Введение
1 Внешнеторговая политика: понятие, цели, инструменты
2 Виды внешнеторговой политики, социально-экономические последствия внешнеторгового регулирования
3 Анализ внешнеторговой политики Республики Беларусь в условиях трансформационного периода
Заключение
Литература
Введение
Внешнеторговая политика Республики Беларусь является одним из ключевых направлений в деятельности экономического государственного регулирования потому, что условия глобализации являются открытыми для импорта товаров и услуг, рабочей силы и основного капитала.
Высокий уровень международной конкуренции является не только основным стимулятором для осуществления грамотного государственного регулирования, но и улучшает уровень товарообмена между партнёрами других стран.
Современные условия функционирования внешнеторговой политики Республик Беларусь предполагают разработку и внедрение новых подходов к внешнеэкономическим отношениям, вопросам регулирования внешнеторговой деятельности, операциям по заключению контрактов, разработке особенных технологий производства продукции и оформления внешнеторговых операций, что обуславливает актуальность темы курсовой работы.
Следует отметить то, что правильно организованная внешнеторговая политика является ключевым элементом внешнеэкономических отношений.
Страны, которые занимают преимущественное положение на различных товарных рынках, проводят определённую внешнеторговую политику, которая, как правило, ориентирована на повышение уровня благосостояния.
Приобщение какой-либо страны к международному обществу, отвечающему по основным вопросам осуществления внешнеторговой политики, обременяет его на осмысление об основных мировых экономических проблемах, полностью изменяя первоначальное представление о мире и поведении стран-лидеров.
Особенности внешнеторговой деятельности Республики Беларусь на современном этапе развития предполагают создание условий обеспечения устойчивого сбалансированного экономического роста и повышение уровня благосостояния народа.
Ключевым шагом на пути интеграции в мировые экономические системы является вступление Республики Беларусь во Всемирную Торговую Организацию (ВТО).
1 Внешнеторговая политика: понятие, цели, инструменты
Страны, имеющие высокое положение в мировой экономической системе, в целях защиты своих интересов используют определённые стратегии в ведении внешнеторговой политики.
Под «внешнеторговой политикой» понимаются меры государства, направленные на создание благотворных условий по расширению воспроизводства и международного обмена и определение режима регулирования торговых отношений с другими странами, позволяющие обеспечить комфортную платформу для конкурентного преимущества для отечественного производства, развитие и правовое обеспечение конкурентного преимущества в целях благотворного функционирования инфраструктуры, а также расширения влияния на внешнем рынке [1, c. 416].
Внешнеторговая политика предусматривает комплекс мер, которые направлены на осуществление торговых процессов между различными регионами и странами на мировом рынке товаров и услуг.
Обозначим основные цели внешнеторговой политики:
1 установление стратегии повышения объема экспортно-импортных операций;
2 формирование стратегии изменения структуры внешнеторговых операций;
3 создание необходимых условий для обеспечения страны необходимыми ресурсами, товарами и услугами;
4 определение норм соотношения экспортных цен и импортных цен [4,c. 528].
Многолетний опыт учёных, которые занимаются изучение специфики функционирования внешнеторговой политики, позволил разработать термин «политики свободной торговли», согласно которому, государство имеет стратегию минимального вмешательства государства в дела внешнеэкономического регулирования. Однако, подобная трактовка термина не означает, что государство придерживается отстранённой позиции в отношении политики внешнеторгового регулирования. Государство при регулировании вопросов внешнеторговой политики занимается заключением договоров со странами дальнего и ближнего зарубежья, что и является своеобразным предоставлением свободы хозяйствования субъектам.
Проведение государством политики свободной торговли в дальнейшем позволяет получать наибольший экономический эффект от обмена с зарубежными странами, их компаниями и корпорациями [5, c. 164].
2 Виды внешнеторговой политики, социально-экономические последствия внешнеторгового регулирования
Система регулирования внешней торговли предусматривает выделение двух уровней: «национального» и «наднационального». Для того, чтобы достигнуть прогресса в системе международной торговли недостаточно проведение лишь установленной торговой политики. Успешность во внешнеторговом регулировании заключается в проведении плодотворных переговоров и заключении на конечном этапе выгодного договора [20, c. 654].
Историческое прошлое стран демонстрирует, что внешнеторговое регулирование торговли используется в целях преодоления определённых политических барьеров. Поэтому внешнеторговое регулирование является составным сегментом внешней торговой политики государства.
