростка, от которых зависит его воспитание и развитие, оказывают различные факторы социального окружения. Например, в семье закладываются жизненные установки и основы поведения, но при этом большую роль в воспитании подростка оказывает школа. Кроме этого, исходя из того, что подросток проходит важную стадию становления своего «Я» для него свойственно принятие установок, характерных для той или иной молодежной субкультуры и подражание значимым для него лицам. Важную
1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – АспектПресс, 2000. – 410 с.
2. Андриенко, Е.В. Социальная психология: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия, 2010. – 525 с.
3. Бочарова, В.Г. Педагогика социальной работы / В.Г. Бочарова. – СПб: Речь, 2004. – 274 с.
4. Бурлачук, Л.Ф., Морозов, С.М. Словарь – справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. – СПб.: Питер, – 1999. – 528 с.
5. Волков. К.Н. Психологи о средствах и путях оптимизации учебного процесса / К.Н. Волков. – Под ред. А.А. Бодалева. – М.: Прайм – Тайм. 2008. – 449 с.
6. Елисеев, О.П. Практикум по психологии / О.П.Елисеев. – СПб.: Питер, 2000. – 554 с.
7. Жичкина, А.Е., Белинская, Е.П. Самопрезентация в виртуальной коммуникации и особенности идентичности подростков-пользователей Интернета / А.Е. Жичкина, Е.П. Белинская // Труды по социологии образования. – 2000. – Т.5, – вып. 7. – С. 34 – 40.
8. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – М.: Академия, 1999. – 378 с.
9. Козлова С.А. Я – человек: Программа приобщения ребенка к социальному миру / С.А. Козлова. – М: ЭКСМО-Пресс, 2006. – 310 с.
10. Максимов, В.Г. Педагогическая диагностика в школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.Г. Максимов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 265 с.
11. Маркова, А.К. Педагогическая психология / А.К. Маркова. – М.: Изд-во МГУ, 2015. – 263 с.
12. Московцев, Д.И. социальное окружение человека / Д.И. Московцев. – СПб.: Речь, 2013. – 96 с.
13. Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику / А.В. Мудрик. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2009. – 297 с.
14. Нечаев, М.П. Практика управления воспитанием в школе / М.П. Нечаев. – М.: Педагогическая литература, 2013. – 96 с.
15. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 480 с.
16. Осипов, Г.В., Москвичев Л.Н. Социологический словарь / Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. – М.: Норма, 2008. – 608 с.
17. Павлов, И.П. Мозг и психика / И.П. Павлов. – М.: Изд-во МПСИ, 2008 – 395 с.
18. Подласый. И.П. Педагогика / И.П. Подласый – М.: Педагогика, 2001 – 496 с.
19. Реан, А.А., Бордовская. Н.В. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская. – СПб: Питер, 2002. – 432 с.
20. Реан, А.А., Коломинский, Я.Л. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. – СПб.: Питер, 2002. – 399 с.
21. Ситаров, В.А., Маралов, В.Г. Педагогика и психология в образовательном процессе / В.А. Ситаров, В.Г. Маралов. – М: Академия, 2000 – 212 с.
22. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для средних пед. учеб. заведений / Н.Ф. Талызина. – М.: Академия, – 2008. – 379 с.
23. Шорохова. Е.В. Методологические проблемы социальной психологии / Е.В. Шорохова. – М.: Академический проект, 2005. – 215 с.
24. Янчук, В.А. Введение в современную социальную психологию / В.А. Янчук. – Мн.: АСАР, 2005. – 800 с.