Введение
1 Теоретические основы выбора дивидендной политики корпорации
2 Анализ дивидендной политики корпорации
3 Основные направления совершенствования дивидендной политики корпорации
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы. Современный этап становления рыночной системы хозяйствования в Республике Беларусь ознаменовывается возрастающим интересом к корпоративным типам структур субъектов хозяйствования и развитием фондового механизма финансирования операционной деятельности бизнеса.
Развитие фондового механизма финансирования бизнеса означает, что собственник, вкладывая средства в акции, откладывает свое потребление, что является важным обстоятельством для балансирования потребительского рынка, и дивидендная политика в этом смысле – средство стимулирования распределения личного потребления во времени. Изучение дивидендной политики корпораций было начато в 1930 годах, однако до сих пор исследователи корпоративных финансов не могут дать однозначного бесспорного ответа, почему компании платят дивиденды. и в настоящее время нахождение ответа о мотивах компании в области дивидендной политики является одним из вызовов, стоящих перед исследователями в области корпоративных финансов.
Цель курсовой работы – изучить виды дивидендной политики корпорации и ее характеристика (на примере ОАО «Газпром трансгаз Беларусь»), выявить проблемы в этой сфере и определить пути их решения.
Указанная цель определила постановку следующих задач курсового исследования:
− изучение теоретических основ выбора дивидендной политики корпорации
− анализ дивидендной политики корпорации на примере ОАО «Газпром трансгаз Беларусь».
− определение основных направлений совершенствования дивидендной политики корпорации.
Объект исследования – дивидендная политика ОАО «Газпром трансгаз Беларусь»
Предмет исследования – организационно-финансовые аспекты выбора и реализации дивидендной политики корпорации.
1 Теоретические основы выбора дивидендной политики корпорации
Функционирование корпоративных бизнес-структур базируется на долевом участии множества физических и юридических лиц, которые предоставляют свой финансовый капитал в качестве вклада в уставный фонд, при этом согласно концепции финансового менеджмента о наличии цены у каждого источника финансирования, дивиденд является основной формой вознаграждения таких инвесторов.
Приобретая акцию предприятия и становясь, таким образом, его совладельцем, обладатель денежного капитала рассчитывает получить не только требуемую ставку доходности, но и премии, реализуя своеобразный предпринимательский доход. Его размер зависит от многих факторов: компетентности управляющих, рискованности выбранной для вложений сферы деятельности, экономической конъюнктуры и т.п. В отличие от процента (например, по депозиту в банке или облигациям с фиксированной ставкой дохода) размер дивиденда заранее неизвестен. Поэтому, вкладывая деньги в обыкновенные акции, акционер подвергается известному риску, но при нормальном ходе дел на предприятии вознаграждается за это повышенным доходом.
Термин «дивиденд» прямо связан с распределением прибыли в акционерных обществах, однако рассматриваемые в данном случае принципы и методы распределения прибыли применимы не только к акционерным структурам, но и к предприятиям любой организационно-правовой формы, в связи с чем в финансовом менеджменте используется широкая трактовка термина «дивидендная политика», под которой понимают механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственнику в соответствии с долей его вклада в общую сумму собственного капитала предприятия.
Рост интереса отечественных и зарубежных авторов к вопросу организации и управления дивидендной политикой корпорации во многом определяется следующими факторами:
во-первых, дивидендная политика оказывает влияние на отношения с инвесторами – акционеры негативно относятся к компаниям, которые сокращают дивиденды, связывая такое сокращение с финансовыми трудностями компании, что может привести к паническим продажам акций, тем самым влияя на снижение их рыночной цены.
2 Анализ дивидендной политики корпорации
Открытое акционерное общество «Газпром трансгаз Беларусь» является 100-процентным дочерним предприятием ПАО «Газпром» и обеспечивает бесперебойное газоснабжение потребителей Республики Беларусь и является надежным партнером в международной системе транспортировки газа. По магистральным трубопроводам, проходящим по территории республики, осуществляются транзитные поставки российского природного газа в Калининградскую область России, Литву, Украину, Польшу.
Сегодня ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» достигло уровня высокоорганизованной, по-современному технически оснащенной, экономически эффективной, находящейся в постоянном развитии газотранспортной структуры в топливо-энергетическом комплексе Беларуси. Газотранспортная система Республики Беларусь, эксплуатируемая ОАО «Газпром трансгаз Беларусь», включает в себя более 7,9 тыс. км газопроводов, 13 компрессорных станций (КС), 3 подземных хранилища газа (ПХГ), 226 газораспределительных станций (ГРС), 27 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), 7 газоизмерительных станций (ГИС).
ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» эксплуатирует принадлежащий ПАО «Газпром» белорусский участок магистрального газопровода «Ямал — Европа» протяженностью 575 км линейной части и 5 компрессорных станций. Численность персонала — 6,6 тысяч человек. Центральный офис компании расположен в г. Минске (Республика Беларусь).
В сферу деятельности ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» входит:
− транспорт газа по территории Республики Беларусь;
− обеспечение газом потребителей Республики Беларусь;
− реализация метана через собственную сеть автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС);
− промышленная безопасность;
− мониторинг окружающей среды.