Таким образом, внешнеэкономическая торговая политика имеет два направления: защитное направление и наступательное направление.
Из экономической теории установлено, что различные периоды государственного формирования стран предусматривали определённую стратегию ведения внешней торговой политики, которая полностью адаптировалась под настоящие условия осуществления деятельности.
Существует две основные стратегии осуществления внешнеторговой политики: политика либерализма (свободная торговля) и политика протекционизма (регулируемая торговля) [19, c. 952].
Политика «протекционизма» была разработана ещё в период капиталистического строя и по мере его развития нашла всё больше противоречий с производителями, стремившимися к распространению своей продукции и завоеванию новых рынков продаж.
Объективные потребности капиталистического производительного строя привели к тому, что возникла новая концепция, которая носит название политики «либерализма» или политики «свободной торговли».
Политика «свободной торговли» была разработана совместно с классиками политической экономии, английскими учёными А. Смитом и Д. Рикардо [19, c. 592]. Основная идея разработанной политики заключалась в том, чтобы получать максимальную выгоду от стран-участников международного разделения труда на основе производственных издержек или затрат на трудовое обеспечение («полных» по Смиту или «неполных» по Рикардо). Дальнейшее развитие экономики внешней торговли поспособствовала принять шведскими учёными Э. Хекшером и Б. Олиным теории и факторов развития производства и рядом других учёных – сторонников неолиберального экономического учения.
3 Анализ внешнеторговой политики Республики Беларусь в условиях трансформационного периода
Республика Беларусь является страной, для которой внешнеторговая политика основывается на комбинированных принципах (сочетание свободной торговли и политики протекционизма), что способствует грамотному стратегическому развитию экспортных и импортных операций.
Под «экспортной политикой» понимается мероприятие, целью которого является максимизация прироста конкурентоспособности товарной продукции и услуг, диверсификация географических экспортных параметров и освоение новых рынков сбыта при условии сохранения старых, стимулирование к производству высокотехнологичной наукоёмкой продукции и обеспечение комфортных условий доступа товарной продукции на внешний рынок [21, c. 751].
Концепцией формирования экспортной политики является разработанная Национальная программа развития экспорта в Республике Беларусь. Её ключевой особенностью является исследование новых рынков сбыта, преимущественно перспективных и развитых и проработка новых видов высокотехнологичной продукции.
В экспортной политике Республики Беларусь предусмотрены организационные принципы её построения, среди которых выделяют следующие:
- принцип суверенности внешней экономики и полномасштабной интеграции;
- многополярность и экономическая эффективность осуществления внешней торговли при всемерном развитии процесса интеграции стран-участников ЕврАзЭс и стран СНГ;
- глубокое освоение и вхождение на мировой рынок и перенаправление экспортной структуры на традиционных рынках;
- перевод системы внешней торговли Республики Беларусь на систему принципов и механизмов Всемирной Торговой Организации при использовании принципа протекционизма и ориентир на международный опыт осуществления внешнеторговых экономических операций;
- преимущество экономических методов и механизмов над административными методами и механизмами в рамках процесса регулирования внешней торговли;
- прирост и фиксирование в экспортной экономике доли промышленной продукции и услуг (транспортных, туристических, финансовых);
- прирост в экспортной продукции национальной добавленной стоимости способом снижения импортоемкости (энергоемкость, материалоемкость) и рационального импортозамещения;
Заключение
Особенностью внешнеторговой политики Республики Беларусь является то, что осуществляются меры протекционизма, требующие продуманных стратегий. В Республике Беларусь протекционизм выступает в качестве средства защиты молодых промышленных отраслей. Молодым промышленным отраслям требуется время для того, чтобы окончательно сформировать специфику своей деятельности, а также укрепить начальные позиции на внутреннем и внешнем рынке. Следует отметить то, что достаточно тяжело определить передовые отрасли с точки зрения формирования конкурентных преимуществ в стране. Кроме того, протекционизм может повлиять на снижение стимулов эффективности становления и функционирования отрасли.
Ограничения нетарифного плана могут воздействовать на экспортные и импортные операции, связанные с товарной продукцией, создавая жесточайшие условия для перемещения иностранных товаров через таможенную границу по сравнению с условиями для перемещения товаров отечественного производства. Современный комплекс мер нетарифного регулирования в Республике Беларусь требует значительного упрощения.
