Музыкальное развитие личности младшего школьника в условиях начального образования Курсовая работа (проект)
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Музыкальное развитие личности младшего школьника в условиях начального образования»
по дисциплине: «Психология»
2018
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
60.00 BYN
Музыкальное развитие личности младшего школьника в условиях начального образования
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность 64%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе имеется приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ Анкета для учащихся.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В РАЗЛИЧНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЯХ
1.1 Общая характеристика психического развития детей младшего
школьного возраста
1.2 Особенности музыкального развития личности младших школьников
1.3 Начальное образование как фактор музыкального развития
личности детей младшего школьного возраста
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В МЛАДШЕМ
ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Организация и процедура проведения исследования
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов
2.3 Методические рекомендации по музыкальному развитию
личности младших школьников в условиях начального образования
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Музыкальное искусство имеет огромное воспитательное значение для формирования духовной сферы человека, его эстетических вкусов и потребностей, личности. В ходе непосредственного обращения у миру настроений и переживаний человека музыка оказывает наибольшее воздействие на него, и глубина этого воздействия зависит от того, насколько близка ему музыка, от общей подготовленности слушателя к общению с искусством. Именно поэтому музыку называют моделью человеческих эмоций и языком чувств. Музыкальное искусство играет значительную роль в процессе формирования личности человека, развития его познавательной и эмоциональной сторон, воспитания его духовности и культуры чувств.
Организуя музыкальное воспитание ребенка, важно развить у него способность чувствовать красот музыки, ее глубокий личностный смысл и интонационное своеобразие, а также сформировать у него потребность в общении с музыкой. Именно поэтому перед современной образовательной системой проблема музыкального воспитания детей младшего школьного возраста стоит так остро, поскольку именно этот возраст является временем интенсивного развития музыкальной восприимчивости.
Восприятие музыки является многоуровневым и довольно сложным явлением, представляющим большую трудность для младших школьников, чем восприятие произведений других видов искусства, и связано это со сложностью и спецификой музыкального художественного образа с одной стороны, и с возрастными особенностями учеников начальных классов с другой. В связи с этим на начальном этапе развития музыкального восприятия, ребенку необходимо помочь войти в мир музыкальных образов, а также услышать и понять их.
Проблема музыкального развития личности ребенка, на сегодняшний день является одной из наиболее сложных в силу субъективности данного процесса и, несмотря на довольно большое количество, освещающих ее специальных исследований, остается во многом не решенной. Кроме того, актуальность нашего исследования заключается в том, что проблема музыкального развития личности ребенка сегодня приобретает все более важное значение, поскольку у значительной части детей отсутствует сколь нибудь серьезный интерес к хорошей классической музыке. Причиной этому являются неразвитое музыкальное восприятие; несформировнность музыкальной культуры детей, серьезные упущения в формировании
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО – МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В РАЗЛИЧНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЯХ
1.1 Общая характеристика психического развития детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст (с 6,5-7 лет до 10-11лет) определяется таким важным обстоятельством в жизни ребенка, как поступление в школу. Поступив в школу, ребенок автоматически занимает новое место в системе отношений людей, поскольку у него сразу появляются связанные с учебной деятельностью постоянные обязанности. Близкие взрослые, учитель, даже посторонние люди начинают общаться с ребенком как с человеком, который взял на себя обязательство учиться и в связи с этим у ребенка происходит перестройка всех отношений с окружающей действительностью.
Б.Г.Ананьев, Л.И. Божович, И.С. Славина в своих исследованиях экспериментально доказали, что система «учитель – ребенок» в этом возрасте начинает определять отношение ребенка и к детям, и к родителям. Новая социальная ситуация выступает для ребенка как стрессоген, поскольку она ужесточает условия его жизни: у него повышается психическая напряженность и эмоциональное состояние в целом меняется, что довольно негативно отражается как на его поведении, так и на физическом здоровье [2,с. 159].