За время существования предприятия был введен в эксплуатацию ряд инфраструктурных объектов, в числе которых: вторая нитка газопровода-отвода к ГРС Новолукомль; ГРС Гродно-1, которая обеспечивает природным газом ОАО «Гродно Азот» (завершена реконструкция); вторая нитка газопровода к г. Витебск; газопровод-отвод к г. Брест. ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» эксплуатирует два подземных хранилища газа, созданных в водоносных пластах, – Осиповичское и Прибугское, а также Мозырское ПХГ – в соляных отложениях.
3 Основные направления совершенствования дивидендной политики корпорации
Несмотря на значительный вклад ученых в вопросы корпоративного управления, бухгалтерского и управленческого учета, функционирования фондового рынка практика реализации дивидендной политики применительно к белорусскому фондовому рынку по-прежнему является достаточно слабой, что отчасти объясняется необходимостью сбора и анализа данных, которые характеризуют состояние белорусского фондового рынка, при том, что данные официальной статистики не всегда содержат в себе всю необходимую информацию, а некоторые показатели, характеризующие роль дивидендной политики на макро- и микроуровне, вообще не рассчитываются соответствующими государственными органами.
В связи с этим актуальным представляется рассмотрение возможности совершенствования дивидендной политики белорусских корпораций по следующим аспектам:
1. Снижение налогового бремени на дивидендные выплаты. Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и Министерство финансов Республики Беларусь 28.01.2019 выпустили совместное письмо №2-2-10/00253/5-1-30/24 «О налогообложении дивидендов». В нем содержатся разъяснения порядка применения пониженных ставок налога на прибыль и подоходного налога с физических лиц по дивидендам.
Так, согласно новой редакции Налогового кодекса (далее – НК) ставка налога на прибыль по дивидендам, указанным в п. 1 ст. 167 и пп. 3.1 п. 3 ст. 174 НК, составляет 12% (п. 6 ст. 184). Однако ставка налога на прибыль для участников (акционеров) белорусских организаций — резидентов Республики Беларусь может быть понижена до следующих размеров:
6% – если прибыль не распределялась между ними в течение 3 предшествующих календарных лет (п. 7 ст. 184 НК);
0% – если прибыль не распределялась между ними в течение 5 предшествующих календарных лет (п. 8 ст. 184 НК).
Аналогичные правила установлены в отношении ставок подоходного налога с физических лиц (п. 5 и 6 ст. 214 НК) [12].
При этом следует учитывать, что для применения пониженных ставок необходимо, чтобы в течение 3 либо 5 лет подряд у организации имелась возможная к распределению прибыль (имелось кредитовое сальдо счета 84 «Нераспределенная прибыль, непокрытый убыток»). Отсчет 3- либо 5-летнего периода заново не начинается в случае, если в течение данных временных промежутков возникший непокрытый убыток по итогам какого-либо налогового периода (года) не превышал ранее накопленную нераспределенную прибыль прошлых лет (нулевое или дебетовое сальдо по счету 84 «Нераспределенная прибыль, непокрытый убыток» на отчетную дату).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Построение эффективной дивидендной политики должно быть, прежде всего, основано на достижении взаимного согласия всеми акционерами, оценки возможных рисков, доходности проекта, наличии плана выхода на рынок, осознании целей, задач и необходимости выбора направления развития компании.
Дивидендная политика должна удовлетворять не только потребностям предприятия в ресурсах, но и быть привлекательной для самих акционеров, именно с этой целью прибыль в основной своей массе будет направлена на развитие бизнеса в течение ближайших 1–3 лет. Если существенных улучшений не будет прослеживаться, то возникнет необходимость изменять не только направления деятельности компании, но и саму дивидендную политику, а также подвергать тщательному анализу все управленческие решения.
Основываясь на проведенном исследовании дивидендной политики ОАО «Газпром трансгаз Беларусь») нами были сделаны следующие выводы:
1. Функционирование корпоративных бизнес-структур базируется на долевом участии множества физических и юридических лиц, которые предоставляют свой финансовый капитал в качестве вклада в уставный фонд, при этом согласно концепции финансового менеджмента о наличии цены у каждого источника финансирования, дивиденд является основной формой вознаграждения таких инвесторов.
2. Дивидендная политика является инструментом управления структурой капитала, оказывая существенное влияние на цену акций предприятия, та как дивиденды представляют собой денежный доход акционеров и в определенной степени сигнализируют им о том, что предприятие, в акции которого они вложили свои деньги, работает успешно;
3. К основным целям дивидендной политики можно отнести: повышение инвестиционной привлекательности компании; обеспечение максимизации совокупного состояния акционеров и достаточного финансирования деятельности компании; оптимизация пропорций между долей прибыли, которая будет потрачена на выплату дивидендов и которая будет реинвестирована с целью дальнейшего расширения и развития корпорации.
1. Алексеева Л.В. Влияние структуры собственности на дивидендную политику российских компаний / Л.В. Алексеева, И.В. Березинец // Вест. СпбГУ. – Вып. 4. – 2015. – C. 13-31.