Кроме того, улучшению внешнеторговой политики в Республике Беларусь может поспособствовать интеграция Таможенного союза между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией.
Республика Беларусь является страной, для которой внешнеторговая политика основывается на комбинированных принципах (сочетание свободной торговли и политики протекционизма), что способствует грамотному стратегическому развитию экспортных и импортных операций.
Концепцией формирования экспортной политики является разработанная Национальная программа развития экспорта в Республике Беларусь. Её ключевой особенностью является исследование новых рынков сбыта, преимущественно перспективных и развитых и проработка новых видов высокотехнологичной продукции.
В экспортной политике Республики Беларусь предусмотрены организационные принципы её построения, среди которых выделяют следующие:
- принцип суверенности внешней экономики и полномасштабной интеграции;
- многополярность и экономическая эффективность осуществления внешней торговли при всемерном развитии процесса интеграции стран-участников ЕврАзЭс и стран СНГ;
- глубокое освоение и вхождение на мировой рынок и перенаправление экспортной структуры на традиционных рынках;
1 Агапова Т. А. Макроэкономика / Т. А. Агапова. – М: «Маркет ДС Корпорэйшн», 2009. – 416 с.
2 Бондарь А.В. Макроэкономика: учеб. пособие для студ. экон. спец. вузов / А. В. Бондарь [и др.]. – 2-е изд. – Минск: БГЭУ,2009. – 415 с.
3 Базылев Н. И. Макроэкономика / Н. И. Базылев, С.П. Гурко. – Минск: Высшее образование, 2004. – 190 с.
4 Басовский Л. Е. Мировая экономика / Л. Е. Басовский . – М.: Инфра – М, 2005. – 528 с.
5 Васильев В. П. Государственное регулирование экономики / В. П. Васильев. – М: Юрайт, 2018. – 164 с.
6 Веснин В. Р. Мировая экономика / В. Р. Веснин, В. А. Поникаров. – М: Проспект, 2016. – 107 с.
7 Воробьев В. А. Макроэкономика / В. А. Воронин [и др.]; под ред. В. А. Воробьева. – Минск: БГЭУ, 2009. – 269 с.
8 Всемирная торговая организация [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.wto.org. – Дата доступа:
9 Дорнбуш Р. Макроэкономика: учебник / Р. Дорнбуш, С. Фишер; пер. с англ. – М.: Изд-во МГУ: Инфра – М, 1997. 783 с.
10 Лемешевский И. М. Макроэкономика:мировой опыт и белорусская практика: учеб пособие для студентов вузов, обуч. по экон. спец. / И. М. Лемешевский. – 3-е изд., доп. и перераб. – Минск: ФУААинформ, 2009. – 701 с.
11 Макконнелл К. Р. Экономикс / К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю. – М.: Инфра – М, 2003. – 972 с.
12 Министерство торговли и антимонопольного регулирования. – Режим доступа: http://mart.gov.by – Дата доступа:01.12.2018.
13 Мотько Н. А. Макроэкономика / Н. А. Мотько. – Минск: БНТУ,2013. – 158 с.
14 Мэнкью Н. Г. Принципы макроэкономики: учебник для вузов / Н. Г. Мэнкью; пер. с англ. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 573 с.
15 Национальный банк Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrb.by. – Дата доступа:
16 Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by. – Дата доступа:
17 Новикова И. В. Макроэкономика: учебник для студ. экон. спец. вузов / И. В. Новикова [и др.]; под ред. И. В. Новиковой, Ю. М. Ясинского. – Минск: Тетра-Системс, 2010. – 384 с.
18 Ноздрин-Плотницкий М. И. Макроэкономика / М. И. Ноздрин-Плотницкий [и др.]; под ред. М. И. Ноздрина-Плотницкого. – Минск: Амалфея: Мисанта, 2012. – 315 с.
19 Самуэльсон П. Э. Макроэкономика / П. Э. Самуэльсон, В. Д. Нордхаус. – М: Вильямс, 2009. – 592 с.
20 Тарасевич Л. С. Макроэкономика / Л. С. Тарасевич, П. И. Гребеннпиков, А. И. Леусский. – 7-е изд. – М: Юрайт: Высшее образование, 2009. – 654 с.
21 Шимов В. Н. Национальная экономика Беларуси / В. Н. Шимов [и др.]; под ред. В. Н. Шимова. – Минск, 2009. – 751 с.