Характер адаптации ребенка к новым условиям жизни и отношение к нему со стороны родных способствуют и довольно бурному развитию его личности. Младший школьный возраст характеризуется также и тем, что у ребенка появляется новый статус – он ответственный человек, потому что н ученик, и эта новая социальная роль требует развития у него определенных психических свойств, опирающихся на уже развитые мышление, память, внимание, а также на определенные морально – волевые качества (исполнительность, усидчивость, добросовестность) [2,с.119].
Дети младшего школьного возраста располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование является одна из наиболее актуальных задач современной психологии развития. Довольно большое количество психолого-педагогических исследований
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
Итак, по итогам исследования теоретико – методологических аспектов изучения проблемы музыкального развития личности младшего школьника в различных психологических концепциях, можно сделать следующие выводы:
1 Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства, поскольку позитивные приобретения и полноценное проживание этого возраста являются необходимым основанием, для дальнейшего личностного и эмоционального развития ребенка. Поэтому основной задачей при работе с младшими школьниками является создание оптимальных условий для реализации и раскрытия возможностей каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.
2 В настоящее время в психологии определены следующие особенности музыкального развития личности младших школьников: наличие таких видов музыкальной деятельности, как хоровое пение, игра на музыкальных инструментах, изучение нотной грамоты и теоретических основ музыки
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Организация и процедура проведения исследования
Исходя из цели и задач курсовой, было организовано и проведено эмпирическое исследование особенностей музыкального развития личности в младшем школьном возрасте, которое проходило в ряд этапов. На первом констатирующем этапе эмпирического исследования было необходимо определить исходный уровень музыкального развития учащихся начальной школы. В экспериментальную группу вошли 19 учеников 3 «А» класса ГУО «Средняя школа №21 г. Могилева» в возрасте 9 – 10 лет. В программе данного исследования были сформулированы его проблема и актуальность, определены объект, предмет, цель и задачи. В ходе проведения исследования одним из компонентов, оказывающим существенное влияние на музыкальное развитие младших школьников, выступало музыкальное восприятие как вид деятельности при изучении музыкального произведения на уроке. Исходя из этого, изучались особенности поведения детей во время восприятия музыки, количество и качество ответов на уроке, высказывания детей в соответствии с различными критериями. В ходе исследования была использована анкета, составленная Т.А. Затяминой, целью которой являлось изучение уровня музыкального развития личности у детей младшего школьного возраста [5, с. 18].
Данная анкета состоит из 15 вопросов закрытого типа, отвечая на которые испытуемому необходимо выбрать один из трех предложенных вариантов ответов. Бланк анкеты представлен в приложении А.
Определение уровня музыкального развития личности испытуемых было осуществлено по нескольким критериям, на формулировку которых повлияли, специфика музыкального восприятия как художественной деятельности и особенности эстетической сферы личности младших школьников. При этом психологическую сущность музыкального восприятия можно рассматривать как сопереживанию личности художественному образу, соотнесенному с теми житейскими установками, в преобразовании которых человек испытывает потребность, несмотря на встречаемые трудности
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ
1 Исходя из цели и задач курсовой, было организовано и проведено эмпирическое исследование особенностей музыкального развития личности в младшем школьном возрасте, которое проходило на базе ГУО «Средняя школа №21 г. Могилева». В экспериментальную группу вошли 19 учеников 3 «А» класса в возрасте 9 – 10 лет. В ходе проведения исследования изучались особенности поведения детей во время восприятия музыки, количество и качество ответов на уроке, высказывания детей в соответствии с различными критериями и была использована анкета, составленная Т.А. Затяминой, целью которой являлось изучение уровня музыкального развития личности у детей младшего школьного возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в ходе работы, направленной на изучение музыкального развития личности младших школьников в условиях начального образования, были сделаны следующие выводы:
1 Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом развития ребенка, поскольку позитивные приобретения и полноценное проживание этого возраста являются необходимым основанием, для дальнейшего личностного и эмоционального развития ребенка. Поэтому основной задачей при работе с младшими школьниками является создание оптимальных условий для реализации и раскрытия возможностей каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.
