ВВЕДЕНИЕ
1 СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОРГОВОГО АССОРТИМЕНТА И ОРГАНИЗАЦИИ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
2 КРАТКАЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЩУЧИНСКОГО ФИЛИАЛА ГРОДНЕНСКОГО ОПО
3 АНАЛИЗ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОРГОВОГО АССОРТИМЕНТА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ И ОРГАНИЗАЦИИ ИХ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ В ЩУЧИНСКОМ ФИЛИАЛЕ ГРОДНЕНСКОГО ОПО
3.1 Формирование ассортимента продовольственных товаров в розничной торговой сети
3.2 Коммерческая деятельность по выбору форм розничной торговли и методов продажи продовольственных товаров
3.3 Стимулирование продаж продовольственных товаров в Щучинском филиале Гродненского ОПО
4 НАПРАВЛЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОРГОВОГО АССОРТИМЕНТА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ И ОРГАНИЗАЦИИ ИХ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Коммерческая деятельность представляет собой систему отношений по поводу взаимовыгодной купли-продажи, приобретению и продаже товаров и услуг, максимизации прибыли и минимизации издержек.
В последние десятилетия коммерческая деятельность претерпела серьезнейшие изменения. Сегодня руководителям торговых организаций приходится принимать сложные решения по управлению ассортиментом и организации розничной продажи товаров.
При формировании ассортимента учитываются множество факторов: источники товарных ресурсов, необходимых для формирования ассортимента; особенности и условия работы конкретной торговой организации; численность обслуживаемого населения, особенности ассортимента конкурирующих организаций и т.д.
Товарный ассортимент формируется на основе спроса и предназначения целевых рынков товаров. Спрос покупателей и ассортиментная номенклатура взаимосвязаны. Изменения в спросе сопровождаются изменениями в ассортименте и отражаются на его сбалансированности.
Общеизвестно, что стабильность розничной торговли определяется рациональностью, полнотой и устойчивостью ассортимента товаров. От состава и обновляемости ассортимента непосредственно зависят рост товарооборота и ускорение реализации товаров.
Важное значение при организации торговли в современных условиях приобретает выбор оптимальных форм и методов продажи товаров. Торговое обслуживание населения предполагает наличие специально устроенных и оборудованных помещений, приспособленных для наилучшего обслуживания покупателей, подбора и формирования торгового ассортимента и возможности его оперативного изменения в соответствии с изменившимся спросом населения, постоянного изучения и учета потребительских запросов покупателей, умения предложить и продать товар каждому конкретному чело-веку.
Правильная организация коммерческой работы в рамках розничной торговли способствует росту товарооборота, достаточно полному удовлетворению совокупного спроса населения и получению коммерческого успеха.
Вышеизложенное является доказательством того, что для организаций розничной торговли совершенствование коммерческой деятельности по формированию ассортимента и выбору оптимальной формы организации розничной продажи товаров является важной задачей, это означает, что вы-бранная тема курсовой работы является актуальной.
1 СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОРГОВОГО АССОРТИМЕНТА И ОРГАНИЗАЦИИ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
В последние десятилетия коммерческая деятельность претерпела серьезнейшие изменения. Сегодня руководителям торговых организаций приходится принимать сложные решения по управлению ассортиментом [24, с. 83].
Отношения подразделяются на две группы: экономические (внешние) и торгово-технологические (внутренние). Необходимо отметить, что коммерческая деятельность осуществляется только в сфере товарного обращения. Сфера товарного обращения – это пространство, поле, на котором совершаются многочисленные акты торговли. Эффективность коммерческой деятельности обусловлена качеством сформированной системы отношений.
Коммерческую деятельность можно интерпретировать в различных аспектах.
В первом случае она рассматривается как функция торговли. Главной целью является получение максимальной и быстрой прибыли. При этом используются «короткие» деньги с небольшим периодом действия. В таких условиях работают обычно небольшие розничные торговые объекты, такие как магазины, киоски, павильоны. Используется производственный и сбыто-вой подход к организации процессов купли-продажи, которые эффективны, как правило, при преобладании принципов рынка производителей. Данные обстоятельства обусловливают использование традиционного, или товароведного подхода к управлению ассортиментом товаров.
