Введение
Глава 1. Теоретический аспект изучения соматотипа, темперамента и формирования индивидуализированного образа жизни, защищающего от стресса
1.1 Понятия «соматотип» и «темперамент» в отечественной и зарубежной психологии
1.2 Индивидуальный образ жизни и его специфика
1.3 Проблема стресса в психологической литературе
1.4 Соматотип и темперамент в формировании индивидуализированного образа жизни, защищающего от стресса
Выводы
Глава 2. Методический аспект диагностики и профилактики стресса у представителей с различным типом темперамента
2.1 Диагностика стресса у представителей с различным типом темперамента
2.2 Профилактика стресса у представителей с различным типом темперамента
Выводы
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Каждый биологический индивид, включая вид Homo sapiens - Человек разумный - представляет собой уникальное явление. На земле нет двух идентично одинаковых видов птиц, растений, птиц, животных и человека. И соответственно чем выше биологическая организация, тем красочнее и ярче могут проявляться индивидные функциональные особенности организма. Можно выделить несколько основных причин индивидных биологических особенностей каждого человека. Первая - разнообразие, первоначально присуще всему живущему и населяющему нашу планету. Непосредственно в этом разнообразии заключаются основные предпосылки эволюции: разнообразие индивидов, естественный отбор, для последующей адаптации к различным условиям среды обитания и для последующей эволюции. Биологические основы таких форм меж индивидуальных отличий заключается в уникальности генетической составляющей основе, в наборе индивидуальных единиц генов наследственности и геноме, присущему отдельному индивиду.
В данное время в биологических, медицинских, социальных, психологических науках накоплено огромное количество различных данных о антенатальных и перинатальных воздействиях на зарождение, дальнейшее формирование и последующее разностороннее развитие индивидуальности человека. Структуры организма определенных стадиях всего онтогенеза обладают чрезмерно высокой чувствительностью к агрессивным средовым факторам, которые в данный период могут быть очень разнообразными и оказывать стрессовое воздействие. Неблагоприятное перинатальное воздействие может вызвать отрицательное, необратимое изменение психики определенного человека, сохраняющиеся на всех последующих стадиях онтогенеза живого организма.
Третьей причиной человеческого разнообразия и формирования его психологических индивидных качеств в стрессовых факторах, влияющих в постнатальном периоде – социализация конкретного индивида. Социализация берет начало с первых минут после утробной жизни и заканчивается только на самых поздних стадиях геронтогенеза, т.е., практически, с окончанием жизни индивида.
Цель работы: Проанализировать соматотип и темперамент в формировании индивидуализированного образа жизни, защищающего от стресса.
Задачи работы:
1. Рассмотреть и изучить «соматотип» и «темперамент» в психологии.
2. Ознакомиться с проблемой стресса в психологической литературе.
3. Проанализировать диагностику стресса у представителей различных типов темперамента.
4. Проанализировать профилактику стресса у представителей с различным типом темперамента.
Глава 1. Теоретический аспект изучения соматотипа, темперамента и формирования индивидуализированного образа жизни, защищающего от стресса
1.1 Понятия «соматотип» и «темперамент» в отечественной и зарубежной психологии
В концепции личности Б. Г. Ананьева выделены четыре уровня человеческой организации: индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность. По его мнению понятия обеспечивают единство биологического и социального в организации человека. Индивид является носителем биологического в человеке, и как индивид представляет собой совокупность природных, генетически обусловленных свойств, развитие которых осуществляется в ходе онтогенеза. Б. Г. Ананьев ввел понятие индивидуальность. Индивидуальность – это неповторимое сочетание в человеке черт из всех подструктур его психики. Человек как индивидуальность существует лишь в единственном числе.
Темперамент Б. Г. Ананьев относит к индивидным свойствам (к психодинамическим свойствам индивида). Темперамент – это биологический полюс интеграции психологических свойств. С точки зрения Ананьева, он является природной основой личности[1, с. 89].
К. К. Платонов в своей концепции рассматривает личность как динамическую систему, развивающуюся во времени, изменяющую состав входящих в нее элементов и связей между ними, при сохранении функции. В данной системе К. К. Платонов выделял четыре подструктуры: направленность, опыт, индивидуальные особенности психических процессов, биопсихические свойства. Подструктура направленности является социально обусловленной и формируется в процессе воспитания и включает различные формы проявления направленности: желания, интересы, склонности, стремления, идеалы, убеждения, мировоззрение. Подструктура опыта: знания, навыки, умения и привычки, приобретенные путем обучения, влиянием генетически обусловленных свойств данной личности. Подструктура индивидуальных особенностей психических процессов или функций памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли. Обусловленность психических процессов осуществляется путем упражнения. Подструктура биопсихических свойств: половые и возрастные свойства личности, типологические свойства личности, т.е. темперамент. Свойства личности, входящие в эту подструктуру, зависят от физиологических особенностей мозга, а социальные влияния их только субординируют и компенсируют.
Глава 2. Методический аспект диагностики и профилактики стресса у представителей с различным типом темперамента
2.1 Диагностика стресса у представителей с различным типом темперамента
Существуют различные методы, методики, способы и технические устройства для определения, регистрации и оценки эмоционального стресса. Для экспресс-диагностики по выявлению стресса используют целый ряд устных анкет, шкал и опросников. Они направленных на выявление и определение уровня тревоги и депрессии. Среди специализированных психологических тестов, следует выделить тесты Люшера, Спилберга-Ханина, Цунга, шкалу Гамильтона. Как правило данные тесты реализованы в виде специализированных компьютерных программ, позволяющих автоматизировать, облегчать и ускорять процессы тестирования. Нужно отметить - среди используемых технологий тестирования возможно выделить два направления: явное и неявное тестирование. Явное тестирование предполагает прямое предъявление человеку определенных вопросов, рисунков, зрительных образов. Неявное тестирование - реализует неявное, косвенное предъявление тестовой информации. Направления психодиагностик, отборы конкретных методик и условия их использования зависят, от концептуальной основы деятельности специалиста, проводящего диагностику, от направленности его работы, цели проведения диагностики, от определенной ситуации.
