Введение
Деньги покупаются и продаются на денежном рынке, который включает финансовые учреждения, обеспечивающие взаимодействие спроса на деньги и их предложения, а также денежные потоки, входящие и исходящие с данных учреждений.
Деньги играют огромную роль в национальной экономике. Они опосредуют кругооборот денежных доходов населения, способствуют эффективному функционированию расширенно воспроизводства, обмена. Деньги продаются и покупаются на денежном рынке, элементами которого являются спрос, предложение, цена. Чтобы наиболее точно рассмотреть механизм функционирования данного рынка, необходимо изучить каждый из его элементов. Анализ спроса на деньги, предложения их позволяет рассмотреть механизм, восстанавливающий равновесие на денежном рынке.
Составными частями функционирования денежного рынка являются спрос на деньги, предложение и их цена (процентная ставка). Общая сумма, которую бизнес, правительство, домохозяйства желают иметь в данный момент, представляет собой совокупный спрос на широкую денежную массу. Он распадается на две составляющие: спрос на деньги для сделок; спрос на деньги как средство сохранения богатства.
Денежная система обеспечивает движение денег, и это свидетельствует о необходимости изучения основ, деятельности в странах Европы. Именно через денежную систему Национальный банк государства проводит денежно-кредитную политику. Денежная система выступает в роли главного инструмента государственного регулирования национальной экономики. непосредственно, монетаристы и представители школы рациональных ожиданий считают ее основным и быстродействующим методом воздействия на экономику. Знание того, как действует монетарная политика, помогает эффективнее использовать ее, чтобы достичь поставленных целей.
Тема курсовой работы достаточно актуальна, не только потому, что состояние денежного обращения является основным показателем здоровья экономики, но и от объема и структуры зависят остальные показатели функционирования экономики, в том числе: инфляция, безработица, уровень цен, денежных доходов населения. Эти показатели играют важную роль в жизни каждого человека, и отражают состояние общества, как в экономическом, так и в социальном плане.
1 Деньги: сущность, функции, рынок денег. Уравнение обмена и скорость обращения денег
Деньги появились тысячелетия назад, как средство обмена и с давних пор являются предметом исследования сначала древних философов, а затем экономической науки, непосредственно как самостоятельной области знаний. Однако до сих пор еще не выработана общепризнанная теория денег. Среди экономистов существуют значительные разногласия по основным вопросам денежной теории, таким как сущность денег как экономического явления, причины возникновения денег, состав и содержание выполняемых ими функций, их роль в общественном воспроизводстве.
Выступая необходимым элементом общественного воспроизводства, активным составляющим всех процессов в национальной экономике, национальных и мировом хозяйствах, деньги представляют собой очень сложное, многостороннее и динамично развивающееся общественно-экономическое явление. В связи с этим понятие их сущности в рамках различных экономических школ может отличаться, и, соответственно, отсутствует общепринятое определение денег.
Обзор литературы свидетельствует, что в настоящее время вопросам проведения государственной денежной (монетарной) политики посвящается большое внимание в периодической печати. Но вместе с тем, в теоретическом плане освещены недостаточно. Отсутствие в средствах массовой информации необходимой, по нашему мнению, полемики по теоретическим вопросам денежной политики является основной причиной того, что в настоящее время в экономической литературе отсутствует единство мнений по определению и содержанию финансовой политики.
В научных трудах за последние годы в трактовке денежной политики обращается внимание как на роль центрального банка в мобилизации денежных ресурсов, так и на формы и методы их организации.
Одни ученые определяют финансовую политику как «совокупность мероприятий государства, проявляемых в системе форм и методов мобилизации финансовых ресурсов, их распределения и использование для осуществления своих функций и задач» [2, с. 67].
Некоторые авторы считают, что «финансовая политика – это совокупность методологических принципов, практических форм организации и методов использования финансов» [3, с. 10].
2 Специфика применения зарубежного опыта в регулировании денежного обращения в Республике Беларусь
Банковская система подразумевает под собой функционирование банков и кредитных учреждений как единого денежно кредитного механизма. На ее развитие влияет законодательство, политика государства и межбанковская конкуренция. Сдерживающие факторы – значительный налоговый пресс на прибыль банков, нехватка ресурсов для успешного обслуживания операций, недостатков квалифицированных кадров.
Большинство стран придерживаются двухуровневой банковской системы. Ее простой аналог функционировал в Великобритании во второй половине 17 века. Суть в том, что один банк контролирует все иные банки (второго уровня), работающие в государстве. Центральный банк может быть государственным (таковы Банк Англии, Немецкий федеральный банк), акционерным (Федеральная резервная система США), смешанной формы собственности (Банк Японии - государству принадлежит 55%).
Банковская система Беларуси была заложена 8 января 1870 года: в этот день в Гомеле учредили общественный банк. После революции 1917 года начался переход к новой денежной системе. 1 апреля 1991 года Национальный банк Беларуси был окончательно сформирован.
Банковская система является частью финансовой системы государства и регулируется его законодательством. В Республике Беларусь – это прямо указано в Конституции, а именно – в статье 132, раздела VII, который посвящен именно финансово-кредитной системе Республики.