С другой стороны, с развитием рыночных отношений, повышением их зрелости коммерческую деятельность следует рассматривать как философию (или концепцию науки). Ведущим становится рынок потребителя, в котором преобладает маркетинговый и логистический подходы к организации коммерческой деятельности, направленные на более полное удовлетворение потребностей потребителей. Возникает необходимость в повышении качества товаров и индивидуализации обслуживания покупателей. При таких условиях коммерсанты ставят долгосрочные цели и вкладывают средства в «длинные» деньги. Прибыль выступает лишь средством их достижения. Это характерно преимущественно для крупных организаций и торговых сетей. Изменившиеся условия развития торговли порождают и новый подход к управлению ассортиментом товаров, который называется коммерческим [24, с. 85].
Торгово-коммерческая деятельность в розничных торговых организациях в отличие от оптовых имеет особенности. Это связано, прежде всего, с тем, что
2 КРАТКАЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЩУЧИНСКОГО ФИЛИАЛА ГРОДНЕНСКОГО ОПО
20 сентября 1944 года был создан Гродненский областной союз потребительских обществ, который функционировал под началом Белкоопсоюза. В основ-ном его деятельность была направлена на восстановление разрушенного немецкими оккупантами хозяйства потребительской кооперации области. По Гродненской области на 01.01.1945г. действовало 222 розничных магазина и лавок, 4 заготпункта, 63 потребительских обществ. В послевоенный и последующие периоды деятельность потребкооперации Гродненской области была направлена на проведение мероприятий по подъему материального благосостояния и культурного уровня жизни населения.
Сегодня основная роль по обеспечению сельского населения товарами первой необходимости, по-прежнему, отводится системе потребительской кооперации, торго-вое обслуживание жителей Щучинского района осуществляется Щучинским филиалом Гродненского ОПО.
Щучинский филиал – добровольное объединение граждан, проживающих (работающих) в (на) территории Щучинского района, создано в соответствии с решением Собрания уполномоченных, по территориальному признаку на основе объединения его членами, имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.
Филиал является юридическим лицом, некоммерческой организацией, создан-ной в форме потребительского кооператива, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках, и иных небанковских кредитно-финансовых организациях, печать с его полным наименованием, штампы.
Организация зарегистрирована решением Гродненского областного исполнительного комитета № 534 от 20.10.1999 г. в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 300354531.
Устав Щучинского филиала утвержден собранием уполномоченных Щучинского филиала протокол от 22 октября 2007 г. № 2.
Щучинский филиал является юридическим лицом, некоммерческой организацией, создаваемой в форме потребительского кооператива, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках и иных небанковских кредитно-финансовых организациях, печать с его полным наименованием, штампы. Филиал на добровольных основах входит в Гродненский областной союз
3 АНАЛИЗ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОРГОВОГО АССОРТИМЕНТА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ И ОРГАНИЗАЦИИ ИХ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ В ЩУЧИНСКОМ ФИЛИАЛЕ ГРОДНЕНСКОГО ОПО
3.1 Формирование ассортимента продовольственных товаров в розничной торговой сети
При формировании ассортимента товаров в розничной торговой сети коммерческая служба Щучинского филиала использует подход на основе ас-сортиментного перечня.
Ассортиментный перечень для торгового объекта разрабатывается собственником на основании обязательного минимального ассортиментного перечня, рекомендуемого Министерством торговли Республики Беларусь.
При формировании ассортимента товаров в розничной торговой сети в Щучинском филиале Гродненского облпотребсоюза учитываются следующие факторы:
- социальный состав населения, уровень культуры;
- характер трудовой деятельности;
- уровень доходов населения;
- развитие экономики района деятельности;
- цена на товары;
- половозрастной состав, профессиональный и национальный состав населения;
- географическое расположение (города, села, района);
- наличие других магазинов в зоне деятельности и их специализация;
- специфика спроса внутри сегментов;
- размер торговой площади и характеристики, параметры оборудования и др.
Например, для выявления влияния такого фактора как спрос населения на построение ассортимента товаров в розничной торговле, целесообразно осуществлять анализ розничного товарооборота торговой организации в раз-резе продажи отдельных товарных групп.
Одним из главных факторов, влияющих на формирование торгового ассортимента, является спрос населения. Спрос населения характеризует структура розничного товарооборота (таблица 3.1).
4 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОРГОВОГО АССОРТИМЕНТА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ И ОРГАНИЗАЦИИ ИХ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ
В ходе проведенного в данной курсовой работе анализа состояния коммерческой деятельности по организации розничной продажи товаров было выявлено, что Щучинскому филиалу Гродненского ОПО необходимы мероприятия, которые будут способствовать увеличению товарооборота и повышению эффективности торговой деятельности.