2. Алексеева, Л.В. Концентрация собственности и дивидендная политика: исследование российских акционерных обществ / Л.В. Алексеева, И.В. Березинец // Вест. СПбГУ. Сер. Менеджмент. –№ 3. – C. 19 – 30.
3. Анкудинов А.Б., Лебедев О.В. Дивидендные выплаты российских компаний в условиях финансового кризиса // А.Б. Анкудинов А.Б., О.В. Лебедев // Корпоративные финансы. – № 3(39). – 2016. – C. 38-56.
4. Башкина, У.И. Дивидендная политика западных фирм и ее регулирование / У.И. Башкина // Акционерное общество: вопросы корпоративного управления.– №6. – 2013. – С. 15 – 24.
5. Беленькая, О. Дивидендная политика российских компаний и ее влияние на рыночную стоимость акций» / О. Белельнкая, Е. Новикова // Рынок ценных бумаг. – №4. – 2013. – С. 17 – 23.
6. Верников А.В. Импорт в Россию институтов корпоративного управления и их мутация /А.В. Верников // Финансовый директор. – №7. – 2014. – С. 51–60.
7. Гордеева, Е.С. Взаимосвязь концентрации капитала в компаниях с государственным участием с эффективностью их деятельности и пути ее повышения / Е.С. Гордеева // Государственное управление. – № 34. – 2015. – С. 25 – 33.
8. Гурьянов, П.А. Дивидендная политика в России: обзор исследований / П.А. Гурьянов // Гуманитарные научные исследования. – № 10. – 2014. – С. 16–22.
9. Дубаков, М.В. Дивидендная политика предприятия / М.В. Дубаков // Финансовые исследования. – №3. – 2014. – С. 33 – 40.
10. Кокурин, Д. И. Формирование дивидендной политики современной корпорации / Д.И. Кокурин //Финансовый бизнес. – №5. – 2012. – С. 60 – 64.
11. Макарова, Е.А. Сравнение подходов исследования дивидендной политики компаний развитого и развивающегося рынков капитала / Е.А. Макарова // Корпоративные финансы. – №1(13). – 2015. – С. 95–106.
12. «О налогообложении дивидендов»: разъяснительное письмо Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и Министерство финансов Республики Беларусь №2-2-10/00253/5-1-30/24 от 28.01.2019 – [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://www.bakertilly.by/news/legislation-news/o-nalogooblozhenii-dividendov/ – Дата доступа:
13. Осипов, Д. Проблемы формирования дивидендной политики компании / Д.Осипов //Конкуренция и рынок. – №9. – 2015. – С. 7 –11.
14. Пирогов Н.К., Волкова Н.Н. Дивидендная политика компаний на развивающихся рынках / Н.К. Пирогов, Н.Н. Волкова // Корпоративные финансы. – №4(12). – 2013. – C. 57–78.
15. Селезнева, Н.Н. Финансовый анализ. Управление финансами: Учебное пособие / Н.Н.Селезнева, А.Ф. Ионова. – М.: Юнити, 2012. – 453 с.
16. Степанов, С.С. Корпоративные конфликты в России / С.С. Степанов // Корпоративные конфликты в современной России и за рубежом. – М.: ЦЭФИР РЭШ, 2014. – 225 с.
17. Степанова, А.Н., Кузьмин С.А. Корпоративное управление и операционная эффективность российских компаний / А.Н.Степанова, С.А. Кузьмин // Корпоративные финансы. – № 4. – 2015. – C. 24-39.
18. Черкасова, В.А. Влияние государственного участия в акционерном капитале на эффективность компаний на развивающихся рынках капитала / В.А. Черкасова // Корпоративные финансы. – № 4. – 2014. – C. 112-129.
19. Финансовая политика компании: учеб. / под ред. д-ра экон. наук, проф. В.А. Слепова – М.: Экономистъ, 2013. – 458 с.
20. Финансовый менеджмент: учеб. / под ред. академика Академии менеджмента и рынка Стояновой Е.С. – М.: Изд-во Перспектива, 2015. – 375 с.
21. Шагалеева, Г.Б. Налоговая среда и дивидендная политика компаний на развивающихся рынках / Г.Б. Шагалеева // Финансы и бизнес. – № 3. – 2014. –C. 102-119.
22. Экспертно-аналитический доклад Ассоциации Менеджеров, КПМГ в России и СНГ «Практики корпоративного управления в России: определение границ национальной модели» – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://assets.kpmg.com/content/dam/kpmg/ru/pdf/2011/ru-ru-corporate-governance-practice-in-russia-2011.pdf
23. Benjamin S.J., Wasiuzzaman S., Mokhtarinia H., Nejad N.R. (2016), "Family ownership and dividend payout in Malaysia", International Journal of Managerial Finance, Vol. 12, pp. 314-334.
24. Ben-Nasr H. (2015), "Government Ownership and Dividend Policy: Evidence from Newly Privatized Firms", Journal of Business Finance and Accounting, Vol. 42 pp. 1-4.
25. Chiang Y., Lai B. (2015), "Dividend payout policy decision: the role of foreign ownership", Investment management and financial innovation, Vol. 12, pp. 205-2013.