ВВЕДЕНИЕ
Пожилые люди относятся к одной из наиболее социально уязвимых категорий населения. Их положение усугубляется тем, что изменение социального статуса человека в старости, связанное с прекращением или ограничением трудовой и социальной деятельности, трансформацией ценностных ориентаций, образа жизни и общения, трудностями в адаптации к новым условиям, порождают к серьезным социальным проблемам.
Выходя на пенсию пожилой человек сталкивается с различными трудностями как в психологическом плане, так и социальным.
Зачастую люди самостоятельно не могут справиться со сложившейся ситуацией в их жизни, поэтому им требуется определенная помощь. Специалист, оказывающий помощь пожилому человеку, должен владеть определенными методами подготовки людей к выходу на пенсию и знать какие из них более эффективные в сложившейся ситуации.
Объект исследования – человек, вышедший на пенсию.
Предмет исследования – социально-психологические проблемы человека, вышедшего на пенсию.
Цель исследования – выявить социально-психологические проблемы человека, вышедшего на пенсию.
Задачи исследования:
-охарактеризовать понятие о старости, особенности личности, вышедшей на пенсию;
-описать психопрофилактическую работу с людьми, вышедшими на пенсию;
-перечислить методы подготовки к выходу на пенсию и определить их эффективность.
Работа представлена в виде двух глав, включая введение, заключение и список использованных источников.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ О СТАРОСТИ, ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ, ВЫШЕДШЕЙ НА ПЕНСИЮ
1.1 Понятие о старости, типология старости
Изучением старости как медицинской, психологической и социальной проблемой занимается такая наука, как геронтология. Это комплексная наука,
развивающаяся на основе междисциплинарных исследований, изучающая при этом основные проблемы старения [16, с. 3].
Основными причинами старения населения являются снижение рождаемости, увеличение продолжительности жизни людей старших возрастных групп из-за прогресса медицины, повышение уровня жизни населения [22, c. 274].
Под старостью подразумевается возрастной период, который характеризуется завершающей фазой человеческой жизни. Старость - понятие не только биопсихологическое, но и социально-историческое. Его сроки и содержание, которое его наполняет, значительно различаются в разных человеческих обществах, на разных этапах истории человечества. Старение, в свою очередь, является естественным биологическим процессом, при котором возрастные изменения в организме приводят к постепенному снижению его адаптационных способностей. [5, c. 103-104].
Рассматривая понятие «старость», стоит обратить внимание на такое понятие как «пенсионный возраст», границы которого устанавливаются государством. При определении пенсионного возраста они исходят из хронологического возраста – количества прожитых лет. Так, в Республике Беларусь на сегодняшний день пенсионный возраст у мужчин наступает с 63 лет, а у женщин с 58 лет. Существует также понятие функционального возраста, которое отражает возрастную динамику физиологических функций, определяется генетическим компонентом, образом жизни, прошлыми болезнями, стрессовыми ситуациями, физической, умственной и интеллектуальной активностью; психологический возраст – группа показателей, характеризующих возрастное измерение психики; биологический возраст – показатель уровня ухудшения структуры и функций организма [1, с. 3-15].
ГЛАВА 2. ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С ЛЮДЬМИ, ВЫШЕДШИМИ НА ПЕНСИЮ
2.1 Основные методы подготовки к выходу на пенсию и их эффективность
Психологическая подготовка пожилых людей предпенсионного возраста обычно начинается за долго до выхода на пенсию.
Важно подготовить пожилых людей к выходу на пенсию, чтобы они могли без ущерба для своего физического и психического здоровья перейти к этому важному жизненному моменту. Психологическое значение подготовки заключается в том, что человек испытывает неизбежный процесс изменения статуса и образа жизни вначале спекулятивно, прежде чем он действительно встречает его, и, таким образом, у него есть время, чтобы привыкнуть, адаптироваться и избегать стрессовых ситуаций [10, c. 5-31].
Основные формы психологической работы:
1. Психологическое воспитание
Эта форма работы предполагает массовое обучение специальной литературе (брошюры, листовки). Эта литература может предоставить информацию о характеристиках пожилых людей, основные трудности, с которыми пожилой человек может столкнуться при выходе на пенсию.
Эта форма является наиболее доступной, но невозможность индивидуального подхода снижает ее эффективность.
2. Консультирование
Организация индивидуальных консультаций по различным вопросам подготовки к выходу на пенсию; Основным преимуществом этого метода является индивидуальный подход и устное изложение материала. В процессе консультирования можно расширить представления пожилых людей о пенсионном образе жизни, а также помочь решить различные психологические проблемы, которые могут затруднить адаптацию к пенсии.
3. Групповая работа
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение социально-психологических проблем пожилого возраста остается на сегодняшний день одной из самых актуальных в социальной работе. Выявление данных проблем способствует созданию условий для поддержания активной жизни, укрепления здоровья и поддержанию своего статуса в пожилом возрасте.