Для повышения эффективности торговой деятельности предлагается внедрить дисконтную программу. Дисконтная программа будет способствовать увеличению товарооборота, привлечению новых покупателей и совершенствованию деятельности розничной торговли.
Основная цель предлагаемой дисконтной программы состоит в увеличении товарооборота. Это будет достигаться за счет удержания покупателей предоставляемыми скидками за их постоянное сотрудничество, а также при-влечением новых покупателей. Целевой аудиторией программы являются покупатели.
Для предлагаемой дисконтной программы тип скидки выбран накопи-тельный, так как накопительная скидка вносит в систему элемент игры и азарта. Она побуждает человека приходить чаще и тратить больше денег ради достижения установленного поощрения.
Так как основная цель программы состоит в увеличении товарооборота, то следует выпустить анонимные карты с правом передачи их другому лицу. Для организации не имеет значения, кто пришел с картой в магазин, а имеет значение лишь сам факт прихода. И чем больше людей (члены семьи, знакомые, сослуживцы владельца карты) воспользуется ею, тем лучше для организации.
Количество дисконтных карт будет ограничено.
Дисконтная карта будет выдаваться бесплатно, при условии, что покупатель совершил покупку на сумму не менее 15 руб. Сумма 15 руб. принята по данным экспертов – продавцов магазинов. При получении дисконтной карты покупатель должен заполнить анкету. Основные вопросы, которые содержаться в анкете, это:
- фамилия, имя, отчество покупателя;
- дата рождения (число, месяц, год);
- количество членов семьи, в том числе детей;
- адрес проживания;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях рыночной экономики коммерческая деятельность играет важную роль, т.к. коммерческие службы должны своевременно и правильно реагировать на все изменении, происходящих на рынке. Организация розничной торговли является важнейшим объектом коммерческой деятельности и определяется построением ассортимента товаров и организацией розничной их продажи. Главная цель коммерческой деятельности – получение при-были через удовлетворение покупательского спроса при высокой культуре торгового обслуживания. Правильная организация коммерческой работы в рамках розничной торговли способствует росту товарооборота, достаточно полному удовлетворению совокупного спроса населения и получению коммерческого успеха.
В данной курсовой работе были исследованы подходы по формированию торгового ассортимента продовольственных товаров и организации их розничной продажи в Щучинском филиале Гродненского ОПО. Щучинский филиал - многоотраслевая организация, осуществляющая торговую деятельность, общественное питание, заготовку сельскохозяйственной продукции и сырья, дикорастущих и вторичного сырья, производство потребительских товаров, оказание услуг, перевозку товаров, внешнеэкономическую деятельность.
Щучинский филиал обеспечен всеми необходимыми ресурсами для осуществления своей деятельности. В 2015 г. среднесписочная численность работников Щучинского филиала составляла 674 чел., за трехлетний период число работников сократилось на 14,7 % и составило в 2017г. 575 человек. Сокращение численности наблюдается по всем отраслям
За 2017 год розничный товарооборот увеличился на 34,6 % по сравнению с 2015 годом и составил в 2017г. 25438 тыс. руб. Прибыль от реализации товаров по Щучинскому филиалу сложилась в 2017г. в размере 451 тыс. руб. и по сравнению с данными за 2015 год увеличилась на 247,7 тыс.руб.
Анализ коммерческой работы по управлению ассортиментом показал, что в Щучинском филиале Гродненского ОПО формирование ассортимента товаров в магазинах торговой сети осуществляется с учетом формата торгового объекта, его ассортиментного профиля, места и роли в общей схеме размещения торговых объектов в зоне обслуживания, ассортиментной стратегии конкурентов, спроса населения, торговой площади магазина и рентабельности товаров.
Работа по формированию ассортимента ведется с учетом ожидаемых изменений конъюнктуры рынка, а также исходя из имеющихся товарных ресурсов, логистических путей, изменений контингента обслуживаемых покупателей и других факторов.
1 Баскакова, О.В. Экономика предприятия (организации): учебник / О.В. Баскакова, Л.Ф. Сейко. – М.: Дашков и К, 2013. – 372 c
2 Бондаренко, В.А. Формирование торгового ассортимента: теоретический аспект / В.А. Бондаренко // Концепт. –2015. – № 16. – С. 22-28.
3 Боровкова, Е.Е. Проблемы формирования ассортиментной политики предприятий розничной торговли / Е.Е. Боровкова // Концент. – 2015. – № 6. – 11-16.
4 Бунеева, Р.И. Коммерческая деятельность: организация и управления: учебник / Р.И. Бунеева. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 365 с.