Двухуровневая банковская система Беларуси:
• Центральный банк (Национальный банк Республики Беларусь);
• Коммерческие банки второго уровня.
Вне этой структуры инвестиционные, страховые, трастовые, пенсионные фонды и компании, а также ломбарды.
Национальный банк Республики Беларусь (НБ РБ) находится в собственности государства и действует в его интересах, поддерживая официальную экономическую политику Правительства. Каждые 3 месяца отчитывается перед государством.
Только НБ РБ вправе эмитировать денежные знаки и ценные бумаги. Именно эта функция стала отправной точкой для выстраивания двухуровневой системы. Требовалось выбрать субъект, который выпускал бы денежные знаки, законные на всей территории страны. Им стал центральный банк (в каждой стране свой). Он мог образоваться путем слияния крупных коммерческих банков (эволюционный путь) либо по указанию властей (революционный путь).
3 Зарубежный опыт организации денежного обращения в экономически развитых странах
Денежные системы принято делить на два типа: преимущественно банковские (bаnkbаsеd finаnciаl systеm) и преимущественно рыночные (mаrkеtbаsеd finаnciаl systеm), иными словами, банковская и рыночная. Банковские финансовые системы характеризуются высоким уровнем банковского финансирования экономики, долгосрочным фондированием, тщательным корпоративным управлением и получили распространение в странах, где коммерческие банки являются преимущественно универсальными (к примеру, Германия, Япония).
В то же время рыночные финансовые системы специализируются на инвестиционных банках, а источником финансирования реального сектора является рынок акций (Великобритания, США). Итоги таких исследований также свидетельствуют о том, что в странах с формирующимся финансовым рынком и преимущественно банковской финансовой системой повышение финансовой глубины способствует нивелированию внешних шоков и стимулирует долгосрочный экономический рост. Кроме того, развитие финансовой системы выражается в снижении транзакционных затрат, повышении информационной эффективности и улучшении качества мониторинга. Экономический рост, стимулируемый развитием финансового рынка, повышает спрос на более сложные услуги по управлению рисками.
По мере перехода национальной экономики в категорию развитых в финансовой системе доминирующая роль зачастую переходит к фондовому рынку, который предоставляет экономическим агентам принципиально новые возможности для мобилизации сбережений и диверсификации финансовых рисков. Вместе с тем чрезмерное расширение темпов кредитования не позволяет сглаживать волатильность ВВП и, соответственно, препятствует сбалансированному экономическому росту.
Независимость денежно-кредитных инструментов, или инструментальная независимость (instrumеnt аutоnоmy), означает свободу выбора и применения инструментов денежно-кредитной политики, при этом целевой показатель по инфляции устанавливается правительством или центральным банком совместно с правительством.
Таким образом, как правило, под независимостью центрального банка понимают комплекс критериев, характеризующих взаимоотношения центрального банка с правительством, а также способность центрального банка самостоятельно устанавливать цели и ориентиры монетарной политики, по своему усмотрению применять инструменты монетарной политики для достижения поставленных целей и принятых ориентиров.
Заключение
Денежный рынок представляет собой организованную или неформальную систему торговли финансовыми инструментами в государстве. На этом рынке происходит обмен деньгами, предоставление кредита и мобилизация капитала. Основную роль здесь играют финансовые инструменты, направляющие потоки денежных средств от собственников к заемщикам. Товаром выступают деньги и ценные бумаги. Денежный рынок предназначен для установления непосредственных контактов между покупателями и продавцами финансовых ресурсов.
По мере перехода национальной экономики в категорию развитых, в финансовой системе доминирующая роль зачастую переходит к фондовому рынку, который предоставляет экономическим агентам принципиально новые возможности для мобилизации сбережений и диверсификации финансовых рисков. Вместе с тем чрезмерное расширение темпов кредитования не позволяет сглаживать волатильность ВВП и, соответственно, препятствует сбалансированному экономическому росту.
Независимость денежно-кредитных инструментов, или инструментальная независимость (instrumеnt аutоnоmy), означает свободу выбора и применения инструментов денежно-кредитной политики, при этом целевой показатель по инфляции устанавливается правительством или центральным банком совместно с правительством. Таким образом, как правило, под независимостью центрального банка понимают комплекс критериев, характеризующих взаимоотношения центрального банка с правительством, а также способность центрального банка самостоятельно устанавливать цели и ориентиры монетарной политики, по своему усмотрению применять инструменты монетарной политики для достижения поставленных целей и принятых ориентиров. Важность независимости центрального банка для проведения эффективной денежно-кредитной политики рассматривалась во многих научных работах. Анализировалась прежде всего взаимосвязь независимости центрального банка и инфляции, а также экономического роста.
На финансовом рынке регулирование и надзор – это взаимосвязанные бизнес-процессы. Так, и технологии RеgTеch и SupTеch могут тесно взаимодействовать между собой и при этом органично развиваться в геополитическом, социальном и экономическом контексте, а направление их развития зависит от политики и решений, применяемых центральным банком.