Изучением старости как медико-социо-психологической проблемой занимается такая наука, как геронтология. Ею рассматриваются понятие старость, причины, а также способы поддержания здоровья как физического, так и психологического после выхода на пенсию. Само понятие старость подразумевает возрастной период, который характеризует заключительную фазу человеческой жизни. Старение в свою очередь закономерный биологический процесс, при котором возрастные изменения организма приводят к постепенно нарастающему сокращению его приспособительных возможностей. Основными причинами старения населения являются снижение рождаемости, увеличение продолжительности жизни людей старших возрастных групп из-за прогресса медицины, повышение уровня жизни населения. Существуют различные подходы к определению границ старости, однако точкой отсчета служит уход на пенсию, окончание активной профессиональной деятельности, что составляет центральный момент ситуации развития в этот период. В Республике Беларусь выход на пенсию у мужчин начинается с 63, а у женщин с 58. Однако традиционно выделяют пожилой возраст (60-75 лет), старческий возраст (75-90 лет) и долгожительство (старше 90 лет). Пожилой возраст характеризуется различными видами изменений, так физиологические изменения касаются работы организма в целом, а, например, когнитивные изменения касаются изменений в области памяти (кратковременная память ухудшается, скорость обработки информации замедляется). Рассматривая типологию старости, важно отметить, что все предложенные классификации относительны, так как в реальной жизни чистых видов не существуют. Бывает так, что в человеке может прослеживаться некое сочетание типов. Все типы старости зависят от индивидуальных особенностей человека, от того, как он приспосабливается к сложившимся ситуациям.
Психологическое развитие и особенности личности в пожилом возрасте зависят от особенностей каждого человека. В общем для людей в пожилом возрасте происходят изменения психики гериатрического пациента. В данном возрасте возможно усиление их эгоизма вплоть до эгоцентризма. В интеллектуальной сфере отмечается замедление психических реакций, скорости переключения, ослабление интенсивности внимания и кратковременной памяти, снижение ориентировки в пространстве и возможности научения. Однако сохраняется способность к ассоциативному, активному использованию богатого жизненного опыта. В эмоциональной сфере – интраверсия (обращенность в мир внутренних переживаний), снижение интенсивности эмоций вплоть до апатии, склонность к аффективным реакциям, лабильность (неустойчивость) настроения, тревожность и мнительность. В моральной сфере – консерватизм, медленное привыкание к новым нормам морали, манер поведения, критика этих норм и манер. Также общество накладывает определенные стереотипы по отношению к старым людям и выходя на пенсию они начинают ощущать вину, чувство подавленности, из-за чего их самооценка падает.
Социально-психологические проблемы в пост трудовой период связаны в основном с проблемой выхода на пенсию и с одиночеством в пожилом возрасте. Специалисту по социальной работе необходимо выработать комплекс мер по предотвращению одиночества в пожилом возрасте. Подобрать ему те условия, в которых он не будет одинок и будет чувствовать себя комфортно.
Подготовка пожилых людей предпенсионного возраста обычно начинается за долго до выхода на пенсию. К основным формам психологической работы с людьми предпенсионного возраста можно отнести следующие: психологическое воспитание, консультирование и групповая работа. Также подготовка к освобождению работников, достигших пенсионного возраста, как правило, включает две группы рабочих мест: первые – это подготовительные курсы для выхода на пенсию, включающие изучение: правовых норм и правил, касающихся выхода на пенсию, дальнейшего участия в жизни организации, экономических аспектов дальнейшей жизни, медицинских проблем и пособий, возможностей для создания активного отдыха; вторые - «скользящий выход на пенсию», под которым подразумевается комплекс работ по постепенному переходу от полной трудовой деятельности к выходу на пенсию, а также ряд мер, обеспечивающих вовлечение пенсионера в трудовую жизнь. Немаловажным методом подготовки к выходу на пенсию является пропаганда здорового образа жизни, так многие люди, заканчивая трудовую деятельность, пренебрегают сохранением своего здоровья. К основным элементам здорового образа жизни относятся: двигательная активность, рациональное питание, нормальный сон, избавление от вредных привычек, закаливание.
Целью работы с пожилыми людьми в пост трудовой период является создание психологических условий для адаптации пенсионеров в период занятости. К основным направлениям этой работы относятся: работа с пожилыми людьми с плохой корректировкой после выхода на пенсию; работа с родственниками пожилых людей. Специалисту по социальной работе при работе с пожилыми людьми в пост трудовом периоде следует: формировать общественное мнение о пенсионном периоде как активной стадии жизни; ориентировать пожилых людей на всесторонний поиск полезных и значимых действий, соответствующих их индивидуальным склонностям, интересам и способностям.
Овладение методами и формами работы с людьми предпенсионного и пост трудового периода способствует эффективному решению возникших проблем в данном возрасте, а также поддержанию активности и долголетия.