5 Виноградова, С.Н. Коммерческая деятельность: учебное пособие / С.Н. Виноградова, О.В. Пигунова. – изд. 2-е. – Минск: Высш. шк., 2012. – 288 с.
6 Виноградова, С.Н. Организация и технология торговли: учебник / С.Н. Виноградова. – Минск: Вышэйшая школа, 2009. – 464 с.
7 Дашков, Л.П. Организация, технология и проектирование торговых предприятий / Л.П.Дашков, В.К. Памбухчиянц. – Москва: «Издательский дом Дашков и К», 2009. – 509 с.
8 Дмитриченко, М.И. Управление ассортиментом товаров на торговых предприятиях современного формата / М.И. Дмитриченко // Технико-технологические проблемы сервиса. – 2013. – № 4. – 75-80.
9 Егоров, В.Ф. Организация, технология и проектирование предприятий торговли: для высш. учебных заведений/В.Ф. Егоров – СПб.: Первый класс, 2012. – 415 с.
10 Крум, Э.В. Экономика предприятия: учеб. пособие / Э.В. Крум. – Минск: ТетраСистемс, 2013. – 192 c.
11 Лысенко, Ю.В. Экономика предприятия торговли и общественного питания: учебное пособие. Стандарт третьего поколения / Ю.В. Лысенко, М.В. Лысенко, Э.Х. Таипова. – СПб.: Питер, 2013. – 416 c.
12 Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учеб. пособие / под ред. д-ра экон. наук, проф. НА. Нагапетьянца. – М.: Вузовский учебник, 2007. – 272 с.
13 Маркетинг: общий курс: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. Н.Я. Колюжновой, А.Я. Якобсона. – М.: Изд-во Омега-Л, 2006. – 476 с.
14 Михалева, Е. П. Маркетинг: учеб. пособие / Е.П. Михалева. – М.: ЮРАЙТ. – 2010. – 224 с.
15 Молоткова, Н.В. Основы коммерческой деятельности: учеб. пособие. / Н.В Молоткова, Г.А. Соседов. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. – 152 с.
16 Организация коммерческой деятельности предприятия по отраслям и сферам применения: учеб. пособие / И.Н. Никулина, Н.Д. Эрна-швили, Л.Ф. Суходоева. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 319 с.
17 О классификации форм розничной торговли: постановление Министерства торговли Республики Беларусь, 26 июня 2014 г., № 24 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2014. – № 6. − 5/5001.
18 Об утверждении Инструкции о порядке классификации розничных торговых объектов по видам и типам: постановление Министерства торговли Республики Беларусь, 26 июня 2014 г., № 25 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2014. – № 6. − 5/5001.
19 О перечнях товаров и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства торговли Республики Беларусь: по-становление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь, 27 июня 2017 г., № 28 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2017. – № 8. − 6/9235.
20 Памбухчиянц, О.В. Организация коммерческой деятельности: учебник / О.В. Памбухчиянц. – 3-е изд., перер. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и К, 2007. – 672 с.
21 Панкратов, Ф.Г. Коммерческая деятельность: учебник / Ф. Г. Панкратов, Н. Ф. Солдатова. – 13-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. – 500 с.
22 Платонов, В.Н. Организация торговли: учеб. пособие / В.Н. Пла-тонов. – Минск: БГЭУ, 2012. – 287 с.
23 Половцева, Ф.П. Коммерческая деятельность: учебник / Ф.П. По-ловцева. – М: ИнфраМ, 2009. – 248 с.
24 Ромина, А.Г. Коммерческая деятельность: учеб. пособие / А.Г. Ромина. – Минск: БГЭУ, 2009. – 317 с.
25 Синецкий, Б.И. Основы коммерческой деятельности. – М.: Юрист, 2007. – 659 с.
26 Синяева, И.М. Маркетинг в коммерции: учебник / И.М. Синяева, С.В. Земляк, В.В. Синяев. – М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и К, 2012. – 548 с.
27 Тютюшкина, Г.С. Основы коммерческой деятельности: учеб. пособие / Г.С. Тютюшкина. – Ульяновск: УлГТУ, 2006. – 112 с.
28 Формирование ассортимента товаров в розничных торговых организациях [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: http://studopedia.su/14_160051_upravlenie-assortimentom-v-roznichnoy-torgovle.html– Дата доступа: 01.09.2018г.
29 Юрова, Н.А. Управление ассортиментом как функциональный аспект коммерческой деятельности / Н.А. Юрова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия Экономика и менеджмент. – 2009. – № 8. – С. 83-89.