Типичный всем известный пример - цветовые тесты Люшера, которые возможно в неявном виде заложить в компьютерную программу графическую определенную информацию и вывести на монитор компьютера. Данный подход дает возможность создавать улучшенные встраиваемые системы для психоэмоциональной диагностики, которые не вызывают дополнительных неудобств у обследуемого человека при их непосредственном использовании.
Цветовой тест Люшера достаточно применим в исследовании и взрослых людей, и детей. Тесты Люшера основаны на известном простом методе цветовых выборок. Процедура данного исследования зачастую предполагает выбор самим тестируемым самого приятного в данный момент для него цвета из предложенных, расположенных перед ним определенных цветовых таблиц. Несмотря на очевидную простоту, тесты Люшера несут достаточно значительной информации. При их помощи возможно выявить и установить степень раздражительности, степень усталости, степень нервного возбуждения и напряжения. Тесты Люшера применяются не только для определения степени психоэмоционального состояния человека, но и для дальнейшей психокоррекции. В такой ситуации на первом этапе составляется психологический портрет испытуемого с последующим выявлением преобладающих отрицательных эмоций.
Заключение
Здоровье человека является одним из основополагающих факторов благосостояния индивида. Человек ежедневно подвержен разнообразным стрессовым ситуациям, вызывающим различные эмоциональные реакции: от гнева до радости. Эмоциональный постоянный стресс воздействующий на человека длительное влияет на его психологическое здоровье, т.к. эмоции имеют прямую и обратную связь со всеми системами и органами человека и зарождаются непосредственно в центральной нервной системе, контролирующей всю жизнедеятельность и функционирование организма. Следственно любые изменения в деятельности сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, пищеварения, желез внутренней секреции, скелетной и гладкой мускулатуры приводят к изменениям в эмоциональном фоне человека. Также, изменения и состояние эмоционального фона способно влиять на жизнедеятельность и работоспособность организма.
Проведя анализ литературы отечественных и зарубежных ученых, занимающихся изучением темперамента человека и его свойств, выявили, что существует три типа соматотипа и четыре типа темперамента, также, что основой темперамента выступают фундаментальные свойства нервных процессов. К этим свойствам относятся: уравновешенность, сила возбуждения, торможения, подвижность. Указанные свойства нервных процессов образуют определенные системы, комбинации - получается так называемый тип нервной системы, или тип высшей нервной деятельности темперамент.
1. Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. – 89 с.
2. Дубровина, И.В. Практическая психология образования/Под ред. И.В. Дубровиной.- Москва, «Просвещение», 2006. – 34 с.
3. Кант, И. Сочинения. В шести томах. Том 6/ И. Кант – Москва, Речь, 2011. – С. 99 – 103.
4. Ковалев, А.Г. Психология личности/ А.Г. Ковалев - изд. 3. Москва, "Просвещение", 2006. – 29 с.
5. Кокс, Т. Стресс/ Т. Кокс – Москва. Медицина, 2010. – 21с.
6. Леонова, А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса/ А.Б. Леонова// Вестник МГУ. Серия 14. Психология.- 2000. -№ 3.- 29 с.
7. Мельников, В.И. Психологическая природа стрессовых состояний личности: сб. науч. тр. / Отв. ред. В.Г. Леонтьев. - Новосибирск, НГПУ, 2000. С.56-59.
8. Мерлин, В.С. Очерк теории темперамента/ В.С. Мерлин - Москва, Юрист, 2001.- 5 с.
9. Немов, Р.С. Общие основы психологии/ Р.С. Немов - Москва, Медицина, 1994.- С. 78 - 83.
10. Немов, Р.С. Психология (в трех книгах). Книга 1/ Р.С. Немов -Москва, Медицина, 1998. – 55 с.
11. Панфилова, М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000. – С. 23- 30.
12. Платонов, К.К. Краткий словарь системы психологических понятий / К.К. Платонов - Минск. Высшая школа 1994. – С. 13- 21.
13. Рогов, Е.Н. Психология человека/ Е.Н. Рогов - Москва, РИОР, 1999.- 58 с.
14. Селье, Г. Очерки об адаптационном синдроме/ Г. Селье – М.: Медицина, 2008. – 47 с.
15. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция/ Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова - М.: Владос, 2003. – 26 с.
16. Столяренко, Л.Д. 100 экзаменационных ответов по психологии/ Л.Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону, РФГУС, 2010. – 57 с.
17. Томас, А. Значение темперамента для психологической практики // Детство идеальное и настоящее /Под ред. Е.Р. Слободской. - Новосибирск: Сибирский хронограф, 1994.- С. 21-34.
18. Щетинина, А.М. Психодиагностическая и коррекционно-развивающая работа практического психолога: Учебное информационно-методическое пособие по курсу / НовГУ им. Ярослава Мудрого: авт.-сост. А.М. Щетинина. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2001. – 9 с.
19. Франкенхойзер, М. Эмоциональный стресс/ М. Франкенхойзер – М.: Медицина, 2009. – 34 с.
20. Южаков, М.М., Авдеева, Д.К., Нгуен, Д.К. Обзор методов и систем исследования эмоционального стресса человека/ М.М. Южаков // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. – 13 с.