2 В настоящее время основными видами музыкальной деятельности младших школьников, способствующими их музыкальному развитию личности являются музыкальное восприятие, детское музыкальное творчество, детское музыкальное исполнительство, которые широко применяются в практике работы педагогов начального образования.
3 В работе по музыкальному развитию личности младших школьников необходим определенный стиль педагогического общения, который направлен на установление отношений сотрудничества, равноправного взаимодействия, принятия, безоценочности, эмпатийности, которые являются психологическая основой, способствующей музыкальному развитию личности ребенка.
4 Исходя из цели и задач курсовой, было организовано и проведено эмпирическое исследование особенностей музыкального развития личности в младшем школьном возрасте, в ходе проведения которого изучались особенности поведения детей во время восприятия музыки, количество и качество ответов на уроке, высказывания детей в соответствии с различными критериями и была использована анкета, составленная Т.А. Затяминой, целью которой являлось выявление уровня музыкального развития личности у детей младшего школьного возраста.
5 Полученные в ходе исследования результаты свидетельствуют о довольно низком уровне музыкального развития учащихся младшего школьного возраста, принявших участие в исследовании, а также о несформированности у них музыкальных и эстетических вкусов в сфере музыкального искусства. Данный факт подтвердил выдвинутую в начале исследования гипотезу и обусловил необходимость разработки методических рекомендаций по музыкальному развитию личности младших школьников в
1 Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов / Г.С.Абрамова – 3 – е изд., испр. – М.: Академия, 2008. – 672 с.
2 Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л.И. Божович – М.: Наука, 2002. – 254 с.
3 Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: ЭКСМО – Пресс, 2002. – 1180 с.
4 Гродзенская, Н.А. Школьники слушают музыку / Н.А. Гродзенская. – М.: Педагогическая литература. – 2009. – 102 с.
5 Затянина, Т.А. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждение, мнения / Т.А. Затянина. – М.: Академический проект, 2004. – 294 с.
6 Кабалевский, Д.Б. Про трех китов и про многое другое. Книжка о музыке / Д.Б. Кабалевский. – М.: Просвещение, 1986. – 321 с.
7 Каган, М.С. Развитие личности ребенка / М.С. Каган. – М.: Лара – Принт, 2007. – 272 с.
8 Кочубей, Б.И. Эмоциональная устойчивость школьника / Б.И. Кочубей. – СПб.: Речь, – 2011. – 296 с.
9 Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб.: Питер, – 2000. – 968 с.
10 Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 464 с.
11 Мазель, Л.А. Вопросы анализа музыки. Опыт сближения теоретического музыкознания и эстетики / Л.А.Мазель. – М.: Академический проект, 2008. – 197 с.
12 Медушевский, В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки / В.В. Медушевский. – М.: Академия, 2000. – 410 с.
13 Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: Академия, 1999. – 456 с.
14 Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. – СПб.: Питер, 2000. – 569 с.
15 Петрушин, В. И. Музыкальная психология / В.И. Петрушин. – М.: Пассим, 2008. – 384 с.
16 Самакаева, М.Ю. Развитие восприятия музыки у учащихся начальной школы / М.Ю. Самакаева – СПб: Речь, 2009 – 155 с.
17 Сериков В.В. Личностный подход в образовании / В.В. Сериков //Будущему учителю о проблемах педагогики. – Волгоград: Перемена, 1995 – 192 с.
18 Цыпина, Г.М. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика / Г.М. Цыпина. – М.: Академия, 2003. – 197 с.
19 Шацкая, В.Н. Музыкально – эстетическое воспитание детей и юношества / В.Н. Шацкая. – М.: Педагогическая книга, 2005. – 325 с.
20 Школяр, Л.В. Музыкальное образование в школе / Л.В. Школяр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 232 с.
21 Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д.Б. Эльконин, – М.: Академия, 2005. – 655 с.
22 Эстетическое воспитание школьной молодежи // Под ред. Б.Т. Лихачева и Г.В. Залмона. – М.: Педагогическая литература. – 2008. – 165 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность 64%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе имеется приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ Анкета для учащихся.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты