ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ
ГЛАВА 2 ВИДЫ ФИНАНСОВЫХ ПЛАНОВ, РАЗРАБАТЫВАЕМЫХ В ОРГАНИЗАЦИИ
ГЛАВА 3 ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В УПКП «МОГИЛЕВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ УКРУПНЕННАЯ ТИПОГРАФИЯ ИМЕНИ СПИРИДОНА СОБОЛЯ»
3.1 Краткая экономическая характеристика УПКП «Могилевская областная укрупненная типография имени Спиридона Соболя»
3.2 Источники информации, используемые при разработке финансовых планов УПКП «Могилевская областная укрупненная типография имени Спиридона Соболя»
3.3 Методика разработки и составления планов УПКП «Могилевская областная укрупненная типография имени Спиридона Соболя»: производства промышленной продукции по основным видам и денежных потоков
3.4 Проблемные вопросы и направления совершенствования организации финансового планирования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В современных рыночных условиях финансовое планирование деятельности является весьма актуальной темой, так как от этого зависит экономическая стабильность предприятия. Финансовое планирование выступает центральным звеном в комплексе планов предприятия
Целью курсовой работы является определение уровня теоретической и практической подготовки слушателя, выяснение его готовности к самостоятельной практической и исследовательской работе по изучаемой дисциплине в современных условиях хозяйствования.
Задачами курсовой работы являются:
- изучение сущности финансового планирования, а также его видов на основе учебного, методического и другого специального материала, относящегося непосредственно к теме работы;
- изучение методики разработки и составления планов производства промышленной продукции по основным видам и денежных потоков на примере УПКП «Могилевская областная укрупненная типография имени Спиридона Соболя»;
- выработка рекомендаций по совершенствованию порядка организации финансового планирования в исследуемой организации.
Объектом исследования выступает УПКП «Могилевская областная укрупненная типография имени Спиридона Соболя».
В качестве источников теоретической информации использовались монографии, учебники и учебные пособия. В частности теоретическую основу исследования составили работы таких специалистов как Карпей Т.В., Кобринского Г.Е. и др.; одновременно изучены и статьи из периодических изданий. Фактологической базой курсовой работы является бизнес-план УПКП «Могилевская областная укрупненная типография имени Спиридона Соболя».
В работе использованы такие методы исследования, как анализ и синтез, индукция и дедукция, системный анализ, сравнительный, сопоставлений и др.
Цель и задачи, поставленные в исследовании, определили структуру данной курсовой работы: она состоит из введения, трех глав с подразделами, заключения и списка использованной литературы. Во введении обоснована актуальность выбранной темы, определены цель, задачи, объект исследования. Первая глава посвящена рассмотрению теоретических вопросов: понятия финансового планирования, его задач и принципов, методов и др. Второй раздел включает в себя информацию о видах финансовых планов, разрабатываемых в организации.
ГЛАВА 1 ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ
Необходимость и возможность планирования как определенного вида деятельности управленческого персонала диктуется общими условиями хозяйствования. С помощью планирования сводится к минимуму неопределенность рыночной среды и ее негативные последствия для хозяйствующего субъекта. Финансовое планирование на предприятии – это планирование всех его доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития предприятия. Составление предприятием финансовых планов (бюджетов) занимает важное место в системе мер по стабилизации их денежных потоков.
Финансовый план – обобщенный плановый документ, отражающий поступление и расходование денежных средств предприятия на текущий (до одного года) и долгосрочный (свыше одного года) период. Он включает составление текущих и капитальных бюджетов, а также прогнозы финансовых ресурсов от одного до трех (редко пяти) лет. В Республике Беларусь составляется в форме баланса доходов и расходов [8, с.205–206].
Основные задачи финансового планирования на предприятии следующие:
- обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;
- определение путей эффективного вложения капитала, опенка степени рационального его использования;
- выявление внутрихозяйственных резервов 'увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств;
- установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами;
- соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;
- контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия [9, с. 202].
Выработаны ряд принципов финансового планирования:
- научность финансового планирования отражает состояние развития финансовой науки и требует совершенствования методов разработки финансовых планов. На этой основе возможно неуклонное повышение качества финансовых планов и их роли в эффективном управлении финансами организаций. Более полный учет реальных экономических условий, объективных законов рыночной экономики, силы их воздействия в конкретных ситуациях ведет к появлению новых схем и моделей финансового
ГЛАВА 2 ВИДЫ ФИНАНСОВЫХ ПЛАНОВ, РАЗРАБАТЫВАЕМЫХ В ОРГАНИЗАЦИИ
Финансовые планы могут классифицироваться:
- по видам деятельности (инновационные, инвестиционные, производственные, маркетинговые и т.д.);
- по масштабам (общий план фирмы, планы подразделений);
- по длительности планируемого периода;
- по порядку разработки (снизу вверх, сверху вниз);
- по охватываемому периоду (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные);
- по масштабности цели (стратегические, тактические, оперативные) [4, с. 9].
Рассмотрим более подробно следующие виды финансового планирования: стратегическое, перспективное (долгосрочное), бизнес-планирование, текущее и оперативное финансовое планирование.
Все представленные виды финансового планирования взаимосвязаны и реализуются в определенной последовательности.
Стратегические и перспективные планы носят долгосрочный характер, обычно они составляются на срок от трех и более лет. Термины «стратегический» и «долгосрочный» не являются тождественными. Стратегическое планирование объемнее в концептуальном и содержательном смыслах, чем долгосрочное. Главное отличие состоит в трактовке будущего. Стратегическое планирование - это не только и не столько определение желаемых целей и возможных способов их достижения. Стратегическое планирование базируется на реальных возможностях предприятия. Стратегия - это своевременная и необходимая реакция на объективные внешние и внутренние аспекты деятельности предприятия.
В системе долгосрочного планирования предполагается, что будущее может быть предсказано путем экстраполяции сложившихся структурных пропорций и тенденций.
В системе стратегического планирования идут от настоящего к будущему, заменяя экстраполяцию анализом перспектив развития организации.
Таким образом, составление стратегических планов будет основываться на изучении факторов внешней среды – экономических, политических, географических и прочих факторов.
Следующее отличие стратегического и долгосрочного планирования заключается в использовании различных методов планирования
ГЛАВА 3 ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В УПКП «МОГИЛЕВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ УКРУПНЕННАЯ ТИПОГРАФИЯ ИМЕНИ СПИРИДОНА СОБОЛЯ»
3.1 Краткая экономическая характеристика УПКП «Могилевская областная укрупненная типография имени Спиридона Соболя»
УПКП «Могилевская областная укрупненная типография имени Спиридона Соболя» зарегистрирована Решением Могилевского областного исполнительного комитета от 12.06.2000 г №13 7. Предприятию выдано свидетельство о государственной регистрации коммерческой организации от 30.05.2002 г. № 11 4 и присвоен № 700008828 в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Имущество типографии находится в областной коммунальной собственности и принадлежит типографии на праве хозяйственного ведения. Государственным органом, уполномоченным управлять предприятием и закрепленным за ним имуществом, является главное управление идеологической работы, культуры и по делам молодежи Могилевского облисполкома.
Предметом деятельности типографии является издательская деятельность, производство полиграфической продукции и товаров народного потребления, розничная торговля.
Предприятие имеет лицензии:
- на полиграфическую деятельность;
- на осуществление розничной торговли;
- на изготовление бланков строгой отчетности;
- на изготовление печатей и штампов;
- разрешение на использование государственной символики.
Главной целью предприятия является получение прибыли в результате осуществления хозяйственной деятельности.
История создания и деятельности предприятия включает следующие вехи:
- 10 января 1918 года в г. Могилеве была национализирована частная типолитография и на ее базе образована государственная типография, основной задачей которой был выпуск областной газеты «Могилевская правда»;
- в годы Великой Отечественной войны работа типографии не прекращалась. Оборудование в то время размещалось в партизанских отрядах
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Финансовое планирование на предприятии – это планирование всех его доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития предприятия Оно включает в себя процесс разработки финансовых планов и плановых показателей, которые помогают обеспечить предприятие финансовыми ресурсами и увеличить эффективность его деятельности в определенный период времени в будущем.
Финансовое планирование воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей. Оно дает возможность определить, насколько перспективен тот или иной проект, новое направление деятельности. Также финансовое планирование является инструментом получения инвестиций.
Методы планирования – это конкретные способы и приемы плановых расчетов. Планирование финансовых показателей осуществляется с помощью нескольких методов. К ним относятся: экономического анализа; нормативный; балансовых расчетов; денежных потоков; метод многовариантности; экономико-математическое моделирование. Цель каждой фирмы подобрать такие методы финансового планирования, чтобы конечный результат оказывался как можно ближе к прогнозу.
Основой финансового планирования предприятия является план производства промышленной продукции по основным видам. Исходя из информации именно данного вида плана, службы, ответственные за расчёт финансовых показателей, имеют возможность осуществлять дальнейшее планирование, формировать плановые показатели выручки и рассчитывать показатели прибыли и рентабельности на ее базе. После проведения всех сопутствующих и соответствующих расчётов реализуется план денежных потоков.
В ходе написания данной курсовой работы были реализованы следующие поставленные задачи:
- изучены теоретические основы сущности финансового планирования, а также его видов на основе учебного, методического и другого специального материала, относящегося непосредственно к теме работы;
- проанализированы методики разработки и составления планов производства промышленной продукции по основным видам и денежных потоков на примере УПКП «Могилевская областная укрупненная типография имени Спиридона Соболя»;
- выработаны рекомендации по совершенствованию порядка организации финансового планирования в исследуемой организации.
1 Асхабалиев, И.Ч. Основные проблемы финансового планирования на предприятии и инструменты их решения/ И.Ч. Асхабалиев, З.К. Омарова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – № 4-1. – С. 162–164.
2 Баринов, В.А. Бизнес-планирование: Учебное пособие/ В.А. Баринов. – М.: ФОРУМ: ИНФРА М, 2003. – 272 с.
3 Бизнес-планирование: Учебник/ В.М. Попов [и др.]; под ред. В.М. Попова, С.И. Ляпунова. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 672 с.
4 Витун, С.Е. Финансы предприятий: пособие: в 4 ч./ С.Е. Витун, А.И. Чигрина. – Гродно: ГрГУ, 2012. – 3 ч. – 47 с.
5 Карпей, Т.В. Экономика, организация и планирование промышленного производства: Учебное пособие для учащихся ССУЗов/ Т.В. Карпей. – 4 е изд., испр. и доп. – Мн.: Дизайн ПРО, 2004. – 328 с.
6 Киселева, Л.Г. Проблемы финансового планирования деятельности предприятия и пути их решения/ Л.Г. Киселева // Актуальные вопросы современной науки. – 2013. – № 1. – С. 81-85.
7 Лапыгин, Ю.Н. Бизнес-план: стратегии и тактика развития компании: практ. пособие/ Ю.Н. Лапыгин, Д.Ю. Лапыгин. – 2 е изд., испр. – М.: Омега Л, 2009. – 350 с.
8 Финансы и финансовый рынок: учеб. пособие/ Г.Е. Кобринский [и др.]; под общ. ред. Г.Е. Кобринского, М.К. Фисенко. – Мн.: Выш. шк., 2011.– 343 с.
9 Финансы организаций (предприятий): учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности 080105 «Финансы и кредит»/ Н.В. Колчина [и др.]; под ред. Н.В. Колчиной. – 4 е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ ДАНА, 2007. – 383 с.
10 Челышева, Э.А. Роль и проблемы бюджетирования в системе финансового планирования предприятий/ Э.А. Челышева, В.А. Шульженко // Заметки ученого. – 2015. – Т. 1. № 6-1 (6). – С. 95–101.
11 Черняк, В.З. Бизнес-планирование. Учебно-практическое пособие/ В.З. Черняк, А.В. Черняк, И.В. Довдиенко. – М.: РДЛ, 2003. – 272 с.
12 Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли: Учебник для вузов/ А.Н. Соломатин [и др.]; под ред. А.Н. Соломатина. – Спб.: Питер, 2009. – 560 c.